Педагогика Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Развитие мотивации учения у детей младшего школьного возраста

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Изучение и анализ проблемы развития мотивации учебной деятельности в младшем школьном возрасте 5
1.1 Психолого-педагогические особенности младших школьников 5
1.2 Виды мотивации учения у детей младшего школьного возраста 11
1.3 Особенности и условия формирования учебной деятельности младших школьников 15
1.4 Развитие мотивации учения в младшем школьном возрасте 17
Выводы по главе 24
Глава 2. Экспериментальное изучение особенностей мотивации учебной деятельности у детей дошкольного возраста 25
2.1 Методы и организация исследования уровня мотивации учебной деятельности 25
2.2 Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования 27
2.3 Рекомендации по формированию позитивной мотивации учебной деятельности у детей младшего школьного возраста 32
Выводы по главе 37
Заключение 38
Список использованных источников 40

 

  

Введение:

 

Актуальность и проблема: в настоящее время в современной школе по-прежнему достаточно остро стоит задача повышения эффективности обучения. Это связано в первую очередь с тем, что год от года растет объем информации, которую ученики должны освоить. Отсюда следует, что проблема заключается в поиске таких средств и способов, которые бы способствовали прочному, осмысленному усвоению знаний учащимися.
Представляется важным, что в школе проверяются разные стратегии обучения. Чем больше будет альтернативных методических решений, тем плодотворней будет поиск новых путей обучения предмету в целом.
Один из возможных вариантов является построение учебной деятельности через основы мотивации.
В любой деятельности, в том числе, и в учебной, если речь идет о её продуктивности, присутствует: потребность, мотив, концентрация внимания, принятие решения. Только такая цепочка может дать качественный результат исполнения.
Для оптимальной организации учебного процесса важно в первую очередь глубокое знание и понимание такого аспекта обучения как, мотивация учебной деятельности и пути ее формирования.
Изучив литературные источники по теме нашей работы, мы пришли к выводу, что данная тема является мало изученной, мотивация, как компонент учебной деятельности и ее особенности исследованы педагогами и психологами в достаточной мере, но именно условия ее формирования у школьников изучены слабо. Следовательно, нам нужно изучить данный вопрос более подробно.
Объект работы: мотивация учебной деятельности детей младшего школьного возраста.
Предмет работы: условия и особенности развития мотивации учения у детей младшего школьного возраста в процессе учебной деятельности.
Целью данной работы является исследование особенностей и условий развития мотивации учения в младшем школьном возрасте.
Для достижения поставленной цели следует решить ряд определенных задач:
— рассмотреть психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста;
— выявить особенности учебной деятельности детей младшего школьного возраста;
— изучить виды и особенности мотивации учения детей младшего школьного возраста;
— определить особенности развития учебной мотивации детей младшего школьного возраста эмпирическим путем;
— представить рекомендации по повышению учебной мотивации у детей младшего школьного возраста в соответствии с полученными результатами.
Методологической основой нашей работы являются основные положения воспитания и обучения, разработанные классиками русской и советской педагогики К.Д.Ушинским, Н.К.Крупской, А.С.Макаренко и также положения отечественной педагогики, сформулированные в трудах А.П.Усовой, Е.И.Радиной, З.М. Богуславской, А.И.Сорокиной.
Для решения поставленных цели и задач нами были использованы следующие методы работы: теоретический и практический анализ и синтез, обобщение и систематизация, сравнение, изучение методической и учебной литературы, эмпирические методы, анализ результатов.
Практическая значимость: данная работа, результаты исследования, предложенные рекомендации предназначены для развития мотивации учения в младшем школьном возрасте.
Структура работы: данная работа состоит из содержания, введения, основной части, заключения и списка использованной литературы.

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Изучив литературу по интересующей нас теме, мы выяснили, что дети младшего школьного возраста обладают определенными психолого-педагогическими особенностями. Данные особенности можно заметить в различных сферах деятельности ребенка.
Особую значимость в данном возрасте имеет учебная деятельность, успешность которой зависит от психолого-педагогических особенностей детей младшего школьного возраста.
Так же для эффективной учебной деятельности следует обратить внимание на мотивацию учения у ребенка.
Мотивация учения появляется у детей немного раньше, чем они поступают в школу, этому способствует подготовительная к школе работа, которая осуществляется в детском саду.
Мотивация учения так же имеет определенные виды, каждый вид имеет определенные особенности. Для успешной учебной деятельности педагогическая работа должна быть направлена на развитие мотивации учения у детей младшего школьного возраста.
Так же от этого будет зависеть и дальнейшая учебная деятельность ребенка.
Не у всех школьников имеются те или иные мотивы учения, исходя из этого, следует проводить определенную работу, как родителям, так и учителям, используя различные методы и формы работы.
Во второй главе нашей работы была проведена диагностика мотивации к обучению у детей младшего школьного возраста. В эксперименте принимали участие 15 детей.
В ходе эксперимента, направленного на выявление уровня мотивации к обучению у школьников, была проведена Методика Н. Г. Лускановой и Методика изучения мотивов учебной деятельности школьников М.Р. Гинзбург.
После проведения методики, мы выяснили, что у младших школьников наблюдается низкая и средняя мотивация к обучению, мотивы учения не сформированы.
Данные результаты являются подтверждением теоретической части нашей работы, исходя из этого, следует проводить мероприятия и соблюдать рекомендации по повышению положительной мотивации учения у детей младшего школьного возраста.
По результатам проведенных методик мы предложили рекомендации для педагогов и родителей по повышению мотивации к обучению у детей младшего школьного возраста, которые могут быть использованы как в школе, так и в домашних условиях.
Предложенные рекомендации будут способствовать развитию мотивации учения у детей младшего школьного возраста. Их использование будет эффективным и продуктивным в том случае, если педагог будет учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся.

  

 

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Изучение и анализ проблемы развития мотивации учебной деятельности в младшем школьном возрасте

1.1 Психолого-педагогические особенности младших школьников

В младшем школьном возрасте у ребенка формируется такое важное новообразование как самооценка, поэтому роль родителей и учителя очень важна – они оценивают старания и труды малыша, а это в свою очередь, очень влияет на становление личности ребенка. Учитель должен поощрять успехи ученика и не заострять внимание на неудачах, ведь таким образом у ребенка формируется мотив для достижения успехов, или избегания неудач.
Младший школьный возраст не подразумевает только обучение ребенка. Важным моментом является его физическое развитие – ведь период 6-7 лет это фаза активного физического роста. Очень часто нервно-психическое развитее «не успевает» за физическим – у детей появляется повышенная усталость, нервозность, невнимательность.
Все процессы мышления, памяти, восприятия, воображения, самосознания находятся в фазе активного развития [4, с.76].
Память. На этапе обучения развиваются все виды памяти ребенка: оперативная, кратковременная и долговременная. Это связано, в первую очередь, с необходимостью постоянного запоминания и заучивания учебных заданий.
Мышление. Доминирующим процессом в младшем школьном возрасте есть мышление – сейчас оно словесно-логическое. А к 9-ти годам ребенок приобретает один из видов мышления: теоретик, мыслитель, или художник.
Внимание. У детей в этом возрасте преобладает непроизвольное внимание — вот почему им так сложно сконцентрироваться на чем то. Только с помощью высокой мотивации и волевым усилиям они могут удержать внимание.
Воображение. В начальной школе воображение ребенка опирается на конкретные формы, предметы, делая его менее обширным, но со временем основным в развитии воображения становится слово, что делает его более фантазийным и широким.
Также период 7-8 лет – это этап усвоения и восприятия моральных норм и правил – ребенок готов к их пониманию и выполнению. Поэтому в этот период очень важно много разговаривать с ребенком, объяснять непонятные ему правила морали и поведения в социуме.
Очень важным в жизни ребенка выступают и взаимоотношения со сверстниками – к концу младшего школьного возраста они выходят на новый уровень развития, когда авторитет родителей становится не столь уж важным для ребенка, а социальная реализация в кругу своих одногодок приобретает особую важность.
Иногда ученики начальных классов плохо спят ночью – сказываются эмоциональные перегрузки растущего организма. Стоит перед сном замедлить ритм жизни, спокойно прогуляться перед сном на воздухе, чтобы вся скопившаяся энергия за день была потрачена, и ребенок лучше засыпал. График достаточно сложный, отношения в коллективе наладились, учительница стала своей, но психика малыша еще не до конца окрепла. Пусть малыш делится всеми секретами, проблемами и бедами с родителями. Нужно позволять ему самому принимать решение, просто разговаривайте с ним, как с взрослым, и одобряйте его.
А.П.Усова и А.И.Сорокина заявляют, что развитие ребенка 7-8 лет происходит стремительно, в действительности просто на глазах робкий малыш превращается в уверенного человечка, который может самостоятельно справляться со многими заданиями. Надо сказать, что развитие ребенка 7 лет и развитие ребенка 8 лет во многом схоже, так как именно в этом возрастном периоде происходит переход от младенчества к более осознанному существованию.
При этом семилетний ребенок нетерпелив, энергичен и даже суетлив, постоянно находится в движении, с готовностью берется за выполнение различных дел. Однако, несмотря на некоторую самостоятельность, ребенок все также остро нуждается в понимании и поддержке родителей, особенно во время адаптации к школе. Чтобы помогать своему чаду всесторонне развиваться, родителям необходимо знать, каким должно быть развитие ребенка 7 лет [1, с.88].
По мнению З.М. Богуславской, развитие ребенка 7 лет соответствует следующим показателям:
 Понятия морали. Семилетний ребенок хорошо ориентируется в понятиях «что такое хорошо и что такое плохо». Он может отличить позитивный поступок от негативного, и взять на себя некоторую долю ответственности за совершенные дела.
 Социум. Детям в этом возрасте очень нравится быть частью коллектива, проводить время с друзьями. Правильное развитие ребенка 8 лет должно непременно проходить в тесной связи с социумом.
 Личные обязанности. Ребенок пытается старательно выполнять задания и стремится получить одобрение. Именно в этот период ребенок начинает активно помогать по дому, с удовольствием выполняет посильные поручения взрослых. Для правильного развития ребенка 7 лет родители должны непременно выделить для него круг персональных заданий. Это могут быть посильные поручения, которые ребенок должен выполнять на благо семьи. Собственные обязанности не только предадут малышу ощущение собственной значимости и важности, но и научат его отвечать за качество сделанного, планировать время и рассчитывать свои силы. Конечно, не стоит перегружать ребенка, иначе его инициатива скоро погаснет, все задачи должны быть простыми: подмести пол на кухне или в своей комнате, полить цветы, вытирать стол, накрывать на стол и убирать посуду, складывать свою одежду, расставлять обувь в прихожей и пр.
 Лучший друг. Ребенок активно интересуется отношениями за пределами семьи, он готов выделять много времени для общения с друзьями, походов в гости. Именно в это время у ребенка может появиться лучший друг и не обязательно ровесник, взрослому другу он может смело доверять тайны, которые не может открыть родителям. В действительности формирование отношений с лучшим другом является важным этапом в развитии ребенка 7 лет, так как именно этот опыт помогает малышу учиться строить близкие, доверительные отношения, откровенно высказывать свои мысли и чувства, приходить на выручку другу в нужные моменты и пр. Однако в этот период родителям важно сохранять собственный авторитет в глазах ребенка, по-прежнему оказывая на него основное влияние. Продолжайте поддерживать заведенные в вашей семье правила, общайтесь с ребенком в доверительной и уважительной форме, создавая в доме теплую и любящую атмосферу.
Восьмилетний ребенок отдаляется от родителей, и понадобится очень много такта, чтобы сохранить контакт. Здесь очень сложно сохранить баланс — своеобразное равновесие между чрезмерным вмешательством в его жизнь и незаметной помощью, побуждением к самостоятельности.
В этом возрасте нужно прививать уважение к старшим, семье, своем клану. Ребенок должен знать, что нужно считаться с мнением членов семьи и прежде всего, родителей.
В возрасте 8 лет отмечается появление нового психологического аспекта у ребенка – появление сомнений в правильности действий взрослого. Если ребенок узнал какую-то информацию из книг, и она не сходится с мнением родителей, то может возникнуть конфликт.
Так же отмечается отличие требование родителей от требований учителе. Это негативно влияет на ребенка и он может замкнуться в себе, перестать общаться со взрослыми, выражать непослушание.
В данном возрасте психика ребенка еще не окрепла, из-за этого могут возникать эмоциональные вспышки по любому поводу. Следует приучать ребенка к самостоятельности, чтобы он смог сам ответить за свои действия, избегая конфликта [7, с. 44].
В данном возрасте следует обращать внимание ребенка на мотивацию, так как именно в 7-8 лет у ребенка появляются поведенческие и познавательные мотивы. Следует беседовать с ребенком на эту тему, приучать его, что в школу нужно ходить не только за хорошими оценками, но и за новыми знаниями.
Так же у ребенка появляются мысли по поводу будущей профессии. Младшие школьники с удовольствием мечтают о том, кем бы хотели стать в будущем. Это так же является отличным мотивом к обучению в школе.
Так как в этом возрасте повышенной самооценки не отмечается, то ребенку достаточно легко объяснить, что следует ходить в школы, чтобы всему научиться.
В возрасте 8 лет отмечаются некоторые изменения в поведении школьника. Мальчики становятся непоседливыми, шумными, поэтому им тяжело сидеть на уроке, слушать учителя, а так же делать домашнее задание без перерывав. Следует приучать их к порядку, выдвигать определенные требования по дисциплине.
Девочки начинают обращать внимание на свой внешний вид, это тоже может негативно сказаться на учебе, так как внешности будет уделяться большее внимание, чем урокам и заданиям.
Мальчики, наоборот, могут стать более неряшливыми, они перестают обращать внимание на своею одежду и прическу. Следует приучать их быть опрятными и аккуратными.
К девяти годам у мальчиков может наблюдаться ответственности. Например, они могут не выполнить домашнее задание, потому что нужно идти в секцию. Занятия более интересны, а уроки становятся не так важны.
Мальчики предпочитают заниматься спортом, играть в спортивные игры, девочки – играть на музыкальных инструментах, вышивать, рисовать.
В настроении имеются подобные отличия. Девочки более спокойны и уравновешены, мальчики, наоборот, подвижны, вспыльчивы, активны.
У них может наблюдаться чрезмерное повышение уверенности в себе, или же, наоборот, потеря самооценки, неуверенность в собственных действиях.
Словарный запас так же различен – у мальчиков он шире, чем у девочек. Преобладают слова, которые передают действия, у девочек же – предметно-оценочные выражения более распространены.
В этом возрасте следует учить ребенка анализировать свои действия. Беседы о поступках детей принесут много пользы. После простого разбора ситуации ребенок поймет все свои ошибки и сам придет к правильному решению.
Так же следует делать упор на усвоение моральных и нравственных ценностей. Это является важным в жизни ребенка. Он должен понимать, что плохо, а что хорошо. От этого зависит его дальнейшая жизнь.
Это поможет ему правильно разбираться в определенных ситуациях, поступках, действиях.
Важным является оказание помощи ребенку. Если у него что-то не получается в школе, то родителю следует выяснить это, поговорить с ребенком, объяснить то, что вызывает трудности у школьника.
Если оказывать помощь в выполнении уроков, то ребенку будет легче принимать школьные требования. Так же он будет уверен в том, что родители всегда помогут, поддержат в любой ситуации.
Получение плохих отметок будет способствовать нежеланию ребенка идти в школу. Задача родителей предотвратить это, потому что ребенок не виноват, что не понял ту или иную тему. Помощь взрослого будет иметь большое значение в данном случае.
В любой ситуации младший школьник должен быть уверен в том, что взрослые помогут ему, поддержат его. Именно от этого зависит дальнейшая жизнь ребенка, его желание ходить в школу, получать знания, хорошие оценки, общаться с другими людьми, доверять им.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы