Курсовая с практикой на тему «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Оглавление
Введение. 3
Глава 1. Теоретические основы развития
коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста. 7
1.1. Понятие коммуникативных способностей
детей и особенности их развития в дошкольном возрасте с учетом требований ФГОС
дошкольного образования. 7
1.2. Педагогические условия развития коммуникативных
способностей у детей дошкольного возраста в детском саду. 10
1.3. Методы взаимодействия воспитателей с
родителями воспитанников с целью развития их коммуникативных способностей. 24
Выводы по главе 1. 29
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по
развитию коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста при
взаимодействии воспитателя и семьи 30
2.1. Выявление уровня коммуникативных
способностей у детей дошкольного возраста на констатирующем этапе. 30
2.2. Работа воспитателя по развитию
коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста в условиях
взаимодействия с родителями на формирующем этапе 38
Выводы по главе 2. 43
Заключение. 44
Список литературы. 46
Приложение. 49
Введение:
Актуальность. В реальной
жизни коммуникативные способности детей развиваются плохо, беспокойство
вызывает чрезмерное общение детей с гаджетами и минимальное общение со
сверстниками и взрослыми, что необходимо для успешного развития коммуникативных
навыков.
Задачами социально – коммуникативного
развития в соответствии с ФГОС ДО являются следующие:
— присвоение норм и ценностей, принятых в
обществе, включая моральные и нравственные ценности;
— развитие общения и взаимодействия
ребёнка с взрослыми и сверстниками;
— развитие социального и эмоционального
интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания,
— формирование
готовности к совместной деятельности со сверстниками.
Проблема коммуникативного развития
дошкольников раскрывается зарубежными и российскими исследователями. Авторами
(М.И. Лисина, Т.С. Овчинникова, Е.О. Смирнова, Н.Н. Яковлева и др.) выделяются
особенности коммуникации детей с различными образовательными потребностями;
рассматриваются сложности коммуникативного взаимодействия дошкольников (А.Г.
Самохвалова, Л.В. Чернецкая, А.В. Чулкова и др.), прогнозируются формы работы
педагогов с детьми и их родителями на основе организации конструктивной
коммуникации (О.А. Слинько, Р.К. Терещук и др.). Тем не менее рассмотрение
дифференцированного подхода к развитию коммуникативных умений детей, а также готовности участников
образовательных отношений к личностным и профессиональным изменениям в
интересах воспитанников в психолого-педагогической литературе раскрыты
недостаточно.
Р.С. Немов определял коммуникативные способности
как умения и навыки общения детей, которые влияют на
успешность этого общения. По мнению А.А. Бодалева, коммуникативные способности детей – индивидуально психологические
особенности личности, обеспечивающие эффективное взаимодейсквие и адекватное
взаимопонимание между людьми в процессе общения или выполнения совместной
деятельности.
Для коммуникативного развития очень важно привлечь
родителей к взаимодействию с педагогами детского сада по следующим причинам:
1. Постоянная, непрерывная
работа по всем 4-ем направлениям данной образовательной области способствует
социально – коммуникативному развитию каждого ребёнка.
2. Дети становятся более
раскрепощёнными и самостоятельными, целеустремлёнными и уверенными в себе,
общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и
взрослым; способными к взаимопониманию и сотрудничеству. У детей формируется
способность совместно принимать решения и следовать их выполнению.
3. У
родителей возрастает интерес к жизни детского сада, а общение с воспитателем
приобретает более открытый и дружеский характер, в результате чего достигается
и лучшее взаимопонимание в педагогических вопросах.
4. Взрослые выступают здесь как
равноправные партнеры взаимодействия с детьми, занимая не назидательную
учебно-дисциплинарную позицию, а общаясь с ребенком на равных.
Анализ
психолого-педагогической литературы и практики позволил нам выявить
противоречие между значимостью развития коммуникативных способностей детей
дошкольного возраста и недостаточной организацией работы воспитателей по этому
направлению деятельности.
Проблема: как
необходимо построить работу воспитателя по развитию коммуникативных
способностей у детей дошкольного возраста в условиях взаимодействия с
родителями.
Объект
исследования: процесс развития коммуникативных способностей детей
дошкольного возраста.
Предмет
исследования: педагогические условия
развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста.
Гипотеза
исследования мы предположили, что процесс развития коммуникативных
способностей детей дошкольного возраста будет эффективном при следующих
условиях:
— при активном взаимодействии педагогов детского сада
и родителей;
— при создании предметно-развивающей среды в детском
саду, обеспечивающей продуктивное развитие коммуникации детей;
— при использовании инновационных методов и приемов
взаимодействия с семьями воспитанников.
Цель
исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить
эффективность развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста
в условиях взаимодействия педагогов детского сада и родителей.
Задачи
исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую
литературу по теме работы.
2. Проанализировать понятие
коммуникативных способностей детей и особенности их развития в дошкольном
возрасте.
3. Выявить педагогические условия
взаимодействия детского сада и родителей с целью развития коммуникативных
способностей детей.
4. Подготовить и апробировать этапы
опытно-экспериментальной работы с целью развития коммуникативных способностей
детей дошкольного возраста.
5. Описать результаты исследования и
сделать выводы.
Методы
исследования:
— теоретические: методы изучения, анализа, синтеза,
обобщения психологической литературы по теме работы;
— эмпирические: диагностические методы
(опросные методы — метод беседы, тестирования), педагогический эксперимент,
метод качественно-количественного анализа экспериментальных данных, метод
математической обработки полученных данных.
База исследования: МБДОУ
"Детский сад №6 "Родничок" г. Мариинска, Кемеровской области, дети дошкольного возраста
старшей группы, 5-6 лет (6 мальчиков, 4 девочки), 2 педагога, 10 родителей.
Практическая значимость: исследования заключается в том, что работа по развитию коммуникативных навыков может быть
полезна воспитателям, психологу,
родителям и всем заинтересованным лицам в работе
со старшими дошкольниками.
Структура исследования: работа состоит из введения,
двух глав, заключения, списка использованных источников
Заключение:
Коммуникативные способности позволяют различать
конкретные ситуации общения, понимать состояние других людей в различных
ситуациях и на их основе адекватно выстраивать свое поведение. В ситуации
общения со взрослыми или сверстниками (в детском саду, на улице, в транспорте и
т. Д.) Ребенок с развитыми коммуникативными навыками сможет понять, каковы
внешние признаки этой ситуации и по каким правилам вам нужно действовать в
этом. В случае конфликта или другой напряженной ситуации, такой ребенок найдет
позитивные способы ее трансформации.
Коммуникативные
способности — это способность общаться, которая должна развиваться с раннего
возраста.
Коммуникативные
способности у дошкольников включают в себя: желание вступать в контакт, умение
организовывать общение, знание норм и правил в общении со сверстниками и
взрослыми.
Современные педагогические технологии направлены на
обеспечение такого уровня развития ребенка, который помог бы ему реализовать
себя как субъект деятельности, почувствовать чувство психологической
безопасности.
Именно в условиях общения ребенок сталкивается с
необходимостью применять на практике усваиваемые нормы поведения по отношению к
другим людям, адаптировать эти нормы и правила к различным конкретным
ситуациям.
В совместной
деятельности постоянно возникают ситуации что требует координации детей,
проявления доброжелательного отношения к сверстникам, умения отказаться от
личных желаний для достижения общей цели. В этих ситуациях дети не всегда
находят правильное поведение.
Таким образом, у большинства детей
экспериментальной группы высокий уровень развития коммуникативных качеств.
Формирование коммуникативных умений дошкольников
должно решаться с помощью использования ресурсов игровой деятельности. Эти
мероприятия позволяют решить ряд важных образовательных задач:
— Формировании социальных навыков:
— Воспитывать у детей позитивное отношение к своим
сверстникам и побуждать их проявлять эмоциональную отзывчивость,
доброжелательность, дружелюбие;
— Развивать способность ребенка учитывать интересы и
мнения своих сверстников, проявлять терпение и терпимость к действию;
— Научить ребенка согласовывать свои действия с
действиями других сверстников, демонстрируя самостоятельность и ответственность
этого личностного качества;
— Развивать способность детей поддерживать активный
контакт со сверстниками в совместной деятельности;
— Развивать позитивное самооценочное и
эмоционально-ценностное отношение к взрослым и сверстникам, поддерживать
стремление ребенка оказывать посильную помощь и поддержку окружающим;
— Воспитывать у детей социально приемлемые модели
поведения и ценности, а также личностные качества.
— Расширение понимания общества и культуры:
— Развитие и поддержание интереса детей к социальному
миру, событиям, предметам и объектам социальной среды, основным общепризнанным
нормам и правилам социального поведения;
— Раскрывать перед детьми различные отношения
окружающих, необходимость развития отношений со взрослыми и сверстниками у
дошкольников, стремление поддерживать позитивные отношения, заботиться о
других.
Главными результатами работы с родителями является
повышение коммуникативной компетенции дошкольников и улучшение
детско-родительских отношений.
Во всех формах работы с родителями и детьми
создаются условия для развития коммуникативной личности – ее
компетентности (языковой способности), эмоциональности, общительности,
инициативности, самостоятельности, свободы речевого поведения, а также развитие
языковой способности.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы развития коммуникативных
способностей у детей дошкольного возраста
1.1. Понятие
коммуникативных способностей детей и особенности их развития в дошкольном
возрасте с учетом требований ФГОС дошкольного образования
Социально-коммуникативное развитие – это процесс усвоения и дальнейшего развития
индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его дальнейшего
включения в систему общественных отношений.
Социально-коммуникативное развитие детей относится к числу важнейших проблем
педагогики. Его актуальность возрастает в современных условиях в связи с
особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются
дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во
взаимоотношениях людей. Противоречия современной социокультурной среды также
накладывают свой отпечаток на формирование личности ребенка в дошкольном возрасте.
Проблемы дошкольного детства вызываются и усугубляются в том числе неспособностью и неготовностью некоторых семей к созданию условий для гармоничной
социализации ребёнка, ослаблением преемственных связей между семейным и дошкольным воспитанием [1].
Следовательно, в рамках реализации ФГОС в содержании образовательной деятельности дошкольных
учреждений более пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и
решению задач социально-коммуникативного
развития.
Родной язык
играет уникальную роль в формировании личности человека. Язык и речь, память,
эмоции рассматриваются в психологии, философии и педагогике как узел, в котором
сходятся все линии психического развития: мышление, воображение.
С раннего
детства жизнь человека связана с языком. Ребенку еще нет года, и он слушает
звуки речи, колыбельную, и начинает учить и понимать свой родной язык. К году —
по первым словам, по двум — по фразам, а в три года ребенок использует около
1000 слов, речь становится полноценным средством общения.
В ряде
исследований отмечается, что коммуникативные навыки способствуют психическому
развитию дошкольника (А.В. Запорожец, М.И. Лисина, А.Г. Рузская), влияют на
общий уровень его активности (З.М. Богуславская, Д.Б. Эльконин)
Важность
формирования коммуникативных навыков становится более очевидной на этапе
перехода ребенка в школу (М.И. Лисина, А.Г. Рузская, В.А. Петровский, Г.Г.
Кравцов, Е.Е. Шулешко). Когда отсутствие элементарных навыков мешает ребенку
общаться со сверстниками и взрослыми, приводит к повышению уровня тревоги,
нарушается приоритетная основа обеспечения непрерывности процесса дошкольного
образования. Именно развитие коммуникативности является также начальным общим
образованием, необходимым условием успеха образовательной деятельности,
важнейшим направлением социального и личностного развития [16].
Коммуникативные
способности позволяют различать конкретные ситуации общения, понимать состояние
других людей в различных ситуациях и на их основе адекватно выстраивать свое
поведение. В ситуации общения со взрослыми или сверстниками (в детском саду, на
улице, в транспорте и т.д.) Ребенок с развитыми коммуникативными навыками
сможет понять, каковы внешние признаки этой ситуации и по каким правилам вам
нужно действовать в этом. В случае конфликта или другой напряженной ситуации,
такой ребенок найдет позитивные способы ее трансформации.
Коммуникативные
способности — это способность общаться, которая должна развиваться с раннего
возраста [2].
Коммуникативные способности у дошкольников
включают в себя: желание вступать в контакт, умение организовывать общение,
знание норм и правил в общении со сверстниками и взрослыми [10]. Одним из
основных видов такой