Дошкольная логопедия Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Развитие фонематических представлений у детей с дизартрией

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Оглавление

Введение. 3

Глава 1. Теоретические аспекты развития фонематических
представлений у детей с дизартрией. 6

1.1. Общая характеристика дошкольников с дизартрией. 6

1.2. Особенности фонематических процессов у детей дошкольного возраста с дизартрией. 17

Выводы по первой главе. 19

Глава 2. Практические аспекты развития фонематических
представлений у детей с дизартрией. 21

2.1. Методы диагностики развития фонематических
представлений у детей с дизартрией. 21

2.2 Анализ результатов диагностики фонематических
представлений у детей с дизартрией. 31

Выводы по второй главе. 40

Заключение. 41

Список использованной литературы.. 43

 

  

Введение:

 

Введение

Обоснование темы исследования и ее актуальность. Правильная и грамотная
речь – важнейшее условие всестороннего и полноценного развития человека.

Речевая функция считается одной из важнейших функций человека, а правильная
речь – залог успешного освоения грамоты и чтения.

Нарушения речи отрицательно влияют на развитие ребёнка в целом,
затрудняют общение с окружающими, задерживают формирование познавательных
процессов и, следовательно, препятствуют становлению полноценной личности.

Дизартрия — сложное
речевое расстройство, характеризующееся комбинацией нарушений компонентов
речевой деятельности; артикуляции, дикции, голоса, дыхания, мимики,
мелодико-интонационной стороны речи.

Дизартрия часто
встречается в детском возрасте (особенно в дошкольном) и представляет известную
трудность для дифференциальной диагностики и коррекционной работы.

Для дизартрии характерно
наличие симптомов органического поражения центральной нервной системы:
недостаточная иннервация органов артикуляции, нарушения мышечного тонуса
артикуляционной и мимической мускулатуре (в виде стертых парезов).

Проблема по выявлению, предупреждению и коррекции нарушений
фонематических процессов у дошкольников с дизартрией, продолжает оставаться
актуальной в коррекционной педагогике и логопедии, и связана с тем, что в
настоящее время отмечается неуклонный рост числа детей с нарушениями в
формировании фонематических процессов, обусловленным дизартрией.

Анализ специальных литературных данных показал, что проблема дизартрии
как одного из видов речевых нарушений рассматривалась специалистами Е.Ф.
Архиповой, Л.И. Беляковой, Г.В. Бабиной, Е.Н. Винарской, Л.С. Волковой, О.Е.
Грибовой, М.П. Давыдовой, А. Н. Корневым, Л. В. Лопатиной, Е.М. Мастюковой, Л.
В. Мелеховой, О. В. Правдиной, А. М. Пулатовым, З.А. Репиной, Е.Ф. Соботович,
Г. В. Чиркиной, К. А. Семеновой, Н. В. Серебряковой, Э.Я. Сизовой, Н. М.
Трубниковой и др.

Отсутствие полноценного функционирования фонематической системы делает
невозможным правильное произношение звуков.

Более того, нарушение фонематических процессов не даёт возможности детям
овладевать в нужной степени словарным запасом и грамматическим строем речи, а,
следовательно, тормозит развитие связной речи в целом.

Это значит, что устранение тяжёлых дефектов речи невозможно без
специальной работы по коррекции фонематических
процессов.

На основе этого выявляется противоречие, которое заключается
необходимости современных коррекционной программы и недостаточной изученностью
развитие фонематических представлений у детей с дизартрией на сегодняшний день.

Проблема особенностей фонематических процессов у детей с дизартрией, на
наш взгляд, требует ещё большого изучения.

Цель исследования: теоретически изучить литературные источники по
проблеме исследования и практически развитие фонематических представлений у
детей с дизартрией.

Объект исследования: фонематические представления у детей с дизартрией.

Предмет: развитие фонематических представлений у детей с дизартрией.

Гипотеза: развитие фонематических представлений у детей с дизартрией
имеет некоторые отклонения.

Рабочая гипотеза: развитие фонематических представлений у детей с
дизартрией протекает неполным формированием процесса произношения и восприятием
тонких акустических особенностей произношения различных звуков.

Задачи в соответствии с целью исследования:

1. Дать общую характеристику дошкольников с дизартрией

2. Изучить особенности фонематических процессов у детей дошкольного
возраста с дизартрией

3. Подобрать методы диагностики развития фонематических представлений у
детей с дизартрией

4. Проанализировать результаты диагностики фонематических представлений у
детей с дизартрией.

Методы исследования: анализ психолого-педагогической и логопедической
литературы, диагностические мероприятия по обследованию и выявлению проблем
нарушений фонематических представлений у детей с дизартрией, обработка и интерпретация
результатов.

База исследования: ДОУ, 15 детей 5-6 лет.

Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы
педагогами в своей профессиональной деятельности.

Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения,
списка использованной литературы.

Во введении обозначены: актуальность исследования, противоречие,
проблема, цель, объект, предмет, гипотеза, рабочая гипотеза, задачи, методы,
база, практическая значимость, структура.

В первой главе рассмотрены теоретические аспекты развития фонематических
представлений у детей с дизартрией.

Во второй главе рассмотрены практические аспекты развития фонематических
представлений у детей с дизартрией.

В заключении сделаны общие выводы.



 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Заключение

Развитие фонематических процессов представляет одну из первостепенных
задач логопедической работы. Даже при нормированном звукопроизношении, но не сформированной способности различать фонемы на слух, у ребёнка могут
возникнуть трудности в полноценном овладении навыками письма и чтения.

Дизартрия — сложное
речевое расстройство, характеризующееся комбинацией нарушений компонентов
речевой деятельности; артикуляции, дикции, голоса, дыхания, мимики,
мелодико-интонационной стороны речи. Для дизартрии характерно наличие симптомов
органического поражения центральной нервной системы: недостаточная иннервация
органов артикуляции, нарушения мышечного тонуса артикуляционной и мимической мускулатуре
(в виде стертых парезов).

При дизартрии, как
правило, отмечаются разнообразные стойкие нарушения фонетической стороны речи,
являющиеся ведущими в структуре речевого дефекта, и отклонения в развитии
лексико-грамматического строя речи.

У детей, страдающих трудностями произношения, восприятие фонем
характеризуется неполным формированием процесса произношения и восприятием
тонких акустических особенностей произношения различных звуков.

Умение различать анализировать звуковой состав слова, дифференцировать
акустически близкие фонемы является важной предпосылкой в овладении как устной,
так и письменной речью.

Наблюдение
показало, что в данной группе у одного ребенка фонематические процессы лучше
сформированы, чем у других. Д.К. дает правильные ответы на большинство заданий,
верно, понимает смысл задания. М.Л. и Н.В. показали средние результаты, они
были невнимательны, постоянно отвлекались, что мешало им концентрироваться на
задании, но на многие задания ответили верно. М.Р. и Я.И. показали худшие результаты,
они плохо справлялись с заданиями, неусидчивы, они еще не готовы к формированию
звукового анализа.

Наиболее
легкой была игра, связанная с выделением гласного и согласного звуков в начале
слова: с этим заданием справились все дети экспериментальной группы.

Не
все смогли определить первый и последний звук в слове, а также были сложности
при выполнении задания: "Подними кружок, когда услышишь в слове звук
"а", подними квадрат, когда услышишь звук "о", подними
треугольник, когда услышишь звук "у" дети путались и не всегда
правильно поднимали нужные карточки. У всех детей экспериментальной группы были
отмечены нарушения фонематического анализа, т.е. полностью фонематический
анализ у них не сформирован.

Таким
образом, по результатам обследования возникает необходимость проведения
коррекционных занятий, способствующих формированию фонематических процессов.

При дизартрии встречаются не только фонетические дефекты, но и
фонематические. Такие дети слышат фонемы родного языка, но не различают их, следовательно, фонематический
слух у них первично сохранен, страдает фонематическое восприятие, а также
операции анализа и синтеза. Фонематические представления не формируются.

Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены в полном
объёме. Материалы данного исследования будут полезны логопедам, воспитателям
групп компенсирующей и комбинированной направленности для детей с дизартрией.



 

 

Фрагмент текста работы:

 

1.1. Общая характеристика
дошкольников с дизартрией

Этиология, симптоматика и
механизмы дизартрии, в специальной литературе освещены достаточно полно (М. Е.
Хватцев, К. Л. Семенова, О. В. Правдина, Е. Ф. Соботович, Р. И. Мартынова, М.
В. Ипполитова, Л. А. Данилова, Е. М. Мастюкова, Е. Ф. Архипова, Л. В. Лопатина,
Н. В. Серебрякова, Л. В. Мелехова, Р. А. Белова-Давид).

В анамнезе ребенка с
симптомами дизартрии, как правило, упоминаются чрезмерное двигательное
беспокойство, постоянный и беспричинный плач, стойкие нарушения сна, слабость
крика, отказ от груди, трудность удержания соска, вялость акта сосания, частые
поперхивания, обильные срыгивания, быстрая утомляемость.

Показатели психомоторного
развития у детей варьируют от нормальных до выраженных задержек. Как правило,
дети слабы, и иногда у них бывает судорожный синдром.

У значительной части
детей с дизартрией замедляется речевое развитие. Первое слово появляется в
возрасте 1,5-2 лет. Фразеологическая речь появляется в 2-3 года, в некоторых
случаях — в 4 года, в то время как детская речь еще выражена несформированно (Р.
И. Мартынова, Г. В. Гуровец и С. И. Маевская) 
[10].

Дизартрия — это наличие
неврологической симптоматики, которая может быть выявлена при специальном
обследовании при применении функциональной нагрузки. Наличие симптомов
органического поражения центральной нервной системы у детей является основным
диагностическим критерием дизартрии (Р. А. Белова-Давид, Г. В. Гуровец и С. И.
Маевская, Л. В. Лопатина, Р. И. Мартынова, Л. В. Мелехова, Е. Ф. Соботович, О.
А. Токарева) [10, 25].

Эти симптомы проявляются
в виде нарушений в области моторики: в состоянии произношения и подражания
мышечной, общей и мелкой моторики.

Общий диапазон движений
детей с дизартрией характеризуется медленным, неуклюжим, скованным,
недифференцированным движением. Объем физических нагрузок в верхних и нижних
конечностях может быть ограничен, в основном, с одной стороны, возникают
синкинезии, нарушения мышечного тонуса, экстрапирамидная недостаточность в
области физических нагрузок. Иногда подвижность очевидна, а движение
непродуктивно и бесцельно.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы