Курсовая с практикой на тему Психологическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ 8
1.1 Содержательная характеристика понятия «профессиональное самоопределение» 8
1.2 Психолого-педагогические особенности развития старшеклассников… 13
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ 21
2.1 Основные этапы и методики исследования 21
2.2 Содержание и методы оказания психологической помощи старшеклассникам в профессиональном самоопределении в процессе эксперимента 28
2.3 Эффективность оказания психологической помощи старшеклассникам в профессиональном самоопределении в процессе эксперимента 33
2.4 Рекомендации по профессиональному самоопределению для старшеклассников в условиях эксперимента 38
Заключение 40
Список литературы 43
Терминология 47
Приложение………………………………………………………………………49
Введение:
Актуальность. Профессиональное самоопределение – это важный и ответственный этап в жизни молодого человека. Выбирая профессию, человек, как правило, выбирает и круг общения, и стиль жизни, а иногда и судьбу. Старшеклассник пытается найти себя, определить свое место в жизни и выбрать из множества возможностей и форм деятельности те, которые максимально ему соответствовали бы, позволили эффективно реализовать жизненную стратегию и одновременно стать активным участником жизни страны.
Помочь молодому человеку в выборе профессии могут родители, средства массовой информации, сверстники и друзья, специалисты по профессиональному ориентированию. Часто старшеклассник осуществляет выбор будущей профессии на основе устойчивого интереса к какому-либо виду деятельности или времяпрепровождению или просто «за компанию» с кем-либо из друзей. Профессиональная помощь психологов позволит осуществить выбор профессии более взвешенно и обдуманно, основываясь на своих способностях и задатках, а также учитывая экономическую целесообразность овладения той или иной профессией.
Актуальность темы курсовой работы обусловлена той личной и социальной значимостью профессионального самоопределения, которого должны достичь старшеклассники. В зависимости от взвешенности профессионального выбора старшеклассник может обеспечить себе дальнейший профессиональный успех, обеспечить залог своей профессиональной востребованности и самореализации, либо, напротив, спустя время разочароваться в сделанном выборе, оказаться не у дел при трудоустройстве.
Теоретическое исследование позволило отметить, что изучение проблемы профессионального самоопределения старшеклассников основывается на теоретических исследованиях самоопределения, проведенных К.А. Абульхановой-Славской, А.В. Батаршевым, В.П. Бондаревым, Е.М. Борисовой, Л.С. Выготским, Н.П. Капустиным, А.Н. Леонтьевым, С.Л. Рубинштейном, В.Ф. Сафиным, Д.И. Фельдштейном. Согласно указанным теоретическим подходам, профессиональное самоопределение понимается в качестве самодетерминации личности в профессиональном мире, ориентации и готовности к будущим жизненным перспективам и текущим актуализированным потребностям.
Значительный вклад в разработку проблем профессионального самоопределения старшеклассников внесли такие ученые как Л.И. Анцыферова, Л.И. Божович, Н.С. Пряжников, Г.В. Резапкина, Е.А. Климов и мн. др.
Ими отмечается, что активные размышления о смысле жизни, поиск своего места в жизни и конечных ценностей существования в юношеском возрасте отмечаются разными исследователями как существенное основание процесса самоопределения.
Анализ психологических исследований (К.А. Абульхановой-Славской, М.А. Котик, А.А. Реан, Ю.П. Поваренкова др.), посвященных вопросам профессиональной идентификации и развития, удовлетворенности профессиональным выбором, профессиональным интересам, в разной степени затрагивающих профессиональное самоопределение личности, показал, что психологическое содержание процесса профессионального самоопределения включает не только формирование направленности на выбор конкретной профессии, но и нахождение субъективных оснований своего выбора.
Проблема психологического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников изучалась такими учеными как К.М. Гуревич, Е.А. Климов, В.Н. Кудряшов, И.Н. Назимов, С.Я. Батышев, П.В. Симонов, Р.В. Овчарова, Н.С. Пряжников, В.Г. Степанов, Дж. Холланд, Р.Б. Кэттелла и мн. др.
Целью психологического сопровождения является помощь молодому человеку в осуществлении осознанного выбора будущей профессии. Авторы отмечают, что реализация такого сопровождения возможна при наличии в школе целостной, структурированной и апробированной системы, направленной на профориентационную работу с учащимися.
Определено основное противоречие исследования: между потребностью старшеклассников в осмысленном профессиональном самоопределении с ориентацией на свои потребности и индивидуальные особенности и недостаточностью психологического сопровождения этого процесса в школе.
Проблема: Как обеспечить психологическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников?
Тема: «Психологическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников».
Цель: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность содержания и методов оказания психологической помощи старшеклассникам в профессиональном самоопределении.
Объект: профессиональное самоопределение старшеклассников.
Предмет: психологическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников.
Гипотеза исследования: предполагается, что процесс психологического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся будет успешен при условии реализации системы мероприятий, основанной на акмеологическом подходе, принципах детерминации, системности, субъектности, с применением вариативных форм взаимодействия с субъектами образовательного процесса.
Задачи:
1. Представить содержательную характеристику понятия «профессиональное самоопределение».
2. Привести психолого-педагогические особенности развития старшеклассников.
3. Разработать содержание и методы оказания психологической помощи старшеклассникам в профессиональном самоопределении в процессе эксперимента.
4. Определить эффективность оказания психологической помощи старшеклассникам в профессиональном самоопределении в процессе эксперимента.
5. Сформулировать рекомендации по профессиональному самоопределению для старшеклассников в условиях эксперимента.
Методологической основой исследования выступил акмеологический подход (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, А.А. Деркач, А.М. Зимичев, Н.А. Рыбников). Центральным понятием акмеологического подхода профессионального самоопределения является «созидание», выражающееся в самостроительстве профессиональной личности в соответствии с идеальной моделью. Акмеологический подход требует учета в профориентации не только профессиональных интересов, склонностей и притязаний обучающихся, но их представлений об идеальных моделях профессиональной карьеры.
Методы исследования: теоретические методы: анализ и синтез, классификация, сравнение, операции с научной терминологией; эмпирические методы: опросные методы, метод эксперимента; математические методы: методы математической статистики.
Заключение:
Профессиональное самоопределение трактуется как самостоятельное и осознанное согласование профессионально-психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессионального труда, а также нахождение смысла выполняемой деятельности в конкретной социально-экономической ситуации.
Профессиональное самоопределение у старшеклассников представлено следующими уровнями:
1. Когнитивно-рефлексивный уровень предполагает осмысление собственных интересов, возможностей и планирования профессионального пути, наличие необходимого объема знаний и представлений о профессиональном разнообразии, современных образовательных технологиях, необходимых для эффективной профессиональной деятельности в современном обществе.
2. Ценностно-смысловой уровень предполагает нахождение личностного смысла, убежденность в значимости данного вида деятельности, сознательное и эмоциональное принятие ценностей и норм современного общества и комплекс мотивов, обеспечивающих эффективность, устойчивость и непрерывность процесса формирования профессионального самоопределения учащихся.
3. Предметно-деятельностный уровень предполагает формирование своего отношения к профессионально-трудовой среде и способу ее самореализации, выбор карьеры, сферы приложения сил и личностных возможностей.
По итогам проведения констатирующей диагностики учащихся 10 «А» и 10 «Б» класса удалось прийти к следующим основным выводам. Наиболее привлекательным типом профессий для учащихся обоих классов выступает тип «Человек – Человек». На втором месте по востребованности две группы профессий – «Человек – Знак» и «Человек – Художественный образ». В наименьшей степени учащихся привлекают профессии типа «Человек – Техника» и «Человек – Природа». Достоверных различий в выборе типа профессий у учащихся не установлено. Готовность у учащихся 10 «А» и 10 «Б» класса к адекватному профессиональному выбору находится на среднем уровне по всем изученным параметрам: автономности, информированности в мире профессий, принятию решений, эмоциональному отношению к ситуации выбора. Достоверных различий в уровне готовности к выбору у учащихся не установлено. В отношении осмысленности в ситуации профессионального выбора наиболее полные представления у старшеклассников были выявлены в разделе собственных способностей, а наименее рефлексивно участники исследования воспринимают свои профессиональные желания и планы. Достоверных различий в уровне осмысленности и рефлексивности в отношении предстоящего профессионального выбора у учащихся не установлено.
В результате повторной диагностики уровня готовности старшеклассников к выбору определенного типа профессий было установлено. Учащиеся из экспериментального класса смогли более реалистично оценить свои умения в отношении типа профессий «Человек – Природа» и «Человек – Художественный образ» (различия достоверны при р≤0,01 и 0,05). Кроме того, учащиеся из экспериментальной группы смогли продемонстрировать рост всех компонентов готовности к выбору профессий типа «Человек – Человек» (различия достоверны при р≤0,01).
В результате анализа данных было установлено, что под воздействием внедрения модели психолого-педагогического сопровождения, у старших школьников из 10 «А» удалось добиться роста информированности в мире профессий (при р≤0,05), принятий решений (при р≤0,05) и эмоционального отношения к ситуации выбора (при р≤0,01). Этих результатов удалось добиться за счет проведения просветительских лекций и тренингов, которые были реализованы в рамках модели психолого-педагогического сопровождения.
Участие старших школьников из экспериментальной группы в мероприятиях, запланированных в рамках реализации модели психолого-педагогического сопровождения, обеспечило рост их осмысленности в отношении ситуации предстоящего профессионального выбора, а также помогло им развить собственную рефлексивность (различия достоверны при р≤0,05).
Таким образом, качественный и количественный анализ эмпирических данных позволил доказать истинность выдвинутой гипотезы исследования о том, что процесс психологического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся будет успешен при условии реализации системы мероприятий, основанной на акмеологическом подходе, принципах детерминации, системности, субъектности, с применением вариативных форм взаимодействия с субъектами образовательного процесса.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
1.1 Содержательная характеристика понятия «профессиональное самоопределение»
В психологической науке выделяют ряд разновидностей самоопределения: социальное; профессиональное; личностное; нравственное; семейное; индивидуальное.
Иными словами самоопределение личности – это определение себя по отношению к каким-либо нормам, выработанным обществом и принятыми данным индивидом.
Как психологическое явление самоопределение формируется на этапе между старшим подростковым и младшим юношеским возрастом.
Самоопределение взаимосвязано с профессиональным выбором, однако не ограничивается только им.
Базовыми параметрами самоопределения выступают:
— потребность в выработке смысловой системы, соединяющей в себе представления об окружающем мире и о себе;
— направленность на будущее и его связь с профессиональным выбором [3].
Психологическая наука накопила обширный опыт в сфере теории самоопределения, его типологии, во многом предопределяющий актуальные подходы к этому вопросу.
Понятие «самоопределение» содержит в себе значение «предел» (т.е. ограничение, граница) и может пониматься как самоограничение, установка себе границ.
Другими словами, самоопределение – это уменьшение неопределенности представлений о будущем, следовательно, профессиональное самоопределение – это уменьшение неопределенности представлений о профессиональном будущем личности.
Процесс самоопределения личности детерминируется совокупностью условий, факторов, предпосылок, свойств, определяющих средств становления и функционирования психических явлений.
В ходе исследования были выделены три группы детерминант, обуславливающих самоопределение личности:
1) социальные детерминанты, т.е. объективные условия, которые складываются как результат развития ряда социальных процессов: социально-экономических; общественно-политических; культурных; социально-демографических.
2) социально-психологические детерминанты:
— социальное окружение (семья, школа, профессиональные учебные заведения), формирующее человека как до вступления в профессию, так и в течение всего периода активной трудовой деятельности;
— особенности межгруппового взаимодействия и внутригрупповые процессы (групповая сплоченность, положение субъекта в группе);
3) индивидуально-психологические детерминанты:
— внимание, мышление, память и пр., т.е. психические функции;
— общие и специальные способности;
— склонности и интересы, т.е. особенности личности, мотивы, самосознание, жизненные ценности, личностные качества и пр. [14].
Совокупность перечисленных детерминант во многом обуславливает результативность самоопределения индивида. Все они главным образом определяют процесс профессионального самоопределения личности и выступают в комплексе, дополняя друг друга.
Старший школьный возраст является периодом самоопределения человека в мире, построения жизненных планов, проектирования саморазвития. Как отмечают современные исследователи, в настоящее время процесс профессионального самоопределения приобретает качественно новые характеристики. Кроме того, повышаются требования к современному профессионалу. Так, Е.Л. Омельченко [11] среди подобных требований выделяет необходимость формирования таких качеств, как социальная, психологическая и культурная мобильность. Исследователь рассматривает социальную мобильность как готовность личности к любому изменению статуса: должностному, географическому, материальному, семейному, открытости новому опыту; психологическую – как способность адекватного реагирования на ситуации неопределенности, склонность к риску, легкому принятию нестандартных решений, коммуникативность. Сущность культурной мобильности данный автор раскрывает как высокий уровень толерантности к восприятию и усвоению новых, «других» образцов и способов трудового поведения.
На наш взгляд, кроме выделенных качеств, для выработки конструктивного варианта профессионального самоопределения и успешной профессиональной самореализации в будущем необходима также готовность к самостоятельной познавательной деятельности, непрерывному обучению, умение гибко планировать собственную жизненную и профессиональную стратегию, способность к рефлексии своей деятельности.
Проблема профессионального самоопределения субъекта в современной психологии и педагогике рассматривается в рамках общей проблематики самоопределения человека. В частности, это раскрыто в работах А.К. Марковой, Н.В. Осмачко, Н.С. Пряжникова и Е.Ю. Пряжниковой, Т.В. Ручкиной. Анализ социологической, психологической и педагогической литературы позволяет сделать вывод о том, что исследователи сущность профессионального самоопределения личности сводят к поиску личностью смыслов своей жизнедеятельности и профессиональной деятельности в частности, выстраиванию индивидуальной траектории жизненного успеха и построению индивидуального пространства профессионально-личностного саморазвития.
Отметим, что подобное представление о профессиональном самоопределении подразумевает присутствие активной жизненной позиции. Не подвергается сомнению тот факт, что для разработки конструктивного варианта профессионального самоопределения следует содействовать самостоятельному принятию личностью жизненно значимых решений, а также несению за них ответственности. Так же, личности следует овладеть способами и навыками самопроектирования [17].