Курсовая с практикой Педагогика/Психология Психология

Курсовая с практикой на тему Психологическое консультирование в стрессовой ситуации

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы психологического консультирования в стрессовой ситуации 5

1.1. Сущность понятия стресс, основные характеристики 5

1.2. Особенности психологического консультирования в стрессовой ситуации 11

Глава 2. Методические особенности психологического консультирования в стрессовых ситуациях 17

2.1. Методы консультирования в стрессовых ситуациях 17

2.2. Методы преодоления стрессовых ситуаций 20

Заключение 28

Список литературы 29

  

Введение:

 

В последние пару десятилетий слово «стресс» прочно обосновалось в нашем лексиконе, мы встречаем его в ежедневных газетах, слышим в телепе-редачах, употребляем сами в разговорах со знакомыми и родственниками. В обывательском представлении это — состояние психического напряжения, или негативная эмоциональная перегрузка, именно такой смысл обычно вклады-вают в это слово неспециалисты. На самом деле состояние психического напряжения — лишь одна из множества составных частей понятия «стресс», включающего в себя неспецифическую реакцию организма человека на лю-бые воздействия, нарушающие гомеостаз — внутреннее равновесие всех си-стем и органов, и соответствующее состояние нервной системы или организ-ма в целом.

Стресс—это общий термин, применимый к воздействиям, которые мы ощущаем в жизни. Присутствие стресса в производственной сфере практиче-ски неизбежно для многих видов работ. Однако индивидуальные особенно-сти людей приводят к широкому диапазону различных реакций на стресс; какая-то задача, которая кажется трудной и интересной для одного человека, приводит к высокому уровню тревожности у другого. Накапливающееся давление вызывает неблагоприятное напряжение эмоций человека, его ум-ственной деятельности и физического состояния.

Когда стресс становится чрезмерным, начинаются его внешние прояв-ления, которые негативно сказываются на показателях труда и здоровья, угрожают способности работников адекватно воспринимать внешние усло-вия. Сотрудники, подвергающиеся воздействию стресса, нервничают, ощу-щают постоянное беспокойство, они легко раздражаются и не могут рассла-биться, не желают принимать участие в совместной работе или злоупотреб-ляют алкоголем или другими наркотическими веществами. Данные симпто-мы могут вызываться и другими причинами, но именно они являются выра-жением испытываемых в процессе труда стрессов.

Зачастую психологическая помощь в таких ситуациях просто необхо-дима, поскольку человек «входит в стопор», впадает в депрессию, теряет уверенность в себе, видит мир в черном цвете. Кризисы подобного рода раз-решаются самим «ходом жизни», без психологических консультаций лишь в тех случаях, когда они не слишком глубоки, не подрывают самих основ лич-ности. А если травма была чересчур глубокая, тогда душевные раны надо лечить с помощью психологического консультирования и терапии.

Цель исследования: изучение психологического консультирования в стрессовой ситуации.

Задачи исследования:

1. Изучить сущность понятия стресс, его основные характеристики.

2. Проанализировать особенности психологического консультирования в стрессовой ситуации.

3. Определить методы консультирования в стрессовых ситуациях.

4. Обозначить методы преодоления стрессовых ситуаций.

Методы исследования: Общенаучный, индуктивный, формирование выводов на основе анализа, обобщения, классификации, изучение источников литературы по теме исследования.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Условия современной жизни представляют собой совокупность источ-ников постоянного стресса. Жизнь каждого человека преисполнена множе-ства как физических (перепады атмосферного давления), так и психосоциаль-ных стрессоров: информационные нагрузки, дефицит времени, эмоциональ-ные нагрузки в результате общения с большим количеством людей, кон-фликты и многое другое. Поскольку биологические возможности человека ограничены, постоянное воздействие стрессоров приводит к истощению адаптационных способностей и развитию болезненных состояний. Чтобы справляться со стрессами, необходимо уметь эффективно использовать по-тенциальные резервы организма, обладать элементарными знаниями о меха-низмах развития негативных эмоциональных и физиологических реакциях и способах их предотвращения.

Но, согласно Гансу Селье, стресс — это реакция организма в ответ на любое требование среды. Стресс — неотъемлемая часть нашей жизни, он вы-зывается любыми значительными событиями, будь то горе или радость, иг-рает важную роль в процессах обучения и воспитания. Избегать его — значит, не только предупреждать потенциальные неудачи, но и отказаться от воз-можных достижений. К тому же, именно стрессы поддерживают активность организма на уровне нормы. Состояние полного покоя невозможно для жи-вого существа. Таким образом, бороться следует лишь с патологическими, тяжелыми и длительными стрессами. Главное при этом — не доводить их до хронической стадии, решать проблемы сразу по мере их поступления, даже если это требует максимального напряжения сил, после чего обеспечить воз-можность полноценного отдыха и восстановления защитных сил организма.


 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы психологического консультирова-ния в стрессовой ситуации

1.1. Сущность понятия стресс, основные характеристики

Стресс (от англ. stress – давление, нажим, напор; напряжение) – неспе-цифическая (общая) реакция организма на воздействие (физическое или пси-хологическое), нарушающая его гомеостаз, а также соответствующее состоя-ние нервной системы организма. В медицине, физиологии, психологии выде-ляют положительную (эустресс) и отрицательную (дистресс) формы стресса. По характеру воздействия выделяют нервно-психический (психологический) и физический стрессы (тепловой, световой, звуковой и др.).

Впервые термин «стресс» в физиологию и психологию ввел Уолтер Кэннон (англ. Walter Cannon) в своих классических работах по универсаль-ной реакции «бороться или бежать» (англ. fight-or-flight response).

В 1936 году знаменитый исследователь стресса канадский физиолог Ганс Селье опубликовал свою первую работу по общему адаптационному синдрому, но длительное время избегал употребления термина «стресс», по-скольку тот использовался во многом для обозначения «нервно-психического» напряжения (синдром «бороться или бежать»). Только в 1946 году Г. Селье начал систематически использовать термин «стресс» для обще-го адаптационного напряжения [10].

«Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявление ему требования. Неспецифические требования, предъявляемые воздействием как таковым, – это и есть сущность стресса». Универсальность сопровожда-ющей стресс «триады физиологических изменений» – уменьшение тимуса, увеличение коры надпочечников и появление кровоизлияний и даже язв в слизистой желудочно-кишечного тракта – позволила Г. Селье высказать ги-потезу об общем адаптационном синдроме (ОАС), получившим впослед-ствии название «стресс».

Многолетние исследования Г. Селье, его сотрудников и последователей во всем мире подтверждают, что стресс является неспецифической основой многих заболеваний. От стресса страдает иммунная система. В стрессовом состоянии люди чаще оказываются жертвами инфекции, поскольку продуци-рование иммунных клеток заметно снижается в период физического или пси-хического стресса [6].

В современной научной литературе термин «стресс» используется в различных значениях. Во-первых, под стрессом понимается сильное небла-гоприятное, отрицательно влияющее на организм воздействие.

Во-вторых, под категорию стресса попадают субъективные реакции, отражающие внутреннее психическое состояние напряжения и возбуждения. Данное состояние интерпретируется как эмоции, оборонительные реакции и процессы преодоления (копинг), разворачивающиеся во внутриличностном плане.

В-третью группу объединяются понятия стресса как неспецифических черт физиологических и психологических реакций организма при сильных, экстремальных для него воздействиях, вызывающих интенсивные проявле-ния адаптационной активности. Эти реакции направлены на поддержание поведенческих действий и психических процессов по преодолению этих стрессовых эффектов [3].

Наиболее адекватной трактовкой, по мнению Л. А. Китаева-Смыка, ве-дущего отечественного специалиста в данной области, является понимание стресса как неспецифических физиологических и психологических проявле-ний адаптационной активности при сильных, экстремальных для организма воздействиях, имеющих определенную значимость для человека [10].

Кроме того, прямое перенесение положений о физиологических осо-бенностях развития и проявления стресса в область психологии оказалось мало продуктивным. По мнению R. Lasarus, физиологический и психологи-ческий стрессы существенно различаются между собой по особенностям воз-действующих стимулов, по механизмам развития и характеру ответных ре-акций. Если при физиологическом стрессе происходит нарушение гомеостаза при непосредственном воздействии стимула на организм, а его восстановле-ние осуществляется посредством висцеральных и нейрогуморальных меха-низмов, которые обусловливают стереотипичный характер реакций, то пси-хологический стресс развивается в результате оценки значимости ситуации для субъекта, его интеллектуальных процессов и личностных особенностей [2].

Кратковременный разовый стресс обладает положительным воздей-ствием. В ответ на стимул организм вырабатывает три гормона: кортизон, адреналин, норадреналин и активирует работу клеток иммунной системы.

Благодаря этому у человека на небольшой временной промежуток:

• улучшается память;

• повышается уровень иммунитета;

• увеличивается скорость регенерации тканей;

• активируются интеллектуальные способности;

• повышается выносливость нервной системы;

• улучшается работа органов чувств.

Если человек систематически подвергается воздействию стрессового фактора, все его органы и системы напряженно работают. В результате ор-ганизм интенсивно растрачивает силы, проходя через три стадии процесса.

1. Стадия тревоги.

2. Стадия сопротивления.

3. Стадия истощения (дистресс)

Первая стадия вступает в силу в момент воздействия стрессового фак-тора, и длится несколько минут. За ней наступает вторая продолжительно-стью от нескольких часов до нескольких суток, на протяжении которых че-ловек ищет решение проблемы или благополучный выход из ситуации.

Если действие фактора продолжается, организм истощает адаптивную способность и перестает минимизировать вредное воздействия стрессора.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы