Курсовая с практикой Педагогика/Психология Семейная психология

Курсовая с практикой на тему Особенности индивидуально-психологических границ в молодых семьях Калининградской области

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ОСОБЕННОСТИ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ГРАНИЦ В МОЛОДЫХ СЕМЬЯХ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ГРАНИЦ В МОЛОДЫХ СЕМЬЯХ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
1.1 Понятие индивидуально-психологических границ в психологии 6
1.2. Структура и процесс семейных взаимоотношений 8
1.3. Социально-психологические аспекты регулирования психологических границ у молодой семьи 12
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
2.1. Методики исследования, условия проведения эмпирической части исследования, особенности выборки 29
2.2. Результаты исследования и их интерпретация 35
2.3 Рекомендации для психотерапевтов ГБУСО КО «Центр социальной помощи семье и детям» 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЯ ..…………………………………………………………..55

 

  

Введение:

 

Актуальность: Семейное воспитание и особенности детско-родительских отношений обеспечивают человеку условия для формирования целостной личности, важной характеристикой которой является обретенные социально – психологические границы. Обретение здоровых социально – психологических границ – один из важнейших факторов развития личности и психологического здоровья. На ранних стадиях подросткового возраста родители выступают как образец, на более поздних — как ориентир в построении собственной структуры ценностных ориентаций личности.
В этом плане ведущую функцию семьи можно рассматривать, как сохранение, развитие, преобразование и передачу последующим поколениям сложившейся системы, которые в свою очередь играют в формировании здоровых индивидуально – социальных границ членов семьи.
Учитывая, что семья является первым социальным институтом в жизни человека, можно говорить о том, что формирование индивидуально – социальных границ составляет основу в формировании взаимоотношений в обществе.
Проблема исследования:
Согласно данным организаций, занимающихся психологической помощью, можно сказать, что в последнее время количество обращений связанных с нарушением личностно-социальных границ стремительно увеличивается. Возможно, это связано с внедрением благоприятных представлений о работе психолога и психологической помощи.
Тем не менее, запросов становится больше. Тем самым побуждая шире изучать данную проблему.
Проблема учреждения:
Психологи ГБУСО КО «Центр социальной помощи семье и детям» заинтересованы в получении достоверной информации об особенностях индивидуально – социальных границ молодежи Калининградской области.
Объект исследования: индивидуально – социальные границы как феномен семейной психологии.
Предмет исследования: индивидуально – социальные границы молодых семей.
Цель исследования: выявить особенности индивидуально – социальных границ молодых семей Калининградской области.
Задачи:
1. Теоретический анализ феномена индивидуально – социальных границ в психологии;
2. Эмпирическое исследование феномена индивидуально – социальных границ молодых семей;
3. Разработка рекомендаций для психологов Центра социальной помощи семье и детям по работе в формировании индивидуально – социальных границ молодых семей Калининградской области.
Гипотеза: регулирование индивидуально-психологических границ будет эффективным при условии равномерного распределения ценностных ориентаций в молодой семье по таким показателям:
 интимно-сексуальная сфера,
 личностная идентификация с брачным партнером,
 хозяйственно-бытовые ценности, родительско-воспитательная сфера,
 социальная активность,
 эмоционально-психопрофилактическая сфера и внешняя привлекательность.
Методы:
— теоретический анализ литературных источников по исследуемой проблеме;
— тестирование;
— контент-анализ;
— методы математической статистики (корреляционный анализ).
Методики: шкала семейной адаптации сплоченности Д. Олсона, методика «Ролевые ожидания и притязания в браке» А. Волковой.
Данные методики были выбраны на предположении гипотезы о том, что регулирование индивидуально-психологических границ основывается на равномерном распределении ценностных ориентаций молодых супругов. Кроме того, в связи с тем, что формирование индивидуально-социальных границ молодых семей составляет основу формирования взаимоотношений в обществе, необходимо исследовать генерирование ценностей, принятых в социуме, в семейные отношения.
Структура работы.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Во введении раскрывается цель, задачи, объект, предмет работы, гипотеза исследования, методы, методики исследования и особенности выборки.
В первой главе рассматривается понятие семейной идентичности как феномена, а также социально-психологические особенности современной молодежи.
Во второй главе содержится ход и организация исследования, анализ и интерпретация результатов.
В заключении сделаны выводы по задачам исследования. Список литературы состоит из 40 источников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом, результаты анализа научной литературы показали, что одним из главных вопросов, который человек решает в своем развитии – это задача стать независимым, автономным субъектом собственной жизни, независимо от того как и с кем человек коммуницирует, общается, вступает в диалоги, он всегда в состоянии отделить себя от мнения других людей, что в свою очередь способствует в формировании собственного «Я», себя, собственной личности.
Кроме того, границы личности являются осмысленным пониманием собственного «Я», являющимся отдельным от других или же полное осознание своей собственной независимости и автономии, а так же суверенности.
Самой распространенной типологией границ, которая была принята в психологии, является типология, основанная на дифференциации Уильяма Джеймса, в состав которых входят:
— физические границы;
— социальные границы;
— духовные границы.
В свою очередь данные дифференциации отделяют физическое, социальное, и духовное «Я».
Физическими границами считается тело человека, и пространство возле него.
Под понятием социальные границы попадает определение местом, а так же позицией, статусом, согласно в которой человек, привязанный к какой-либо определенной группе, контактирует с их нормами, правилами. Благодаря социальным границам, к человеку приходит понимание что является его, что он может считать своей собственностью, за что он несет персональную ответственность.
Духовные границы личности – это морально-нравственные и этические критерии: убеждения, интересы, ценности.
Было установлено, что граница вокруг родителей – это то, что позволяет родителям вести личную жизнь отдельно от своих детей. Родители делятся доверительными отношениями и сексуальной близостью друг с другом, надежно и уверенно зная, что такие доверительные отношения будут оставаться частными и не будут передаваться посторонним лицам (в том числе как «внешним» посторонним, таким как настоящие незнакомцы, так и «внутренним» посторонним (например, члены семьи, которые не являются родителями, например дети).
Установлено, что есть семьи, где присутствует явление значительно неидеальных и проблемных границ. Родители, которые не воспитывают своих детей или воспитывают их так сильно, что дети чувствуют себя задушенными. Родители, которым не удается сохранить частный бизнес; которые сексуализируют своих детей, прежде чем они будут готовы к этой информации, или которые вербуют детей в роли доверенных лиц взрослых и доверяют их одиночество или гнев по отношению к другому супругу. Родители, которые разводятся неблагодарно и продолжают бороться после завершения развода, используя своих детей в качестве посланников. Есть много примеров того, как пограничные проблемы в семьях могут причинять значительную боль участникам семьи.
Актуальность изучения молодой семьи и ее проблемных областей вытекает из существенного возрастания роли семьи, ее влияния на все области существования человека и общества в целом. Отношения внутри семьи остро реагируют на кризисную обстановку в стране и обществе, нестабильность в них возрастает. К тому же в данный момент институт брака переживает затяжной переходный период, когда традиционные семейные установки разрушены, а новые еще не сформировались. В этих условиях особенно трудно выживать молодым семьям, где на проблемы социально-экономического плана накладываются тяжелые трудности в супружеских отношениях, которые чаще всего приводят к распаду семьи.
Исходя из актуальности изучения семейных отношений, проведенного эмпирического исследования, которое показало, что одной из наиболее актуальных проблем взаимоотношений молодых супругов является нарушение межличностного общения, что отражается как на их самооценке, так и на их взаимоотношениях, была разработана психокоррекционная программа работы с кризисными молодыми семьями в ГБУСО КО «Центр социальной помощи семье и детям».
Программа рассчитана на работу психотерапевта с молодыми семьями, которые требуют психологической корректировки отношений и предполагает индивидуальную (клиент-центрированный подход К. Роджерса), совместную (подход В. Сатир) и групповую (технология групп встреч К. Роджерса, группы фокусинга) формы работы. Программа рассчитана на 8 сессий и предполагает результативность, которая отображается в изменениях, происходящих в семье:
1. Актуализация супружеской и психической адаптации.
2. Формирование продуктивных форм коммуникации и механизмов семейной интеграции.
3. Приобретение навыков оптимальных паттернов взаимодействия, что свидетельствует об эффективности разработанной программы.
4. Снижение частоты семейных конфликтов, повышение семейной интеграции, формирование у партнеров преодоления форм реагирования на кризисную ситуацию в семье.
Таким образом, проведенный теоретический анализ научной литературы и эмпирическое исследование, на основании которого разработана программа, раскрыли влияние психологического вмешательства в психотерапевтический процесс молодой семьи и позволяет оценить эффективность деятельности ГБУСО КО «Центр социальной помощи семье и детям».

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ГРАНИЦ В МОЛОДЫХ СЕМЬЯХ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

1.1. Понятие индивидуально-психологических границ в психологии

Один из главных вопросов, который человек решает в своем развитии, так это задача, при которой он может стать независимым, автономным субъектом собственной жизни. Под этим всем подразумевается то, что не зависимо от того как и с кем человек коммуницирует, общается, вступает в диалоги, он всегда в состоянии отделить себя от мнения других людей. Которые в свою очередь дадут шанс в формировании собственного «Я», себя, собственной личности.
Если верить толковому словарю, то там дается определение, что граница является, реальной или быть может воображаемой поверхностью, которая имеет свойство разделять территории, определять границы.
Границы – это своего рода рубеж, или предел, который проходит между, тем самым разделяя.
Если углубится в психологии, то мы можем увидеть из толкования ее, что границы личности являются осмысленное понимание собственного «Я» являющимся отдельным от других или же полное осознание своей собственной независимости и автономии, а так же суверенности.
Невозможно не сказать, что самой распространенной типологией границ, которая была принята в психологии, является типология, основанная на дифференциации Уильяма Джеймса, в состав которых входят:
— физические границы;
— социальные границы;
— духовные границы.
В свою очередь данные дифференциации отделяют физическое, социальное, и духовное «Я».
Физическими границами считается тело человека, и пространство возле него, тем самым определяя физическую феноменологию (которая включает в себя телесную и территориальную), переживаниякоторой как реальной чертой, так и воображаемой.
Эта же черта, отделяет то что принадлежит «Я», то что контролирует «Я», а так же на что оно имеет право.
Под понятием социальные границы попадает определение местом, а так же позицией, статусом, согласно в которой человек привязанный к какой-либо определенной группе контактирует с их нормами, правилами.
Таким образом, социальные границы закреплены окружающим нас обществом. Которые в свою очередь могут оптимизировать процессы социализации и адаптации индивида в определенную среду.
Так же есть еще линии, которые разграничивают различные уровни ответственности, их называют – демаркационные. Они обозначают окончание ответственности одного человека и показывают начала ответственности другого.
Благодаря социальным границам, к человеку приходит понимание что является его, что он может считать своей собственностью, за что он несет персональную ответственность.
Следующие границы охватывают морально – нравственные и этические критерии: убеждения, интересы, ценности. Их называют Духовными. На человека не обладающего четкими духовными границами, можно легко оказать влияние, в свою очередь навязывая свое мнение. В группу активного влияния можно отнести следующую группу агентов: СМИ, вымышленные персонажи, другие люди. Под влиянием таких агентов, человек с легкостью может отказаться от своих личных убеждений, поддаваясь влиянию, выполняя чуждые ему поручения. Человек не осознавая, является ведомым, что может привести к весьма плачевным событиям.
Данная типология весьма ясна и проста. Границы, проходящие там, где «Я» принимает степень своей ответственности и свободы – осознанный. Термин «границы» — в данном примере используется описательно, не подкрепляя себя психологическим смыслом.[3]

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы