Курсовая с практикой Педагогика/Психология Возрастная психология

Курсовая с практикой на тему Психологические особенности агрессивного поведения подростков

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1.
Теоретические аспекты изучения психологических особенностей агрессивного
поведения подростков. 6

1.1. Понятие «агрессивное
поведение» в научной литературе. 6

1.2.
Психолого-педагогическая характеристика детей подросткового
возраста. 11

1.3.
Особенности проявления агрессивного поведения у подростков. 17

Выводы по 1
главе. 21

Глава 2.
Эмпирическое исследования психологических особенностей агрессивного поведения
подростков. 23

2.1. Цель,
задачи, гипотеза исследования. 23

2.2. Методика
исследования. 23

2.3.
Результаты исследования. 28

2.4.
Методические рекомендации по профилактике агрессивного поведения подростков. 39

Выводы по 2
главе. 48

Заключение. 50

Список
литературы.. 52

Приложения. 57

  

Введение:

 

Введение

Актуальность
исследования. Повышенная агрессивность детей подросткового возраста является
одной из самых острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для
общества в целом. Растущая волна детской преступности и увеличение числа детей,
склонных к агрессивным формам поведения, ставит задачу изучения психологических
условий, вызывающих эти опасные явления.

Изучение агрессивности в
подростковом возрасте особенно важно, так как эта характеристика находится в
стадии формирования и когда еще могут быть приняты современные корректирующие
меры. Для большинства детей типичны те или иные формы агрессии. Однако хорошо
известно, что в определенной категории детства агрессия как постоянная форма
поведения не только сохраняется, но и развивается, делая ее постоянным
качеством человека. В результате снижается производственный потенциал
подростка, снижается его способность общаться на высоком уровне, искажается его
личностное развитие. Агрессивный подросток приносит с собой много проблем не
только для других, но и для себя.

Среди психологов и
педагогов, которые уделяли свое внимание изучению данного вопроса, следует
отметить: Л. М. Семенюк, В. С. Мухина, С. Л. Соловьева, В. И. Трубников и др.,
за рубежом: Л. В. Берковиц, А. Бандура, Р. Бэрон, К. Лоренц, Д. Ричардсон, З.
Фрейд, Э. Фромм и другие. Существует большое количество теоретических понятий,
объясняющих эти явления, многочисленные экспериментальные исследования, а также
множество психотерапевтических школ, которые сталкиваются с проблемой
агрессивного поведения в подростковом возрасте.

Но при этом остаются
открытыми важные вопросы, касающиеся характера и происхождения агрессии,
несмотря на значительное число исследований и монографий по этой теме. Ученые
разных направлений предлагают разные подходы к определению сущности
агрессивного поведения и его психологических механизмов. При всех различных
интерпретациях этого явления агрессия обычно понимается как умышленное
причинение психического или физического вреда другому человеку.

Актуальность данной
проблемы определила формулировку темы нашего исследования «Психологические
особенности агрессивного поведения подростков».

Цель исследования
– изучить особенности проявления агрессивного поведения у детей подросткового
возраста.

Объект исследования
– агрессивное поведение.

Предмет исследования
– особенности проявления агрессивного поведения в подростковом возрасте.

Гипотеза исследования предполагается,
что проявления агрессивного поведения будет отличаться у подростков-мальчиков и
подростков-девочек.

Задачи исследования:

1. Проанализировать
теоретические подходы к понятию агрессия и агрессивное поведение в зарубежной и
отечественной научной литературе.

2. Дать психологическую
характеристику особенностям подросткового возраста.

3. Изучить особенности
проявления агрессивного поведения в подростковом возрасте.

4. Провести исследование
уровня развития агрессивного поведения среди подростков.

5. Проанализировать
полученные результаты агрессивного поведения среди девочек-подростков и мальчиков-подростков.

6. Разработать методические
рекомендации по профилактике подростковой агрессивности.

Методы исследования:

1. Теоретические: анализ
и обобщение научной литературы.

2. Эмпирические: тестирование

Методики
исследования:

1. Опросник агрессивности
Басса — Дарки для исследования уровня проявления основных симптомов агрессии и
враждебности.

2. Методика «Личностная
агрессивность и конфликтность» П. А. Ковалева, Е. П. Ильина.

Теоретико-методологическая
основа исследования:

— современные
концепции агрессивности в подростковом возрасте (Т.Г. Васильева, А.И. Захаров,
И. Лалаянц, Е.К. Лютова, Г.Б. Монина, Р.В. Овчарова, Л.Б. Филонов и др.);

— системный
подход (А.Г. Асмолов, Б.Д. Ломов);

— концепции
агрессии и агрессивности личности (А. Адлер, А. Бандура, Р. Бэрон, К. Бютнер, Дж.
Доллард, Д. Коннор, К. Лоренц, Ю.Б. Можгинский, А. Налчаджян, А.А. Реан, Д.
Ричардсон, Т.Г. Румянцева, Л.М. Семенюк, З. Фрейд, Э. Фромм, И.А. Фурманов, Х.
Хекхаузен, К. Хорни и др.).

База исследования:
МБОУ СОШ №23. В исследовании приняли участие ученики 6-ых классов. Выборка
составила 80 человек, среди которых 40 учеников мужского пола и 40 — женского.
Средний возраст респондентов 12 лет.

Теоретическая значимость
исследования заключается в том, проведен анализ отечественной
литературы по проблеме, в ходе которого определены показатели агрессивного
поведения.

Практическая значимость: результаты
исследования могут быть использованы практическими психологами при разработке коррекционно-развивающих
занятий по проблеме агрессивности подростков с учетом их пола.

Структура
работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав,
заключения, списка использованной литературы и приложений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Глава 1. Теоретические
аспекты изучения психологических особенностей агрессивного поведения подростков 1.1. Понятие «агрессивное
поведение» в научной литературе

В последнее время
проблема агрессивного поведения стала предметом самого широкого научного
интереса. Хотя многие ученые пытаются предложить точные определения, проблемы и
различия во взглядах на используемую терминологию существенно различаются.
Одним из основных недостатков исследований агрессивного поведения является то,
что эта концепция недостаточно раскрывается. Разнообразными объяснениями и
примерами использования концепции агрессивного поведения может быть присутствие
широкого круга специалистов, каждый из которых рассматривает агрессивное
поведение как часть своей предметной области.

Агрессивность – это
устойчивая личностная черта, которая обеспечивает поведение, предназначенное
для причинения физического или психического вреда другому человеку или группе.
Агрессивное поведение – это одна из форм реагирования на неблагоприятные
жизненные ситуации и как способ защиты, сохранения личности, достоинства,
ценностей [16].

Агрессивное поведение
может быть немедленным, т.е. непосредственно нацеленным на раздражающий объект
или перемещенным, когда по какой-либо причине ребенок не может направить
агрессию на источник раздражения и ищет более безопасный объект для
освобождения. Поскольку агрессия, направленная вовне, осуждается, ребенок может
выработать механизм направления агрессии на себя (так называемая аутоагрессия –
самоунижение, самообвинение) [23].

Агрессивное поведение –
это акт, целью которого является причинение морального или физического вреда
другим [23].

По словам Л. Берковиц,
агрессивное поведение – это поведение, предназначенное для оскорбления или
нанесения вреда другому человеку или объекту [6].

Агрессивное поведение –
это, во-первых, внешне направленное действие, направленное на другого человека.
Как правило, это поведение носит кратковременный (переходный характер) и
варьируется в зависимости от характеристик ситуации или перехода одной ситуации
в другую [12].

Агрессивное поведение
описывается как:

а) действия как таковые (наступление,
атака, нападение);

б) действует против
конкретного объекта, в том числе лица, ставшего жертвой агрессии;

в) действия с учетом
ситуации – ее особенности, которые способствуют или провоцируют агрессивную
атаку.

По словам И.В. Жуйковой,
агрессия интерпретируется как враждебность, проявляющаяся в поведении человека
по отношению к другим людям, для которого характерно стремление причинять вред
и причинять им проблемы [15].

И.С. Зимина определил
агрессию как системную социально-психологическую черту, которая формируется в
процессе социализации личности, которая приобретает

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические
аспекты изучения психологических особенностей агрессивного поведения подростков 1.1. Понятие «агрессивное
поведение» в научной литературе

В последнее время
проблема агрессивного поведения стала предметом самого широкого научного
интереса. Хотя многие ученые пытаются предложить точные определения, проблемы и
различия во взглядах на используемую терминологию существенно различаются.
Одним из основных недостатков исследований агрессивного поведения является то,
что эта концепция недостаточно раскрывается. Разнообразными объяснениями и
примерами использования концепции агрессивного поведения может быть присутствие
широкого круга специалистов, каждый из которых рассматривает агрессивное
поведение как часть своей предметной области.

Агрессивность – это
устойчивая личностная черта, которая обеспечивает поведение, предназначенное
для причинения физического или психического вреда другому человеку или группе.
Агрессивное поведение – это одна из форм реагирования на неблагоприятные
жизненные ситуации и как способ защиты, сохранения личности, достоинства,
ценностей [16].

Агрессивное поведение
может быть немедленным, т.е. непосредственно нацеленным на раздражающий объект
или перемещенным, когда по какой-либо причине ребенок не может направить
агрессию на источник раздражения и ищет более безопасный объект для
освобождения. Поскольку агрессия, направленная вовне, осуждается, ребенок может
выработать механизм направления агрессии на себя (так называемая аутоагрессия –
самоунижение, самообвинение) [23].

Агрессивное поведение –
это акт, целью которого является причинение морального или физического вреда
другим [23].

По словам Л. Берковиц,
агрессивное поведение – это поведение, предназначенное для оскорбления или
нанесения вреда другому человеку или объекту [6].

Агрессивное поведение –
это, во-первых, внешне направленное действие, направленное на другого человека.
Как правило, это поведение носит кратковременный (переходный характер) и
варьируется в зависимости от характеристик ситуации или перехода одной ситуации
в другую [12].

Агрессивное поведение
описывается как:

а) действия как таковые (наступление,
атака, нападение);

б) действует против
конкретного объекта, в том числе лица, ставшего жертвой агрессии;

в) действия с учетом
ситуации – ее особенности, которые способствуют или провоцируют агрессивную
атаку.

По словам И.В. Жуйковой,
агрессия интерпретируется как враждебность, проявляющаяся в поведении человека
по отношению к другим людям, для которого характерно стремление причинять вред
и причинять им проблемы [15].

И.С. Зимина определил
агрессию как системную социально-психологическую черту, которая формируется в
процессе социализации личности, которая приобретает

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы