Курсовая с практикой на тему Психологические и лингвометодические основы формирования морфологических понятий у младших школьников (на примере — укажите, какое понятие будете рассматривать: Имя существительное, Имя прилагательное, Глагол и т.д.)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ ИМЕНИ
СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ.. 5
1.1. Вопросы изучения имени существительного в начальных
классах в научно-методической литературе. 5
1.2. Возможности программ и учебников по русскому языку
для организации работы над именем существительным. 16
Выводы к
Главе 1. 23
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО В
ПРАКТИКЕ СОВРЕМЕННОЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ.. 24
2.1. Характеристика степени
сформированности у младших школьников грамматического понятия «имя
существительное». 24
2.2. Опытное обучение и его результаты.. 26
Выводы к Главе 2. 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 38
Введение:
Актуальность
исследования. Система научных понятий составляет
основу каждого учебного предмета. Без нее невозможны понимание и сознательное
усвоение закономерностей и правил, а следовательно, и осознанные, обоснованные
действия учащихся. Понятие представляет собой основную форму познания, система
понятий – это основа, фундамент любого систематического знания.
В обучении русскому языку
важное место занимает процесс формирования языковых понятий, в ходе которого
происходит развитие у младших школьников умений осуществлять мыслительные
операции, оперировать понятиями, правильно формулировать их определения,
выражать суждения, строить умозаключения. Среди изучаемых в начальной школе
грамматических понятий особое место занимает имя существительное, поскольку
данная часть речи имеет богатые семантические возможности и характеризуется
разнообразием синтаксических функций.
В целом, можно сказать,
что актуальность исследования обусловлена большой значимостью изучения
категории имени существительного для расширения и обогащения словаря детей младшего
школьного возраста, формирования у них умения правильно понимать, четко
произносить, точно применять в речи, а также с орфографической точки зрения
грамотно писать лексемы указанной части речи. Как показывает школьная практика,
у младших школьников возникают трудности при усвоении семантики и морфологических признаков данной
части речи.
Обозначенные выше причины
обусловили выбор темы и ее актуальность.
Цель
исследования: Разработать теоретически обоснованную
серию фрагментов уроков с использованием метода проблемных ситуаций,
направленных на формирование грамматических умений младших школьников на
материале «Имя существительное».
Объект
исследования: процесс изучения имени существительного
в начальной школе.
Предмет
исследования: метод проблемных ситуаций, как средство
формирования грамматических умений младших школьников на материале
«Имя существительное».
Гипотеза
исследования: если на уроках русского языка при
изучении имени существительного использовать методы проблемного обучения, то
это будет способствовать эффективному усвоению морфологических знаний и умений
младших школьников.
Для реализации
поставленной цели и подтверждения выдвинутой гипотезы необходимо решить
следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы методики
изучения имени существительного в начальных классах;
2. Выявить возможности программ и учебников
по русскому языку для организации работы над именем существительным;
3. Исследовать степень сформированности
знаний учащихся об имени существительном и их морфологических умений;
4. Разработать фрагменты уроков, серию
упражнений с использованием методов проблемного обучения, направленных на
формирование у младших школьников грамматического понятия «имя
существительное», проверить их эффективность.
Для решения поставленных
задач использовались следующие методы
исследования:
1. Теоретический анализ
лингвистической, методической и психологической литературы по проблеме
исследования.
2. Анализ программ и
учебников по русскому языку.
3. Педагогический эксперимент
(констатирующий эксперимент, опытное обучение, контрольный эксперимент).
Работа состоит из
введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Заключение:
Данное
исследование посвящено решению важной и актуальной методической проблеме –
способен ли метод проблемных ситуаций улучшить формирование морфологических
умений младших школьников при изучении имени существительного.
Цель
исследования: разработать серию фрагментов уроков и заданий с использованием
методов проблемного обучения, направленных на формирование грамматического
понятия «имя существительное».
В процессе
работы над исследованием были решены следующие задачи:
1. изучить лингвистические основы методики
изучения существительного в начальных классах;
2. проанализировать взгляды ученых методистов
на вопросы изучения имени существительного в начальных классах;
3. исследовать ресурсы метода проблемных
ситуаций в изучения имени существительного в начальных классах.
Анализ
лингвистической литературы позволил определить имя существительное как
самостоятельную часть речи, обозначающую предмет (субстанцию) и выражающую это
значение в словоизменяемых грамматических категориях числа и падежа и
несловоизменяемых категориях рода и одушевленности – неодушевленности.
Всем именам
существительным свойственно отвлеченное грамматическое значение – значение
предметности.
В зависимости
от того, что слово обозначает – индивидуальный предмет или предмет как
представителя целого класса, все существительные делятся на собственные и
нарицательные.
Также в ходе
анализа лингвистической, психологической и методической литературы было
отмечено, что в зависимости от лексико-семантических и отчасти грамматических
признаков нарицательные имена существительные делятся на несколько
лексико-грамматических разрядов: 1) конкретные; 2) отвлеченные; 3)
собирательные; 4) вещественные; 5) единичные.
Типичные
ошибки в формировании грамматических понятий возникают при необходимости
дифференцировать существенные и несущественные признаки языковых явлений, и
вызваны недостаточным развитием абстрагирующей деятельности мышления младшего
школьника.
Результаты констатирующего эксперимента позволяют сделать
следующие выводы:
У младших школьников недостаточно сформировано
представление о грамматических признаках имени существительного.
У детей недостаточно развиты навыки:
Определения признаков и падежных окончаний
существительных, отсутствует, либо недостаточно сформировано представление о
склонении и его типах;
Дети не всегда способны правильно задавать вопросы к
существительному, а также определять его падеж;
Умение склонять существительные по падежам развито
довольно слабо;
В большинстве случаев ученики не знакомы с базовой
терминологией по теме «Имя существительное».
С целью ликвидации вышеупомянутых пробелов в знаниях по
теме «Имя существительное», нами была разработана программа, нацеленная на
формирование у младших школьников всех необходимых компетенций в данной области
русского языка.
Анализ результатов повторной диагностики показал, что
разработанный комплекс упражнений с применением проблемных ситуаций благотворно
повлиял на усвоение учащимися материала. Задавая вопросы и решая проблемные
ситуации, ученики более глубоко проникали в суть материала, лучше его
запоминая.
Фрагмент текста работы:
Актуальность
исследования. Система научных понятий составляет
основу каждого учебного предмета. Без нее невозможны понимание и сознательное
усвоение закономерностей и правил, а следовательно, и осознанные, обоснованные
действия учащихся. Понятие представляет собой основную форму познания, система
понятий – это основа, фундамент любого систематического знания.
В обучении русскому языку
важное место занимает процесс формирования языковых понятий, в ходе которого
происходит развитие у младших школьников умений осуществлять мыслительные
операции, оперировать понятиями, правильно формулировать их определения,
выражать суждения, строить умозаключения. Среди изучаемых в начальной школе
грамматических понятий особое место занимает имя существительное, поскольку
данная часть речи имеет богатые семантические возможности и характеризуется
разнообразием синтаксических функций.
В целом, можно сказать,
что актуальность исследования обусловлена большой значимостью изучения
категории имени существительного для расширения и обогащения словаря детей младшего
школьного возраста, формирования у них умения правильно понимать, четко
произносить, точно применять в речи, а также с орфографической точки зрения
грамотно писать лексемы указанной части речи. Как показывает школьная практика,
у младших школьников возникают трудности при усвоении семантики и морфологических признаков данной
части речи.
Обозначенные выше причины
обусловили выбор темы и ее актуальность.
Цель
исследования: Разработать теоретически обоснованную
серию фрагментов уроков с использованием метода проблемных ситуаций,
направленных на формирование грамматических умений младших школьников на
материале «Имя существительное».
Объект
исследования: процесс изучения имени существительного
в начальной школе.
Предмет
исследования: метод проблемных ситуаций, как средство
формирования грамматических умений младших школьников на материале
«Имя существительное».
Гипотеза
исследования: если на уроках русского языка при
изучении имени существительного использовать методы проблемного обучения, то
это будет способствовать эффективному усвоению морфологических знаний и умений
младших школьников.
Для реализации
поставленной цели и подтверждения выдвинутой гипотезы необходимо решить
следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы методики
изучения имени существительного в начальных классах;
2. Выявить возможности программ и учебников
по русскому языку для организации работы над именем существительным;
3. Исследовать степень сформированности
знаний учащихся об имени существительном и их морфологических умений;
4. Разработать фрагменты уроков, серию
упражнений с использованием методов проблемного обучения, направленных на
формирование у младших школьников грамматического понятия «имя
существительное», проверить их эффективность.
Для решения поставленных
задач использовались следующие методы
исследования:
1. Теоретический анализ
лингвистической, методической и психологической литературы по проблеме
исследования.
2. Анализ программ и
учебников по русскому языку.
3. Педагогический эксперимент
(констатирующий эксперимент, опытное обучение, контрольный эксперимент).
Работа состоит из
введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.