Курсовая с практикой на тему Психологические характеристики образовательной среды среднего общего образования
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты образовательной среды среднего общего образования 4
1.1. Понятие образовательной среды 4
1.2. Основные характеристики образовательной среды 10
Глава 2. Результаты диагностики и их интерпретация 19
Глава 3. Рекомендации по улучшению образовательной среды 25
Заключение 37
Введение:
В последние годы ситуация в школьном образовании изменилась ра-дикально. Школы приобрели значительно большую свободу и самостоя-тельность, появилось много различных типов школ, возросло число спе-цифических внутренних задач, которые смогла ставить и решать каждая конкретная школа.
В настоящее время экспериментирование в сфере среднего образова-ния представлено самыми разнообразными авторскими программами, уровневым содержанием образования, инновационными педагогическими технологиями и формами организации процесса обучения.
Таким образом, неопределенность психологической ситуации в шко-лах еще более возросла, а проблемы исследования и описания образова-тельной среды, специфической для конкретной школы, стала практически еще более актуальной. Поэтому проблема психологической оценки обра-зовательной среды школы в настоящее время является одной из централь-ных в педагогической психологии.
Объект исследования: образовательная среда среднего общего обра-зования.
Предмет исследования: психологические характеристики образова-тельной среды среднего общего образования.
Цель исследования: проанализировать психологические характери-стики образовательной среды среднего общего образования.
Задачи исследования:
1. Изучить понятие образовательной среды
2. Охарактеризовать основные характеристики образовательной среды
3. Проанализировать результаты диагностики
4. Предложить рекомендации по улучшению образовательной сре-ды.
Заключение:
При формулировке определения образовательной среды мы опира-емся на точку зрения В.А. Ясвина и рассматриваем данное понятие как со-вокупность условий, влияний и возможностей, которые создают возмож-ность для раскрытия интересов и способностей обучаемых и обеспечива-ющих активную позицию обучаемых в образовательном процессе, их лич-ностное развитие и саморазвитие.
К настоящему времени в данной области накоплен огромный иссле-довательский и практический опыт. Значительный вклад в изучение обра-зовательной среды школы внес В.А. Ясвин, в частности, в рамках разраба-тываемой им эколого-личностной модели образовательной среды.
Помимо структуры и функций образовательной среды, В.А. Ясвин выделил целый ряд ее основных характеристик, которые целесообразно рассмотреть подробнее.
Структурно-содержательной характеристикой образовательной сре-ды служит «широта». Эта характеристика показывает, какие субъекты и объекты, процессы и явления включены в нее. Показатели широты среды у педагогов 3,3. Невысокие показатели 3,2 связаны со спецификой контин-гента воспитанников, содержания образования, социальной и профессио-нальной мобильностью выпускников, особенностями включения в соци-альные связи, организацией преемственности разных уровней образования обучающихся с ментальными нарушениями.
Устойчивость образовательной среды как характеристика ее ста-бильности во времени отмечена очень высоко (10). Показатели высокие, ведь история образовательного учреждения насчитывает полвека.
Самый высокий балл присвоен образовательной среде специального (коррекционного) учреждения по шкале «устойчивость», самый низкий – по шкале «социальная активность».
Совершенствовать образовательную среду школы необходимо с по-мощью специальных мероприятий.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты образовательной среды среднего общего образования
1.1. Понятие образовательной среды
Важно изучать вопросы, связанные с жизненной средой человека, потому что эта среда является одним из факторов, определяющих его раз-витие.
Понятие «окружающая среда» является предметом исследования во многих науках — философии, социологии, антропологии, психологии, педа-гогике и др.
В самом общем смысле «окружающая среда» понимается как «сово-купность природных условий, в которых протекает деятельность челове-ческого общества и организмов» [8].
В философии понятие «окружающая среда» рассматривается во всех аспектах. В узком смысле окружающая среда трактуется как совокупность природных условий, в которых протекает деятельность человеческого об-щества и организмов [17, с. 435].
В более широком смысле это понятие раскрывается в терминах об-щества и определяется как социальные, материальные и духовные условия, в которых человек окружает свое существование [18].
Этот аспект интерпретации рассматриваемых понятий также пред-ставлен в социологии, которая оперирует термином «социальная среда», который интерпретируется как:
«1. Совокупность материальных, экономических, социальных, поли-тических и духовных условий для существования, формирования и дея-тельности отдельных лиц и социальных групп. 2. Часть окружающей сре-ды состоит из взаимодействующих индивидов, групп, институтов, культур и т.д.» [13, с. 338].
В то же время подчеркивается, что окружающая среда оказывает решающее влияние на формирование и развитие личности, особенно мик-росреда как «совокупность социальных групп, социальных сообществ, со-циальных институтов и социальных организаций, с которыми индивиды непосредственно связаны в процессе социализации, межличностного об-щения и деятельности» [14, с.947].
Поэтому в философии и социологии окружающая среда понимается как совокупность различных (природных, экономических, социальных, политических, духовных) условий существования индивида, в которых происходит развитие личности.
В психологической науке понятие «окружающая среда» также рас-сматривается во всех аспектах:
— 1. Противопоставлять характеристики человека окружающему его миру (этот мир отличается от самого человека и называется окружающей средой). 2. В отличие от сознания, человеческий разум находится вне их [7, с. 237]
— Совокупность природных условий; социальных и исторических условий. Природная и социальная среда различны [2, с. 229];
— Совокупность условий, которые окружают человека и взаимодей-ствуют с ним как с организмом, так и с личностью. Различают внутреннюю и внешнюю среду.
Во взаимодействии между окружающей средой и личностью измене-ния личности могут отставать от изменений окружающей среды, что при-водит к противоречиям. Эти соображения необходимы для личного воспи-тания и перевоспитания [11, с. 141].
Обобщение этих взглядов позволяет сделать вывод о том, что с пси-хологической точки зрения понятие «окружающая среда» раскрывается через взаимосвязь с понятиями «окружающая среда» и «состояние», отра-жающими взаимодействие между людьми и окружающей средой.
Анализ учебной литературы в стране и за рубежом показывает, что понятие «окружающая среда» имеет различное содержание. Знаменитый учитель П.Ф. Лесгафт впервые использовал его, он установил связь между определенным типом личностного развития и соответствующим типом учебной среды.
К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, Н.И. Пирогов и другие подчеркива-ли важность окружающей среды в воспитании человека.
Фактическая реализация концепции экологического образования осуществлялась в деятельности немецкой общеобразовательной школы «соседство», французской «параллельной школы» и американской «Шко-лы без стен» [5, с. 92].
В России в начале ХХ века эта идея также нашла своих сторонников (А. Г. Калашников; Н.В. Крупенина, С. Т. Шацкий, А. С. Макаренко и др.).
В советской педагогике подчеркивалась зависимость обучения от характера общественных отношений, что нашло отражение в принципе связи обучения и жизни (Н.К. Крупская, А. В. Луначарский, А. С. Мака-ренко).
В конце двадцатого века экологическая теория получила дальней-шее развитие. С повышением внимания к преподаванию этого понятия ка-тегория «взаимодействие» стала основной категорией его интерпретации. Стали выделяться различные типы учебных сред: природа, тематическое пространство, эстетика, образование, социальное воспитание, социальная культура и т.д.