Контрольная работа Педагогика/Психология Психология

Контрольная работа на тему психология

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!
 

Заключение:

 

Работа
над заданиями расширила мои познания в области психологии: были изучены понятия
«эмоции», «чувства», «психическое состояние», «эмоциональное состояние», «настроение»,
«эмоциональная стабильность», «этнопсихология» и «национальный характер».

В
процессе работы было проанализировано ряд работ в сфере эмоций и
этнопсихологии; анализ специальной литературы дал толчок к самостоятельным
размышлениям и умозаключениям по изученным вопросам.

Большим
преимуществом исследования стало то, что были изучены не только теоретические
ведомости, но и практическое применение изученных вопросов.

Кроме
того, что были получены исключительные по важности знания в области психологии
и педагогики, я также научился анализировать и синтезировать необходимую
информацию в исследовательской работе. Это может пригодится во время
последующего изучения дисциплины, во время сдачи экзаменов, написания курсовой,
а также профессиональной деятельности.

Можно
с уверенностью сказать, что проделанная работа сыграла важную роль в
становлении моего профессионального и личностного роста.

 

 

 

 

 

Фрагмент текста работы:

 

ЗАДАНИЕ 1. ЭМОЦИИ И ЧУВСТВА.
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА. РЕГУЛЯЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ.

 

ЭМОЦИИ И ЧУВСТВА

Эмоции особый класс психических явлений, которые
выражают значение отражаемых предметов и ситуаций для удовлетворения
потребностей живого существа в виде пристрастного субъективного переживания. Эмоции
один из главных
механизмов психической регуляции поведения личности. Поскольку эмоции служат выражению
потребностей, они относятся к конкретно-субъективной форме существования
мотивации.

Простейшая форма эмоций является
эмоциональный тон ощущений — это положительные или отрицательные переживания.
Эти переживания сопровождают отдельные жизненно важные воздействия на индивида (например,
температурные, вкусовые) и побуждают к сохранению или устранению этих
воздействий. При столкновении с условиями, способствующими или препятствующими
поведению, возникают ситуативные эмоции
непосредственные эмоциональные реакции человека на предметы и события, которые так
или иначе влияют на выполняемую деятельность. Вызывают эти эмоции реальные или
предвосхищаемые достижения в деятельности (радость, огорчение, надежда),
способствующие или препятствующие ей условиями или людьми (гнев, симпатия,
возмущение) и т. п. Характер и динамика ситуативных эмоции определяются  объективными событиями либо чувствами, из
которых они развиваются (например, из любви может развиться гордость за
любимого человека, огорчение из-за его неудач, ревность и т. п.).

С биологической точки
зрения, эмоции являются формой актуализации видового опыта: индивид ориентируется
на них, совершает необходимые действия, но при этом не осознает целесообразности
своих действий. Приобретение индивидуального опыта также происходит с помощью эмоций.
Выполняя в процессах обусловливания функцию положительного или отрицательного
подкрепления, они создают возможность предвосхищать удачи или затруднения в
будущем и тем самым облегчает поиск оптимальных путей достижения цели.

Основное назначение
эмоций — направление активности на жизненно значимые цели; это происходит
посредством оказывания влияния на содержание и динамику познавательных
психических процессов (восприятие, воображение, внимание, память, мышление). Важнейший
источник обогащения эмоционального опыта человека — сопереживания, возникающие
в общении с другими людьми, при восприятии произведений искусства, под влиянием
средств массовой информации. Роль эмоций заключается в регулировании
человеческого общения, поскольку с помощью эмоций происходит влияние на выбор
партнеров общения и определение способов и средств общения. Формирование новых
эмоциональных отношений в результате специально направленных воспитательных
воздействий — важнейшее условие социального развития человека.

Высшим продуктом развития
эмоций человека являются чувства
форма эмоционального отношения человека к
предметам и явлениям действительности, отличающаяся относительной
устойчивостью, обобщенностью, соответствием потребностям и ценностям,
сформированным в его личностном развитии. Чувства отвечают за общую направленность
деятельности на явления, которым характерно постоянное мотивационное значение.
Чувства
конкретно-субъективная
форма существования явлений, значимых для потребностей личности, что окрашивает
их эмоционально и побуждает к их удовлетворению.

Формирование устойчивых
эмоциональных отношений является важнейшим условием развития человека как
личности, главной целью и конечным продуктом его воспитания. Человеку
недостаточно только знания мотивов, идеалов, норм поведения для того, чтобы
руководствоваться ими; только став предметом устойчивых чувств, эти знания
превращаются в реальные побуждения к деятельности.

Чувства человека
изменяются в зависимости от конкретных социальных условий. Они формируются по
мере развития индивидуального сознания и усложнения отражаемых в нем связей под
влиянием воспитательных воздействий со стороны семьи, школы, искусства, других
источников. Предметы чувств
это прежде всего те
явления и условия, от которых зависит развитие значимых для личности событий, поэтому
воспитание чувств предполагает открытие человеку причин непосредственно
волнующих его событий, обобщение и направление на них его эмоционального опыта.
Чувства возникают как результат обобщения ситуативных эмоций; они становятся
ведущими образованиями эмоциональной сферы человека и начинают, в свою очередь,
определять динамику и содержание ситуативных эмоций; например, из чувства любви
к человеку иногда может развиваться тревога за него, радость при встрече и т. п.
Ситуативные эмоции уточняют содержание чувств в конкретных условиях и, побуждают
к определенным действиям, способствуя развитию вызываемой чувствами деятельности.

 

Содержание:

 

1.
Темперамент. 2

1.1
Понятие о темпераменте. Физиологическая основа темперамента. 2

1.2. Психологическая характеристика темперамента. 5

2. Педагог: профессия и
личность. Требования к личности педагога. 8

Список
использованной литературы.. 10

 

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Фрагмент текста работы:

 

1. Темперамент

1.1. Понятие о темпераменте.
Физиологическая основа темперамента

 

Темперамент — это индивидуальные свойства
психики, определяющие динамику психической деятельности человека, особенности
поведения и степень уравновешенности  реакций на жизненные воздействия.

Слово «темперамент» —
латинского происхождения, означающее соразмерность, «надлежащее соотношение
частей»; равное ему по значению греческое слово «красис» ввел древнегреческий врач Гиппократ (вв. до н.э.).
Гиппократа принято  считать родоначальником учения о темпераменте. Под
темпераментом он понимал и анатомо-физиологические и психологические
индивидуальные особенности человека. Гиппократ  считал, что в теле
 человека имеются четыре жидкости: кровь (по-латыни «сангвис»), лимфа
(по-гречески «флегма»), желчь (по-гречески «холе») и черная желчь (по-гречески «мелана
холе»). При правильном смешении этих жидкостей,  человек будет здоров — при
неправильном — болен. Одна из жидкостей преобладает, что и определяет тип
темперамента человека. От названия жидкостей и пошло название типов
темперамента: сангвинический,
флегматический, холерический, меланхолический [1].

Темперамент — это психическое свойство
личности, характеризующееся динамикой протекания психических процессов.
Темперамент отражает динамические характеристики деятельности и поведения
человека, что находит выражение не столько в их конечном результате, сколько в
их течении. И.П. Павлов считал, что темперамент — это генотип, т. е.
прирожденная, природная особенность нервной системы.

Физиологической основой
темперамента является общий тип нервной системы.
 Общими
 Павлов назвал те  основные комбинации свойств, или типы нервной
системы, от которых зависит темперамент, потому что они являются общими у
человека и животных. Этот общий тип И.П. Павлов назвал генотипом , т. е.
наследственным типом [6].

Наследственная
обусловленность общего типа доказывается следующими фактами:

 1) в целом ряде исследований установлена связь
между свойствами нервной системы родителей и потомков у животных разных видов;

2) путем
селекции выводят специальные породы, обладающие ярко выраженным одним
свойством, например инертностью.

Тип ВНД
придает своеобразие поведению человека, накладывает характерный отпечаток на
весь облик человека — определяет подвижность и устойчивость его психических
процессов, но не определяет ни поведения, ни поступков, ни убеждений, ни моральных
устоев самого человека, которые формируются в процессе индивидуальной жизни и в
процессе воспитания.

Таким
образом, тип темперамента формируется не весь сразу со всеми характерными
свойствами. От изменений свойств темперамента следует различать созревание типа темперамента. Общие
закономерности созревания нервной системы накладывают отпечаток и на созревание
типа темперамента.

Советские
ученые Б.М.Теплов и В.Д.Небылицын продолжили исследования
И.П.Павлова [3]. Применяя в своих исследованиях очень тонкие инструментальные
методы и количественно выражая с высокой точностью свойства нервной системы,
ученые нашли, что некоторые индивидуальные особенности нервной деятельности
человека связаны между собой. Каждая такая система взаимосвязанных индивидуальных
особенностей зависит от одной общей причины – какого-либо свойства нервной
системы.

Эти
ученые создали новое направление в психологии —дифференциальную психофизиологию. Ими
были экспериментально открыты новые дополнительные свойства нервной системы:

1. Динамичность — скорость
и легкость выработки  условных рефлексов.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!
 

Фрагмент текста работы:

 

1)
Словарь основных психологических терминов по модулю «Психология развития»

 

Ведущая деятельность
деятельность, определяющая характер психического развития на том или ином этапе
детства. Деятельность, с которой на данном этапе развития онтогенеза связано
возникновение важнейших психических новообразований [3,
c. 38].

Воспитание
целенаправленное и систематическое воздействие на человека с целью формирования
у него определенных форм поведения, мировоззрения и умственных способностей [3,
c.
41].

Высшие психические
функции
– сложные прижизненно формирующиеся психические
процессы, социальные по своему происхождению. Отличительной особенностью ВПФ
является их опосредованный характер и произвольность.

Генезис
– возникновение, столкновение, происхождение и последующий процесс развития
того или иного предмета, явления, процесса, мысли, учения.

Гиперопека
(синоним: гиперпротекция) (греч. hyper

над, сверх)
стиль воспитания
и взаимоотношений в семье, при которых ребенка чрезмерно опекают и
контролируют. При этом подавляется его самостоятельность и инициатива,
замедляется развитие личности. Воспитание в условиях Г. может приводить к
повышенному уровню эгоцентризма и к необратимым нарушениям в виде личностного
инфантилизма, отсутствия ответственности, снижения социальной адаптации [3,
c. 52].

Дезадаптация
– исходные трудности, искажение или нарушение адаптационных процессов
вследствие недостаточных нервно-психических, физических или других ресурсов
индивида; невозможность осуществления им в конкретных микросоциальных условиях
своей позитивной социальной роли, соответствующей его возможностям.

Депривация
– потеря значимых для психического развития факторов, лишения, претерпеваемые
ребенком из-за недостаточного удовлетворения основных психических потребностей
[3,
c.
79].

Жизненная
позиция личности – наиболее выраженные и поэтому основанные компоненты ее
направленности, определяющие убеждения, принципы, ценностные ориентации,
установки, ставшие мотивами деятельности личности [8,
c. 102].

Закономерность
– способность системы к воспроизведению однотипных изменений у разных людей.

Когнитивная
деятельность – введенное Дж. Брунером, Ж. Пиаже и другими понятие для
обозначения процессов переработки поступающей через органы чувств информации. В
настоящее время часто употребляется для обозначения всей познавательной
деятельности (памяти, мышления, воображения и др.) [4,
c. 74].

Конформизм
(лат. conformis

подобный, сходный)

1) поведение людей, характеризуемое приспособленчеством, соглашательством,
опасением противостоять сложившимся мнениям и взглядам окружающих (стремление
не оказаться «белой вороной»); 2) тактика человека, приспосабливающего свой
уклад жизни, мысли и чувствам той социальной группы, в которой он оказывается.

Кризисы
возрастные (греч. krisis

решение, поворотный пункт)

особые, относительно непродолжительные по времени периоды онтогенеза,
характеризующиеся резкими психологическими изменениями. В отличие от кризисов
невротического или травматического генеза, К. в. относятся к нормативным
процессам, необходимым для нормального поступательного хода личностного
развития [4,
c.
95]..

Развитие
личности
процесс
закономерного изменения личности как системного качества индивида в результате
его социализации. Обладая природными анатомо-физиологическими предпосылками к
становлению личности, в процессе социализации ребенок вступает во
взаимодействие с окружающим миром, овладевая достижениями человечества.
Складывающиеся в ходе этого процесса способности и функции воспроизводят в
личности исторически сформировавшиеся человеческие качества [2,
c. 259].

2)
Разные точки зрения отечественных и зарубежных психологов на понятие «развитие»
в психологии

 

Ключевое
понятие возрастной психологии — понятие «развитие». Категория «развитие» −
общенаучная и имеет основополагающее значение. Развитие определяется как направленное,
закономерное изменение, в результате которого возникает новое качественное
состояние объекта − его состава или структуры.

Существуют
различные трактовки понятия «развитие» в психологии, рассмотрим их [1,
c. 68].

Развитие
– процесс перехода из одного состояния в другое, более совершенное, переход от
старого качественного состояния к новому качественному состоянию, от простого к
сложному, от низшего к высшему.

Развитие
− это процесс необратимых, направленных и закономерных изменений, приводящий к
возникновению количественных, качественных и структурных преобразований психики
и поведения человека

Развитие
психики − закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в
их количественных, качественных и структурных преобразованиях.

Рассмотрим
определения понятия «развитие» с позиций различных авторов

Развитие
− (А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский) – закономерное и необратимое изменение
психологических процессов во времени.

Развитие
− (В.В. Давыдов) − последовательные (прогрессирующие и регрессирующие), в целом
необратимые количественные и качественные изменения психики; при этом старые
структуры входят в новые, претерпевая изменения и реорганизацию.

Развитие
− (Л.И. Анциферова) – возникновение качественно новых образований, переход
психологической системы на новый уровень функционирования.

Развитие
− (Л.И. Божович) – возникновение системных психологических новообразований.

Развитие
− (Б.Г. Ананьев) — последовательная смена моментов становления, эволюции и
инволюции; каждое из этих изменений имеет количественную характеристику
продолжительности (метрическую), качественную (однонаправленность,
одномерность), типологическую

[6, c. 47]
.

Отличие понятия развитие
от других понятий

Первый:
развитие – рост.

Под
ростом понимается процесс количественного изменения (накопления) внешних
признаков объекта, измеряемых в высоте, длине, ширине, толщине, весе и т.п. Это
значит, что, во-первых, рост есть всего лишь одна из сторон развития, т.е. остаются
и другие; во-вторых, что рост есть лишь внешний показатель развития, ничего не
говорящий о его сути; в-третьих, рост может быть только количественной характеристикой
развития.

Рост
− количественный аспект процессов развития. Главное отличие развития от роста:
рост сводится к количественным изменениям, а развитие характеризуется
качественными преобразованиями, появлением новообразований, новых механизмов,
процессов, структур [8,
c.
128]

Второй:
развитие как созревание. К созреванию относят все процессы, спонтанно
протекающие в организме под влиянием внутренне запрограммированных и внутренне
управляемых импульсов роста. Обычно о созревании и росте говорят тогда, когда
хотят подчеркнуть генетический (шире − биологический) аспект психического
развития. В таком определении преувеличивается значение биологической
наследственности и соответственно преуменьшается значение других сторон
развития.

 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 2
1.ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПАМЯТИ. ВИДЫ ПАМЯТИ 4
2.ОСНОВНЫЕ ПРОЦЕССЫ И МЕХАНИЗМЫ ПАМЯТИ 7
3.ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПАМЯТИ ДЕТЕЙ И ЕЁ РАЗВИТИЯ 9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 12
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 13

  

Введение:

 

Проблема памяти – одна из наиболее притягивающих к себе внимание и больше всего изучавшихся проблем психологии. Интерес к ней на протяжении долгого времени был исключительно велик виду того, что именно память имеет особое место среди познавательных психических процессов. Многими исследователями память характеризуется как «сквозной» процесс, обеспечивающий преемственность психических процессов и объединяющий все познавательные процессы в единое целое.
Память – одно из важнейших свойств психики. Практически любая форма психической деятельности базируется на памяти. Проявление памяти связано с отражением в сознании прошлых знаний, опыта, событий, образов, запаса слов, явлений, мыслей, переживаний. Память – форма сохранения действительности, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении человеком своего опыта. Человек постоянно использует память. Память играет большую роль в сохранении его индивидуально-личностных и деловых характеристик. Человек, полностью лишённый способности запечатлеть, сохранять, узнавать и воспроизводить свой прошлый опыт, фактически перестает быть личностью.
Память принадлежит к одному из самых индивидуализированных явлений психики и находится в зависимости от множества факторов: особенности мозга и всей центральной нервной системы, среды, характера деятельности, типа личности. Потому трудно установить общие закономерности запоминания, ведь человек запоминает наиболее прочно те факты, события и явления, которые имеют для него, существенное значение. И наоборот.
Таким образом, характер памяти, её продуктивность связаны с особенностями личности. Человек сознательно регулирует процессы своей памяти и управляет ими.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом, способность постоянно накапливать информацию, является важнейшей особенностью психики. Поскольку человеческая память – это не только единая функция, а множество взаимосвязанных различных процессов. Так, память носит многофункциональный характер, охватывает все сферы и периоды психической деятельности и во многом реализуется автоматически.
Память – это запечатление, сохранение и последующее воспроизведение следов прошлого опыта. Как раз благодаря памяти человек способен накапливать информацию, не теряя прежних знаний и навыков.
Имеется несколько основных подходов к классификации памяти: по характеру психической активности доминирующей в деятельности память делят на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую. По характеру целей деятельности – на произвольную память и непроизвольную. По продолжительности закрепления и сохранения материала – на кратковременную, долговременную и оперативную. По использованию специальных средств запоминания – на не непосредственное и опосредованное.
К основным характеристикам относят следующие: объем, быстрота запечатления, точность воспроизведения, длительность сохранения, готовность к использованию сохраненной информации.
Первым проявлением памяти являются условные рефлексы, наблюдаемые уже впервые месяцы жизни ребенка, например прекращение плача, когда в комнату входит мама. Более отчётливо проявление памяти замечается тогда, когда ребёнок начинает узнавать предметы.
Первые признаки воспроизведения наблюдаются только на втором году жизни. Первоначально память носит непроизвольный характер. В преддошкольном и дошкольном возрасте дети обычно не ставят перед собой задачу что-либо запомнить. Бурное развитие характеристик памяти происходит в школьные годы.

   

Фрагмент текста работы:

 

1.ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПАМЯТИ. ВИДЫ ПАМЯТИ

Память как психологический процесс на сегодняшний день является одной из наиболее исследуемых вопросов в сфере психологии. Все больше, появляется направлений изучающих данный психологический познавательный процесс. Потому как именно память является классической областью психологического знания, которая создаёт процессы организации и сохранения прошлого опыта, позволяющие его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Однако масштабное изучение порождает множество толкований термина «памяти», что создает необходимость в обобщении знаний относительно проблемы изучения памяти как психологического процесса.
Так, советский и российский психолог В.Н. Дружинин характеризует память как умение живой системы фиксировать факт взаимодействия со средой (внешней или внутренней), сохранять результат этого взаимодействия в форме опыта и использовать его в поведении [5, с. 189].
По определению докторов психологических наук, профессоров А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского, память значится как процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания [2, с.56].
Доктор педагогических наук, заведующая кафедрой психологии образования и педагогики Бордовская Н.В. и кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии образования и педагогики Розум С.И. доносят память как «цемент» соединяющий все строительные элементы психической мозаики в единую картину. Процесс памяти обеспечивает построение всестороннего образа мира, связывающий разрознённые впечатления в цельную систему. А именно: прошлое с настоящим и будущим. Так, память является главной познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения [1, с.302].
Таким образом, можно отметить, что память – это запечатление, сохранение и последующее воспроизведение следов прошлого опыта. Именно благодаря памяти человек способен накапливать информацию, не теряя прежних знаний и навыков.
Рассматривая классификацию памяти, отметим, что существует несколько основных подходов. А именно:
1. По характеру психической активности преобладающей в деятельности память делят на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую;
2. По характеру целей деятельности – на произвольную память и непроизвольную;
3. По продолжительности закрепления и сохранения материала – на кратковременную память, долговременную и оперативную;
4. По использованию специальных средств запоминания – на не непосредственное и опосредованное.
Классификация видов памяти по характеру психической активности была в первый раз предложена русским и советским философом, педагогом и психологом П.П. Блонским.
Двигательная или моторная память – это запоминание, сокращение и воспроизведение разнообразных движений. Данный тип памяти – это основа для формирования практических и трудовых навыков.
Эмоциональная память – это память на чувства, то есть способность человека запоминать и воспроизводить чувства. Например: первые проявления памяти у ребенка проявляются к концу первого полугода жизни. На ранних этапах жизни ребёнка эмоциональная память носит условно-рефлекторный характер, но после эмоциональная память является сознательной.
Образная память выражается в виде представлений, картин природы, звуков, знаков или вкусов.
Словесно-логическая память выражается в запоминании и воспроизведении мыслей человека. Это память на понятия, формулы, знаки, мысли. Например: человек запоминает и воспроизводит мысли, возникшие у него в процессе обдумывания, размышления, прочтения книги, разговора с друзьями.
Второй критерий классификации памяти подразделяется на непроизвольное запоминание информации произвольное.
Непроизвольное запоминание и воспроизведение осуществляется без специальных волевых усилий человека, когда не ставятся цели, задачи запоминания или воспроизведения материала.
Произвольное запоминание сопровождается произвольным вниманием, имеет целенаправленный характер, оно избирательно. Запоминание включает в себя логические приёмы организации и осмысливание запоминаемого материала.
Имеется деление памяти на виды, которыми человек пользуется в повседневной жизни: кратковременную, долговременную и оперативную память
Важность кратковременной памяти в том, что ею перерабатывается значительный объем информации и мгновенно отсеивается ненужные сведения, а остаются полезные. В качестве примера данного типа памяти можно привести следующий: испытуемых просят прочесть слова и предоставляют для запоминания очень мало времени (1 мин), а затем просят воспроизвести их.
Оперативная память обозначает мнемические процессы, обслуживающие непосредственно осуществляемые человеком актуальные действия, операции. Она представляет синтез долговременной и кратковременной памяти.
Долговременная память – длительное сохранение информации. Данный тип памяти начинает функционировать не сразу после того, как человеком был воспринят и запомнен материал, а спустя некоторый отрезок времени необходимый для того, чтобы человек внутренне смог переключиться с процесса запоминания на процесс воспроизведения.
Также существует ещё одно деление памяти: на непосредственную и опосредованную.
Непосредственная память – это память, когда не применяются специальные средства для запоминания информации. Следовательно, опосредованная память – это память, где применяются эти средства.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы