Курсовая с практикой на тему Психокоррекция тревожности младших школьников из неполных семей
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЯЮ ТРЕВОЖНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ 6
1.1. Проблема тревожности младших школьников из неполных семей, факторы возникновения 6
1.2 Индивидуальные особенности младших школьников из неполных семей в исследованиях отечественных ученых 11
Вывод к 1 главе 17
ГЛАВА 2. ПСИХОКОРРЕКЦИЯ ТРЕВОЖНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ 19
2.1. Психолого-педагогическое сопровождение младших школьников с высоким уровнем тревожности из неполных семей 19
2.2. Формирование позитивного мировосприятия посредством психокоррекция тревожности младших школьников из неполных семей 22
2.3. Психолого-педагогические рекомендации по сопровождению младших школьников 24
Вывод к 2 главе 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33
Введение:
Семейная система в наше время занимает центральное место в жизни цивилизованного общества. Обращая внимание на её структуру нельзя не заметить количество неполных семей проживающих на территории Российской Федерации. По статистике в 2022 год из 18 миллионов, 6,2 миллиона семей неполных, то есть 30% семей, которые состоят из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми.
Увеличение количества семей состоящим из одним родителя и одного или нескольких несовершеннолетних детей имеет взаимосвязь с правилами и структурой брачной сферы, образовавшейся в обществе. Такими предикторами можно назвать некоторые изменение моральных норм и ценностей в взаимоотношениях между полами, переворот в проявлении традиционных ролей внутри семьи (когда мужчина чаще выполняет домашние обязанности, а женщина работает), сюда же можно добавить важную особенность молодых пар, которые не готовы к семейной жизни, детям и браку в целом. Все вышеизложенные части образовывают структуру, благодаря которой ребенок рождается и попадает в непростую ситуацию, ситуацию разобщенности в семье, ситуацию психологической «потери» одного из родителей, ребенок не получает столько любви и внимания сколько мог бы получить в полной семье.
Если рассматривать источники, благодаря которым формируются неполные семьи, а если быть точным они распадаются, мы приходим к статистическим показателям в 82,2% семей, расторгнувших свой брак после заключения, скажем проще – это развод. Разводы составляю огромную прореху в институте семьи и брака, именно создание отношений и дальнейшее его расторжение, несет огромную болезнь для общества, психологическую незащищённость детям и дальнейшие, как снежный ком, проблемы социуму.
Социологи говорят нам, что причиной разводов могут быть различные проблемы общества находящиеся в структуре асоциальных видов поведения, такие как: злоупотребление алкоголем и последующее заболевание – алкоголизм; связи на стороне, измены или даже формирование других семей; самое легкое, но не для сохранение семьи -различия характеров, благодаря чему молодые родители могут бросить друг друга и оставить жизни в неполной семье. Хотелось бы отметить, что статистически, решение о разводе, чаще всего принимает тот, кто меньше всего хотел бы остаться один с ребёнком на руках – женщина. Так же обратим внимание на то, что ранние браки сохраняются в меньшей степени перед теми, в которых пара оставляла время на подумать. Всё это так же стимулируется незапланированными беременностями и вынужденными браками в результате рождения ребенка.
Все вышеизложенные факторы оказывают влияние на психическое состояние ребенка, находящегося в условиях воспитания одного родителя. В школе такой ребенок помимо напряжения, вызванного изменением обстановки и ведущего вида деятельности, будет подвержен влиянию, оказываемому со стороны сверстников, а также внутренней тревоги, вызванной пониманием отличия от других ребят.
Цель исследования: изучение особенностей появления тревожности детей младшего школьного возраста из неполных семей.
Объект исследования: дети младшего школьного возраста из полных и неполных семей.
Предмет исследования: личностное качество — повышенный уровень тревожности
Гипотеза исследования: специфика воспитания ребенка в неполной семье влияет на формирование у него таких личностных качеств как повышенный уровень тревожности и неадекватная самооценки, требующей дополнительной психокоррекционной работы с специалистом.
Задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы раскрыть сущность формирования личности ребенка в неполной семье.
2. Изучение формирования личностных качеств ребенка, живущего в неполной семье, способствующих повышению уровня тревожности.
3. Проанализировать имеющиеся в литературе методы психокоррекции тревожности младших школьников из неполных семей.
Теоретико — методологическая основой исследования являются теории и концепции описывающие влияние воспитания в неполной семье на формирование тревожности как структурной особенностью личности младшего школьника: А. Маслоу, Э.Эриексона, Б.Г. Ананьева, К.А. Абульханова, А.А. Бодалев, А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова.
Методы исследования: метод теоретического анализа научной литературы по изучаемой проблеме, сравнительный анализ основных практических исследований по проблеме.
Практическая значимость исследования: результаты теоретического исследования могут использовать в своей работе социальные работники, педагоги, учителя и психологи.
Структура курсовой работы: Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.
Заключение:
Наша работа включила в себя крупный анализ научных источников, включающий в себя изучение теоретической базы знаний, представленной отечественными и зарубежными учеными.
В работе мы постарались рассказать и показать на примерах проблему тревожности младших школьников из неполных семей. Особенности проявления их психического состояния в различных социальных ситуациях.
Наш анализ включил в себя сравнение проявление индивидуальных особенностей у среднестатистического ребенка из полной семьи и проявления тех же качеств у ребенка, растущего в семье, которая состоит из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми.
Наш анализ составляет базу знаний по изучаемой проблеме, которые может использовать педагог-психолог в психокоррекционной работе с тревожностью у младших школьников, растущих в неполных семьях. В нашем дальнейшем исследовании мы продолжим изучение столь важной проблемы, с другой стороны, чтоб постараться показать особую важность проведенной нами работы, а также принести пользу педагогическому сообществу в разработке новых методик для работы с младшими школьниками из неполных семей.
Мы не раз отметили различные проблемы, связанные с повышением уровня тревожности у младших школьников, обобщили имеющиеся теоретические и практические данные отечественных психологов и пришли к выводу о необходимости формирования доброжелательного отношения со стороны педагогов к детям, находящимся в столь нелегкой социальной ситуации развития.
Хотелось бы подчеркнуть особую важность формирования психокоррекционной программы по формированию позитивного мировосприятия средством коррекции тревожности младших школьников из неполных семей.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЯЮ ТРЕВОЖНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ
1.1. Проблема тревожности младших школьников из неполных семей, факторы возникновения
Если обратиться к проблеме изучения тревожности, прежде всего, стоит обратить свое внимание на определение термина, его составляющие и значение. Детская тревожность выступает главной особенностью дезадаптации ребенка, негативно влияя на все сферы его жизнедеятельности: на развитие, общение, здоровье и общий уровень психологического благополучия.
Между определениями «тревога и тревожность» есть отличия, о которых мы поговорим после того, как разберемся в терминологических различиях в значениях изучаемых явлений.
Тревога – эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий. В отличии от страха как реакции на конкретную угрозу тревога представляет собой генерализованный, диффузный или беспредметный страх. У человека тревога обычно связана с ожиданием неудачи в социальном взаимодействии и часто бывает обусловлена неосознаваемостью источника опасности. Функционально тревога не только предупреждает субъекта о возможной опасности, но и побуждает к поиску и конкретизации этой опасности, к активному исследованию окружающей действительности с установкой определить угрожающий предмет. Она может проявляться как ощущение беспомощности, неуверенности в себе, бессилия перед внешними факторами, преувеличение их могущества и угрожающего характера. Поведенческие проявления тревоги заключаются в общей дезорганизации деятельности, нарушающей ее направленности и продуктивность. Тревога как механизм развития неврозов, формирующаяся на основе внутренних противоречий в развитии и строении психики человека, может привести к неадекватному убеждению о существовании для личности угрозы со стороны других людей, собственного тела, результатов собственных действий и др. В эмпирических исследованиях различают тревогу ситуативную, характеризующую состояние индивида в данный момент и тревогу как черту личности (тревожность) – повышенную склонность испытывать тревогу по поводу реальных или воображаемых опасностей. Тревога ослабляется с помощью защитных механизмов – вытеснения, замещения, рационализации, проекции и др. [4]. Более доступным языком можно сказать, что тревога – это сиюминутное состояние, вызванное определенным фактором, воздействующим на психику ребенка.
Тревожность – склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги; один из основных паромеров индивидуальных различий. Тревожность обычно повышена при: нернво-психических и тяжелых соматических заболеваниях; у здоровых людей, переживающих последствия психологической травмы; у многих групп лиц с отклоняющимся поведение. В целом тревожность является субъективным проявлением неблагополучия личности. Современные исследования тревожности направлены на различение ситуативной тревожности, связанной с конкретной внешней ситуацией, и личностной тревожности, являющейся стабильным свойством личности, а также на разработку методов анализа тревожности как результата взаимодействия личности и ее окружения. [4] Обращая внимание на данное определение тревожности хочется выделить значимые особенности выделяемые, как индивидуальные и устойчивые психологические особенности выбранной личности в различные промежутки времени, а также в различных ситуациях, которые, по сути, не должны являться фактором возникновения данного состояния.
А.М. Прихожан определяет тревожность как состояние целесообразного подготовительного повышения сенсорного внимания и моторного напряжения в ситуации возможной опасности, обеспечивающее соответствующую реакцию на страх [3]
Школьную тревожность можно рассматривать как переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности. Школьной тревожности присуща ярко выраженная возрастная специфика, обнаруживающаяся в ее источниках, содержании, формах проявления компенсации и защиты. [1]
Особое внимание следует обратить на детей младшего школьного возраста, поскольку они интегрированы в новую, имеющую большое значение для них, деятельность. В данном возрасте преобладает ситуативная тревожность, формирующаяся под влиянием школьных факторов. Основными ее проявлениями можно считать: нежелание ходить в школу, ухудшение соматического здоровья, раздражительность и агрессивные проявления в связи со школьным дискомфортом, снижение концентрации внимания на уроках, «сверхценность» школьной оценки, проявление негативизма и демонстративных реакций и др. [2]
Определив вкратце интересующую нас базу знаний по изучаемой проблеме, хотелось бы обобщить и структурировать полученную информацию в некий, конкретный пример, который будет символизировать о нашем понимании данного явления. Таким примером будет: некий ребенок младшего школьного возраста, переживающий и трясущийся перед выступлением на важном для него мероприятии. Но в нашем случае данное проявление будет единичным, а другая ситуация, схожая с этой, будет воспринята спокойно и размеренно, — данный пример иллюстрирует проявление тревоги. Другая ситуация: состояние тревоги повторяется многократно в одних и тех же условиях и ситуациях, или в других ситуациях, таких как: поход в магазин и встреча там с незнакомыми людьми; общение с детьми; при ответе на вопросы заданные взрослыми и т.д. – в данной ситуации стоит говорить о проявлении тревожности [15].
Мы обратили внимание на психическое состояние личности, теперь же нужно описать личность внутри интересующей нас социальной группы.
Важным и определяющим фактором, оказывающим влияние на развитие личности ребенка, в частности, младшего школьного возраста, является семья. Благоприятную обстановку, позитивные эмоции и чувства привносит в мир ребенка именно семья. Там же у ребенка формируются интересы и потребности, ценностные ориентации и установки. И именно от того психологического микроклимата, который создается в семье, зависит эмоциональное и психофизическое состояние и здоровье ребенка. Исследователями доказано, что гармоничное состояние ребенка, а также его эмоциональная стабильность будут формироваться там, где преобладают здоровые взаимоотношения между членами семьи, предполагающие уважительное и бережное отношение друг к другу, доброжелательная семейная обстановка, а в воспитании участвуют оба родителя [21]. Причем родители, состоящие в брачных отношениях, узаконенных официально. Именно в официально зарегистрированном браке оба супруга наделены законными обязанностями, правами и ответственностью за воспитание детей, за ведение семейно-бытовых отношений, за решение возникающих жизненных проблем и трудностей. Преимущество такой семьи трудно переоценить. Она является важнейшим условием для воспитания ребенка. Тем более это касается благополучной семьи, т. е. семьи, которая создала свою определенную благоприятную среду, позволяющую гармонично растить и развивать детей [13].