Курсовая с практикой Экономические науки Экономика

Курсовая с практикой на тему Провалы рынка и роль государств в рыночной экономике

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОВАЛОВ РЫНКА И РОЛИ ГОСУДАРСТВА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ 5
1.1. Классические теории роли государства в рыночной экономике 5
1.2. Теория Дж. Кейнса и государственное регулирование 13
1.3. Концепция государственного регулирования Дж. Гэлбрейта 18
1.4. Концепция провалов (фиаско) рынка 23
2.ИССЛЕДОВАНИЕ РОЛИ ГОСУДАРСТВА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ НА ПРАКТИКЕ 31
2.1. Анализ провалов рынка и провалов государства 31
2.2. Характеристика провалов рынка в сфере финансирования общественного сектора 42
2.3. Критерии оптимального вмешательства в рыночную экономику в современных условиях 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 59

  

Введение:

 

Актуальность темы. При обосновании необходимости вмешательства государства в экономику мировая наука чаще всего использует теорию фиаско («осечки», «провалов», недостаточности, несостоятельности) рынка. Признавая неоспоримые преимущества свободной рыночной экономики перед экономикой командной, экономическая теория в то же время подчеркивает, что и рыночная система не справляется с решением целого ряда вопросов или решает их недостаточно эффективно.
Фиаско рынка — ситуация, при которой рыночный механизм оказывается не в состоянии обеспечить оптимальное размещение, эффективное и справедливое использование ресурсов. Согласно теории рыночного фиаско экономическая роль правительства заключается в том, чтобы корректировать провалы рынка.
В связи с этим необходимо государственное регулирование. Степень допустимости государственного влияния и методы государственного влияния являются актуальными для изучения.
Анализ последних исследований и публикаций. Проблемы так называемых «провалов» рынка рассматривались в трудах зарубежных и отечественных ученых — Кейнса Дж. М., Стиглица Ю. Дж., Рочи С., Юхновского И., Найденова В.С. и Сменковского А.Ю.; «Провалов» права — в трудах Дриза Дж. и Сена А., Кхадки Н., Максвелла С., Теллера К.Х., Франкенбергер Т. и Ямбе О. и др.
Несмотря на то, что в национальной экономике наряду с общими особенностями функционирования смешанной экономической системы не меньшее влияние осуществляют специфические, результаты научных исследований по данной проблематике, особенно ученых, не дают ответов на все вопросы. Все это свидетельствует об актуальности темы, а затем обусловило выбор направления исследования в научно¬-методологическом аспекте.
Цель курсовой работы – изучение провалов рынка и роли государства в рыночной экономике.
Сообразно с этим в курсовой работе поставлены следующие задачи:
 рассмотреть теоретические аспекты провалов рынка и роли государства в рыночной экономике;
 изучить классические теории роли государства в рыночной экономике;
 проанализировать теорию Дж. Кейнса и государственное регулирование;
 изучить концепцию государственного регулирования Дж. Гэлбрейта;
 рассмотреть концепцию провалов (фиаско) рынка;
 провести исследование роли государства в рыночной экономике на практике;
 провести анализ провалов рынка и провалов государства;
 дать характеристику провалов рынка в сфере финансирования общественного сектора;
 изучить критерии оптимального вмешательства в рыночную экономику в современных условиях.
Объектом исследования являются провалы рынка.
Предмет исследования – выявить особенности провалов рынка и допустимого вмешательства государства в такие провалы.
Теоретическую и информационную базу курсовой работы составила научно-практическая и специализированная литература, периодические издания и специализированные печатные издания, монографии.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Применение теоретико-методологических подходов, выработанных в рамках концепций «провалов» рынка и государства, к анализу реалий национальной экономики выявило ряд особенностей, которые усиливают эффект институциональной недостаточности действующих механизмов согласования интересов и обеспечения экономического развития. В частности установлено, что кумулятивные последствия сбоев рынка и государства в трансформационной экономике сопровождаются развертыванием специфических тенденций, обусловленных противоречием между приватизированной государством и обществом, в терминах современной экономической науки получило название «захват государства».
Вопрос о соотношении государственной регуляторной политики и рыночных механизмов, форм общественного контроля за деятельностью правительства и бизнеса в контексте обеспечения эффективного финансирования общественного сектора национальной экономики составляют перспективное направление дальнейших научных исследований.
Усиление глобализационных тенденций и рост рисков возникновения новых экономических и финансовых кризисов, обусловливают необходимость государственного вмешательства в рыночные процессы. Такое воздействие объективно обусловленным и необходимым для любой страны. Вместе с тем, достижение оптимального уровня государственного вмешательства, возможно лишь при условии, когда государственное и рыночное регулирование функционируют как единое целое, способное приспосабливаться к изменению экономических условий, как внутреннего, так и внешнего характера. Основной целью, в данном контексте, должно быть обеспечение сбалансированного отношения между государством и рынком. Для этого, необходимо выполнение трех базовых принципов характерных для всех стран с развитой рыночной экономикой:
 государство не должно перебирать чужды ему функции, вмешиваясь таким образом в рынок, а только решать те проблемы, которые не может решить рынок;
 влияние государства на рынок должно носить косвенный характер, с тем, чтобы направлять вложения капитала инвесторами, в необходимые для национальной экономики направления;
 основными направлениями государственной политики должно быть обеспечение условий для полноценного функционирования рынка. Для этого, необходимо обеспечение прав собственности, поддержки интеграционных процессов, экономической свободы, в том числе, свободы торговли, предпринимательства, инвестиций и тому подобное.
Подытоживая, следует отметить, что вопрос достижения оптимального уровня государственного вмешательства в рыночные процессы индивидуален для каждой страны. Оптимальность государственного вмешательства напрямую связана с его эффективностью. Если при определении показателей эффективности оказывается, что государственное вмешательство не приводит к улучшению состояния экономики, то вопрос его ограничение должно быть одним из основных. Несмотря на объективную необходимость государственного вмешательства в рынок при наличии кризиса, такое влияние также должно быть экономически обоснованным и может быть целесообразным лишь при условии достижения положительных сдвигов в кратчайшие промежутки времени.

   

Фрагмент текста работы:

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОВАЛОВ РЫНКА И РОЛИ ГОСУДАРСТВА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

1.1. Классические теории роли государства в рыночной экономике

Необходимость и значимость государственного воздействия на отдельные стороны экономической жизни общества осознавалась и обосновывалась учеными, начиная с момента возникновения первых научных экономических школ.
Так, еще в XVII в. в трудах представителей меркантилизма уже отмечалась необходимость (в связи с развитием международной торговли) введение мер налогового регулирования внешнеэкономической деятельности и осуществлялись попытки оценки влияния государственной экономической политики на развитие страны. «Правильной политикой и выгодной для государства будет предположить, чтобы товары, которые изготовлены из иностранного сырья … вывозились беспошлинно. Такие производства дадут работу большому количеству бедных людей и значительно увеличат ежегодный вывоз таких товаров за границу, благодаря чему увеличится ввоз иностранного сырья, что улучшит поступление государственных пошлин … Необходимо также не обременять слишком большими пошлинами наши отечественные товары, чтобы не удорожать их слишком для иностранцев и не препятствовать этим их продажи», — отмечал один из главных теоретиков меркантилизма Т. Мэн.
Конкретные предложения по обязанностям «государя» (то есть государства) находим в трудах и других представителей меркантилизма. Они, в частности, касающиеся поддержания должного порядка внутри страны, налаживание системы учета доходов, проявлений злоупотреблений и коррупции: «Теперь, когда во всех государствах тысячи налогов, поэтому кажется еще более необходимо, чтобы каждый отдавал свое состояние по декларации, показывал каков его доход », — писал А. Монкретьена. Он также подчеркивал необходимость государственной поддержки тех видов деятельности, которые способны принести значительную выгоду государству, в частности речь шла о навигации и эффективное использование морского побережья .
Значительный вклад в видение роли государства в экономике был осуществлен сторонниками экономической школы физиократов, которая пришла на смену меркантилизма. Несмотря на ограниченность их учения, которое заключалось в том, что единственной продуктивной отраслью экономики является сельское хозяйство, развитие которого должен поддерживаться с помощью инструментов государственного влияния, лидером данной школы Ф. Кене достаточно четко были сформулированы общие принципы экономической политики «земледельческого государства»: гарантирование прав собственности, которая является основой экономического строя общества, необременительность налогов и их рост пропорционально темпам роста национального дохода, стимулирования производственных затрат и торгов и сырьем, соблюдение принципа паритетности в торговле с другими странами, ограничения эмиграции населения, которое может вывезти из страны значительные состояния, поддержание достаточного уровня потребления беднейшими слоями населения и т.д. Содержание указанных принципов свидетельствует об отводе физиократами государству ведущей роли в регулировании экономического развития.
Кроме того, представители данной школы акцентировали внимание на необходимости осуществления государством таких функций, как развитие образования (которая, по их мнению, «единственное средство, которое препятствует физиократической деспотизма переродиться в личный») и создание предприятий общественного характера ( «как хороший хо- владелец не должен строить прежде всего дороги в своих владениях, потому что хорошие дороги и каналы очень полезны в установлении связи между отдельными территориями»).
Также важным достижением школы физиократов является подходы, заложенные Ф. Кенэ в «Экономическую таблицу» (1758), которые способствовали становлению в будущем такой важной функции государства, как формирование на основе предварительного анализа и оценки основных народнохозяйственных пропорций в экономике и разработке мер по поддержке их на оптимальном уровне.
На государственном регулировании внешнеэкономической деятельности настаивал и родоначальник классической школы У. Петти. Им же была обоснована необходимость и целесообразность осуществления государственных целевых расходов по таким направлениям, как оборона страны и государственное управление, строительство дорог, мостов, других общественных сооружений, содержание школ и интернатов, помощь малоимущим слоям населения и тому подобное. Значительное внимание в своих исследованиях У. Петти уделял вопросам создания налоговой системы и определению ее роли в обеспечении функционирования финансовой системы страны. Важное значение в обеспечении развития национальной экономики У. Петти оказывал эффективному денежному обращению, поскольку «деньги в государстве ускоряют его деятельность, питают продуктами, которые ввозятся из-за границы во время неурожая в собственной стране, служат благодаря своей делимости для ведения отчетности и украшают общество в целом». Итак, важнейшей ролью государства является обеспечение приумножения денежных поступлений в государственную казну: «если в стране есть очень много денег, то для нее … было бы выгодным, если бы все излишки находились в королевских сундуках».
В последние десятилетия все более активно оно участвует в регулировании структурных изменений, стимулирует научно-технический прогресс, стремится поддерживать высокие темпы развития национальной экономики. Если к этому добавить региональное и внешнеэкономическое регулирование. Всё это отражается на рисунке номер 1.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы