Курсовая с практикой на тему Прокурорский надзор за соблюдением законности в деятельности должностных лиц
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Глава 1. Общие положения о прокурорском надзоре
1.1. Понятие и значение прокурорского надзора
1.2. Функции и методы прокурорского надзора
1.3 Пределы надзорной деятельности прокуратуры
Глава 2. Сущность прокурорского надзора за соблюдением
законности в деятельности должностных лиц
2.1 Надзорная функция прокуратуры применительно к
должностным лицам органов государственной власти
2.2 Прокурорский надзор в системе местного самоуправления
2.3 Полномочия прокуратуры по надзору за исполнением
законов
Введение:
Актуальность исследования. Надзор — одна
из форм деятельности государственных органов по обеспечению законности. Первоначально в России функции надзора
выполнял институт фискалов, учрежденный
указом Петра 1 «О порядке
заседаний и делопроизводства в
Правительствующем Сенате, и о должности обер-фискала» от 5 (16) марта 1711
года, согласно этому указу функцией фискалов являлся тайный надзор за
деятельностью государственных органов и должностных лиц государства. Функции
фискалов были уточнены и приобрели окончательный облик в указе от 17(28) марта
1714 года «О должности фискалов», а именно: тайный надзор за исполнением
законов, обличение, преследование, донос и пресечение казнокрадства,
взяточничества и других антиобщественных и антигосударственных преступлений со
стороны должностных лиц государства.[1]
В 1719 – 1721
гг. надзор за сенаторами и исполнением сенатских указов концентрируется в руках
дежурных гвардейцев при Сенате. Этот этап развития надзора характеризуется
неопределенностью в распределении ролей главы надзорной власти в государстве,
которую осуществляли фискалы, генерал, ревизор, обер-секретарь Сената, дежурные
гвардейские офицеры Сената.
К 1722 году
окончательно назревает необходимость в учреждении такого института, который бы
осуществлял высший надзор за органами Российской Империи (Сенат, фискалат), в
результате чего по указу Петра I от 12.01.1722 года «Об учреждении должности
генерал-прокурора Российской империи» при Сенате была создана прокуратура и
учреждена должность генерал-прокурора. В соответствии с указом Петра I от
18.01.1722 «Об установлении должности прокуроров в надворных судах и о пределах
компетенции надворных судов в делах и по доносам фискальским и прочих людей», в
дополнение была учреждена должность прокурора в надворных судах, полномочия
которого были уточнены в указе Петра I от 27.04.1711 «О должности
Генерал-прокурора». Функцией прокуратуры на данном этапе являлся надзор за
законностью деятельности Сената, иных государственных органов и их должностных
лиц, и издаваемых ими правовых актов для обеспечения порядка и законности в
государстве. Вместе с тем, компетенция прокурора продолжала оставаться обширной
и неопределенной, кроме того, надзорные полномочия распределялись между
различными государственными органами, такими как генерал — прокурор, Сенат, а
на местах — генерал-губернаторы.[2]
К 1864 году в
системе прокурорского надзора назрела необходимость коренного упорядочения и
организации системы государственных органов.
Так, в
соответствии с Учреждениями о судебных установлениях, устанавливалась строгая
иерархичность органов прокуратуры и определялось содержание прокурорской
деятельности, состоявшее из надзорной функции и функции уголовного
преследования. Происходит изъятие у прокуратуры функции общего надзора.
Надзорная функция прокуратуры ограничивалась судебной властью с возложением на
прокуратуру функций поддержки государственного обвинения в суде.[3]
В Уставах о
гражданском и уголовном судопроизводстве 1864 года раскрываются функции
прокуратуры. В гражданском процессе за прокурором сохраняется надзорная
функция, но этому противопоставляется, в целом, снижение роли прокурора в
гражданском процессе, который по Уставу о гражданском судопроизводстве не
выступал активной стороной в процессе, а мог лишь давать заключение по
рассматриваемому спору и опротестовывать незаконное решение суда. В уголовном
процессе прокурор осуществлял уголовное преследование, а также поддержку
государственного обвинения в суде, и при этом сохранил надзор за
предварительным следствием и дознанием.
Таким образом, в
условиях коренного перелома общественной жизни в результате Великих реформ
Александра II прокуратура лишилась своей основной функции общего надзора за
государственными органами и должностными лицами в государстве. Снизилась роль
прокурора в гражданском процессе. В целом период реформ характеризуется
смещением акцента деятельности прокуратуры с правоохранительной на
правозащитную.[4]
Такой порядок
деятельности прокуратуры сохранился до октябрьской революции 1917 года.
В настоящее
время при обнаружении нарушений, органы прокуратуры РФ обязаны отреагировать на
них в соответствии с предоставленными им законом полномочиями.
Объектом исследования является
совокупность общественных отношений, связанных с осуществлением прокурорского надзора
за соблюдением законности в деятельности должностных лиц.
Предметом исследования являются закрепленные в установленном
порядке нормы права, положения научных исследований, мнения и взгляды различных
ученых, материалы судебной практики, касающиеся сущности осуществления прокурорского
надзора за соблюдением законности в деятельности должностных лиц.
Цель данного исследования –
выявление особенностей прокурорского надзора за соблюдением законности в
деятельности должностных лиц.
Цель
магистерского исследования определяет следующие его задачи:
1. Провести
анализ природы прокурорского надзора;
2. Проанализировать
прокурорский надзор за соблюдением законности в деятельности должностных лиц
[1] Ушаков А.Ю. Проблемы доступа к правосудию на этапе возбуждения
уголовного дела / А.Ю. Ушаков, И.А. Аменицкая // Проблемы правоохранительной
деятельности. 2016. № 16. С. 38
[2] Бессарабов В.Г. Прокурорский надзор: Учебник / В.Г. Бессарабов. —
М.: Проспект, 2017. – с 43
[3] Смирнов А.В. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу
Российской Федерации. Постатейный / А.В. Смирнов, К.Б. Калиновский; под общ.
ред. А.В. Смирнова. 4-е изд., доп. и перераб. М.: Юрист, 2017. С 43
[4] Бессарабов В.Г. Прокурорский надзор: Учебник / В.Г. Бессарабов. —
М.: Проспект, 2017. – с 44
Заключение:
Итак, по итогам
проведенного исследования, можно сделать следующие выводы.
Прокуратура
Российской Федерации – совокупность органов, осуществляющих деятельность по
надзору за соблюдением действующего законодательства. Все они призваны
упрочнить законность и равенство. Также, осуществляя основные функции
прокуратуры, регламентированные законодательством, эти учреждения обеспечивают соблюдение
человеческих прав, оберегают общественные и государственные интересы.
С принятием
Конституции РФ возрастает роль такой функции прокуратуры, как уголовное
преследование, нашедшее закрепление в редакции от 1995 года ФЗ «О прокуратуре
РФ» и получившее развитие после принятия УПК РФ в 2001 г.
Существенные
изменения в деятельности прокуратуры связаны с реформами 2007 и 2011 годов.
Цель реформы 2007 года – повышение самостоятельности в деятельности
следственного аппарата прокуратуры, отделение функций следствия прокуратуры от
функций надзора. Федеральный закон от 5 июня 2007 г. N 87-ФЗ «О внесении
изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный
закон «О прокуратуре Российской Федерации»». Этот закон существенно изменил систему
органов прокуратуры РФ: — у прокуроров были изъяты полномочия с участием на
досудебных стадиях уголовного процесса; — изъяты полномочия руководства
органами предварительного следствия. В составе прокуратуры был создан
самостоятельный орган – «Следственный комитет при прокуратуре РФ». Председатель
СКП РФ являлся заместителем Генерального прокурора РФ. Работники СКП оставались
сотрудниками прокуратуры. В уголовных процессах происходило разделение
компетенций между СКП и Прокуратурой. Функция возбуждения уголовного дела и
предварительное следствие принадлежала СКП.
Представляется,
что за прокуратурой необходимо сохранить ее нынешние надзорные полномочия
поскольку, для повышения законности и эффективности деятельности необходима
концентрация на одном определенном направлении деятельности.
Таким образом,
на современном этапе прокурорский надзор является основным направлением в
деятельности прокуратуры. С развитием общества, государства развивается и
прокуратура РФ как важнейшая государственно-правовая структура в сфере
укрепления законности и правопорядка, призванная защитить права и свободы
граждан и законные интересы государства и юридических лиц.
На протяжении
истории органы прокуратуры оказывались в эпицентре конституционных перемен и
сопровождающих их общественно-политических процессов. В самые драматические
периоды новейшей истории прокуратура стояла на принципах защиты
государственности и правопорядка. В российских условиях прокуратура, не входя
ни в одну из систем власти, выполняет функцию одного из элементов системы
сдержек и противовесов и путем применения мер к устранению нарушений закона
обеспечивает деятельность каждой ветви власти в рамках своего конституционного
поля.
Важным
направлением реализации прокурорскими сотрудниками надзорных мероприятий является
обеспечение законности положений, включаемых в состав нормативных актов,
принимаемых в пределах муниципальных образований. Нынешняя ситуация
характеризуется повышением количества определённых нарушений законодательства,
повышением числа выявленных на стадии разработки актов правового характера,
содержащих незаконные положения, представлений, внесённых на рассмотрение
уполномоченных структур и т.д. В условиях быстрого политического, социального и
экономического развития, система законодательства еще не стабильна, растет
потребность в правовом регулировании и объективно необходимо участие прокуроров
в правотворческой функции. Эта деятельность имеет повышенное значение в
обеспечении законности и правопорядка в России.
Для того, чтобы
обеспечить единство правового пространства, соответствие муниципальных
нормативных правовых актов федеральному законодательству, необходимо
совершенствовать механизмы и способы осуществления надзора за законностью
издаваемых в Российской Федерации нормативных правовых актов, а также повышать
взаимодействие органов прокуратуры с органами государственной власти и местного
самоуправления. Необходимо:
— создать при
прокуратуре района Научно-консультативный совет, в рамках которого происходило
бы обсуждение законопроектов;
— прокуратурой
области для оказания методической помощи разрабатывать и отправлять на места
модельные проекты нормативных правовых актов;
— внедрять в
работу новые технологии и программное обеспечение, которые будут способствовать
эффективной деятельности во всех направлениях;
— проведение
различных семинаров, занятий с прокурорами городов, районов при помощи
видеоконференцсвязи;
— использовать
современные технологии;
— перенимать
опыт других регионов, областей для решения поставленных перед органами
прокуратуры задач.
Подводя итог,
хочется отметить, что прокуратура, занимая особое место в системе органов
государственной власти, способствует становлению и развитию Российского
государства.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Общие положения о прокурорском надзоре
1.1. Понятие и значение прокурорского надзора
Прокурорский надзор — это
самостоятельный обособленный вид государственной деятельности, реализуемый
особым субъектом — централизованной единой системой органов прокуратуры путем
осуществления от имени Российской Федерации надзора за соблюдением законности
на всей территории Российской Федерации. [1]
Прокурорский надзор как вид
государственной деятельности обладает и своим особым предметом. Согласно ст. 21
Закона о прокуратуре, предметом прокурорского надзора являются соблюдение
Конституции РФ и исполнение законов, действующих на территории Российской
Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и
иными федеральными органами исполнительной власти, представительными
(законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов
Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного
управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами
управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;
соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами.[2]
Понятие прокурорского надзора тесно
связано с понятием законности, поскольку законность обеспечивается благодаря
осуществлению прокуратурой надзора за соблюдением действующего законодательства
в различных сферах деятельности общества и государства. Сущность законности
заключается в строгом и неуклонном соблюдении и исполнении всеми субъектами
действующего законодательства. А прокурорский надзор обеспечивает это
неуклонное и строгое соблюдение и исполнение законодательства. На всей
территории России необходимо единство законности, одинаковое ее понимание и
осуществление, и единственным органом государства, способным обеспечить это
единство, может быть прокуратура. Для этого она была создана, в этом состоит ее
главная задача.
Прокурорский надзор имеет
существенное значение и в профилактике правонарушений, поскольку именно с
помощью надзора достигается не только надлежащее исполнение законов, но и
выявление правонарушений на ранних стадиях их формирования. Прокурорский надзор
важную роль играет в защите прав граждан в различных сферах жизнедеятельности.