Педагогика Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Проблемы духовно-нравственного воспитания современных учащихся

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 2

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5

1.1. Исследование проблемы духовно-нравственного воспитания обучающихся в истории и теории педагогики 5

1.2. Цели и принципы организации духовно-нравственного воспитания в современной системе образования 8

1.3. Специфика взаимодействия взрослых и детей в семье как основа духовно-нравственного воспитания учащегося 13

Выводы по первой главе 18

ГЛАВА 2. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ 19

2.1. Формы и методы работы учителя по духовно-нравственному воспитанию обучающихся 19

2.2. Организация духовно-нравственного воспитания в рамках воспитательной работы классного руководителя 21

2.3. Опыт работы учителя русского языка и литературы МОУ СОШ №4 г. Раменское Потаповой Людмилы Викторовны по организации духовно-нравственного воспитания обучающихся 28

Выводы по второй главе 34

Заключение 35

Список использованной литературы 38

  

Введение:

 

На формирование целостной гармоничной личности в первую очередь влияет обстановка в семье, типы взаимоотношений с участниками социальной группы и характер их взаимодействий. В семье закладываются основы поведения детей на всю продолжительность жизни, как в позитивном ключе, так и в негативном. Навыки взаимоотношений в семье между взрослыми и детьми определяют всю дальнейшую жизнь ребенка. Вспомним случаи, когда ребенок рос в неблагополучных семьях или в детских домах, что формировало у него определенную модель поведения до конца жизни.

Ранний возраст ребенка — важный период в нравственном развитии детей. На данном возрастном этапе у детей формируются первые элементарные представления: о хорошем и плохом, навыки поведения. Также формируются доброжелательные чувства к окружающим: взрослым и сверстникам. Наиболее успешно это происходит в условиях благоприятного педагогического взаимодействия в семье. К таким взаимодействиям относятся различные концерты, походы, семейные праздники. Родители играют важную роль как составляющие в этих взаимодействиях, поскольку накопленный опыт чувств и моральных устоев, который дети получат в этот период, сформируют у них представления и навыки, с помощью которых они смогут в дальнейшем развиваться в правильном направлении.

Для воспитания духовно-нравственной личности главную роль играет стабильность среды внутри семьи, характеризующаяся эмоциональной уравновешенностью и адекватным психическим здоровьем. При этом важную роль играет способность и готовность родителей к воспитанию ребенка, так как обратная составляющая несет в себе асоциальность развития детей в семье.

Находясь внутри семьи ребенок, копирует стиль и манеру поведения взрослых, что формирует его личность на протяжении всей жизни. Поступки и поведение родителей формируют у детей в семье определенные качества и понимание ценностей, которые приняты в рамках семьи. Родители контролируют свое поведение по отношению друг к другу, что способствует позитивному развитию ребенка, разностороннему и гармоничному.

Важной составляющей семьи является особое внимание родителей к детям, готовность их быть родителями и развивать в себе положительные качества, способствующие благоприятному развитию ребенка в условиях семьи. Однако здесь необходимо отметить тот факт, что при внешнем благополучии семьи возможна некая дестабилизация социальных коммуникаций внутри семьи, где у всех все хорошо и ребенок предоставлен самому себе. История знает немало случаев, когда у отличных, благожелательных родителях вырастают странные асоциальные дети. Возможно, что внешне правильная семья таит в себе подводные камни, что неблагоприятно сказывается на формировании ребенка как личности на ранней стадии развития, что впоследствии закрепляется в его сознании как единственно верная и возможная модель поведения. Семья как ячейка общества относится к понятию «малая группа». Данный термин будет подробно рассмотрен нами в первом параграфе.

На сегодняшний день как никогда актуальны исследования по истокам развития духовно-нравственного воспитания с помощью взаимодействия взрослых и детей внутри семьи, поскольку подробное изучение данных взаимодействий позволит сформировать верные пути решений возникающих конфликтных ситуаций.

Включая детей в индивидуальную и совместную деятельность, родитель формирует им гуманные чувства, вызывает желание слушаться, уважительно относиться к окружающим. Здесь необходимо остановиться и подчеркнуть тот момент, что совместная деятельность неимоверно важна в воспитательном процессе детей, причем совместная деятельность именно между родителем и ребенком. Поскольку ребенку необходимо обретать опыт межличностных взаимоотношений. У детей достаточно ярко выражена потребность в совместных играх с родителями, в общении с ними. Эта социальная потребность является предпосылкой развития дружеских взаимоотношений, что также составляет важную воспитательную задачу.

Объектом нашего исследования выступает изучение проблем духовно-нравственного воспитания современных учащихся. Предметом исследования является выявление особенности взаимоотношений между детьми и взрослыми в рамках семьи. Целью исследования курсовой работы является изучение формирования духовно-нравственного аспекта у современных учащихся. Попробуем выявить эти взаимоотношения с помощью следующих поставленных задач:

1. Исследования проблемы духовно-нравственного воспитания в истории педагогики;

2. Рассмотрение основных принципов организации системы духовно-нравственного воспитания в образовании;

3. Влияние взаимодействия детей и взрослых в рамках семья как основа духовно-нравственного воспитания школьников.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав с подпунктами, заключения и списка использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В основе гармоничного отношения между взрослыми и детьми лежит эмоциональное отношение к ним. Многими исследователи давно доказано, что негативную роль играет ранняя эмоциональная депривация ребенка, ограниченность социальных контактов, ранние личные психические драмы. Конфликты в семье между родителями способствуют возникновению эмоциональных барьеров в развитии ребенка, что в дальнейшем позволяет формировать отклонения от норм поведения в обществе.

Развитие духовно-нравственного воспитания – процесс динамичный, многогранный и многоаспектный, его содержание меняется в соответствии с процессами, происходящими в обществе и образовании.

Грамотно выстроенные межличностные отношения между учителем и ребенком в контексте взаимодействия существенно влияют на личность учащегося в период становления личности, активизируют его лучшие качества. В результате у них наблюдается рост самооценки, желание участвовать в совместной работе, развиваются их коммуникативные способности.

Практика занятий, направленных на формирование личности в процессе обучения, показала, что занятия благотворно влияют на детей. Инициативность трансформируется в личную деятельность субъекта, которая осуществляется на основании индивидуального выбора. Таким образом, мы можем представить, как выглядит субъектная деятельность в виде цепочки: эмоциональный компонент (выражает отношение к объекту) – эмоционально-деятельностный компонент формируется на основании инициативы и инициирует собственную деятельность – деятельностный компонент проявляется в творчестве человека.

Правильно организованная образовательная среда школы с учетом условий системы образовательной среды могут во многом способствовать формированию личности. Образовательный процесс — универсальный и естественный способ раскрытия потенциала человека. Многочисленные научные исследования разных времен свидетельствуют о бескрайних возможностях этого понятия, поэтому ведущая психолого-педагогическая проблема проявляется в том, чтобы создать эти благоприятные условия стимулирования и направления развития личности.

Проблема вовлеченности учащихся в учебный процесс, формирование новой педагогической практики, разработка технологического обеспечения новыми педагогическими идеями, концепциями, теориями в истории образования и педагогической мысли занимают важное место, поскольку профессия учителя предполагает постоянное изменение теоретического и практического материала. Современное развитие образования предполагает общественность педагогического взаимодействия, утверждение личностной позиции учащихся и учителя в педагогическом процессе, динамичное изменение педагогических ситуаций в разрешении образовательных условностей, так как необходимо соответствовать современным изменениям и передовым технологиям в обучении школьников. Подобное образовательное явление зависимо от возможностей учителя начальной школы проектировать свою деятельность с помощью инновационных, общественных концепций образования, используя содержание технологий обучения и воспитания учащихся. При этом необходимо помнить, что учитель должен периодически транслировать свой опыт и обмениваться опытом с коллегами по ряду аспектов обучения школьников.

Важность готовности учителя к взаимодействию с учащимися возрастает в связи с несколькими аспектами: в первую очередь, это необходимость огромного количества образовательных инициатив со стороны педагога, а во-вторых, это наличие нового вида ученика, который понимает свои потребности и стремится их удовлетворить. Образовательные инициативы со стороны педагога регламентируются тем, что образовательный процесс – явление изменчивое и структурированное, которое требует постоянное улучшения и предложения различных инициатив, которые педагоги обязаны реализовать на основе своей практической деятельности. Наличие ученика только подчеркивает важность наличия подобных инициатив, поскольку образовательный процесс должен подстраиваться под течение времени и требования потребителей образовательного процесса – обучающихся.

Таким образом, использование различных методов развития духовно-нравственного воспитания в процессе обучения является одним из важных направлений работы образовательного учреждения. Определение параметров образовательной среды, значимых для процессов развития личности, создание условий для развития познавательного интереса являются, на наш взгляд, ключевыми в вопросах формирования личности в условиях образовательного процесса, что способствует решению задач современного общества.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

1.1. Исследование проблемы духовно-нравственного воспитания обучающихся в истории и теории педагогики

В процессе формирования личности необходимо в первую очередь овладеть знаниями, умениями и навыками, которые решаются в процессе обучения. Перед педагогами встает вопрос каким должен быть этот процесс, как именно его использовать и с помощью его сформировать личность? Для теоретического исследования этих вопросов существует специальная научная дисциплина – дидактика.

Термин дидактика происходит от греческих слов didacticos — поучающий и didasko — изучающий. Считается, что этот термин ввел немецкий педагог В. Ратке (1571-1635). Под дидактикой он понимал научную дисциплину, которая занимается исследованием теоретических и методических основ обучения. Большой вклад в разработку дидактики внесли такие известные педагоги, как Г. Песталоцци, И. Гербарт, К.Д. Ушинский, В.П. Острогорский, П.Ф. Каптерев. Немало сделано в этом направлении дидактами — П.Н. Груздевым, М.А. Даниловым, Б.П. Есиповым, Л.В. Занковым, М.Н. Скаткиным, НА. Менчинской, Ю.К. Бабанским и др [21].

В зарубежной психологии существует огромное количество разнообразных теорий личности. Условно все они могут быть разделены на три большие группы: психоаналитические, бихевиоральные и гуманистические теории.

1. Психоаналитическая концепция З. Фрейда. Самой известной теорией, в свое время оказавшей влияние на психологию личности является концепция Зигмунда Фрейда, которая определена как клиническая. Концепция была настолько разнообразна, что с течением времени развилась новая концепция неофрейдизм.

Основными разделами данной концепции были исследования бессознательного, структуры аппарата психики, методы изучения поведения личности. Многие известные психологи рассматривали данные аспекты исследования специальной психологии.

2. Типология личности К. Юнга. Ученый разделил типы личности на людей, ориентированных на внутренние переживания (интроверты) и на внешние переживания (экстраверты). При этом Юнг разделил свою концепцию на три уровня: сознание, личное бессознательное и коллективное бессознательное. Отдельно отметим тот факт, что Юнг был учеником Фрейда, что не помешало ему выдвигать свои собственные теории в психологии и получить признание в результате своих исследований.

3. Концепция (теория) личности К. Роджерса. Свой метод терапии он назвал недирективным, т. е. сосредоточенным на паци¬енте. Согласно этому методу, врач не должен оказывать давление на пациента. Контакт между врачом и пациентом должен основываться на уважении друг к дру-гу; при этом оба они являются полноправными участниками беседы, или контак¬та. Клиент в такой ситуации чувствует, что все его внутренние переживания, ощуще¬ния воспринимаются с интересом и одобрением, это помогает открыть новые аспек¬ты его опыта, иногда впервые осознать значение тех или иных его переживаний.

4. Теория личности Жане. Говоря о различных теориях личности, мы не можем не сказать несколько слов о французской психологической школе и о ее наиболее выдающемся представите¬ле П. Жане. Жане высказал мнение о том, что различные психические процессы представ¬ляют собой явления, подготавливающие действия. Чувства, мышление являются процессами, осуществляющими регуляцию действий. В основу развития лично¬сти им положено учение о поведении. Но понятие поведения Жане использует не в бихевиористском смысле. Оно рассматривается как включающее не только из¬вне наблюдаемую активность индивида, но и внутреннее психическое содержа¬ние, которое становится неотъемлемой частью поведения, его регулирующим зве¬ном.

Представленные концепции наиболее полно отражают разнообразие зарубежных исследователей в аспекте формирования развития личности в специальной психологии. Также под непрерывным наблюдением развития формирования личности находятся изменения, которые происходят под влиянием внешних и внутренних воздействий.

Отдельные аспекты проблемы изучения специальной психологии рассматривались в работах Оливера Сакса, Хьюлинга Джексона, А.Р. Лурия в его исследованиях области нейропсихологии. Отечественный вклад в исследования представлены в работах В.М.Бехтерева, Г.И. Россолимо, В.К.Рот.

Обучения, как основа развития и формирования личности, не сводится только к освоению новых знаний, практических умений и навыков, и способов творческой деятельности. Обучение является широким понятием и оказывает развивающее и формирующее влияние на личность. Это объясняется тем, что обучение подразумевает под собой три взаимосвязанные стороны: теоретическую (понятия и обобщения в синтезе с научными фактами), практическую (те умения и навыки, которые применимы на практике) и нравственную (существующие в знаниях эстетические идеи). При верном обучении учащиеся овладевают всеми тремя постулатами, усваивая знания и правила, применяя их на практике и способны осмысливать эстетические идеи. Таким образом, в процессе обучения обогащение и развитие личности находится в неразрывной связи и этот процесс формирования личности является важным в процессе воспитания.

Воспитательно-формирующее и развивающее влияние обучения способствовало возникновение в педагогике такого понятия как «образование». До середины XIX века данный термин не имел никакого содержания и представлял собой синоним слову воспитание. Ближе к концу XIX века термин «образование» стал приобретать свой собственный смысл, связанный непосредственно с обучением и оказывающее ключевое влияние на формирование личности человека.

Таким образом, можно сделать вывод, что образование – это создание специальных условий для личности, способных к раскрытию и овладению системы научных знаний, практических умений и навыков, а также эстетической культуры, которые вместе определяют ее социальное разнообразие.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы