Дипломная работа (колледж/техникум) Педагогика/Психология Дошкольная педагогика

Дипломная работа (колледж/техникум) на тему Лексическое развитие детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с домашними животными на занятиях и повседневной жизни

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Пояснительная записка 2
Введение 6
I. Лексическое развитие детей дошкольного возраста при ознакомлении с домашними животными на занятиях и в повседневной жизни 9
1.1. Развитие словаря детей старшего дошкольного возраста 9
1.2. Развитие словарной работы в детском саду 14
1.3.Развитие представлений дошкольников о домашних животных 17
II. Опытно — экспериментальная работа по развитию словаря детей 5-6 лет в процессе ознакомления с домашними животными 20
2.1 Выявление уровня развития словаря у детей контрольной и экспериментальной групп исследования 20
2.2 Разработка экспериментальной комплексной системы разнообразных форм методов и приёмов обогащения словаря детей при ознакомлении детей с домашними животными 35
2.3 Динамика уровня развития словаря детей 5-6 лет 37
Заключение 53
Библиография 55
Приложения 58

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Развитие лексики в онтогенезе обуславливается развитием представлений ребенка об окружающей его действительности. По мере знакомства с новыми предметами и явлениями, признаками предметов и действий, происходит обогащение словаря ребенка.
Освоение окружающего мира ребенка проходит в процессе неречевой и речевой деятельности во время взаимодействия с реальными объектами и явлениями, а также посредством общения со взрослыми. В процессе формирования лексики происходит и уточнение значения слов, развитие мышления и других психологических процессов.
Предпосылками развития речи являются два процесса. Первым выступает неречевая предметная деятельность самого ребенка, т.е. расширение связей с окружающим миром посредством конкретного чувственного восприятия мира. Вторым важным фактором для развития речи, в частности для обогащения словаря ребенка, является речевая деятельность взрослых и их общение с ребенком.
Важным является то, что развитие лексики во многом определяется социальной средой, в которой растет и воспитывается ребенок. В зависимости от социально-культурного уровня семьи, возрастные нормы словарного запаса ребенка одного и того же возраста могут иметь значительные колебания. Это объясняется тем, что словарь у ребенка пополняется и усваивается в процессе общения.
Посредством речевого общения ребенок не просто заимствует слова из речи окружающих и не просто пассивно закрепляет слова или словосочетания в своем сознании, а овладевая речью, он анализирует речь окружающих, выделяя морфемы, создавая новые слова, комбинируя морфемы.
Ограниченность словарного запаса вызывает затруднения в процессе развития связной речи, переходе от диалогической формы речи к контекстной. Таким образом, для полноценного овладения детьми речью, необходимо чтобы развивались в первую очередь лексические навыки.
Анализ результатов исследования позволил сделать следующие выводы: дети экспериментальной группы характеризовались в основном низким уровнем сформированности словаря, а дети контрольной группы — средним уровнем. В результате исследования выявилось, что у детей экспериментальной группы развитие активного словаря ниже возрастной нормы. Существенным недостатком восприятия у этих детей является значительное замедление процесса переработки поступающей через органы чувств информации.
Для развития лексической стороны речи был организован формирующий эксперимент, который основывался на внедрение в учебно-воспитательную работу программу по развитию речи детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с домашними животными.
По истечении работы с детьми было проведено повторное обследование уровня лексического развития. Так, в ходе контрольного этапа была доказана выдвинутая гипотеза о том, что эффективному развитию лексики детей старшего дошкольного возраста способствует деятельность по ознакомлению с домашними животными. Полученные результаты позволяют проследить динамику развития уровня лексической стороны речи и наметить дальнейший план работы с дошкольниками.
Таким образом, цель исследования достигнута, а задачи решены.

 

Фрагмент текста работы:

 

Актуальность темы исследования. На сегодняшний день особенно актуальной является проблема развития словаря детей дошкольного возраста, так как этот период считается наиболее благоприятным временем для его развития. Если не проводить достаточной работы в этом направлении, то к моменту поступления в школу большинство детей, не владея необходимым словарным запасом, испытывают трудности в общении, что в свою очередь становится одной из причин школьной неуспеваемости.
Словарь представляет один из важных компонентов речевого развития ребенка. Овладение словарем считается важным условием умственного развития, так как содержание исторического опыта, который присваивается ребенком в онтогенезе, обобщается и отражается в речевой форме, в первую очередь, в значениях слов. Усвоение словаря способствует решению задачи накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления. Вместе с этим протекает развитие операциональной стороны мышления, так как овладение лексическим значением происходит на основе операций анализа, синтеза и обобщения.
Недостаточный запас словаря мешает полноценному общению и общему развитию ребенка, так как богатство словаря выступает признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития.
Так, развитие словаря детей является одной из основных задач дошкольного образования. В связи с этим стоит необходимость поиска эффективных средств и методов, которые можно использовать при развитии словаря детей дошкольного возраста. На наш взгляд, наиболее эффективно такая работа будет протекать в процессе ознакомления детей с окружающим миром.
Степень изученности темы исследования. Проблемой развития речи занимались, и занимаются многие известные ученые, например, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Л.Н. Ефименкова, А.В. Ястребова, Г.В. Чиркина, Т.Б. Флерина и мн. др.
Проблемой развития словаря детей дошкольного возраста занимались такие ученые как Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Е.И. Тихеева и многие другие. Исследователи в своих трудах отмечают, что в период дошкольного детства происходят значительные изменения, в частности, расширяется кругозор ребенка, совершенствуются его мыслительные операции, появляются новые знания и умения, а, следовательно, расширяется словарный запас.
Однако на сегодняшний день наблюдается тенденция увеличения количества детей, которые имеют разные проблемы речевого развития, поэтому проблема поиска эффективных средств работы по развитию лексического строя речи у детей дошкольного возраста в современных условиях образования является достаточно актуальной.
Цель исследования – изучение особенностей формирования словаря детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с животным миром на занятиях и в повседневной жизни.
Объект исследования – процесс формирования словаря у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – формирование словаря детей дошкольного возраста в процесс ознакомления с домашними животными.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что процесс формирования словаря детей в дошкольном возрасте будет осуществляться эффективно, если учебный процесс будет отвечать возрастным и психологическим особенностям дошкольников, иметь систематический характер и осуществляться в процессе ознакомления с окружающим миром.
Цель и гипотеза исследования обусловили постановку следующих задач:
1. Определить особенности онтогенеза развития словаря детей.
2. Изучить особенности использования окружающего мира для развития словаря детей в дошкольном возрасте.
3. Организовать исследование по определению уровня сформированности словаря дошкольников.
4. Проанализировать полученные результаты.
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы применялись следующие методы исследования:
1. Теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической литературы.
2. Эмпирические: наблюдение, беседа, педагогический эксперимент.
3. Количественная и качественная обработка полученных данных.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования результатов, полученных в ходе проведения экспериментальной работы в учебном процессе дошкольных организаций. Результаты исследования могут быть полезны для педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста, студентов педагогических специальностей, логопедов и родителей.
Организация исследования. Базой исследования явилось ГБОУ «Школа № 2033»
Исследование проводилось в период в три этапа:
Первый этап — изучение и анализ литературы по проблеме исследования; формулирование и уточнение цели, гипотезы, задач; составление плана исследования; разработка методики констатирующего эксперимента.
Второй этап — проведение и анализ результатов констатирующего эксперимента, разработка, уточнение и апробирование комплекса экспериментального обучения.
Третий этап — анализ эффективности экспериментальной работы.
Структура работы. Работа состоит из пояснительной записки, проектной части, заключения, библиографии и приложения.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы