Курсовая с практикой на тему Проблемный подход как метод изучения темы: «Гражданское общество и государство» в курсе обществознания в 9 классе
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
1. Понятие «методы обучения». Основные классификации методов обучения 5
2. Характеристика проблемного подхода в обучении 13
3. Анализ темы «Гражданское общество и государство» программы обществознания 9 класса с точки зрения возможностей использования проблемного подхода 21
Заключение 25
Список литературы 26
Введение:
Современная система образования характеризуется значительными преобразованиями в области методик, технологий и подходов к преподаванию разнообразных учебных дисциплин. Подобные тенденции связаны с тем, что конечным ориентиром образования является свободная, гармонично развитая личность, которая способна рассуждать и формировать собственное мнение, а также аргументировать и доказывать его. Кроме того, важной характеристикой подобной личности выступает умение критически и аналитически оценивать процессы и явление, происходящие в общественной жизни и составлять собственную точку зрения о них, образуя на этой основе собственную активную гражданскую позицию. Соответственно, можно с полным правом говорить о том, что такой дисциплине, как обществознание, принадлежит большое значение в процессе развития личности, начиная со школьного возраста.
В свете описанных тенденций появляется необходимость выработки инновационных методов и подходов к обучению школьников обществознанию. Эффективными в данном направлении могут быть методы обучения, основанные на проблемном подходе. Основная суть подобного подхода в обучении заключается в том, что знание не преподносится школьникам в готовом виде. Им дается определенная проблема, которую они совместно или индивидуально стараются решить, рассматривая возможные варианты действий и предполагаемые последствия. Можно предположить, что подобный подход к освоению обществознания позволит не только сформировать прочные и глубокие знания об основных понятиях данной дисциплины, но и сознательное, активное, заинтересованное отношение к общественным явлениям и процессам жизни, что является основой для формирования активной гражданской позиции молодого человека. Соответственно, создание методики преподавания обществознания, основанной на проблемном подходе, является актуальным направлением исследований.
Цель исследования: изучить возможности использования проблемного подхода в преподавании обществознания в 9 классе.
Объект исследования: методика преподавания обществознания в 9 классе.
Предмет исследования: специфика применения проблемного подхода в процессе изучения темы «Гражданское общество и государство» в обществознания в 9 классе.
Задачи:
1. Охарактеризовать понятие «метод обучения», основные подходы к классификации методов обучения;
2. Описать особенности проблемного подхода в обучении;
3. Проанализировать содержание учебника обществознания по теме «Гражданское общество и государство» для 9 класса с точки зрения возможности применения проблемного подхода.
Методы исследования: анализ научной литературы, систематизация и обобщение полученных знаний.
Заключение:
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы. В процессе развития педагогической науки было разработано большое количество методов, а также реализованы различные попытки систематизации данных методов в форме их классификации. Если на начальных этапах развития педагогической науки преобладали репродуктивные методы науки, то современная ситуация в образовательной системе требует поиска активных, субъект-субъектных методов, в которых активность проявляет непосредственно обучающийся.
Следует отметить, что одним из популярных подходов активного обучения является проблемный подход к организации обучения. Основным признаком проблемного подхода является наличие определенной проблемы, противоречия, в котором присутствует определенный неизвестный элемент, пробел в знаниях, который необходимо восполнить. Целью проблемного обучения является активизация собственной мыслительной деятельности учащегося.
При анализе возможностей использования проблемного подхода для изучения темы «Гражданское общество и право» нами была изучена специфика подачи материала по данной теме в двух учебниках по обществознанию. Так было установлено, что учебник по редакцией Л. Н. Боголюбова уже выстроен в логике проблемного подхода при изложении данной темы. Изложение этой же темы в учебнике А. И. Кравченко, Е. И. Певцовой не соответствует характеристиками проблемного обучения, соответственно, в данном случае проблемный подход возможен только тогда, когда он будет организован педагогом при подготовке занятия.
Фрагмент текста работы:
1. Понятие «методы обучения». Основные классификации методов обучения
В настоящее время имеются различные взгляды на понимание термина «метод обучения». В наиболее широком понимании метод – это способ достижения цели, совокупность приемов и операций, которые используются для этого (Ю. Бабанский) [7];
Подласый И. интерпретирует метод как совокупность алгоритмизированных логических действий, посредством которых происходит достижение поставленной цели. В целостной структуре метода он дифференцировал внутреннюю (пути достижения намеченной цели) и внешнюю (способы взаимодействия педагогов с учениками) стороны [7].
Методы обучения – это упорядоченные методы взаимосвязанной деятельности педагога и обучающихся, ориентированные на продуктивное решение учебно-воспитательных задач, способы взаимосвязанной и взаимообусловленной деятельности педагога и учащихся, ориентированную на осуществление целей обучения, система целенаправленных действий педагога, с помощью которых он организует познавательную и практическую деятельность учащихся и достигает решение задач обучения [6].
В интерпретациях термина «метод обучения» исследователи опираются на то, что данный феномен отображает целостность деятельности педагога и учащихся, соответственно, методы обучения они (М. Левина, М. Махмутов, Н. Мочалова, Т. Шамова и др.) рассматривают как сочетание методов преподавания и методов учения.
Методы следует воспринимать, как сложный многоаспектный педагогический феномен, который в образовательной деятельности выполняет несколько функций: образовательную, воспитательную, развивающую, контрольную.
Каждый из методов включает в себя объективный и субъективный компонент. Объективный является проявлением общедидактических тезисов и детерминирован константными параметры, типичными для любого метода, независимо от того, кто из педагогов его применяет. Субъективный соотносится с личностью педагога, свойствами обучающихся, конкретными ситуациями. условиями.