Основы педагогики Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Проблема сознания в современной психологии

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1 ПРОБЛЕМА СОЗНАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ 5

1.1 Определение понятия сознания в психологии 5

1.2 Специфика проблем сознания в современной психологии 8

ГЛАВА 2 ВЛИЯНИЯ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА НА ВНУТРЕННЕЕ СОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКА 13

2.1 Хореографическое искусство 13

2.2 Психологические аспекты танцевального искусства 18

2.3 Танец и сознание, особенности 19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 26

  

Введение:

 

Сознание человека изучают разные науки, в число которых входят психология, педагогика, психиатрия и психология. Каждая из наук по-своему интерпретирует понятие сознания. Психология наиболее широко охватывает изучение этого понятия и не только понятия, но и проблемы сознания.

Сознание – это, прежде всего, совокупность знаний. «Способ, каким существует сознание и каким нечто существует для него, – это знание» (К. Маркс). Проблема сознания – одна из глобальных проблем современности, это философско-психологическая проблема бытия. С изучением этой проблемы связаны труды крупнейших философов и психологов: Рубинштейна, Юнга, Фрейда, Маслоу и др. Сознание представляет собой совокупность знаний об окружающем нас мире. В его структуру включены важнейшие познавательные процессы, с помощью которых человек постоянно обогащает свое знание (ощущение, восприятие, память, воображение, мышление).

Сознание — высший уровень психики. Сознание – это постоянно меняющееся поток осведомленности, а внутренних состояниях и внешних событиях, которые мы переживаем во время бодрствования.

В исследованиях ученые признают хореографию действенным средством формирования и гармонизации личности (Э.С. Вильчковский, Л.С. Выготский, В.В. Козлов, Т.Б.Нарская, Е.Н.Фокина, Е.Б. Юнусова и др.).

Отдельные вопросы, касающиеся развития когнитивных процессов детей дошкольного возраста, активно обсуждались в исследованиях отечественных и зарубежных психологов (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец,М.И. Лисиной, А.Я. Колодной, Ж. Пиаже,О.М. Дьяченко,А.Н. Леонтьев, Е.О. Смирновой, Д.Б. Эльконина и др.).

Изучено развитие нравственных и эстетических ценностей личности ребенка в процессе хореографического творчества (Т.С. Бабаджан, А.Г. Чурашов,Ф. Гербарт).

Анализируя и обобщая работы отечественных психологов (Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Б.Г. Ананьева, В.П. Зинченко и др.), можно выделить несколько функций сознания: отражение окружающей действительности, планирование, творческая функция, оценка и контроль поведения в обществе, формирование отношения к внешним факторам, становление индивидуальности.

В отечественном русле психологии постепенно становится понятно для чего нам необходимо сознание. Однако следует понимать, что понятие о сознании является сложнейшим в науке, и основная трудность в его изучении состояла в том, что ученым приходилось прибегать только к методам самонаблюдения, что лишало исследование объективности. Именно поэтому эта тема в отечественной психологии, да и в мировой, вызывает наибольшее количество споров и дискуссий.

Цель исследования — охарактеризовать основные проблемы сознания в современной психологии.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть теоретические основы проблемы сознания в отечественной психологии.

2. Рассмотреть теоретические основы проблемы сознания в

зарубежной психологии.

3. Раскрыть факторы, влияющие на сознание в современном обществе.

4. Проследить особенности сознания человека в хореографическом искусстве.

Объект: психика человека.

Предмет: сознание как часть психики человека.

Методы исследования: анализ литературы по теме исследования.

Структура работы: курсовая работа состоит из: введения, теоретической части, практической части, заключения и списка литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Проблема сущности и происхождения сознания является одной из основных в философском знании. Она по своему содержанию восходит к основному вопросу философии и решается различными учеными и философами в зависимости от их позиции: дуалистической или монистической.

Важнейшей функцией сознания является функция отражения. Отражение есть всеобщее свойство материи. Оно определяется как способность материальных явлений, предметов, систем воспроизводить в своих свойствах особенности других явлений, предметов, систем в процессе взаимодействия с последними. Однако человеческое сознание активно отражает внешний мир, т.к. имеет избирательный и опережающий характер. Сознание, таким образом, выполняет информационную функцию, поскольку предполагается активное использование результатов внешних воздействий.

Наиболее близким нам является трактовка сущности и источника сознания А.Г. Спиркина как высшей, свойственной только людям и связанной с речью функции мозга, заключающейся в обобщенном, оценочном и целенаправленном отражении и конструктивно-творческом преобразовании действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека.

Основная социально-культурная функция хореографического искусства – эстетическая, которая лежит в своеобразии хореографического искусства. Танцевальное искусство, как известно, выполняет несколько функций одновременно. Ему свойственна определённая структура функций, интегрально характеризующая его воздействие на людей, на общественную жизнь.

Своеобразие самодеятельного и профессионального танцевального искусства объясняется оригинальностью структуры функций, выполняемых им. При этом у самодеятельного и у профессионального танцевального искусства своя – ведущая функция, которая, с одной стороны, определяет эту структуру, задаёт тон общему направлению и характеру воздействия данного направления на общественную жизнь, с другой стороны, влияет на законы, по которым развивается это направление.

Существуя бок о бок, самодеятельное и профессиональное искусство не могут не иметь одинаковых функций. Иначе они не взаимодействовали бы одновременно. Общей для них можно считать эстетическую функцию, ибо само существование танца как вида творчества связано с реализацией именно эстетических запросов людей.

В качестве ведущей или главной, эстетическая функция принадлежит в первую очередь профессиональному искусству. Именно профессионалы должны заниматься исключительно эстетической деятельностью, художественным творчеством в области танца. Они призваны формировать художественные эстетические ценности, создавать произведения танцевального искусства. Выступая со своей продукцией перед зрительскими аудиториями, они способствуют эстетическому развитию, нравственному совершенствованию людей.

Что касается самодеятельного хореографического искусства, то оно возникло как необходимость повышения эстетической, художественной, нравственной, физической культуры людей. Ведущая или главная функция самодеятельного хореографического искусства – привлечь человека к активному занятию танцем, приобщить его к национальным хореографическим ценностям, познакомить с классическим наследием народного танца. Тем самым способствовать образованию всесторонней и гармонично развитой личности.

Уставная задача профессионального хореографического искусства состоит в том, чтобы, используя художественный опыт хореографии, создавать новые танцевальные произведения, которые были бы в состоянии вызвать эстетическое наслаждение у зрителей. Задача самодеятельности – через освоение традиций танцевальной культуры приобщать людей к эстетическому наслаждению танцем, но не как пассивных зрителей, а активных участников творческого процесса. В самодеятельном творчестве особое значение имеет не художественный результат, а процесс – самовоспитание человека в ходе занятий танцем.

Важным субъективным показателем социализации личности является идентификация. Успешная социализация сопровождается успешной идентификацией. Социальная идентичность развивается нормально, если реально воплощаются в человеке требования к нему со стороны «близкого» социального окружения. Формирование идентичности является динамическим процессом развития представлений о себе. Внезапное осознание неадекватности существующей идентичности вызывает не только замешательство, но и осознание необходимости поиска новой идентичности. Перелом, который в таких случаях происходит в осознании себя, является кризисом идентичности. Но этот кризис дает некий толчок в развитии личности.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1 ПРОБЛЕМА СОЗНАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ

1.1 Определение понятия сознания в психологии

На протяжении всей истории сравнительно молодой науки психологии, ученых волновал один из главнейших вопросов – изучение сознания. Но, как ни странно, довольно длительное время это понятие оставалось без определения. В отечественной психологии, как отмечает В.А. Иванников, одним из первых дал объяснение термина «сознание» выдающийся русский психиатр В.М. Бехтерев. Он считал, что основа определения сознания — это отличие сознательных психических процессов от бессознательных, понимая под сознанием ту субъективную окраску, которой сопровождается любая деятельность человека [12].

Сознание – важнейшая философская категория, сложный объект философского познания и осмысления, выражающая способ «обнаружения» человеком себя в окружающем мире. Именно сознание отличает человека от других живых существ, его можно определить как способ человеческого бытия, отличный как от психики животных, так и от божественного Логоса.

Р.С. Немов отмечает то, что человек отличается от других живых существ тем, что способен осознавать свое собственное бытие (самосознание): воспроизводить в субъективной форме мир предметов, состояний, процессов, а также свое отличие от данных ему, находящихся перед ним предметов [16].

В предельно широком смысле сознание включает все богатство человеческой субъективности: познавательную деятельность, эмоции, оценки, цели, идеалы, ценности, нормы и т.д. В узком смысле данная категория означает сопутствующее, сопровождающее знание.

Сознание как мировоззренческое образование имеет различные аспекты, ступени, формы. Его можно изучать [17].

— в гносеологическом, теоретико-познавательном аспекте (с акцентом на рассмотрении познавательных возможностей сознания: как возможно познание, что является условием его осуществимости);

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы