Курсовая с практикой Педагогика/Психология Психология

Курсовая с практикой на тему Проблема одиночества в подростковом (юношеском возрасте).

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Оглавление
Введение. 3
Глава 1. Теоретические аспекты одиночества. 6
1.1. Одиночество, его виды и особенности. 6
1.2. Последствия одиночества. 13
1.3.
Особенности одиночества в подростковом возрасте. 16
Глава 2. . Исследование
одиночества у подростков…………………………….24
2.1.Организация исследования. 24
2.2. Результаты исследования. 25
2.3. Рекомендации родителям. 32
Заключение. 38
Список литературы.. 40

  

Введение:

 

Актуальность. Проблема
одиночества всегда волновала человечество, занимая умы ученых, писателей,
философов. В последнее время все больше и больше новых работ посвящается этой
проблеме, исследуя сущность одиночества, причины его возникновения, характерные
проявления и влияние на разные категории людей в разные периоды жизни. Однако,
в настоящее время нет единого мнения о том, что такое одиночество: беда или счастье,
норма или патология.

Различные философские
течения и психологические школы рассматривают одиночество как единственно
возможную основу бытия человека, как противоестественное состояние для
человека, патологию и проявление плохой приспособляемости человека, а затем как
социальную проблему, являющуюся следствием развития современного социального
силы.

Актуальность исследования
заключается в том, что опыт одиночества у подростка может перерасти в
устойчивое негативное психическое состояние, которое оставляет отпечаток на
всех других чувствах и переживаниях и даже становится препятствием для
личностного развития. Подростки, чаще всего, остро ощущают одиночество как
оставление, отказ, непостижимость и непринятие.

Опыт одиночества также
присущ подросткам в связи с юношеским кризисом смысла жизни, отсутствием
взаимопонимания со сверстниками и родителями, неблагоприятными условиями жизни
и развития. Несмотря на то, что большинство экспертов указывают на
возникновение чувства одиночества в подростковом возрасте, многие утверждения,
связанные с анализом этого явления, не получили эмпирической проверки.

Специфика нашего
исследования заключается в том, что оно направлено на изучение особенностей
одиночества у подростков. В связи с этим, на наш взгляд, гендерный аспект
чувства одиночества у подростков чрезвычайно важен. Однако общим в различных
психологических и философских подходах является понимание одиночества как
состояния человека, который осознает факт своего отречения и отчуждения от мира
других людей.

Отчуждение человека от
других людей может быть следствием реального отсутствия круга общения и
значительных связей, а также того, что человек воспринимает свои социальные
контакты как неудовлетворительные.

Проблема: Каковы черты подростков, страдающих от одиночества?

Цель: Изучение
особенностей переживания одиночества в подростковом возрасте.

Объект: Переживания
подростков.

Предмет: Особенности
переживания одиночества в подростковом возрасте.

Гипотеза: Мы
предполагаем, что в современном обществе есть подростки, находящиеся в
состоянии одиночества, которые имеют особые и необычные черты характера,
вызывающие это состояние.

Задачи

1.Рассмотреть виды и
особенности одиночества у подростков;

2.Проанализировать
последствия одиночества.

3.Исследовать проявления
одиночества у подростков.

Теоретико-методологическая
основа исследования: Научный смысл исследования заключается в изучении
особенностей переживания одиночества старших подростков школы, в привлечении к
этой проблеме внимания педагогов и родителей подростков, в определении роли
школы в социальном становлении учащихся. Общей методологической основой
является культурно-историческая концепция Л.C. Выготского, по мнению которого,
переживание есть единица сознания. В рамках теоретического анализа феномена
«одиночества» мы опирались на положения концепции персонализации личности
В.А.Петровского, теорию личностных смыслов Д.А.Леонтъева. Значимой для
формирования теоретико-методологической базы исследования явилась совокупность
представлений об одиночестве в рамках западной и отечественной экзистенциальной
философии и психологии 19-20 века (МБубер, А.Камю, Ж.-П.Сартр, Г.Маркузе,
М.Хайдиггер, Н.Бердяев, В.Розанов и др.)

Методы
исследования, использованные при выполнении работы:

1. Анкета
Г. Р. Шагивалеевой для выявления уровня и характера одиночества у подростков;

2. Опросник
С.Г.Корчагина, тест направлен на определение и глубины переживания одиночества,
и его вида (диффузное, отчуждающее, диссоциированное).

3. Методика
неоконченных предложений.

Структура и объем
работы: Курсовая работа состоит из введения, двух глав (теоретической и
практической), заключения и списка литературы.

Практическая
значимость: Материал данной работы можно использовать студентам СУЗов и ВУЗов,
обучающихся на психологическом и педагогическим факультетах, при подготовке к
семинарам и практическим занятиям.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В работе
подробно проанализирована литература по проблеме подросткового одиночества.
Раскрыта специфика психологического одиночества подростков, определяемая их
гендерными ролями. Термин «гендер» используется в современных отечественных и
западных гуманитарных исследованиях для обозначения пола как социальной
концепции и явления, в отличие от чисто биологического понимания пола. Однако в
современной науке нет единого понимания термина «пол».

Проблема
одиночества является одной из серьезнейших проблем человечества, когда
взаимоотношения почему-то не складываются, не порождая ни дружбы, ни любви, ни
вражды, оставляя людей равнодушными по отношению друг к другу. Человек
становится одиноким тогда, когда осознает неполноценность своих отношений с
людьми, лично значимыми для него, когда он испытывает острейший дефицит
удовлетворения в общении.

Одиночество
– тяжелое психическое состояние, обычно сопровождающееся плохим настроением и
тягостными эмоциональными переживаниями, к одиночеству подвержены многие,
потребность на кого-то опереться возникает даже у сильных личностей, а
стремление человека к общению обусловлено его социальной природой. Одиночество
случается и в толпе, когда вокруг много людей, но никому нет до тебя дела. Вряд
ли найдется человек, который хотя бы иногда не испытывал состояния одиночества.

Нами
было исследовано 20 школьников 10 класса. В конце исследования наша гипотеза
подтвердилась. В современном обществе есть подростки, которые находятся в
состоянии одиночества, имеют особые и необычные черты характера, которые
вызывают это состояние. Их немного, но они, к сожалению, есть.

Четвертая часть всех обследованных старшеклассников хорошо
знакома с проблемой одиночества. Опыт одиночества в этой выборке учащихся в
десятых классах по большей части принимает форму контролируемого одиночества.
Отсюда следует, что одиночество мальчиков и девочек можно использовать как
одиночество, как возможность побыть наедине с собой, осмыслить их поступки. В
то же время среди старшеклассников есть те, кто испытывает одиночество и
нуждается в помощи.

Поскольку одиночество —
это субъективное переживание, невозможно найти единый способ его преодоления,
подходящий для всех и каждого в любом случае. Поэтому, оказывая помощь
подросткам, нужно придерживаться принципа «золотой середины», то есть уделять
подростку достаточно внимания и понимания, демонстрировать готовность помочь в трудной
ситуации, но в то же время поощрять его независимость, и активность в поиске
решения своих задач, в том числе и негативного переживания
одиночества.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1

Теоретические аспекты одиночества

1.1. Одиночество, его виды и особенности

Существуют
различные подходы к феномену одиночества, можно сказать,
что одиночество как психическое явление имеет несколько видов, а каждый из них
— глубину проявления, от нормы до патологии.

Корчагина в своей работе выделяет и
описывает четыре
вида одиночества. Одиночество присутствует во
всех сферах поведения и жизнедеятельности человека. Виды одиночества С.Г.
Корчагина выделяет в зависимости от преобладания одного из механизмов
обособления (отчуждения) и идентификации, а также особенностей их соотношения [1].

Отчуждающее
одиночество

Согласно С.Г. Корчагиной, при
отчуждающем одиночестве доминирует механизм обособления, принимающий форму
отчуждения от других: людей, норма, мира и т.д. Большое количество отчужденных
объектов, которые были близки и нужны, вероятнее всего приведут к переживанию
одиночества.

Отчуждение вызывает ответное
отчуждение со стороны его объектов, становится взаимным. А если объекты
отчуждения — это близкие люди, то человек начинает испытывать душевную боль и
психологический дискомфорт. Длительное и настойчивое отчуждение вызывает
взаимное отчуждение.

Люди, которые обращаются за
психологической помощью, настороженны и пытаются защитить свое «Я». Клиент дает
психологу только минимальную информацию. При отсутствии психологической помощи
отчуждающее одиночество может перейти в клиническую форму. [13]

Диффузное
одиночество

Диффузное одиночество возникает при идентификации себя с другими
людьми, группами и т.д. Понятие «идентификация»
ввел 3. Фрейд. Все начинается с недовольства собой и неудовлетворенности,
человек на

 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования проблемы одиночества в подростковом возрасте 5
1.1 Одиночество как социально-психологический феномен 5
1.2 Психологические особенности переживания одиночества в подростковом возрасте 11
Глава 2. Эмпирическое исследование проблемы одиночества подростками 23
2.1. Характеристика выборки и процедур исследования 23
2.2. Интерпретация результатов исследования проблемы одиночества подростками 24
Заключение 34
Список использованной литературы 37
Приложения………………………………………………………………..40

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Для современного мира характерно, что индивид все чаще и чаще переживает чувство одиночества, которое притом оценивается им и воспринимается индивидуально. Однако наука не имеет общепринятого понимания данного феномена, поскольку переживание одиночества достаточно уникально. Однако в психологической науке можно выделить определенные элементы, которые свойственны для общего проявления одиночества.
Для изучения проблем одиночества интересным является период подросткового возраста, поскольку он связан с изменениями в физическом и психологическом плане у индивида, характеризующиеся переживанием возрастного кризиса.
Проблема исследования: в чем заключаются проблемы одиночества в подростковом возрасте?
Цель данного исследования – изучение проблемы одиночества в подростковом возрасте.
Объектом исследования выступает чувство одиночества у подростков.
Предметом исследования являются проблемы одиночества в подростковом возрасте.
Гипотеза исследования. Предполагается, что подростки испытывают чувство одиночества, связанное с низким уровнем развития коммуникативных навыков, становлениям личности, поиском собственного Я. Также мы предполагаем, что подростки не осознают в полной мере своего одиночества.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1) изучение одиночества как социально-психологического феномена;
2) выявление психологических особенностей переживания одиночества в подростковом возрасте;
3) организация эмпирического исследования;
4) интерпретация результатов исследования проблемы одиночества подростками.
Теоретико-методическая основа исследования. Анализ научных трудов и исследований, представлены такими исследованиями как: изучение одиночества как социально-психологического феномена в трудах К.А. Абульхановой-Славской, Ж.В. Пузановой, Г.И. Тихонова, изучение предпосылок возникновения одиночества в исследованиях С.А. Ветрова, Н.Е. Покровского, изучении психологических особенностей одиночества в подростковом и юношеском возрасте в трудах И.С. Кона, В.И. Лебедева и других.
Методы исследования – теоретический, эмпирический, методы обработки данных, статистический.
Структура работы определяется ее целью и задачами и состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения, списка литературы и приложений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом, проблема одиночества представляет собой важное направление в исследованиях психологов, философов и социологов. Одиночество принято понимать, как состояние индивида, который осознает факт своей отстраненности и отчужденности от окружающих. Вместе с тем, отчужденность человека от других людей может быть также следствием реального отсутствия круга общения или значимых связей для него, восприятие социальных контактов как неудовлетворительные и т.п.
Осознание индивидом своего одиночества зачастую приходит в подростковом возрасте, что обуславливается развитием рефлексии и переходом на новый уровень самосознания. При этом, было определено, что одиночество связано с ростом потребности подростка в самопознании, принятии и признании, общении и обособлении, с кризисом самооценки, которые присущи данному возрастному периоду.
Цель исследования заключалась в изучении особенностей проявления одиночества у подростков и определении методов психологического консультирования по преодолению данного феномена. В связи с этим было проведено экспериментальное исследование среди обучающихся старших классов.
В ходе исследования были изучены проблемы подросткового одиночества. В рамках данной работы были выявлены подростки, испытывающие чувство одиночества, проведена диагностика уровня субъективного ощущения одиночества, глубины его переживания учащимися в 10-ом и 11-ом классе.
Полученные данные позволили подтвердить факт существования подрасткового одиночества: 65% старшеклассников, принявших участие в эксперименте, показали положительный результат проявления субъективного чувства одиночества. Высокий уровень ощущения чувства одиночества преобладает у учащихся в 11 классе, особенно среди девушек (35%).
Проведенное исследование, в целом, показало, что одиночество как субъективное переживание зачастую не осознается подростком, либо осознается частично и в искаженном виде.
На основе данного исследования мы пришли к нескольким выводам:
1. Каждый третий подросток испытывает состояние одиночества различной степени и интенсивности, при этом 5% опрошенных учащихся 10-го и 11-го классов переживают одиночество в достаточно сильной степени.
2. Основной причиной возникновения одиночества подростки определяют социальное отторжение, далее следуют причины, которые объясняются чертами характера, например, эгоизм и самовлюбленность.
3. Примерно половина опрошенных подростков не любят находиться в одиночестве, но, тем не менее, не считают такое время не нормальным, так как в одиночестве они видят, как позитивные, так и негативные черты.
4. Портрет одинокого человека для подростка выглядит следующим образом – замкнутый, погруженный в себя, мало общающийся, не любящих большие компании, грустный и печальный, обиженный либо несчастный.
5. Коммуникативные качества подростков, показавших высокий уровень одиночества, значительно снижены.
6. Прослеживается зависимость между подростковым одиночеством и отрицательным отношением одноклассников, при этом одиночество среди юношей менее выражено, чем среди девушек.
7. Большинство испытуемых восприимчивы, эмоциональны и активны к состоянию одиночества.
Как известно, психологически обоснованной потребностью в раннем юношеском возрасте является потребность в уединении, поскольку только наедине с самим собой старшеклассник может осмыслить и «переварить» происходящие с ним изменения, оценить себя и свои отношения, определить линию своего поведения и свою позицию. Тем не менее, по мнению ряда отечественных и зарубежных ученых (А.В.Мудрик, Олди и др.), резкое преобладание потребности в уединении является тревожным признаком и приводит к состоянию хронического одиночества. Иными словами, постоянное желание подростка быть в одиночестве служит сигналом того, что что-то не так в его взаимоотношениях со сверстниками, а возможно, и во внутреннем мире.
В заключении, хотелось бы отметить, что понимание переживания одиночества в подростковом возрасте как кризиса личностного роста, ставит перед специалистами проблему оказания кризисной поддержки социального работника в ситуации невозможности самостоятельного преодоления этой ступени жизненного пути, не рискуя при этом помешать старшекласснику приобрести ценный опыт самостоятельного конструктивного преодоления.
Результаты данного исследования могут быть использованы в работе социальных работников и педагогов, работающих с учащимися старших классов. Проблема подросткового одиночества остается актуальной и требует дальнейшего изучения.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы исследования проблемы одиночества в подростковом возрасте

1.1 Одиночество как социально-психологический феномен

Исследователи одиночества как социального феномена говорят о том, что сложная и противоречивая природа одиночества не дает возможности давать точное его определение. Поэтому, прежде чем переходить к выявлению сущности данного феномена, постараемся раскрыть сущность понятия «одиночества».
Так, по мнению одного из отечественных исследователей, а именно Г.М. Тихонова, противоречивость определения одиночества вытекает из самой сущности человеческого бытия. Так как человек является индивидуальной личностью, которая имеет потребность в автономии и индивидуализации, но при этом остается общественным существом, которое испытывает потребность в единении с другими людьми [24].
Г.Р. Шагивалеева говорит о том, что одиночество выступает как сложный феномен, так как имеет в себе множество форм, каждая из которых может переживаться человеком по-разному [25].
Американский ученый Р. Вейс предлагает рассматривать одиночество как состояние, которое вызвано отсутствием тесной интимной привязанности [3]. Исследователь является основоположником интеракционистского подхода в исследовании феномена одиночества и предлагает разделять понятия «эмоциональное одиночество» и «социальное одиночество». В своих трудах автор трактует эмоциональное одиночество как состояние, которое подразумевает собой отсутствие связи между людьми, тогда как существование такой связи говорит о том, что человек не одинок. Социальное одиночество определяется как отсутствие доступного круга общения и удовлетворения социальных связей. Автор относит в эту категорию так же чувство изгнания, неприятия, которые и выступают основными формами выражения одиночества. При этом, автор отмечает, что именно такой тип одиночества наиболее мучителен для человека и сопровождается различными отрицательными эмоциями (грусть, тоска, отчаяние, подавленность, жалость к себе, отверженность, неполноценности и т.п.) [3].
Многие исследователи говорят о том, что под одиночеством необходимо понимать состояние, которое представляет собой переживание «разорванности» отношений с внешним миром. Другими словами, такое состояние индивида, который чувствует себя изолированным от окружающего мира. Прежде всего, в понимании «одиночества» как состояния индивида, необходимо выделить два аспекта:
1. Одиночество является субъективным состоянием, которое связано с чувствами тоски, неполноценности и покинутости. Основой этих чувств является депривация, то есть, недостаток доверия и понимания.
2. Одиночество является объективным состояниям вынужденной физической или социальной изоляции. Другими словами, это состояние отгороженности от общения с людьми или с какими-либо социально значимыми категориями людей [2]
Согласно словарю практического психолога, одиночество является «переживанием, которое вызывает комплексное и острое чувство, выражающее определенную форму самосознания и показывающее раскол основной реальной сети отношений и связей внутреннего мира личности» [6].
Отечественные и зарубежные исследователи сходятся на том, что наиболее остро данная проблема выражена в юности и впервые чувство одиночества осознается человеком в подростковом возрасте. Данное утверждение связано с тем, что с развитием рефлексии в подростковом возрасте, происходит переход на новый уровень самосознания, усиливаются потребности в самопознании, принятии и признании, а также в общении и обособлении. Что касается более раннего возраста, то дети обычно определяют одиночество как физическое состояние, при котором «нет никого вокруг», тогда как подростки дополняют такое состояние психологическим смыслом.
Таким образом, одиночество человека является сложной проблемой, которая обуславливается социальными, психологическими, экономическими и культурными факторами.
Анализ сложившейся ситуации в современном обществе говорит о том, что среди подростков и молодежи можно наблюдать рост негативных социальных и психологических явлений, среди которых можно выделить неуверенность в завтрашнем дне, увеличение стрессовых ситуаций, нарушение межличностных отношений и т.п.
Такое положение еще осложняется тем, что духовные переживания детей и юношей, их внутренний мир и эмоциональная сфера остаются без внимания со стороны общества. Это приводит к тому, что детям негде реализовывать свою энергию и внутренний потенциал личности. Основной причиной этому может служить отсутствие развитой инфраструктуры социальной защиты молодого поколения и наличие непрочных семейных связей. При этом на современном этапе можно проследить невысокий уровень психологической и педагогической культуры многих родителей, когда проблема одиночества недостаточно учитывается при организации работы с детьми и не рассматривается как задача психологической помощи [16].
Рассмотренные выше негативные переживания детей, подростков и молодых людей, значительно влияют на весь процесс социализации и формирования личности и становятся основной причиной их социальной дезадаптации. Так же ощущение собственного одиночества часто приводит к формированию у человека нигилистического отношения к обществу, к развитию личностных форм поведения, которые направлены на противоборство с обществом или уход в криминальные действия, алкоголизм, наркоманию и тому подобное.
Учитывая эти обстоятельства, следует помнить так же о том, что каждый человек испытывает определенную потребность в одиночестве. Это касается как людей, которые не обладают выраженными талантами, так и лиц с развитыми творческими способностями (писатели, художники, ученых и т.д.). В юношеском возрасте наступает такой период развития личности, когда потребность в одиночестве становится актуальной и человек начинает испытывать необходимость в том, чтобы проводить некоторое время наедине со своими мыслями и переживаниями. Отсутствие такой возможности так же может вызывать негативные последствия для развития личности в целом.
Именно учитывая этот факт, проблема одиночества и его проживания в подростковом и юношеском возрасте не может быть однозначной.
В процессе исследования феномена одиночества, некоторые зарубежные ученые выдвигают множество классификаций, которые определяют сущность данного явления. 

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы