Курсовая с практикой на тему Проблема формирования орфографических навыков у младших школьников: пути и способы решения
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 2
Глава
1. Теоретические основы формирования орфографических навыков у младших
школьников. 4
1.1
Сущность понятия «орфография», особенности формирования орфографических навыков
в начальной школе. 4
1.2
Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста 10
Глава
2. Методы и приемы обучения орфографии младших школьников. 14
2.1.
Анализ рабочих программ по русскому языку в начальной школе. 14
2.2.
Разработка орфографических занятий/заданий. 19
Заключение. 26
Список
использованных источников. 28
Введение:
Актуальность данной темы
заключается в том, что орфографическая грамотность в начальной школе играет
важную роль в обучении и воспитании младших школьников. Это подтверждает Примерная
основная образовательная программа начального общего образования, в которой акцент делается на овладение орфографической
стороной письма и усвоение русского языка в письменной форме: «Выпускник на
уровне начального общего образования научится осознавать безошибочное письмо
как одно из проявлений собственного уровня культуры; сможет применять
орфографические правила. Научится определять (уточнять) написание слова по
орфографическому словарю, проверять собственный и предложенный текст, находить
и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки». [18, с. 26-29]. Языковая
культура является важным показателем образованности человека, и грамотность
занимает в ней не последнее место.
Проблеме
формирования орфографического навыка посвящено много исследований лингвистов и
методистов, таких как К.Д.Ушинский, Ф.И. Буслаева, Антонова, М.С. Соловейчик,
М.Р. Львов, Л.И. Божович, а также психологов А.М. Пешковского, Г.Г. Граник,
П.С. Жедек, Д.Н. Богоявленского
Отсутствие грамотности – одна из
острых проблем современного общества. Одной из причин допущения ошибок является
отсутствие способности быстро обнаруживать в тексте орфограммы и определять их
типы, то есть отсутствие орфографической зоркости. Развитие орфографической
зоркости зависит от того, насколько развит орфографический самоконтроль у
учащихся.
Всё
вышеперечисленное доказывает актуальность выбранной нами темы.
Исходя из этого, целью работы
является выявление путей и способов решения проблемы формирования
орфографических навыков у младших школьников.
Для достижения
поставленной цели предстоит выполнить ряд задач:
1. изучить и
проанализировать психолого-педагогическую, лингвистическую и методическую
литературу по данной теме;
2. выявить проблемы,
существующие у младших школьников при формировании орфографических навыков;
3. разработать задания,
нацеленные на формирование орфографических навыков у детей младшего школьного
возраста.
Объект исследования –
процесс обучения младших школьников на уроках русского языка.
Предмет исследования –
пути и способы формирования орфографических
навыков у младших школьников на уроках
русского языка.
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической,
лингвистической и методической литературы по теме курсовой работы, синтез и
обобщение полученного материала.
Заключение:
В связи с введением Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) к качеству
обучения стали предъявляться строго регламентированные требования к достижению
предметных, метапредметных и личностных результатов младших школьников.
Освоение каждой предметной области и каждой темы стало регулироваться перечнем
определенных учебных умений, которые должны быть сформированы у обучающихся
НОО. Это касается освоения и предметной области «Русский язык». В ФГОС НОО
прописано, что предметные результаты должны отражать сформированность
позитивного отношения к правильной устной и письменной речи, овладение
первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпические, лексические,
грамматические), в частности, предметными результатами изучения орфографии в
начальной школе должны быть следующие умения:
—
находить изученные орфограммы в словах, правильно писать слова с изученными
орфограммами;
—
обосновывать выбор написания;
—
находить и исправлять орфографические ошибки;
—
правильно писать слова с непроверяемыми написаниями.
В современной школе одна из главных задач обучения русскому
языку младших школьников – это формирование орфографической грамотности. Она
является одной из составных частей общей языковой культуры, обеспечивая
точность выражения мысли и взаимопонимания в общении. Проблемы орфографической
грамотности у детей в начальной школе известны давно, а пути решения
рассматриваются до сих пор. Соответственно, актуальность исследования связана,
прежде всего, с тем, что в настоящее время вопрос формирования грамотной
языковой личности является одним из приоритетных требований образования и
современного общества.
Особенно важное значение имеет выработка орфографических
навыков, основанных на сознательном использовании грамматических знаний,
предполагающих активную мыслительную деятельность обучающихся. Первые шаги на
пути изучения русского языка всегда самые сложные. От того, как будут сформированы
орфографические навыки на начальном этапе обучения, во многом зависит
дальнейшее успешное обучение любой предметной области. В практике НОО
реализуются различные образовательные программы, учебники. Следовательно, нужно
понимать не только общие подходы к вопросам обучения орфографии, но и учитывать
специфику каждой образовательной системы, а также программ, учебников.
Анализ выполняемых заданий учащимися начальных классов
подтверждает отмечаемый учителями недостаточный уровень орфографических умений
детей, что напрямую влияет на уровень орфографической грамотности. Проведенное
исследование с помощью диагностических упражнений выявило, что большинство
учащихся обладают средним уровнем развития орфографических умений. Факторами,
обуславливающими неудовлетворительный уровень сформированности орфографической
грамотности, являются, по большей части, пробелы в знаниях, а также неумение
использовать теоретические знания в практической деятельности.
Нами был разработан комплекс упражнений, направленный на формирование
у детей орфографических умений, а именно на умение видеть опасное место в
слове, то есть орфограмму, и определять её тип.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы формирования
орфографических навыков у младших школьников 1.1 Сущность понятия «орфография», особенности
формирования орфографических навыков в начальной школе В «Словаре
лингвистических терминов» О.С. Ахмановой под орфографией понимается «система
правил, устанавливающая единообразные способы передачи речи на письме». Название данного термина произошло от
греческих слов orthós — «правильный» и
gráphõ — «пишу». Поэтому и орфограмма в переводе
означает «правильное написание, буква» [26, с. 284].
Орфографическая
грамотность – составная часть культуры речи: состоит в правильной
орфографической записи слов и выражений. Письмо есть вторичная форма
существования понятий. Корень орфографической грамотности лежит в познании мира
– запахов, цвета [4, c. 158].
Орфографический навык учеников – это всегда
актуальная проблема, которая стоит перед школой. Несмотря на то, что вопрос
волнует ученых уже многие столетия, он до сих пор окончательно остается
нерешенным.
Владение орфографическими навыками подразумевает
способность искать, определять языковые явления, основываясь на орфографическом
навыке, который проявляется в способности пишущего остановиться, поразмышлять,
проверить текст на ошибки, когда это необходимо.
Не все педагоги до конца понимают смысл этого. Поэтому
часто они не уделяют достаточно внимания тому, чтобы формировать
орфографический навык у школьников, что приводит к низкой орфографической
грамотности.
Это достаточно сложный навык. Он формируется путем
длительных упражнений. Он основан на множестве простых навыках и умениях:
например, на навыке письма, на способности анализировать слова с точки зрения
фонетики, способности устанавливать морфемный состав слов, выделять орфограммы
из слов.
Решение вопросов орфографических навыков корнями
уходит в начальные классы. Именно в этом возрасте закладываются основы любых
лингвистических знаний и умений.
Многие методисты выражали мысль о том, что одним
из важных способов обучать грамоте учеников является развитие способности
замечать возникающие при письме трудности.
Большую роль в развитии орфографического навыка
играет начальная школа. Поэтому педагог должен научить учеников превращать
знания в навыки. Дети должны понять, что с помощью знаний через упражнения с
осознанным отношением к каждому орфографическому случаю, они приобретают
навыки.
Психологи Д.Н. Богоявленский [5], С.Ф. Жуйков [14],
Г.Г. Граник [11] и др. настойчиво подчеркивают зависимость результатов обучения
орфографии от того – насколько у пишущего развита способность обнаруживать
орфограммы. Отсутствие соответствующего умения – орфографической зоркости –
названные авторы считают важнейшей причиной орфографических ошибок.
Орфографический навык является особой
разновидностью речевого навыка. Это способность писать правильно. Когда ребенок
пишет письмо, он размышляет над его содержанием. Он не должен задумываться
каждый раз над орфографией слов. Человек во время письма должен быть полностью
сосредоточен на цели своей деятельности и не отвлекаться на грамматику.
Если говорить о психофизиологической природе
орфографических навыков, то нужно подразумевать, что в этом задействуются не
только рукодвигательные и зрительные чувства, а также слуховые и
артикуляционные. Пишущий всегда действует на основании слышимых слов, различает
в нем фонемы и старается их правильно произнести. Это помогает ему достичь
правильного представления графического образа слова. Если школьник хорошо услышит
слово, то он его правильно напишет. Когда ученик сам произносит слово, это
помогает ему написать его правильно [15, c. 56].
В момент произношения ребенок полностью
контролирует процесс написания. В процессе создания текста мы начинаем
осознавать его орфографическую форму. При этом мы сразу понимаем, какое слово
не можем написать правильно. Мы способны контролировать сознательно лишь то,
что изначально формировалось как способ действия с этим материалом. Способность
контролировать написание как раз и является осознанной операцией, которая
возникает в результате приложения действий к конкретным образцам.
Нельзя не учитывать процесс становления навыка на
интуитивной чувственной основе. В одних и тех же ситуациях разные ученики
достигают разных результатов. Разве можно отрицать, что у некоторых детей есть
так называемая природная грамотность? Они могут лишь один раз увидеть правильно
написанное слово или один раз почувствовать, как его писать, чтобы больше
никогда не допустить ошибок на письме в этом слове.
Есть два способа овладения навыками грамотного
письма. Существуют сторонники так называемых грамматического и антиграмматического
направлений [21, c. 26].
Но все сходятся во мнении, что наилучшие условия
для изучения правописания можно создать лишь тогда, когда действия правописания
являются для ученика полностью осознанными. Это положение было разработано и
доказано Л.И. Божович [7].
К.Д. Ушинский сумел разработать теорию
формирования навыков орфографии. Согласно его разработкам сознательность и автоматизм
не могут быть противопоставлены [29, c. 259]. Они не исключают друг друга. Они лишь проявляются на
разных стадиях образовательного навыка. Отметим, что согласно К.Д. Ушинскому
орфографию можно изучать механическим путем. Обычно так осваивали ее писари. Но
он был противником этого способа овладения орфографией.
Автоматизация любых действий проявляется в том,
что человек выполняет их непреднамеренно и неосознанно. Это не значит, что в
случае необходимости он не может сделать это же действие осознанно. Это
полностью соответствует и навыкам правописания. Орфографические навыки очень
медленно автоматизируются. Сколько времени потребуется до автоматизации,
зависит от сложности орфограммы. Автоматизация осознанных действий
подразумевает:
— постепенное снижение осознания совершаемого
действия;
— минимизация умственных усилий за счет суждений
сначала обосновывающего, а затем и оперативного характера;
— объединение единичных действий в более крупные;
— совершенствование механизмов выполнения
действия;
— выбор наиболее рациональных путей решения
задачи;
— автоматизация действия, при котором ученики
используют правила, не осознавая самих правил, не прибегая ни