Курсовая с практикой на тему Приоритеты региональной политики в контексте решения социально-экономических задач государства
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1. РЕАЛИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗАДАЧ ГОСУДАРСТВА НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ 5
1.1 Социально-экономическая политика государства 5
1.2 Социально-экономическое развитие России: региональный аспект 10
2. ПРИОРИТЕТЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО-РАЗВИТИЯ НА ПРИМЕРЕ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ 19
2.1 Социально-экономическое развитие Архангельской области на современном этапе 19
2.2 Некоторые особенности и проблемы социально-экономического развития Архангельской области 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32
Введение:
Данная курсовая работа посвящена теме «Приоритеты региональной политики в контексте решения социально-экономических задач государства».
Актуальность исследования состоит в том, что развитие экономики России определяется состоянием ее регионов как социально-экономических субъектов, которое, в первую очередь, зависит от места их расположения на территории страны и ресурсов, которыми они обладают.
В условиях замедления темпов экономического роста и продолжающегося углубления социально-экономической дифференциации регионов Российской Федерации на повестку дня выходит проблема выявления и реализации факторов пространственного развития. Особый интерес в данном контексте приобретает изучение влияния инновационных факторов на социально-экономическое развитие.
Объектом данного исследования является Архангельская область. Предметом – приоритеты регионального социально-экономического развития.
Архангельская область расположена на Севере Европейской части России. Область имеет выгодное экономико-географическое положение по отношению к экономически развитым районам России и её торговым зарубежным партнёрам — приморское положение с круглогодичной навигацией и выходом на международные морские пути, а также наличие магистральной транспортной сети.
Цель исследования состоит в определении некоторых проблем реализации региональной политики Архангельской области относительно социально-экономического развития государства. Поставленная цель предопределяет следующие задачи:
— рассмотреть сущность социально-экономической политики государства;
— представить особенности социально-экономического развития страны на региональном уровне;
— проанализировать социально-экономическое положение Архангельской области на современном этапе;
— выявить некоторые проблемы реализации региональной политики исследуемого субъекта Российской Федерации.
Изучению социально-экономической политики государства посвящаются научные труды многих авторов: Ш.К. Карабаев, К.А. Прийма, А.А. Писаренко, Ш.З. Ризаханова, Е.Л. Кузнецова, М.В. Брагина и другие.
Также в данной работе были изучены разные взгляды ученых на интерпретацию региональной политики в отношении социально-экономического развития: Б.Д. Бабаев, А.И. Новиков, О.А. Миловидова, Е.С. Шамсутдинова, Д.И. Туманова и другие.
Кроме того, проблемы социально-экономического развития Архангельской области изучают такие авторы, как Г.С. Ферару, А.А. Семакина, Е.В. Логвиненко, С.В. Ершов, Е.Н. Ловдин и другие.
Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
В первой главе представлен теоретический аспект социально-экономической политики государства на региональном уровне.
Вторая глава курсовой работы, в свою очередь, содержит основную характеристику Архангельской области, изучение социально-экономического состояния региона. Кроме того, анализируются основные проблемы, которые были выделены в результате исследования.
Заключение:
Курсовая работа посвящена теме «Приоритеты региональной политики в контексте решения социально-экономических задач государства».
В заключение работы целесообразно сделать вывод о том, что поставленная цель достигнута, выполнены следующие задачи:
— рассмотрена сущность социально-экономической политики государства;
— представлены особенности социально-экономического развития страны на региональном уровне;
— проанализировано социально-экономическое положение Архангельской области на современном этапе;
— выявлены некоторые проблемы реализации региональной политики исследуемого субъекта Российской Федерации.
Таким образом, изучение региональных проблем вызывает огромный интерес у государства, поскольку субъекты Российской Федерации оказывают большое влияние на стабильность и целостность всей страны. Каждый регион отличается друг от друга по своим масштабам, уровню развития, культуре, составу населения.
Как отмечает Губернатор Архангельской области И. Орлов, исследуемый регион является экономически устойчивым, чему способствует правильная расстановка приоритетов, концентрация сил на главных направлениях.
Одним из главных приоритетов социально-экономического развития области служит проведение грамотной инвестиционной и финансовой политики, благодаря чему существует стабильный рост ресурсов во всех элементах финансовой системы Архангельской области.
Однако несмотря на положительную динамику, имеют место быть некоторые проблемы, связанные с неэффективной региональной политикой социально-экономического развития относительно сохранения и использования природных ресурсов, что является важной составляющей стабильности региона.
Давая оценку неоднозначной экологической ситуации Архангельской области, можно выделить ряд проблем, которые имеют место быть на территории северного региона:
— экологическая опасность загрязнения окружающей среды от неправильного хранения отходов производства и потребления;
— загрязнение водных объектов, в том числе сбросами промышленных предприятий;
— недостаточное обеспечение населения качественной питьевой водой;
— накопление лесных насаждений с нарушенной устойчивостью.
Для решения вышеупомянутых проблем проводится работа в сфере рационального природопользования различными ведомствами и организациями. Реализация данной работы на территории Архангельской области осуществляется через государственные и муниципальные программы различного уровня.
Фрагмент текста работы:
1. РЕАЛИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗАДАЧ ГОСУДАРСТВА НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ
1.1 Социально-экономическая политика государства
Эффективная социально-экономическая политика является важным элементом развития современного государства. Ее значимость так высока, поскольку в современном обществе человек является важнейшим фактором роста экономики, а также служит главной целью экономической политики страны и главным потребителем социальных благ, создаваемых государством. Именно поэтому существует необходимость в повышении уровня качества жизни граждан, для чего требуется формирование эффективной социально-экономической политики.
Говоря о понятии «экономическая политика», следует сказать, что имеет место многообразие точек зрения по данному поводу. В общем виде можно рассматривать следующие основные положения:
— экономическая политика является основной линией социально-экономических действий, которые исходят от правительства страны;
— экономическая политика выступает видом деятельности, которая призвана представлять и выполнять задачи и интересы руководства страны с помощью ряда мероприятий, которые принимаются правительством страны.
Целесообразно выделить, что термины «экономическая политика» и «социально-экономическая политика» нередко выступают как синонимы, что объясняется взаимосвязью экономических и социальных индикаторов. Как отмечает А.Г. Гранберг, цели социально-экономической политики на уровне региона во многих странах служат компромиссом между экономической эффективностью и социальной справедливостью.
Как считает Б.А. Райзберг, рост социально-экономической эффективности в масштабе всего государства является важнейшей задачей правительства страны. Вместе с тем в данном случае под социально-экономической эффективностью предполагается отношение экономического эффекта к социальным результатам, которые достигнуты на основе единицы ресурсов.
Как отмечает А.В. Пикулькин, региональная политика на территории Российской Федерации имеет огромное значение, поскольку ее эффективность влияет на стабильность и целостность государства, уровень жизни населения.
Социальная политика может рассматриваться с двух сторон. С одной стороны, она служит в качестве общеэкономической политики государства, призвана формировать экономическую среду, которая будет благоприятной для самореализации всех участников экономической сферы, которая, в свою очередь, обеспечит высокий уровень стабильности человека. С другой – социальная политика является совокупностью мер со стороны государства, которые направлены на решение ряда социальных задач.
Устойчивое социально-экономическое развитие страны является возможностью эффективно удовлетворять потребности граждан, беря в учет при этом и будущие поколения. По определению ООН, несомненные потребности человека состоят из следующих элементов:
— потребность в безопасности и независимости;
— потребность в свободе и творчестве;
— потребность в образовании;
— потребность в питании;
— потребность в транспорте, энергии и экологии;
— потребность в финансах.
В Послании Федеральному Собранию (1 марта 2018 г.) Президентом России В.В. Путиным заявлена новая экономическая политика, ориентированная на технологический рывок. В части пространственного развития предложено развернуть масштабную программу развития, включая развитие городов и других населенных пунктов. Обновление городской среды должно базироваться на широком внедрении передовых технологий и материалов в строительстве, современных архитектурных решениях. В Послании говорится об увеличении объемов жилищного строительства с сегодняшних 80 до 120 миллионов квадратных метров в год. Планируется масштабное строительство инфраструктуры с особым акцентом на обустройство автодорог, на что предполагается выделить до 2025 года 11 триллионов рублей, то есть в два раза больше средств, чем выделялось в последнее время.
Социально-экономические преобразования, заявленные в отдельных тезисах Президента, и происходящие в современной России процессы предполагают изменение не только форм экономических отношений, но и формирование более эффективной инструментальной базы государственного регулирования.
К их числу можно отнести:
1) Целевые программы и проектные решения. Это ведет к концентрации средств государственного бюджета на основных целевых направлениях. В последнее время федеральный центр пытается сместить акцент в развитии регионов с бюджетной поддержки на формирование эффективных экономических институтов и среды, благоприятной для функционирования инвесторов. Широко рекламируется механизм финансовой и бюджетной поддержки регионов, направленных на сокращение дефицита бюджета отдельных территорий. Практику формирования и функционирования экономических институтов на региональном уровне можно найти в некоторых трудах А. Илларионова, В. Кретинина, А. Новикова и др.