Курсовая с практикой на тему Применение арт-технологий в процессе обучения французскому языку в начальной общеобразовательной школе в рамках реализации ФГОС НОО.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Арт-технологии и формы их реализации в обучении иностранному языку в контексте ФГОС НОО 5
1.1. Новые педагогические технологии в обучении иностранному языку в рамках реализации ФГОС НОО 5
1.2. Арт-технологии в обучении иностранному языку: история вопроса 9
1.3. Лингводидактический потенциал арт-технологий. Методы и приёмы их использования 10
Выводы по главе 1 12
Глава 2. Использование арт-технологий на уроках французского языка в начальной общеобразовательной школе в условиях реализации
ФГОС НОО 14
2.1. Виды и формы арт-технологий в процессе изучения
иностранного языка 14
2.2. Игра как ведущее средство арт-технологий на уроках иностранного языка в начальной общеобразовательной школе 21
2.3. Опытно-диагностическое обучение с применением арт-технологий на уроке французского языка в начальной общеобразовательной школе 24
Выводы по главе 2 27
Заключение 28
Список использованной литературы 30
Приложение 32
Введение:
За последние годы система образования в России претерпела серьезные изменения. Образование стало гуманистическим, способствующим развитию личностного и творческого потенциала учащихся. В связи с модернизацией образования, у учителей возникла необходимость поиска новых приемов и методов работы, которые будут способствовать личностному развитию, и, тем не менее, оставаться эффективными в изучении языка.
Концепция нового образования требует системно-деятельного подхода в обучении. Современный урок невозможно представить без внедрения инновационных технологий. Во всем многообразии технологий учитель выбирает ту, которая помогает реализовать задачи образования и воспитания в конкретном, определенном классе с учетом возрастных и психологических особенностей.
Согласно ФГОС основным назначением предмета «Иностранный язык» является формирование иноязычной коммуникативной компетенции, то есть способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка. Целью обучения иностранному языку в начальных классах является формирование умений общаться на французском языке с учетом речевых возможностей и потребностей младших школьников.
Именно на начальном этапе овладения английским языком очень важно показать обучающимся практическое применение знаний и умений. Учителю необходимо предоставить учащимся возможность мыслить, решать проблемы и рассуждать над возможными путями решения этих проблем.
Использование приемов арт-технологии на уроках французского языка помогают решить важные дидактические задачи. Актуальность исследования определяется следующими противоречиями:
— между необходимостью формирования иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся, согласно требованиям ФГОС, и низким уровнем развития языковой личности младшего школьника;
— между необходимостью внедрения на уроках французского языка образовательных арт – технологий, способствующих развитию креативной коммуникации и традиционной формой (структурой) урока иностранного языка.
Таким образом, актуальность исследования обусловлена необходимостью создания условий для формирования иноязычной коммуникативной компетентности учащихся младших классов, а также разработки алгоритма внедрения на уроках французского языка образовательной арт — технологии, способствующего развитию коммуникативно-развивающейся языковой личности обучающегося.
Арт-технологии – достаточно молодое направление в психологии. В педагогике данное направление слабо развито и редко применяется в процессе обучения. Хотя, арт-технологии имеет значительный воспитательный и обучающий потенциал и способствует достижению образовательных целей.
Цель данного исследования: разработка и описание упражнений с использованием приемов арт-технологий на уроках французского языка в начальной школе.
Объект: процесс обучения на уроках французского языка в начальной школе.
Предмет: использование приемов арт-технологий на уроках французского языка в начальной школе.
Задачи:
1. Рассмотреть новые педагогические технологии в обучении иностранному языку в рамках реализации ФГОС НОО.
2. Раскрыть особенности Арт-технологии в обучении иностранному языку: история вопроса .
3 Проанализировать лингвистический потенциал арт-технологий. Методы и приёмы их использования
4. изучить особенности пользование арт-технологий на уроках французского языка в начальной общеобразовательной школе в условиях реализации ФГОС НОО.
В курсовой работе широко используются следующие методы исследования:
•Анализ теоретических и практико-ориентированных исследований, психолого-педагогической, методической и литературы по проблеме исследования.
•Анализ и отбор англоязычных материалов, являющихся инструментальной средой создания упражнений с использованием арт-технологий, как средства формирования коммуникативной компетенции на уроках французского языка 3 классов
•Обобщение педагогического опыта по данной проблеме
•Моделирование
Практическая значимость дипломной работы заключается в том, что разработанные упражнения рекомендации могут быть использованы при решении задач в области методики преподавания иностранного языка.
Структура работы определена задачами исследования и состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Заключение:
Понятия арт-технология и арт-терапия обрели статус самостоятельных способов воздействия на эмоциональное состояние. Арт-технологии активно внедряются в процесс обучения младших подростков продуктивным видам иноязычной речевой деятельности. Эта возможность обусловлена характерной психолого-педагогической способностью учеников к игровому познанию действительности.
Арт-педагогика в широком смысле рассматривает ученика как личность, стремящуюся к самореализации и самоопределению, выстраивая взаимодействие с ним на основе субъектно-субъектных отношений. Образовательные технологии в арт-педагогике направлены на решение задач художественного развития ребенка, облегчение процесса учения, мыслительной деятельности. Основным методом в арт-педагогике является проблемно-диалоговый метод, который ориентирован на развитие духовно-личностной сферы ребенка, нравственное воспитание, формирование этического и эстетического иммунитета. Основа данного метода — диалог, предполагающий не просто поочередный обмен информацией, а совместный поиск общих позиций. Арт-терапия рассматривается как совокупность методик, построенных на применении разных видов искусства и имеет такие формы: изотерапия (воздействие средствами искусства: рисованием, лепкой, декоративно — прикладным искусством); имаготерапия (воздействие через образ, драматизацию, театрализацию); музыкотерапия (воздействие через восприятие музыки).
Представленное исследование выявило высокий лингводидактический потенциал современных арт-технологий, способствующих развитию творческих навыков школьников и оптимизирующих процесс формирования коммуникативной иноязычной компетенции.
Современные арт-технологии в педагогическом процессе включают в себя: постановочное диалоговое общение, работа со сказками и другими печатными материалами, постановка сюжетно-ролевых игр в рамках изучаемой темы, другими словами, комплексное взаимодействие приобретенных знаний, умений и навыков, формирование личностных качеств ребенка, развитие его креативности. Это способствует адаптации к современным социальным условиям, так как обществу нужны люди, быстро ориентирующиеся в современном мире, самостоятельные и инициативные, достигающие успеха в своей деятельности. В основе любой инновационной деятельности лежит творческое начало. Творческая деятельность предполагает развитие эмоциональной и интеллектуальной сфер личности. Это одна из главных задач современного образовательного процесса.
Технология, стимулирующая интересы школьников и развивающая желание учиться, связана с выполнением различного рода творческих проектов. Использование этой технологии позволяет предусматривать все возможные формы работы в классе: индивидуальную, групповую, коллективную, которые стимулируют самостоятельность и творчество детей.
Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают.
Арт-технологии являются неотъемлемой частью педагогического процесса, а также имеют сильный мотивирующий эффект. На различных возрастных этапах чрезвычайно важно корректно выбирать материал и подбирать соответствующие возрасту и уровню знания языка упражнения.
Если подобрать материалы или упражнения ниже уровня языка, которым владеет та или иная группа школьников, то будет потерян интерес у учащихся и развитие их коммуникативной компетенции пойдет в обратном направлении. Если же подбираемые материалы будут слишком завышены, выше уровня владения языком той или иной возрастной группы, то так же будет утерян интерес, но не будет развития, так как мотивация к обучению и вера в себя у учеников будет слабеть.
Арт-технологии не могут существовать вне рамок определенного подхода к изучению иностранного языка. Для успешного внедрения арт-технологий в процесс обучения в рамках определенного подхода, сам подход должен быть ориентирован на личность учащегося, а также на достижение свободного общения на иностранном языке и снятие психологических барьеров к изучению иностранного языка и последующей коммуникации.
В заключение стоит заметить, что уроки, проведенные с применением арт-технологии, вызывают интерес учащихся. Учитель, применяющий арттехнологию на уроках, имеет возможность переходить в своей образовательной деятельности на уровень личностно ориентированного, коммуникативно ориентированного обучения, что повышает эффективность учебного процесса и способствует развитию творческих способностей учащихся.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Арт-технологии и формы их реализации в обучении иностранному языку в контексте ФГОС НОО
1.1. Новые педагогические технологии в обучении иностранному языку в рамках реализации ФГОС НОО
Новые реалии XXI века, общее направление интернационализации всех областей жизни, характерные черты информационного общества предъявляют особенные требования к владению иностранными языками.
Центростремительные силы развития культуры, действующие в наше время, ставят особенность культурной самоидентификации личности, осмысливания эксклюзивности и значимость собственных национальных обычаев в совокупности с осознанием общечеловеческих ценностей, толерантными отношениями к проявлениям остальных культур и направленностью к взаимопониманию между людьми разных сообществ.
Современная школа обязана обдумывать свою обязанность приобщать к этим идеям наших детей, с самого раннего возраста растущих в условиях полиязычного и поликультурного мира. Иностранный язык как школьный объект предоставляет для этого полные возможности.
Динамическое развитие российского образования в последние годы требует от педагога, и от учителя иностранного языка в том числе, пересмотра представлений о способах повышения качества образования на современном шаге развития страны и мира.
Качество иноязычного образования перестало удовлетворять нуждам сегодняшнего общества и современной жизни, а значит Федеральный Государственный Образовательный Стандарт стоит рассматривать как обязательное требование в проф. деятельности каждого учителя.
С внедрением последнего образовательного эталона изменилось содержание учебных программ, объем нагрузки и методологическая основа обучения.
Знания не «насаждаются сверху», а «появляются» в процессе личностно-значимой деятельности обучающихся, что представляется основанием системно-деятельностного и личностно-ориентированного подходов в обучении иностранному языку [3, с. 26].
Новые программы предполагают кроме научного познания предметного характера, также и универсальные учебные действия. Это — обобщенные приемы действий, которые раскрывают широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях. Это те самые виды деятельности или компетенции, которые вырабатываются не только в отдельно взятом учебном предмете, но и во всей их совокупности.
Преобразование минимизационного подхода в конструирование образовательного процесса на базе принципа фундаментальности образования укрепляется термином «Фундаментальное ядро содержания общего образования «, который является главным различием идеологии нового образовательного эталона от прошлых разработок. Подобным подходом кардинально трансформируется не только организация, но и сущность образовательного процесса. Значение принципа фундаментальности образования в эру развития экономики знаний не только растет, но и становится веским фактором в развитии инновационных технологий, которое определяет конкурентоспособность страны. Вместе с тем, для реализации предоставленного принципа важно радикально избавиться от побочного, устаревшего, педагогически несостоятельного материала.
Теоретической базой Фундаментального ядра содержания всеобщего образования выступают идеи, раньше обозначенные в отечественной педагогике:
«ядро» и «оболочка» школьных курсов (А. И. Маркушевич); выделения «объема знаний» по предмету (А. Н. Колмогоров); культурологический подход к определению содержания образования (М. Н. Скаткин, И. Я. Лернер, В. В. Краевский); системно-деятельностный подход (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, П. Я. Гальперин, Л. В. Занков, В. В. Давыдов, А. Г. Асмолов, В. В. Рубцов).
Структуру учебной деятельности учащихся, а также главные психологические условия и механизмы процесса усвоения на сегодняшний день более полно описывает деятельностный способ, опирающийся на теоретические положения Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б.
Эльконина, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, А. Г. Асмолова, В. В. Рубцова. Основополагающей идеей выступает то, что выработка универсальных учебных действий обеспечивает формирование личности в системе образования (УУД), универсальные учебные действия, в свою очередность, выступают в качестве базы образовательного и воспитательного процесса. Концепция универсальных учебных действий также принимает во внимание опыт компетентностного метода, в частности его обоснованный упор на приобретение учащимися возможности эффективно использовать на практике обретенные знания и навыки [10, с. 5-7].
Одна из важных задач страны и социума, а также приоритетная цель современного образования — воспитание серьезного, нравственного, инициативного и осведомленного гражданина Российской Федерации. В связи с чем процесс образования обязан выступать не лишь как процесс усвоения системы навыков, умений и знаний, образующих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и иных ценностей. Отсюда можно сказать, что воспитательный процесс в школе не должен быть оторван от образования, усвоения знаний, умений и навыков, а, напротив, должен быть органично интегрирован в него.
В современном школьном образовании одним из приоритетных направлений можно назвать обучение иностранным языкам. Спецификой иностранного языка как учебного предмета выступает его интегративный характер, т. е. сочетание иноязычного образования и элементарных основ литературного образования (ознакомление с образцами зарубежной литературы), а также в его способности быть и целью, и средством обучения для ознакомления с иными предметными областями (гуманитарной, естественно-научной, технологической). Таким образом, в нем могут быть реализованы наиболее многообразные межпредметные связи (с родным языком, литературой, историей, географией и т. д.).
Ключевая цель изучения иностранных языков в школе: создание у школьников возможности к осуществлению иноязычного межличностного и межкультурного общения с носителями языка, то есть формирование иноязычной коммуникативной компетенции. Достижению обозначенной цели содействует поднятие культурной и общественной направленностей обучения иностранным языкам, направленность на укрепление культуроведческого аспекта в содержании обучения, на вовлечение школьников в коммуникацию культур. Все это способствует приобщению обучающихся к культуре страны изучаемого языка, развитию взаимопонимания, толерантного отношения к особенностям иной культуры, помогает им лучше понять характерные черты культуры собственной страны и развивает у них умение представлять ее в процессе общения средствами иностранного языка [16, с. 17].
Коммуникативная компетенция в сфере иностранного языка предполагает работу над ведущими видами речевой деятельности для формирование коммуникативных умений: понимание воспринимаемого на слух (аудирование), говорение, письмо и чтение. Такие сферы общения, как социально-бытовая, социально-культурная, учебно-трудовая, а также ситуации общения и сформулированные на их базе тематики общения формируют предметное содержание речи. То есть, компоненты содержания обучения — это не только социокультурные познания и навыки, но и другие различные аспекты, например: предметное содержание речи и эмоциональноценностное отношение к нему (ценностные ориентации); языковые познания и навыки; коммуникативные умения в названных видах речевой деятельности; учебно-познавательные и компенсаторные умения (общеучебные умения и особые/ предметные умения) [10, с. 16].