Курсовая с практикой Педагогика/Психология Возрастная психология

Курсовая с практикой на тему Причины девиантного поведения в подростковом возрасте

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ 5
1.1. Понятие девиантного (антисоциального) поведения в психологии 5
1.2. Причины и формы девиантного поведения подростков 7
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРИЧИН ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ 14
2.1. Организация и методы исследования 14
2.2. Анализ и интерпретация полученных данных исследования 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 24

 

  

Введение:

 

Актуальность исследования. На сегодняшний день девиантное поведение личности не является уникальным и новым, однако исследование данного феномена становится особенно актуальным в переломные моменты развития общества. Так, в современном обществе взаимодействие личности, семьи и социума, помимо всех позитивных преобразований общественных отношений, вызывает и негативные изменения в разных сферах социальной жизни. Те или иные трудности, которые возникают в процессе адаптации различных представителей социальных групп, оказывают влияние на деформацию межличностных связей и разобщение поколений.
В последнее время в России возрастает количество подростков, которые главной целью в жизни считают достижение материального благополучия любой ценой. Труд и учеба утрачивают общественную ценность и значимость, имея прагматический характер – больше получать блага и привилегии и меньше работать и учиться. Такая позиция детей подросткового возраста получает более открытую и воинствующую форму, приводя тем самым к новой волне потребительства, которая зачастую провоцирует поведенческие девиации. При этом можно заметить, что в последнее время в нашей стране растет уровень подростковой преступности в сфере социально-экономических отношений.
Так мы можем сказать, что девиантное поведение подростков становится распространенным феноменом, который сопровождает процесс социализации и зрелости, возрастающий на протяжении подросткового периода. При этом девиантное поведение не всегда осознается сами подростком, а возможность противостоять негативному влиянию окружения начинает формироваться уже после 18-летия. Таким образом, данное положение дает основания считать изучение причин девиантного поведения в подростковом возрасте достаточно актуальным на сегодняшний день.
Степень изученности проблемы. Вопросы девиантного поведения широко освещаются в зарубежной и отечественной социологической литературе, однако подростковая девиация изучена в меньшей степени. Методологические основы изучения девиантного поведения можно увидеть в трудах по девиантологии В.С. Афанасьева, Я.И. Гилинского, Б.М. Левина, в современной социологии права таких исследователей как В.П. Казимирчук, В.Н. Кудрявцева, В.Ф. Левичевой, А.С. Харчева и др.
Большой вклад в изучение девиантного поведения подростков внесли работы авторов, которые исследуют отдельные аспекты этого явления. Так, девиантное поведение как нарушение процесса социализации мы видим в трудах Б.Н. Алмазова, С.А. Беличева, И.С. Кона, А.В. Мудрика.
Проблему проявления девиантных форм проявления у подростков, вызванную неблагоприятным положением ребенка в семье широко исследуют такие ученые как Г.А. Гурко, А.Н. Елизарова, Г.П. Орлова, Б.С. Павлова и др.
Влияние школьной среды в процессе социализации подростков, а так же ее роль в профилактике отклоняющегося поведения изучали такие исследователи как Б.Н. Алмазова, В.С. Афанасьева, В.В. Лозовой, В.Г. Степанова.
Целью курсовой работы является изучение причин возникновения девиантного поведения подростков.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1. Определить понятие и основные особенности девиантного поведения в целом.
2. Рассмотреть причины и формы девиантного поведения подростков.
3. Подробрать методики для исследования девиантного поведения подростков.
4. Проанализировать полученные результаты эмпирического исследования девиантного поведения подростков.
Так, объектом курсовой работы являются социально-психологические причины девиантного поведения, предметом выступает девиантное поведение подростков.
Для решения задач и достижения поставленной цели выбраны следующие методы исследования – теоретический, раскрывающий сущность рассматриваемой проблемы, в частности, анализ, синтез и обобщение теоретического материала, и эмпирические методы, которые заключаются в сборе конкретных фактов для определения и описания девиантного поведения подростков, в частности, анкетирование, количественный и качественный анализ данных.
Структурно работа определяется ее целью и задачами и состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения, списка литературы и приложений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом, подростковый период считается одним из кризисных этапов становления личности человека. Особенности физического и социального созревания могут приводить к различным психологическим трудностям, которые во многом определяют психику и поведение подростков.
В подростковой среде выделяется девиантное поведение, которое представляет собой совершение индивидом поступки, противоречащего нормам социального поведения в конкретном сообществе. Среди основных видов девиантного поведения принято выделять алкоголизм и наркоманию, преступность, проституцию, угрожающие безопасности и развитию общества.
Для подросткового девиантного поведения характерно наличие таких причин, которые определяют разные девиации: психологические и психофизиологические расстройства, причины социальной и психологического характера, причины, которые связаны с возрастным кризисом личности.
Помимо этого, среди предпосылок отклоняющегося поведения можно назвать сам подростковый возраст, который является кризисным возрастным периодом становления личности. В таком случае важная роль среди указанных причин отводится особенностям личности подростка. Так, процесс психического и физического развития оказывает влияние на ряд изменений ценностного и эмоционального отношения к себе. Результатом этого становится появление недовольства собой и окружающими.
По полученным результатам можно говорить об агрессивной направленности личности во взаимоотношениях с другими людьми, о склонности решать проблемы посредством насилия, о тенденции использовать унижение партнера по общению как средство стабилизации самооценки, о склонности подростков к реализации деликвентного поведения.
Все полученные данные свидетельствуют о том, что старшие подростки, в частности, девочки, более склонны к проявлению различных форм девиантного поведения: аддиктивное, агрессивное, делинквентное и другое.

 

   

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
1.1. Понятие девиантного (антисоциального) поведения в психологии
Девиантное поведение представляет собой такую деятельность, которая не соответствует общепринятым нормам, нарушает правила и официально установленные законы, игнорирует социальные требования. Другими словами, это поведение частично или полностью нарушает принятые в обществе стандарты [21].
Психологические теории определяют причинами отклоняющегося поведения в структуре личности индивида своего рода конфликт, который возникает между бессознательным и созданием, проявляясь как психологическая реакция на невозможность удовлетворения базовых потребностей, наряду с особенностями характера человека. Вместе с этим такой подход так же не исключает значение среды обитания и влияние наследственных факторов на стадии становления личности, склонной к проявлению отклоняющегося поведения.
Различные отклонения поведения подростков достаточно разнообразны, поэтому выделить что-то главное и существенное для оценивания довольно трудно. В связи с этим, исследователи отклоняющегося поведения подростков предлагают группировать похожие проявления такого поведения, находя для них интегрирующую основу [16].
Например, одной из известных классификаций является группировка И.С. Кона, который предлагает разделять отклоняющееся поведения на две большие группы, опираясь на то, какие нормы нарушаются:
1. В первую группу входят подростки, поведение которых отклоняется от норм психического здоровья. Другими словами такие подростки характеризуются наличием явной или скрытой психопатологии, например, акцентуации характера, раздвоение личности, депрессии и т.п.
Исследования говорят о том, что множество психических заболеваний проявляются в школьном возрасте именно в виде разных форм отклоняющегося поведения.
2. Во вторую группу автор относит тех подростков, которые своим антисоциальным поведением нарушают те или иные социальны, правовые и культурные нормы. Причем данная группа разделяется на делинквентное и криминальное поведение [9].
Следует заметить, что определяя отклоняющееся поведение, существенным выступает факт отклонения от социальных норм, так как отклонение может базироваться на психопатологии или ее отсутствие. В связи с этим, на наш взгляд неоправданным будет выделение отдельно поведения, которое отклоняется от норм психического здоровья, так как такое поведение может проявляться в виде делинкветного или криминального [5].
Достаточно обоснованной, хотя и спорной, выглядит типология, предложенная В.Д. Менделевичем [12]. Поскольку основой оценки отклоняющегося поведения является взаимодействие человека с реальностью, то способы такого взаимодействия послужили ему основанием для выделения пяти типов отклоняющегося поведения:
— психопатологическое и патохарактерологические поведение, которое представляется противостоянием существующей реальности, когда индивид считает окружающий мир враждебным по причине своего искаженного восприятия;
— делинкветное, заключающееся в противодействии реальности и попытках личности переделать ее под себя;
— аддиктивное, представляющее собой отсутствие желания приспосабливаться к враждебной реальности, уход индивида от реальности;
— основанное на гиперспособностях, при игнорировании реальности и создании автономизации жизнедеятельности.

Гармоничный человек выбирает, согласно В.Д. Менделевичу, иной способ взаимодействия с реальностью – приспособление к ней [12].
Однако не все виды отклоняющегося поведения входят в такую классификацию. Например, суицидальное поведение не относится ни к одному из типов. Оно предполагает уход от реальности, однако назвать суицид аддиктивным поведением тоже нельзя. А если брать такой вид суицида как демонстративный, то его целью является изменение реальности под себя, что указывает на трудность называния его делинкветным типом поведения [8]. Так же непросто определять вид патологии для побегов из дома, бродяжничества, сексуальных перверсий и т.п.
Таким образом, можно сделать вывод, что девиантное поведение представляет собой совершение поступков, которые противоречат нормам социального поведения в том или ином виде. То есть, все действия, противоречащие традиционно принятым в том или ином обществе правилам поведения. К основным видам отклоняющегося поведения относятся, прежде всего, преступность, алкоголизм и наркомания.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы