Курсовая с практикой на тему Причины девиантного поведения в подростковом возрасте
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ.. 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ
ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ 6
1.1 Понятие девиантного поведения и его классификации в научной литературе. 6
1.2 Причины, провоцирующие девиантные проявления в
поведении подростков. 9
1.3 Теоретические основы психологического сопровождения
подростков с отклоняющимся поведением 13
ГЛАВА 2 ВЫЯВЛЕНИЕ ПРИЧИН ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
ПОДРОСТКОВ В РАМКАХ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ.. 20
2.1 Психолого-педагогическая диагностика
девиантного поведения. 20
2.2 Коррекционная, профилактическая и
консультационная работа педагога-психолога по сопровождению подростков
девиантного поведения. 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ… 35
ПРИЛОЖЕНИЯ.. 39
Введение:
Девиантное поведение
подростков становится одной из наиболее частых причин обращения к психологу
педагогов и родителей. «Ненормальное» поведение ребенка создает конфликтные
ситуации и в школьном коллективе, и в семье. Учитель, а зачастую и родители, не
всегда готовы долго и терпеливо разбираться в «тонкой душевной организации»
ребенка, в его эмоциональном состоянии, его возможных проблемах. Им проще
передать его в руки специалиста, как правило, школьного психолога, чтобы тот
решил проблему и быстро исправил ситуацию. И хорошо, если педагог-психолог
действительно окажется грамотным специалистом и сможет оказать
квалифицированную помощь, в противном случае девиации могут усугубиться и
привести к более серьезным и тяжелым последствиям.
Проблема девиантного
поведения не нова. Изначально ею занимались только медики, в частности
психиатры, позже эта тема стала предметом исследований психологов, социологов и
педагогов. В XX веке большой вклад в изучение данной темы внесли отечественные
ученые. В своих работах проблему девиантного поведения освещали в медицинской
психологии Г.А. Власова, А.Е. Личко, В.Д. Менделевич и др.; в психологии – В.М.
Бехтерев, Л.С.Выготский, И.С. Кон, А.Р. Лурия, А.Н. Орел и др.; в педагогике – Р.П. Гуров, А.И. Кочетков, А.В. Мудрик и др.
В. Д. Менделевич,
например, соединил в своем подходе психиатрию и психологию, утверждая, что
отклонения от нормы могут проявляться в любом возрасте, а человек с такими
проявлениями может как иметь психические расстройства, так и быть душевно здоровым
[33, стр.15]. А.Е. Личко уделял больше внимания
именно подростковым девиациям, в основе его подхода лежит учение К. Леонгарда
об акцентуациях характера [13, стр.217].
Большинство работ
объединяет глубокое исследование причин и форм девиантного поведения, а также
возможных способов коррекции отклонений. В условиях создания новой развивающей
среды, выдвижения на первый план личностно-ориентированного обучения педагоги и
психологи стали больше внимания уделять индивидуальным особенностям каждого
ученика, появилось много новых теоретических и экспериментальных подходов.
И, несмотря на такой подробный и всесторонний
анализ, проблема отклоняющегося поведения не утратила своей актуальности. Более
того, в стремительно меняющемся мире появляются новые девиации, последствия
которых оказываются еще более разрушительными как для конкретной личности, так
и для общества в целом. Поэтому и ученым-теоретикам, и практикующим
специалистам приходится вносить коррективы в свою систему взглядов на проблему
девиантного поведения, искать новые формы работы по профилактике и коррекции
отклонений в поведении подростков.
Объектом данного
исследования является девиантное поведение подростков.
Предметом выступают
формы работы педагога-психолога с девиантным поведением
подростков.
Цель исследования
состоит в выявлении причин отклонений в поведении подростков и подбор
эффективных форм коррекционной работы педагога-психолога в условиях
сопровождения образовательного процесса.
Для достижения поставленной цели необходимо
решение следующих задач:
— раскрыть ключевые понятия темы работы
«подростковый возраст» и «девиантное поведение»;
— изложить
теоретическое обоснование причин, форм проявления девиантного поведения и
психологических особенностей подросткового возраста;
— проанализировать
практические подходы к организации работы с девиантными подростками;
— сформировать
систему форм и методов коррекционной
работы с учащимися, имеющими отклонения в поведении;
— составить план коррекционно-профилактической
деятельности психолога в общеобразовательном учреждении по указанной проблеме.
В исследовании приняли участие обучающиеся 8
класса общеобразовательной школы. Были использованы методы наблюдения, беседы,
тестирования, анкетирования и проектных методик.
Заключение:
В ходе выполнения работы
мы получили возможность еще раз убедиться в актуальности выбранной темы.
Знакомясь с научной литературой по проблеме девиантного поведения подростков,
мы отметили, что представители самых разных наук тщательно изучали этот вопрос
еще сто лет назад и внимание к проблеме не ослабевает. При всем многообразии
существующих технологий, форм работы, методов и приемов, подростки продолжают
нарушать социальные, культурные, моральные и нравственные нормы, а значит,
проблема девиантного поведения остается нерешенной. В
том, что данная проблема существует, мы убедились, выполняя практическую часть
работы и непосредственно взаимодействуя с подростками. В каждом классе
общеобразовательной школы есть дети с отклонениями в поведении или с большой
вероятностью их проявлений.
Подводя итог, отметим, что практическую
цель, поставленную перед началом исследовательской работы, можно считать
достигнутой – учащиеся со склонностью к девиантному поведению были выявлены.
Также были решены рабочие задачи:
— проведена
диагностика личностных особенностей, поведенческих реакций, взаимоотношений в
коллективе;
— на основе диагностики была сформирована
«группа риска»;
— были намечены мероприятия по дальнейшему
сопровождению подростков с девиантным поведением или большой вероятностью его
проявления;
— был
разработан сценарий развивающего занятия, который можно использовать как одну
из форм коррекции отклоняющегося поведения.
Задачу составления плана
мероприятий можно считать выполненной частично, поскольку для оптимальной
результативности психологического сопровождения его нужно согласовывать с
другими службами школы, включать в него больше участников образовательного
процесса, а это в рамках данной работы сделать затруднительно.
Также трудность состоит в
том, что родители подростков с девиантным поведением не только не проявляют
инициативу в решении проблем детей, но зачастую проявляют неадекватную реакцию
на советы педагога-психолога. Они не готовы признать свои просчеты в
воспитании, не хотят брать на себя ответственность за то, что у детей
проявляются отклонения в поведении, не готовы меняться и прикладывать усилия
для совместного решения проблемы.
Они искренне удивляются
негативным изменениям в характере и поведении их детей, снижению успеваемости,
конфликтности и агрессивности. При возникновении проблемы такие родители
предпочитают делегировать ее решение учителям, социальному педагогу и
педагогу-психологу.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ДЕВИАНТНОГО
ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
1.1 Понятие девиантного поведения и его классификации в научной литературе
Понятие «девиантное поведение»
имеет различия в трактовке, в зависимости от специализации автора и научной
основы его подхода. Социологи во главу угла ставят нарушение общепринятых норм
и правил поведения. С этой точки зрения к девиациям относят преступность, алкоголизм, наркоманию,
проституцию, суицид [7, стр.198].
Психологи делают акцент на
несбалансированности психических процессов, нарушении процессов
самоактуализации и самоконтроля. Медики в свою очередь больше внимания уделяют
психическому здоровью, состояниям пограничного уровня и паталогиям.
Разнообразие точек зрения не противоречит, а скорее дополняет друг друга и
приводит нас к общепринятому, устоявшемуся представлению о девиантном поведении
как о поведении, отклоняющемся от общепринятых, наиболее распространённых и
устоявшихся норм в определённых сообществах в определённый период их развития.
Среди классификаций девиантного
поведения есть те, на которые хотелось бы обратить особое внимание. Классификация
типов девиантного поведения, основанная на социально-психологическом подходе,
разработана психиатрами Амбрумовой А.Г. и Жезловой Л.Я. [1,
стр.114]
Авторы формулируют четыре
основных типа девиантного поведения у детей и подростков: антидисциплинарное
поведение, антисоциальное (антиобщественное), делинквентное (противоправное), аутоагрессивное
поведение.
Антидисциплинарный тип поведения
представляет собой такие отклонения от нормы как нарушение правил поведения
учащихся в образовательном учреждении. Это могут быть систематические опоздания
и пропуски уроков, целенаправленный срыв уроков, отказ от выполнения требований
педагогов и т.д.
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ 5
1.1. Понятие девиантного (антисоциального) поведения в психологии 5
1.2. Причины и формы девиантного поведения подростков 7
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРИЧИН ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ 14
2.1. Организация и методы исследования 14
2.2. Анализ и интерпретация полученных данных исследования 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 24
Введение:
Актуальность исследования. На сегодняшний день девиантное поведение личности не является уникальным и новым, однако исследование данного феномена становится особенно актуальным в переломные моменты развития общества. Так, в современном обществе взаимодействие личности, семьи и социума, помимо всех позитивных преобразований общественных отношений, вызывает и негативные изменения в разных сферах социальной жизни. Те или иные трудности, которые возникают в процессе адаптации различных представителей социальных групп, оказывают влияние на деформацию межличностных связей и разобщение поколений.
В последнее время в России возрастает количество подростков, которые главной целью в жизни считают достижение материального благополучия любой ценой. Труд и учеба утрачивают общественную ценность и значимость, имея прагматический характер – больше получать блага и привилегии и меньше работать и учиться. Такая позиция детей подросткового возраста получает более открытую и воинствующую форму, приводя тем самым к новой волне потребительства, которая зачастую провоцирует поведенческие девиации. При этом можно заметить, что в последнее время в нашей стране растет уровень подростковой преступности в сфере социально-экономических отношений.
Так мы можем сказать, что девиантное поведение подростков становится распространенным феноменом, который сопровождает процесс социализации и зрелости, возрастающий на протяжении подросткового периода. При этом девиантное поведение не всегда осознается сами подростком, а возможность противостоять негативному влиянию окружения начинает формироваться уже после 18-летия. Таким образом, данное положение дает основания считать изучение причин девиантного поведения в подростковом возрасте достаточно актуальным на сегодняшний день.
Степень изученности проблемы. Вопросы девиантного поведения широко освещаются в зарубежной и отечественной социологической литературе, однако подростковая девиация изучена в меньшей степени. Методологические основы изучения девиантного поведения можно увидеть в трудах по девиантологии В.С. Афанасьева, Я.И. Гилинского, Б.М. Левина, в современной социологии права таких исследователей как В.П. Казимирчук, В.Н. Кудрявцева, В.Ф. Левичевой, А.С. Харчева и др.
Большой вклад в изучение девиантного поведения подростков внесли работы авторов, которые исследуют отдельные аспекты этого явления. Так, девиантное поведение как нарушение процесса социализации мы видим в трудах Б.Н. Алмазова, С.А. Беличева, И.С. Кона, А.В. Мудрика.
Проблему проявления девиантных форм проявления у подростков, вызванную неблагоприятным положением ребенка в семье широко исследуют такие ученые как Г.А. Гурко, А.Н. Елизарова, Г.П. Орлова, Б.С. Павлова и др.
Влияние школьной среды в процессе социализации подростков, а так же ее роль в профилактике отклоняющегося поведения изучали такие исследователи как Б.Н. Алмазова, В.С. Афанасьева, В.В. Лозовой, В.Г. Степанова.
Целью курсовой работы является изучение причин возникновения девиантного поведения подростков.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1. Определить понятие и основные особенности девиантного поведения в целом.
2. Рассмотреть причины и формы девиантного поведения подростков.
3. Подробрать методики для исследования девиантного поведения подростков.
4. Проанализировать полученные результаты эмпирического исследования девиантного поведения подростков.
Так, объектом курсовой работы являются социально-психологические причины девиантного поведения, предметом выступает девиантное поведение подростков.
Для решения задач и достижения поставленной цели выбраны следующие методы исследования – теоретический, раскрывающий сущность рассматриваемой проблемы, в частности, анализ, синтез и обобщение теоретического материала, и эмпирические методы, которые заключаются в сборе конкретных фактов для определения и описания девиантного поведения подростков, в частности, анкетирование, количественный и качественный анализ данных.
Структурно работа определяется ее целью и задачами и состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения, списка литературы и приложений.
Заключение:
Таким образом, подростковый период считается одним из кризисных этапов становления личности человека. Особенности физического и социального созревания могут приводить к различным психологическим трудностям, которые во многом определяют психику и поведение подростков.
В подростковой среде выделяется девиантное поведение, которое представляет собой совершение индивидом поступки, противоречащего нормам социального поведения в конкретном сообществе. Среди основных видов девиантного поведения принято выделять алкоголизм и наркоманию, преступность, проституцию, угрожающие безопасности и развитию общества.
Для подросткового девиантного поведения характерно наличие таких причин, которые определяют разные девиации: психологические и психофизиологические расстройства, причины социальной и психологического характера, причины, которые связаны с возрастным кризисом личности.
Помимо этого, среди предпосылок отклоняющегося поведения можно назвать сам подростковый возраст, который является кризисным возрастным периодом становления личности. В таком случае важная роль среди указанных причин отводится особенностям личности подростка. Так, процесс психического и физического развития оказывает влияние на ряд изменений ценностного и эмоционального отношения к себе. Результатом этого становится появление недовольства собой и окружающими.
По полученным результатам можно говорить об агрессивной направленности личности во взаимоотношениях с другими людьми, о склонности решать проблемы посредством насилия, о тенденции использовать унижение партнера по общению как средство стабилизации самооценки, о склонности подростков к реализации деликвентного поведения.
Все полученные данные свидетельствуют о том, что старшие подростки, в частности, девочки, более склонны к проявлению различных форм девиантного поведения: аддиктивное, агрессивное, делинквентное и другое.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
1.1. Понятие девиантного (антисоциального) поведения в психологии
Девиантное поведение представляет собой такую деятельность, которая не соответствует общепринятым нормам, нарушает правила и официально установленные законы, игнорирует социальные требования. Другими словами, это поведение частично или полностью нарушает принятые в обществе стандарты [21].
Психологические теории определяют причинами отклоняющегося поведения в структуре личности индивида своего рода конфликт, который возникает между бессознательным и созданием, проявляясь как психологическая реакция на невозможность удовлетворения базовых потребностей, наряду с особенностями характера человека. Вместе с этим такой подход так же не исключает значение среды обитания и влияние наследственных факторов на стадии становления личности, склонной к проявлению отклоняющегося поведения.
Различные отклонения поведения подростков достаточно разнообразны, поэтому выделить что-то главное и существенное для оценивания довольно трудно. В связи с этим, исследователи отклоняющегося поведения подростков предлагают группировать похожие проявления такого поведения, находя для них интегрирующую основу [16].
Например, одной из известных классификаций является группировка И.С. Кона, который предлагает разделять отклоняющееся поведения на две большие группы, опираясь на то, какие нормы нарушаются:
1. В первую группу входят подростки, поведение которых отклоняется от норм психического здоровья. Другими словами такие подростки характеризуются наличием явной или скрытой психопатологии, например, акцентуации характера, раздвоение личности, депрессии и т.п.
Исследования говорят о том, что множество психических заболеваний проявляются в школьном возрасте именно в виде разных форм отклоняющегося поведения.
2. Во вторую группу автор относит тех подростков, которые своим антисоциальным поведением нарушают те или иные социальны, правовые и культурные нормы. Причем данная группа разделяется на делинквентное и криминальное поведение [9].
Следует заметить, что определяя отклоняющееся поведение, существенным выступает факт отклонения от социальных норм, так как отклонение может базироваться на психопатологии или ее отсутствие. В связи с этим, на наш взгляд неоправданным будет выделение отдельно поведения, которое отклоняется от норм психического здоровья, так как такое поведение может проявляться в виде делинкветного или криминального [5].
Достаточно обоснованной, хотя и спорной, выглядит типология, предложенная В.Д. Менделевичем [12]. Поскольку основой оценки отклоняющегося поведения является взаимодействие человека с реальностью, то способы такого взаимодействия послужили ему основанием для выделения пяти типов отклоняющегося поведения:
— психопатологическое и патохарактерологические поведение, которое представляется противостоянием существующей реальности, когда индивид считает окружающий мир враждебным по причине своего искаженного восприятия;
— делинкветное, заключающееся в противодействии реальности и попытках личности переделать ее под себя;
— аддиктивное, представляющее собой отсутствие желания приспосабливаться к враждебной реальности, уход индивида от реальности;
— основанное на гиперспособностях, при игнорировании реальности и создании автономизации жизнедеятельности.
Гармоничный человек выбирает, согласно В.Д. Менделевичу, иной способ взаимодействия с реальностью – приспособление к ней [12].
Однако не все виды отклоняющегося поведения входят в такую классификацию. Например, суицидальное поведение не относится ни к одному из типов. Оно предполагает уход от реальности, однако назвать суицид аддиктивным поведением тоже нельзя. А если брать такой вид суицида как демонстративный, то его целью является изменение реальности под себя, что указывает на трудность называния его делинкветным типом поведения [8]. Так же непросто определять вид патологии для побегов из дома, бродяжничества, сексуальных перверсий и т.п.
Таким образом, можно сделать вывод, что девиантное поведение представляет собой совершение поступков, которые противоречат нормам социального поведения в том или ином виде. То есть, все действия, противоречащие традиционно принятым в том или ином обществе правилам поведения. К основным видам отклоняющегося поведения относятся, прежде всего, преступность, алкоголизм и наркомания.