Курсовая с практикой на тему Причины девиантного поведения в подростковом возрасте
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1.
Теоретические аспекты девиантного поведения в подростковом возрасте 7
1.1.
Психолого-педагогические особенности подростков. 7
1.2.
Социально-педагогическая характеристика современного подростка. 10
1.3. Особенности
девиантного поведения в подростковом возрасте. 14
Глава 2.
Практические аспекты девиантного поведения в подростковом возрасте 18
2.1. Диагностика
девиантного поведения в подростковом возрасте. 18
2.2. Рекомендации
по коррекции девиантного поведения в подростковом возрасте 31
Заключение. 34
Список
использованной литературы.. 35
Приложение. 36
Введение:
Современный
мир, общество предъявляет повышенные требования к подросткам их жизненной роли.
Главная проблема, с которой сталкивается подросток – это возрастающие
требования к нему и необходимость самоопределения.
Цифровое
пространство заполняющее все вокруг накладывает отпечаток на развитие
подростков. Современные подростки, находясь в тревожности и постоянных
переживай из-за учебы, окружая себя гаджетами и постоянно проводя всё свободное
время в цифровом мире, начинают забывать о реальном, в котором должна
происходить социальная адаптация, социализация и полноценное формирование
личности, как субъекта общества.
Включенность
подростков в различные социальные сети и др. оказывает влияние на их развитие.
Все чаще в последнее время стала появляться информация в СМИ, что социальные
сети вредят здоровью молодёжи.
Структурные
компоненты воображения в подростковом периоде развития перестраиваются
следующим образом: прошлый опыт внеситуативная внутренняя позиция предметная
среда. Важной чертой воображения в подростковом возрасте является то, что оно
становится сначала полисубъектным, а затем, в старшем подростковом возрасте,
диалогическим.
В
тоже время, воображение считается особой формой человеческой психики, которое
стоит отдельно от других психических процессов и при этом занимает
промежуточное положение между памятью, восприятием и мышлением.
Этот
процесс считается специфическим потому что, воображение, как подразумевают
ученые, является характерным признаком исключительно человека.
При
этом оно достаточно странным образом связывается с работой всего организма и
это самый «психический» из всех существующих психических процессов и состояний.
Эмоциональная
включенность подростка является важной составляющей жизненного процесса.
Изучение
сущностных характеристик современного подростка, перспектив его развития,
исследование факторов риска неразрывным образом связано с быстро меняющимся
обликом мира, а соответственно и социального пространства, где происходит
формирование его личности.
Цель исследования: изучить причины
девиантного поведения в подростковом возрасте.
Объект исследования: подростки 15- 16 лет
Предмет исследования: причины
девиантного поведения в подростковом возрасте.
Гипотеза исследования: Предположительно у подростков будут
выявлены специфические связи между девиантным поведением и эмоциональным
интеллектом, самооценкой.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогические особенности
подростков
2. Проанализировать социально-педагогическую
характеристику современного подростка
3.
Изучить особенности девиантного поведения в подростковом
возрасте
4. Провести диагностику
девиантного поведения в подростковом возрасте
5. Предложить рекомендации
по коррекции девиантного поведения в подростковом возрасте
Методы исследования: сравнительный анализ
и обобщение литературных источников по проблеме девиантного поведения
подростков, методы психологической диагностики и методы статистической обработки
данных, описательная статистика.
Методики исследования:
1. Методика диагностики девиантного поведения
несовершеннолетних Э. В. Леус.
2. Тест эмоционального интеллекта Н. Холла.
3. Вербальная диагностика самооценки личности А.А. Бандус.
4. Рисуночный тест Р. Сильвер.
Теоретико-методологическая основа исследования строится на принципах
культурологического, системно-деятельностного,
индивидуально-дифференцированного подходов в изучении и реализации
психологической и педагогической профилактики и коррекции девиантного поведения
подростков. Базируется: на общей идее возрастной психологии относительно
факторов, определяющих развитие (предпосылки, условия, внутренняя позиция
индивида); общенаучных принципах познания, позволяющих рассматривать личность
как многоуровневое, многогранное образование, индивидуальность.
Новизна исследования заключается в том, что расширены и
проанализированы данные об особенностях подростков — эмоционального интеллекта,
самооценки, особенностях поведения.
Теоретическая значимость
работы.
1.
Проведенное исследование уточняет научные представления о развитии личности
подростка в условиях нестабильности общества, обогащая их положениями о
личностных особенностях современного подростка с нормативным и девиантным
поведением.
2.
В современных условиях выявлены особенности возникновения девиационных
тенденций подростков, а также механизм формирования отклоняющегося поведения в
начале подросткового кризиса.
Практическая значимость.
Данные, полученные в проведенном исследовании на
репрезентативной выборке, могут являться ориентирами при выборе способов и
средств взаимодействия с подростком. Выделенный
комплекс личностных особенностей служит одним из прогностических показателей
возможных нарушений в поведении и деформации личности подростка.
Заключение:
В
ходе исследования и анализа теоретических и эмпирических работ посвященных
изучению особенностей подростков, склонных к девиантному
поведению мы пришли к выводу, что подростковый возраст представляет собой чрезвычайно сложную
стадию интеллектуального развития. Подростковый возраст очень сложный в
проявлении поведенческих реакций.
Подростковый
возраст находится на переходном этапе между детством и юностью и представляет
собой чрезвычайно сложную стадию интеллектуального развития. Сегодня изменились
нормы и ценности, причем не только социально-экономические, но и
психологические, педагогические и общие модели поведения, которыми должен
обладать подросток.
Девиантность возникает уже в процессе первичной социализации
человека. Она связана с формированием мотивации, социальных ролей и статусов
человека в прошлом и настоящем, которые противоречат друг другу. Воображение
считается очень важной стороной в жизни каждого человека. Если бы у
человечества отсутствовала фантазия, оно бы лишилось всех научных открытий и
произведений искусства. Исходя из этого, можно сделать вывод, что фантазия и
воображение – высшие и необходимые способности человека, и именно они нуждаются
в заботе, в плане развития.
Профилактика девиантного поведения
подростков является одной из наиболее актуальных задач на современном этапе
общественного развития. В общем контуре профилактика девиантного поведения
подростков представляет собой совокупность мероприятий, направленных на охрану
здоровья подрастающего поколения, «предупреждения, возникновения и
распространения девиантного поведения, улучшение условий жизнедеятельности человека,
которые организуются на различных уровнях».
Таким образом, были решены теоретические и эмпирические
задачи подтверждена гипотеза.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты девиантного поведения в
подростковом возрасте
1.1. Психолого-педагогические особенности подростков
Подростковый
возраст у детей – трудный период не только для родителей, но и для них самих.
Психология подростка построена на необходимости признания его взрослым
человеком, но все дело в том, что к взрослой жизни он еще пока не готов. Однако
и ребенком его уже не назвать. Подростковый возраст зависит от страны
проживания, пола и культурно-национальных особенностей.
Дети в возрасте от 10 до
15 лет считаются подростками. Говоря об этом возрастном периоде, можно описать
его такими терминами как:
1. Переломный.
2. Переходный.
3. Критический.
4. «Трудный».
Подростковый возраст
является также трудным и не только для самого ребенка, но также и для его
родителей, педагогов.
В подростковый период
происходит обновление, так называемая перестройка организма ребенка. Этот
процесс связан с увеличением скорости физического и полового развития.
Характерная особенность указанного периода заключает в том, что у ребенка
происходит внешнее взросление, в то врем как внутри ему необходима та же забота
и внимание как обычному ребенку [20].
Кроме того, в период
подросткового возраста протекает процесс активного развития самосознания, а
также чувства собственного достоинства, и, что немаловажно, внимание пола. Этот
период характеризуется также и тем, что подросток теперь переоценивает свое
«детское» мнение на новое. Часто характер такого нового мнения прямолинейный,
бескомпромиссный, а парой и категоричный [8].
Часто подростки резко
реагируют на различного рода ситуации, которые, по сути, не имеют критического
характера. Например, потеря авторитета родителей либо оценка собственного
достоинства могут привести к негативным последствиям, включающим в себя проявление
грубости, изоляции, агрессии и т.д.
Таким образом, можно выделить следующие негативные черты подросткового
возраста:
· Резкое ухудшение поведения. Проявляется оно в
негативизме (т.е. в желании поступать вопреки чужой воле), упрямстве,
драчливости.
· Противоречивость стремлений и их неустойчивый
характер.
· Реакция эмансипации, т.е. выраженное стремление
освободиться из – под опеки и контроля со стороны взрослых (6). Причем
подросток стремится не столько противостоять взрослым, сколько стать равным им,
что, конечно, трудно при сохраняющейся экономической и социальной зависимости.
· Повышенная возбудимость.
· Некоторая неуравновешенность характера.
· Сравнительно частые, быстрые и резкие смены
настроений, форм поведения.
Социальное развитие
ребенка данной возрастной группы имеет особое положение в структуре
общественных взаимоотношений. Так начинает процесс перехода подростка к
самостоятельности и ответственности, тем самым заключая его в отрезок между
детством и зрелостью [17].
По мере того, как
подросток начинает самостоятельно жить, члены семьи, в частности родитель, в
свою очередь часто становится более требовательным к нему, производит контроль.
Все это может негативным образом отразится на поведении ребенка. В результате
этого подросток лишается той самостоятельности, не может научиться использовать
свободу в нужном направлении. Тогда и происходит активация его стремления к
самостоятельности, что также влечет жесткий контроль со стороны родителей,
приводя все это к изоляции подростка от сверстников. В таком случае
противостояние между родителями и детьми становится более острым [5].
Подростковый возраст
является тем периодом, когда ребенок начинает становление себя как отдельной
личности, происходит развитие представлений и принципов уже собственных, а не навязанных
окружающими. Подросток ставит сам для себя цели и эталоны в жизни, формирует
правила собственного поведения. Ключевой положительный аспект в данной
деятельности – это моделирование реальных отношений в социуме, оказывающие
воздействие на потребности ребенка для того, чтобы в будущем внедрить его в
активный социум.
Внедряясь в социум,
подросток начинает получать большие объемы информации. Также в этот период он
получает новые жизненные впечатления, ускоряется тем его жизни, происходит
процесс усложнения получения образования. В результате, можно отметить, что при
таком потоке объемов новой информации реализуется одновременное развитие таких
процессов как воображение, речь, память, мышление и др.
Продуктивность
непроизвольного запоминания происходит гораздо медленнее. Но в то же время
повышается продуктивность опосредованного запоминания учебного материала.
В период подросткового
развития проходит процесс развития мышления параллельно с такими мыслительными
операциями как восприятие и память [19].
В усвоении
школьных дисциплин, у подростков, из-за особенностей развития, могут возникать
сложности. Кроме неуспеваемости, нередко встречается и неадекватное поведение.
Для того, чтобы обучение проходило успешно, необходима мотивация, с помощью
которой можно придать ему важность. Часто подростки пренебрегают основным
условием любого обучения — стремлением к получению знаний и даже
противодействуют процессу обучения.
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ.. 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ
ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ 6
1.1 Понятие девиантного поведения и его классификации в научной литературе. 6
1.2 Причины, провоцирующие девиантные проявления в
поведении подростков. 9
1.3 Теоретические основы психологического сопровождения
подростков с отклоняющимся поведением 13
ГЛАВА 2 ВЫЯВЛЕНИЕ ПРИЧИН ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
ПОДРОСТКОВ В РАМКАХ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ.. 20
2.1 Психолого-педагогическая диагностика
девиантного поведения. 20
2.2 Коррекционная, профилактическая и
консультационная работа педагога-психолога по сопровождению подростков
девиантного поведения. 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ… 35
ПРИЛОЖЕНИЯ.. 39
Введение:
Девиантное поведение
подростков становится одной из наиболее частых причин обращения к психологу
педагогов и родителей. «Ненормальное» поведение ребенка создает конфликтные
ситуации и в школьном коллективе, и в семье. Учитель, а зачастую и родители, не
всегда готовы долго и терпеливо разбираться в «тонкой душевной организации»
ребенка, в его эмоциональном состоянии, его возможных проблемах. Им проще
передать его в руки специалиста, как правило, школьного психолога, чтобы тот
решил проблему и быстро исправил ситуацию. И хорошо, если педагог-психолог
действительно окажется грамотным специалистом и сможет оказать
квалифицированную помощь, в противном случае девиации могут усугубиться и
привести к более серьезным и тяжелым последствиям.
Проблема девиантного
поведения не нова. Изначально ею занимались только медики, в частности
психиатры, позже эта тема стала предметом исследований психологов, социологов и
педагогов. В XX веке большой вклад в изучение данной темы внесли отечественные
ученые. В своих работах проблему девиантного поведения освещали в медицинской
психологии Г.А. Власова, А.Е. Личко, В.Д. Менделевич и др.; в психологии – В.М.
Бехтерев, Л.С.Выготский, И.С. Кон, А.Р. Лурия, А.Н. Орел и др.; в педагогике – Р.П. Гуров, А.И. Кочетков, А.В. Мудрик и др.
В. Д. Менделевич,
например, соединил в своем подходе психиатрию и психологию, утверждая, что
отклонения от нормы могут проявляться в любом возрасте, а человек с такими
проявлениями может как иметь психические расстройства, так и быть душевно здоровым
[33, стр.15]. А.Е. Личко уделял больше внимания
именно подростковым девиациям, в основе его подхода лежит учение К. Леонгарда
об акцентуациях характера [13, стр.217].
Большинство работ
объединяет глубокое исследование причин и форм девиантного поведения, а также
возможных способов коррекции отклонений. В условиях создания новой развивающей
среды, выдвижения на первый план личностно-ориентированного обучения педагоги и
психологи стали больше внимания уделять индивидуальным особенностям каждого
ученика, появилось много новых теоретических и экспериментальных подходов.
И, несмотря на такой подробный и всесторонний
анализ, проблема отклоняющегося поведения не утратила своей актуальности. Более
того, в стремительно меняющемся мире появляются новые девиации, последствия
которых оказываются еще более разрушительными как для конкретной личности, так
и для общества в целом. Поэтому и ученым-теоретикам, и практикующим
специалистам приходится вносить коррективы в свою систему взглядов на проблему
девиантного поведения, искать новые формы работы по профилактике и коррекции
отклонений в поведении подростков.
Объектом данного
исследования является девиантное поведение подростков.
Предметом выступают
формы работы педагога-психолога с девиантным поведением
подростков.
Цель исследования
состоит в выявлении причин отклонений в поведении подростков и подбор
эффективных форм коррекционной работы педагога-психолога в условиях
сопровождения образовательного процесса.
Для достижения поставленной цели необходимо
решение следующих задач:
— раскрыть ключевые понятия темы работы
«подростковый возраст» и «девиантное поведение»;
— изложить
теоретическое обоснование причин, форм проявления девиантного поведения и
психологических особенностей подросткового возраста;
— проанализировать
практические подходы к организации работы с девиантными подростками;
— сформировать
систему форм и методов коррекционной
работы с учащимися, имеющими отклонения в поведении;
— составить план коррекционно-профилактической
деятельности психолога в общеобразовательном учреждении по указанной проблеме.
В исследовании приняли участие обучающиеся 8
класса общеобразовательной школы. Были использованы методы наблюдения, беседы,
тестирования, анкетирования и проектных методик.
Заключение:
В ходе выполнения работы
мы получили возможность еще раз убедиться в актуальности выбранной темы.
Знакомясь с научной литературой по проблеме девиантного поведения подростков,
мы отметили, что представители самых разных наук тщательно изучали этот вопрос
еще сто лет назад и внимание к проблеме не ослабевает. При всем многообразии
существующих технологий, форм работы, методов и приемов, подростки продолжают
нарушать социальные, культурные, моральные и нравственные нормы, а значит,
проблема девиантного поведения остается нерешенной. В
том, что данная проблема существует, мы убедились, выполняя практическую часть
работы и непосредственно взаимодействуя с подростками. В каждом классе
общеобразовательной школы есть дети с отклонениями в поведении или с большой
вероятностью их проявлений.
Подводя итог, отметим, что практическую
цель, поставленную перед началом исследовательской работы, можно считать
достигнутой – учащиеся со склонностью к девиантному поведению были выявлены.
Также были решены рабочие задачи:
— проведена
диагностика личностных особенностей, поведенческих реакций, взаимоотношений в
коллективе;
— на основе диагностики была сформирована
«группа риска»;
— были намечены мероприятия по дальнейшему
сопровождению подростков с девиантным поведением или большой вероятностью его
проявления;
— был
разработан сценарий развивающего занятия, который можно использовать как одну
из форм коррекции отклоняющегося поведения.
Задачу составления плана
мероприятий можно считать выполненной частично, поскольку для оптимальной
результативности психологического сопровождения его нужно согласовывать с
другими службами школы, включать в него больше участников образовательного
процесса, а это в рамках данной работы сделать затруднительно.
Также трудность состоит в
том, что родители подростков с девиантным поведением не только не проявляют
инициативу в решении проблем детей, но зачастую проявляют неадекватную реакцию
на советы педагога-психолога. Они не готовы признать свои просчеты в
воспитании, не хотят брать на себя ответственность за то, что у детей
проявляются отклонения в поведении, не готовы меняться и прикладывать усилия
для совместного решения проблемы.
Они искренне удивляются
негативным изменениям в характере и поведении их детей, снижению успеваемости,
конфликтности и агрессивности. При возникновении проблемы такие родители
предпочитают делегировать ее решение учителям, социальному педагогу и
педагогу-психологу.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ДЕВИАНТНОГО
ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
1.1 Понятие девиантного поведения и его классификации в научной литературе
Понятие «девиантное поведение»
имеет различия в трактовке, в зависимости от специализации автора и научной
основы его подхода. Социологи во главу угла ставят нарушение общепринятых норм
и правил поведения. С этой точки зрения к девиациям относят преступность, алкоголизм, наркоманию,
проституцию, суицид [7, стр.198].
Психологи делают акцент на
несбалансированности психических процессов, нарушении процессов
самоактуализации и самоконтроля. Медики в свою очередь больше внимания уделяют
психическому здоровью, состояниям пограничного уровня и паталогиям.
Разнообразие точек зрения не противоречит, а скорее дополняет друг друга и
приводит нас к общепринятому, устоявшемуся представлению о девиантном поведении
как о поведении, отклоняющемся от общепринятых, наиболее распространённых и
устоявшихся норм в определённых сообществах в определённый период их развития.
Среди классификаций девиантного
поведения есть те, на которые хотелось бы обратить особое внимание. Классификация
типов девиантного поведения, основанная на социально-психологическом подходе,
разработана психиатрами Амбрумовой А.Г. и Жезловой Л.Я. [1,
стр.114]
Авторы формулируют четыре
основных типа девиантного поведения у детей и подростков: антидисциплинарное
поведение, антисоциальное (антиобщественное), делинквентное (противоправное), аутоагрессивное
поведение.
Антидисциплинарный тип поведения
представляет собой такие отклонения от нормы как нарушение правил поведения
учащихся в образовательном учреждении. Это могут быть систематические опоздания
и пропуски уроков, целенаправленный срыв уроков, отказ от выполнения требований
педагогов и т.д.
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ 5
1.1. Понятие девиантного (антисоциального) поведения в психологии 5
1.2. Причины и формы девиантного поведения подростков 7
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРИЧИН ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ 14
2.1. Организация и методы исследования 14
2.2. Анализ и интерпретация полученных данных исследования 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 24
Введение:
Актуальность исследования. На сегодняшний день девиантное поведение личности не является уникальным и новым, однако исследование данного феномена становится особенно актуальным в переломные моменты развития общества. Так, в современном обществе взаимодействие личности, семьи и социума, помимо всех позитивных преобразований общественных отношений, вызывает и негативные изменения в разных сферах социальной жизни. Те или иные трудности, которые возникают в процессе адаптации различных представителей социальных групп, оказывают влияние на деформацию межличностных связей и разобщение поколений.
В последнее время в России возрастает количество подростков, которые главной целью в жизни считают достижение материального благополучия любой ценой. Труд и учеба утрачивают общественную ценность и значимость, имея прагматический характер – больше получать блага и привилегии и меньше работать и учиться. Такая позиция детей подросткового возраста получает более открытую и воинствующую форму, приводя тем самым к новой волне потребительства, которая зачастую провоцирует поведенческие девиации. При этом можно заметить, что в последнее время в нашей стране растет уровень подростковой преступности в сфере социально-экономических отношений.
Так мы можем сказать, что девиантное поведение подростков становится распространенным феноменом, который сопровождает процесс социализации и зрелости, возрастающий на протяжении подросткового периода. При этом девиантное поведение не всегда осознается сами подростком, а возможность противостоять негативному влиянию окружения начинает формироваться уже после 18-летия. Таким образом, данное положение дает основания считать изучение причин девиантного поведения в подростковом возрасте достаточно актуальным на сегодняшний день.
Степень изученности проблемы. Вопросы девиантного поведения широко освещаются в зарубежной и отечественной социологической литературе, однако подростковая девиация изучена в меньшей степени. Методологические основы изучения девиантного поведения можно увидеть в трудах по девиантологии В.С. Афанасьева, Я.И. Гилинского, Б.М. Левина, в современной социологии права таких исследователей как В.П. Казимирчук, В.Н. Кудрявцева, В.Ф. Левичевой, А.С. Харчева и др.
Большой вклад в изучение девиантного поведения подростков внесли работы авторов, которые исследуют отдельные аспекты этого явления. Так, девиантное поведение как нарушение процесса социализации мы видим в трудах Б.Н. Алмазова, С.А. Беличева, И.С. Кона, А.В. Мудрика.
Проблему проявления девиантных форм проявления у подростков, вызванную неблагоприятным положением ребенка в семье широко исследуют такие ученые как Г.А. Гурко, А.Н. Елизарова, Г.П. Орлова, Б.С. Павлова и др.
Влияние школьной среды в процессе социализации подростков, а так же ее роль в профилактике отклоняющегося поведения изучали такие исследователи как Б.Н. Алмазова, В.С. Афанасьева, В.В. Лозовой, В.Г. Степанова.
Целью курсовой работы является изучение причин возникновения девиантного поведения подростков.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1. Определить понятие и основные особенности девиантного поведения в целом.
2. Рассмотреть причины и формы девиантного поведения подростков.
3. Подробрать методики для исследования девиантного поведения подростков.
4. Проанализировать полученные результаты эмпирического исследования девиантного поведения подростков.
Так, объектом курсовой работы являются социально-психологические причины девиантного поведения, предметом выступает девиантное поведение подростков.
Для решения задач и достижения поставленной цели выбраны следующие методы исследования – теоретический, раскрывающий сущность рассматриваемой проблемы, в частности, анализ, синтез и обобщение теоретического материала, и эмпирические методы, которые заключаются в сборе конкретных фактов для определения и описания девиантного поведения подростков, в частности, анкетирование, количественный и качественный анализ данных.
Структурно работа определяется ее целью и задачами и состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения, списка литературы и приложений.
Заключение:
Таким образом, подростковый период считается одним из кризисных этапов становления личности человека. Особенности физического и социального созревания могут приводить к различным психологическим трудностям, которые во многом определяют психику и поведение подростков.
В подростковой среде выделяется девиантное поведение, которое представляет собой совершение индивидом поступки, противоречащего нормам социального поведения в конкретном сообществе. Среди основных видов девиантного поведения принято выделять алкоголизм и наркоманию, преступность, проституцию, угрожающие безопасности и развитию общества.
Для подросткового девиантного поведения характерно наличие таких причин, которые определяют разные девиации: психологические и психофизиологические расстройства, причины социальной и психологического характера, причины, которые связаны с возрастным кризисом личности.
Помимо этого, среди предпосылок отклоняющегося поведения можно назвать сам подростковый возраст, который является кризисным возрастным периодом становления личности. В таком случае важная роль среди указанных причин отводится особенностям личности подростка. Так, процесс психического и физического развития оказывает влияние на ряд изменений ценностного и эмоционального отношения к себе. Результатом этого становится появление недовольства собой и окружающими.
По полученным результатам можно говорить об агрессивной направленности личности во взаимоотношениях с другими людьми, о склонности решать проблемы посредством насилия, о тенденции использовать унижение партнера по общению как средство стабилизации самооценки, о склонности подростков к реализации деликвентного поведения.
Все полученные данные свидетельствуют о том, что старшие подростки, в частности, девочки, более склонны к проявлению различных форм девиантного поведения: аддиктивное, агрессивное, делинквентное и другое.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
1.1. Понятие девиантного (антисоциального) поведения в психологии
Девиантное поведение представляет собой такую деятельность, которая не соответствует общепринятым нормам, нарушает правила и официально установленные законы, игнорирует социальные требования. Другими словами, это поведение частично или полностью нарушает принятые в обществе стандарты [21].
Психологические теории определяют причинами отклоняющегося поведения в структуре личности индивида своего рода конфликт, который возникает между бессознательным и созданием, проявляясь как психологическая реакция на невозможность удовлетворения базовых потребностей, наряду с особенностями характера человека. Вместе с этим такой подход так же не исключает значение среды обитания и влияние наследственных факторов на стадии становления личности, склонной к проявлению отклоняющегося поведения.
Различные отклонения поведения подростков достаточно разнообразны, поэтому выделить что-то главное и существенное для оценивания довольно трудно. В связи с этим, исследователи отклоняющегося поведения подростков предлагают группировать похожие проявления такого поведения, находя для них интегрирующую основу [16].
Например, одной из известных классификаций является группировка И.С. Кона, который предлагает разделять отклоняющееся поведения на две большие группы, опираясь на то, какие нормы нарушаются:
1. В первую группу входят подростки, поведение которых отклоняется от норм психического здоровья. Другими словами такие подростки характеризуются наличием явной или скрытой психопатологии, например, акцентуации характера, раздвоение личности, депрессии и т.п.
Исследования говорят о том, что множество психических заболеваний проявляются в школьном возрасте именно в виде разных форм отклоняющегося поведения.
2. Во вторую группу автор относит тех подростков, которые своим антисоциальным поведением нарушают те или иные социальны, правовые и культурные нормы. Причем данная группа разделяется на делинквентное и криминальное поведение [9].
Следует заметить, что определяя отклоняющееся поведение, существенным выступает факт отклонения от социальных норм, так как отклонение может базироваться на психопатологии или ее отсутствие. В связи с этим, на наш взгляд неоправданным будет выделение отдельно поведения, которое отклоняется от норм психического здоровья, так как такое поведение может проявляться в виде делинкветного или криминального [5].
Достаточно обоснованной, хотя и спорной, выглядит типология, предложенная В.Д. Менделевичем [12]. Поскольку основой оценки отклоняющегося поведения является взаимодействие человека с реальностью, то способы такого взаимодействия послужили ему основанием для выделения пяти типов отклоняющегося поведения:
— психопатологическое и патохарактерологические поведение, которое представляется противостоянием существующей реальности, когда индивид считает окружающий мир враждебным по причине своего искаженного восприятия;
— делинкветное, заключающееся в противодействии реальности и попытках личности переделать ее под себя;
— аддиктивное, представляющее собой отсутствие желания приспосабливаться к враждебной реальности, уход индивида от реальности;
— основанное на гиперспособностях, при игнорировании реальности и создании автономизации жизнедеятельности.
Гармоничный человек выбирает, согласно В.Д. Менделевичу, иной способ взаимодействия с реальностью – приспособление к ней [12].
Однако не все виды отклоняющегося поведения входят в такую классификацию. Например, суицидальное поведение не относится ни к одному из типов. Оно предполагает уход от реальности, однако назвать суицид аддиктивным поведением тоже нельзя. А если брать такой вид суицида как демонстративный, то его целью является изменение реальности под себя, что указывает на трудность называния его делинкветным типом поведения [8]. Так же непросто определять вид патологии для побегов из дома, бродяжничества, сексуальных перверсий и т.п.
Таким образом, можно сделать вывод, что девиантное поведение представляет собой совершение поступков, которые противоречат нормам социального поведения в том или ином виде. То есть, все действия, противоречащие традиционно принятым в том или ином обществе правилам поведения. К основным видам отклоняющегося поведения относятся, прежде всего, преступность, алкоголизм и наркомания.