Курсовая с практикой Педагогика/Психология Психодиагностика

Курсовая с практикой на тему Социальная адаптация у семейных пар

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Научно-теоретические подходы к изучению процесса социальной адаптации в семье 7
1.1. Понятие «социальной адаптации» и ее виды 7
1.2. Особенности протекания социальной адаптации в семье 9
Выводы по 1 главе 14
2. Результаты исследования социальной адаптации у семейных пар на различных этапах жизненного цикла 16
2.1. Организация и методы исследования 16
2.2. Результаты исследования 17
Выводы по 2 главе 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 27

 

  

Введение:

 

Проблема изучения социальной адаптации семей, на разных этапах жизненного цикла в настоящее время весьма актуальна. У каждой семьи свой жизненный цикл, который она обязан пройти и найти необходимое решение на каждом этапе от брака до смерти одного из его членов. Переход от одного уровня к другому сопровождается различными семейными проблемами.
Проблемы в каждом жизненном цикле могут возникать в любой из сфер семейной жизни — в сфере супружеских отношений, отношения супругов друг к другу, воспитания детей, родственных отношений, в сфере взаимодействия семьи с обществом, в сфере быта, в интимной и репродуктивной сфере и т.д.
Семейные проблемы, с которыми сталкивается семья, проверяют семейную систему на прочность, жизнеспособность и способность восстанавливать силы после стресса. Но, накапливая и перекрывая друг друга, семейные проблемы могут разрушительно влиять на климат семьи, привести семью к ситуации риска.
Социальная адаптация к различным семейным ситуациям, рассматривается как адаптация к особым ситуациям или событиям в жизни семьи, которые являются значимыми для ее членов, угрожая потерей или уничтожением любых ценностей, которые создают неблагоприятный и уязвимый семейный фон. Существует особая группа проблем семейной жизни, обусловленная семейной цикличностью, это стрессы и трудности, возникающие в нормальных условиях в каждой семье, связанные с развитием и прохождением семейства основных этапов жизненного цикла.
Степень научной разработанности.
Понятие «жизненный цикл семьи» ввели в 1948 г. Е. Дюваль и Р. Хилл. Авторы рассматривали жизненный цикл семьи как периодические изменения, происходящие в семье в зависимости от стажа брака.
В настоящее время существует множество вариантов разделения жизненного цикла семьи на этапы и периоды. Анализ зарубежных и отечественных источников показал, что в качестве основных признаков дифференциации этапов семейного жизненного цикла называются: факт наличия или отсутствия детей в семье и их возраст (Е. Дюваль); изменение места детей в семейной структуре (Р. Нойберг); задачи, соответствующие этому периоду (Е. К. Васильев); типичные проблемы развития семьи (А. В. Черников); развитие отношений супругов (Е.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкий); кризисы семейной жизни (М. Джеймс); личностный рост каждого члена семьи (В. Сатир).
При переходе от одного этапа развития семьи к другому затрагиваются также проблемы: структура семьи (появление ребенка, уход за детьми из родителей и т.д.), семейные ресурсы и возможности, качество семейных отношений, круг обязанностей, обязанностей, функций и задач, выполняемых семьей на каждом этапе жизненного цикла. Эти изменения влияют на всю внутреннюю жизнь семейной системы, требуют мобилизации внутренних ресурсов, отражаются на внутрисемейном климате, эмоциональном, психологическом благополучии членов семьи, атмосфере взаимоотношений, часто оцениваются и испытываются членами семьи как сложные, стресс.
В психологии такие семейные трудности обычно называются нормативными — с одной стороны, они приводят к усилению конфликтности отношений, снижению удовлетворенности семейной жизнью, ослаблению сплоченности семьи, с другой стороны, способствуют умножению усилия членов семьи, направленные на ее сохранение (Е.Г. Эйдемиллер Т.Л. Крюкова).
На основании вышесказанного можно обозначить проблему исследования: каковы особенности социальной адаптации на разных этапах жизненного цикла семьи?
Объектом исследования становятся семьи на разных этапах жизненного цикла.
Предмет исследования – процесс социальной адаптации семей на различных этапах жизненного цикла.
Цель исследования — проанализировать особенности социальной адаптации семей на различных этапах жизненного цикла.
Гипотеза исследования: социальная адаптация семей на различных этапах жизненного цикла влияет на степень удовлетворенности браком, на общий уровень конфликтности в паре и на стратегии поведения супругов в конфликте.
Задачи исследования:
1. изучить научно-теоретические подходы к изучению семейных проблем на разных этапах жизненного цикла семьи,
2. провести исследование социальной адаптации среди семей различных этапах жизненного цикла.
Теоретическую основу исследования составили труды по психологии, в которых рассматриваются теоретико-методологические аспекты семьи (Г.М. Андреева, А.И. Антонов, Т.М. Трапезникова, А.Г. Харчев, Э.Г. Эйдемиллер); ведущие положения психологии супружеских взаимоотношений (Ю.Е. Алешина, A.A. Бодалев, Ю.Н. Олейник, В. Сатир, В.В. Столин, В.А. Сысенко, А.И. Тащева).
Методы исследования:
1) теоретический анализ литературы по теме исследования;
2) эмпирические методы: анкетирование, тестирование (К. Роджерс и Р. Даймонд «Социальная адаптация», Опросник «Измерение установок в семейной паре» (Ю.Е.Алешина), Тест-опросник удовлетворенности браком (В.В.Столин, Т.Л.Романова, Г.П.Бутенко);
3) методы качественной и количественной (первичной и вторичной) обработки эмпирических данных: использовался t-критерий Стьюдента, графический и табличный материал.
Новизна данной работы заключается в том, что:
— в работе представлена попытка исследовать особенности социальной адаптации семей на различных этапах жизненного цикла, которые влияют на степень удовлетворенности браком, на общий уровень конфликтности в паре и на стратегии поведения супругов в конфликте;
— раскрыта на теоретико-эмпирическом уровне специфика социальной адаптации семьи, обусловленная семейной динамикой, на разных этапах семейного развития.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что на основании полученных результатов возможно создание программ поддержки и помощи семьям в ситуациях существенных изменений, обусловленных переходом на новый этап семейного развития.
Структура исследования. Работа стоит из введения, двух глав (теоретической и практической), выводов по каждой из глав, заключения, списка литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Жизненный цикл семьи — это история жизни семьи, ее динамики. Каждый из этапов семейного жизненного цикла, который мы рассматривали, характеризуется собственными семейными проблемами и конфликтами.
У молодых супругов социальная адаптация проходит очень интенсивно и разнообразно, но в целом они обусловлены формированием собственной семьи, сближения двух разных моделей семейной структуры. Существует ряд проблем и особенностей социальной адаптации семейной жизни на разных этапах жизненного цикла семьи, которые являются нормативными. С одной стороны, такие проблемы предсказуемы и ожидаются, обусловленные нормативными изменениями в семейной системе, с другой стороны, они не разрушают семьи, члены семьи с ними адекватно и успешно справляются, используя адекватные стратегии поведения.
Можно с уверенностью сказать, что этап жизненного цикла, на котором находится семья, является важным фактором, который определяет специфику социальной адаптации семьи и способность справляться с ними.
В исследовании приняло участие 30 семейных пар на различных жизненных циклах. Для того, чтобы определить более достоверные различия в полученных результатах пары были распределены на 3 группы:
1 группа — 10 пар — молодая семья без детей.
— семьи со стажем 15 лет в браке (имеющие детей-подростков),
— семьи со стажем 25 лет в браке
Большинство устоявшихся семей считают свою семью скорее благополучной и абсолютно благополучной (как мужчины, так и женщины); 1 молодая пара считают свою семью скорее неблагополучной; 1 молодая пара — совсем неблагополучной. В основном удовлетворенность в браках испытывают пары с детьми — подростками и пары на стадии «пустого гнезда».
Семейные пары с супружеским стажем до года находится на очень низком уровне адаптации. Что же касается показателей по этой шкале других возрастных групп, то высокий уровень по этой шкале был отмечен в группе пар от 25 лет совместной жизни. 30% полностью адаптированы.
Для большинства молодых семей в целом, позитивность к людям не наблюдается. Молодые пары более остальных склонны к долгу, т.е. видимо еще на первом этапе совместной жизни молодежь начинает осознавать свою «ответственность». Автономность была отмечена только в одной семейной паре семей с детьми. Отношений к разводу, выявлено не было. Шкала «романтичности» более соответствует молодым семьям (20%) и 10 % семьям с детьми. Сексуальная сфера, так же более выражена у молодых семей, тогда как у 40% семей со стажем более 25 лет, она запретная. Роль женщины по шкале «устройство семьи», так же более свойственны для семей более пожилых (20%). Деньги актуальны для всех типов семей, но для молодежи, они очень важны (30%).

 

Фрагмент текста работы:

 

1. Научно-теоретические подходы к изучению процесса социальной адаптации в семье

1.1. Понятие «социальной адаптации» и ее виды

Социальная адаптация выступает как один из значимых объектов социологической науки. Исследователи определяют социальную адаптацию как особый процесс, который влияет на адаптацию индивида или более широкой социальной группы к новым условиям или условиям, которые постоянно изменяются по различным параметрам (экономическим, политическим, социальным, духовным и т.д.).
Другими словами, социальная адаптация — это результат адаптации человека к социальной группе или обществу, в котором он существует или планирует осуществлять свою жизнь. Возможность самореализации, раскрытия и раскрытия творческого потенциала человека напрямую зависит от процесса адаптации.
Приспосабливаясь, человек вступает в совершенно новые социальные связи, и если они достаточно сильны, тогда цели, которые человек ставит перед собой, адаптируясь, будут реализовываться более успешно. Однако адаптация не только вызывает привыкание и коммуникативность: это более глубокий процесс. Это включает в себя оценку своих способностей, соотнесение способности удовлетворять потребности с ресурсами, которые есть у общества.
Человек зависит не только от людей и социальных институтов, которые его окружают: он также зависит от существующих норм и законов в обществе. Попадая в новую среду, он обязан их соблюдать, даже если они отличаются от его мировоззрения и понимания ситуации. Только в этом случае он будет «своим», не будет отвергнут обществом.
Адаптация — это непрерывный процесс. Это касается человека, даже если он не планирует менять место жительства, работу. Окружающие условия постоянно меняются, в первую очередь идет технический прогресс и его особенности. Все это заставляет человека адаптироваться, чтобы стать полноправным участником социальных, политических, экономических и других отношений. В связи с этим человек сталкивается с несколькими проблемами. Во-первых, как определить цель, во-вторых, как найти смысл в жизни, когда реальность постоянно предлагает новые условия.
Социальная адаптация — это особый процесс, который управляется как внешне, так и самим человеком, которому необходимо адаптироваться к новым условиям. По сути, самоуправление является основой социальной адаптации, потому что только сам человек может осознать важность своей адаптации и найти лучшие способы восприятия новых условий, не нарушая установленных социальных норм.
Существует несколько основных типов социальной адаптации, которые исследователи подразделяют на определенный набор характеристик. Конечно, следует немедленно уточнить, что социальная адаптация является наиболее доминирующим видом, но мы хотели бы уточнить значение каждого [21]:
Управленческая адаптация или, как ее еще называют, «организационная» — это означает, что без управления никакая социальная система не может существовать и выполнять свои функции. В связи с этим, благодаря управленческой адаптации, лидерство может предоставить человеку наиболее благоприятные условия, а также создать условия для дальнейшего развития личности человека, обеспечения его профессиональной и повседневной жизни.
Экономическая адаптация — это процесс, который развился в процессе усвоения новых социальных и экономических норм и принципов, которыми обладает общество. Это адаптация к условиям труда, заработной плате, социальным пособиям, пенсиям и условиям социального обеспечения, которые обеспечивают человеку новые общества. Без материальных ресурсов человек просто не сможет приспособиться и удовлетворить свои потребности, поэтому экономическая адаптация также играет довольно важную роль.
Педагогическая адаптация — это процесс адаптации к системе образования, ее стандартам и нормам. Образование играет очень важную роль в жизни человека, потому что образование и воспитание непрерывны. Человек заканчивает школу, университет, но все еще продолжает учиться, что дает ему возможность совершенствоваться и тайно адаптироваться к новым условиям.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы