Курсовая с практикой на тему Познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста в игровой деятельности
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5
1.1 Психологические особенности дошкольного возраста в аспекте познавательно-речевого развития 5
1.2 Влияние игры на развитие познавательных и речевых аспектов у дошкольников 7
1.3 Педагогические условия формирования познавательно-речевой активности дошкольников посредством игры 9
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 11
2.1 Диагностика начального уровня познавательно-речевого развития у старших дошкольников 11
2.2 Психолого-педагогическая работа по познавательно-речевому развитию дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры 14
2.3 Сравнительный анализ полученных результатов исследования 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 22
Введение:
В условиях современной реальности перед дошкольными образовательными организациями как общего типа, так и специального назначения стоит системная задача всестороннего развития детей и подготовки их к поступлению в школу. При этом важным условием для реализации данной задачи является формирование и совершенствование познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста. Игра представляет собой один из ведущих видов детской деятельности, является весьма привлекательной для дошкольников. Источником для нее служат литературные произведения, содержание которых дети воспроизводят, изображая их героев и происходящие с ними разнообразные события.
Именно разнообразные по формату и содержанию игры являются наиболее характерными занятиями детей дошкольного возраста и имеют существенное место в их жизни. Специфической чертой игры является то, что ее создают сами дети, а их игровая деятельность имеет при этом ясно выраженный самодеятельный и творческий характер. Постоянно, находясь в игровой среде, дошкольники, коммуницируя друг с другом, вместе разрешают поставленные познавательно-речевые задачи.
Таким образом, вышеуказанными положениями определяется актуальность и практическая значимость настоящего исследования.
Цель исследования – теоретически обосновать и опытно-экспериментально подтвердить влияние игровых условий на развитие познавательно-речевой культуры дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры.
Объект исследования: формирование и развитие познавательно-речевой культуры у детей дошкольного возраста. Предмет исследования: педагогические условия формирования познавательных процессов и речи старших дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры.
Поставленная цель обусловила формулирование следующих задач исследования:
1. Проанализировать основные особенности формирования познавательно-речевой культуры дошкольников.
2. Рассмотреть влияние игры на развитие речи дошкольников и педагогические условия формирования речевой культуры дошкольников посредством игры.
3. Осуществить опытно-экспериментальную работу по формированию познавательно-речевой культуры дошкольников посредством игровой деятельности.
Теоретико-методологическая основа и степень изученности настоящей проблематики состоит в том, что в посвященных развитию познавательных процессов и речи дошкольников в игровой деятельности исследованиях Е. И. Тихеевой, А. П. Усовой, А. М. Леушиной, Л. А. Пеньевской, М. М. Кониной, О. И. Соловьевой и других отмечается, что умение связно говорить развивается лишь при целенаправленном руководстве педагога и путем систематического обучения на занятиях.
Методы исследования:
1) анализ психолого-педагогической и научной методической литературы по проблеме исследования;
2) целенаправленные наблюдения;
3) педагогический эксперимент;
4) количественный и качественный анализ экспериментальных данных.
Практическая значимость настоящего исследования состоит в возможности разработки и внедрения эффективной и оптимальной практической программы формирования и развития познавательно-речевой культуры детей дошкольного возраста с помощью комплексной программы игр.
Заключение:
Развитие познавательно-речевой сферы имеет существенное значение во всем многоаспектном процессе развития ребенка. Само обучение речи возможно рассматривать и как цель, и как практическое средство овладения родным языком. Нами было осуществлено экспериментальное исследование по проблеме практического изучения влияния игровой деятельности и сюжетно-ролевых игр на развитие познавательно-речевой сферы у детей дошкольного периода. Итоги исследования оценивались по основным критериям оценки уровней развития речевого общения дошкольников: навыки овладения связной речью, сформированность умений общения со взрослыми и сверстниками и т.д.
Настоящее исследование проходило в три этапа. На констатирующем этапе была проведена первичная диагностика уровня сформированности речевых умений старших дошкольников в экспериментальной и контрольной группе. Результаты констатирующего этапа обнаружили, что уровень навыков речи у большинства дошкольников в двух группах довольно низок и требует своего развития. Итоги диагностики по первой методике, представляющей беседу, обнаружили, что большинство старших дошкольников как экспериментальной, так и контрольной групп в контакт с экспериментатором почти не вступают, не хотят отвечать на вопросы.
Результаты проведенной работы обнаружили, что специально организованная сюжетно-ролевая игра дает возможность на практике обеспечить комплексное развитие познавательно-речевой сферы и всех ее компонентов у детей старшего дошкольного возраста. Таким образом, прикладная значимость настоящего исследования заключается в доказательстве результативности использования программы сюжетно-ролевых игр с целью развития познавательно-речевой сферы дошкольников.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Психологические особенности дошкольного возраста в аспекте познавательно-речевого развития
Дошкольное детство представляет собой довольно короткий этап в жизни человека, но именно он имеет огромное значение, т.к. именно в данный период человеческое развитие происходит как никогда бурно и стремительно. Из абсолютно беспомощного и ничего не умеющего существа ребенок превращается в относительно самостоятельную и активную личность. Получают определенное развитие абсолютно все стороны психики малыша, и тем самым формируется стойкий фундамент для его дальнейшего роста и развития в социально-психологическом аспекте. Ведущей формой психики в данном периоде является представление, которое довольно интенсивно развивается в самых различных видах игровой и продуктивной деятельности ребенка, какими являются такие виды деятельности как рисование, лепка, конструирование, ролевые и сюжетные игры и т.д. Обращает внимание на себя тот факт, что именно представления накладывают существенный отпечаток на весь процесс социально-психического развития ребенка.
Как утверждают многие исследователи в возрастной психологии, в пять лет ребенок вступает в новый период жизни и данный период до семи лет определяется как старший дошкольный возраст. С одной стороны, это период довольно активной подготовки к школе, с другой – период формирования личности как социального объекта общественной деятельности [21, с.6].
Дошкольный период представляет собой период идентификации со