Курсовая с практикой Педагогика/Психология Психология

Курсовая с практикой на тему Полоролевая социализация детей старшего дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты полоролевой социализации детей старшего дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры 6
1.1. Проблема полоролевой социализации в психолого-педагогических исследованиях 6
1.2. Понятие и сущность сюжетно-ролевой игры 10
1.3. Своеобразие сюжетно-ролевой игры в старшем дошкольном возрасте 18
Глава 2. Практические аспекты полоролевой социализации детей старшего дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры 23
2.1. Организация и проведение сюжетно-ролевых игр 23
2.2. Рекомендации по проведению сюжетно-ролевой игры 27
2.3. Анализ опыта педагогической деятельности «использование сюжетно-ролевой игры для полоролевой социализации детей дошкольного возраста» 32
Заключение 40
Библиографический список 41
Приложения 43

 

  

Введение:

 

Половое воспитание является одним из факторов полоролевой соци-ализации и детский возраст является сензитивным периодом для формиро-вания этих убеждений. В современном мире существует большая проблема в том, что человечество стало забывать роли и функции соответствующие мужскому полу и соответствующие женскому полу, их отличие друг от друга. Заметна тенденция смешения мужских и женских качеств, а в неко-торых аспектах даже их замена: мужчины приобрели женские особенно-сти, а женщины приобрели мужские особенности. Эта своего рода «эво-люция» заставляет задуматься и незамедлительно принять меры для вос-становления представлений о социальных ролях, присущих женскому и мужскому полу. В психолого-педагогических исследованиях (Т. А. Репи-ной и В. В. Абраменковой, посвященных изучению проблемы пола, отме-чается терминологическая неопределенность данного феномена как в соци-ально-психологическом, так и в педагогическом аспектах.
По мнению В. С. Кагана, к концу шестого года жизни ребенок овла-девает половой ролью (идентичностью, которая выражается единством со-знания и переживания себя как носителя половой роли и проявляется в ха-рактерных для людей того или иного пола способах поведения. У него формируется системная половая идентичность.
В основе полоролевой идентичности, согласно В. Е. Кагану, лежит «адаптационный образ Я» как представителя определенного пола. В. Е. Каган, полагает, что в сюжетно-ролевой игре дети воспроизводят взаимо-отношения взрослых людей. В процессе игры, ребенком выполняется определенная социальная функция, дифференцированная по полу. [3].
И. С. Кон утверждает, что проблема на сегодняшний день состоит в том, что идентифицировать себя с тем или иным полом современному ре-бёнку очень сложно.
От того, насколько успешно проходит процесс полоролевого воспи-тания, включающий формирование представлений о содержании типично-го для пола поведения и стремления повторить эти представления в соб-ственном поведении; а также возникновение предпочтений и интересов, специфичных для пола, многое зависит в формировании личности, а имен-но: уверенность в себе, определенность личностных установок, и, в конеч-ном счете, эффективность общения с людьми и благополучие отношений в семье.
Т. А. Репина полагает, что если основы женственности и мужествен-ности не заложить в детях в ранние годы, это может привести к тому, что, став взрослыми, они будут плохо справляться со своими социальными ро-лями. Это и определяет содержание работы по осуществлению дифферен-цированного подхода в педагогическом процессе воспитания и обучения мальчиков и девочек в разных видах деятельности и тщательный выбор средств и методов полоролевого воспитания. Как указывает Т. А. Репина, полоролевая социализация происходит посредством стихийного взаимо-действия ребенка с окружающим миром, когда разнообразные жизненные ситуации оказывают на его развитие стихийное влияние, а также при по-мощи целенаправленного воздействия на развитие личности девочки и мальчика, иначе говоря, при помощи полоролевого воспитания. В рамках такого воспитания учитываются половозрастные и индивидуальные осо-бенности становления личности мальчиков и девочек, что обуславливает саморазвитие, самореализацию, самосовершенствование женской или мужской индивидуальности [11.].
Как отмечает Т. А. Репина, важное значение игры в полоролевом развитии дошкольников обусловлено возможностью «практиковать» в иг-ре, пусть в воображаемом плане, поведение модели, соответствующей ро-ли. Сюжетно-ролевая игра — это незаменимая школа полоролевой социа-лизации. Дети, выполняя в игре роли, идентифицируют себя с мужскими и женскими образами, подражают модели их поведения. [10]
Ценность сюжетно-ролевых игр во многом определяется их взаимо-действием на эмоциональные сферу ребенка.
Указанные противоречия позволили сформулировать проблематику нашего исследования: каковы условия развития сюжетно-ролевой игры в образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста?
Объект исследования: процесс полоролевой социализации в процессе сюжетно-ролевой игры в старшем дошкольном возрасте.
Предмет исследования: педагогические условия развития сюжетно-ролевой игры в старшем дошкольном возрасте
Цель работы: выделить и описать педагогические условия, способ-ствующие полоролевой социализации детей старшего дошкольного воз-раста средствами сюжетно-ролевой игры.
Задачи:
1. Изучить проблемы полоролевой социализации в психолого-педагогических исследованиях
2. Раскрыть понятие и сущность сюжетно-ролевой игры
3. Рассмотреть Своеобразие сюжетно-ролевой игры в старшем до-школьном возрасте
4. Организовать и провести сюжетно-ролевые игры
5. Дать рекомендации по проведению сюжетно-ролевой игры
6. Проанализировать опыт педагогической деятельности «использо-вания сюжетно-ролевой игры для полоролевой социализации детей до-школьного возраста»
Методы исследования: в работе были использованы теоретические методы исследования, среди них: анализ, синтез и обобщение психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования.
Практическая значимость исследования определяется тем, что ма-териалы исследования и полученные результаты могут быть использованы воспитателями в развитии игровой деятельности детей старшего дошколь-ного возраста.

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Теоретическое изучение психолого-педагогических исследований показал, что сюжетно-ролевая игра – это разновидность сюжетно-ролевой игры, представляющая собой такую деятельность старшего дошкольника, которая основана на литературном и игровом опыте детей, требующая совместного со сверстниками сюжетосложения.
Признаками сюжетно-ролевой игры является отсутствие предметных игровых действий с игрушками, предметами-заместителями и воображаемыми предметами, предполагает протекание игры лишь в речевом плане. На границе старшего дошкольного и младшего школьного возраста такая игра наиболее полно отвечает потребностям и интересам ребенка. Совместная игра развивает воображение, творчество, обогащает эмоциональную жизнь детей, позволяя полнее реализовать значимые переживания маленького человечка.
Сюжетно-ролевая игра – это высший уровень развития сюжетно-ролевой игры, доступный дошкольнику. И потому эта игра присуща лишь детям в старшем дошкольном возрасте. Дети играют на основе индивидуального или совместного со сверстниками сюжетосложения: сначала через передачу в игре знакомых сказок и историй, затем – через внесение изменений в знакомый сюжет (введение новых ролей, действий, событий), впоследствии – через сложение новых творческих сюжетов. Увеличение событий в сюжете игры приводит к свертыванию действий с предметами, которые теперь только обозначаются в речи; чаще используется смена ролей. Учащаются моменты чисто речевого взаимодействия, когда дети проговаривают очередные события. В игре возрастает инициатива всех ее участников.
Таким образом, гипотеза, сформулированная в начале исследования, нашла свое подтверждение, цель достигнута, задачи решены.

 

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические аспекты полоролевой социализации де-тей старшего дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой иг-ры
1.1. Проблема полоролевой социализации в психолого-педагогических исследованиях
Идеи полоролевой дифференциации образования исторически суще-ствуют давно и присутствуют практически во всех этнических системах мира. Опыт отечественной педагогики, накопленный на протяжении веков, свидетельствовал о преимуществах дифференцированного образования для мальчиков и девочек и подготовки их с самых ранних лет для реали-зации в будущих функциях мужчин и женщин. Традиция дифференциро-ванного подхода к воспитанию детей разных полов сохранилась в фор-мальном образовании. В разных странах мира среди разнообразных об-разовательных учреждений и систем образования практически всегда при-держиваются принципа дифференцированного обучения для мальчиков и девочек. Эта традиция присутствовала в русском образовании до начала двадцатого века. В начале двадцатого века, после Октябрьской револю-ции 1917 года, в стране появилось национальное образование и широко распространилась идея равенства мужчин и женщин, что не могло не ска-заться на системе образования. Были созданы школы для мальчиков и де-вочек, и постепенно их обучение утратило полоролевую ориентацию, что привело к тому, что образование стало бесполым. Идея «гендерного ра-венства» на практике в образовании превратилась в идею «одинаковости полов». Наряду с отказом от дифференциации образования для мальчи-ков и девочек, система образования на многие годы отказалась от научно-го подхода к проблеме половой дифференциации и последующей парали-зации социализации учеников. [11]
В зарубежном образовании одновременно активно ведется разра-ботка этой проблемы. Она рассматривалась в соответствии с различными научными концепциями.
Остановимся подробнее на основных психологических концепциях секса, широко распространенных за рубежом.

 

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы