Обучение и воспитание детей с темпоритмическими нарушениями речи. Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Полный стиль произношения как средство восстановления плавной речи у заикающихся.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ 10

1.1. Современные представления о сущности и природе заикания 10

1.2. Современные представления о темпе и ритме речи 16

1.3. Полный стиль произношения как средство восстановления нарушенной темпо-ритмической стороны речи 20

Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 29

2.1. Организация исследования 29

2.2. Методика экспериментального обследования 32

2.3. Профилактика заикания 35

Глава 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ РЕЧИ У ЗАИКАЮЩИХСЯ 38

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 51

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Заикание – одно из самых распространенных и сложных речевых нарушений, которое трудно поддается коррекции. Речевые нарушения у заикающихся имеют длительное течение, что нарушает полноценный процесс общения, приводит к определенным психологическим изменениям, вызывающим дезадаптацию этих лиц в обществе (JI.3. Арутюнян, Н.М. Ассатиани, К.П. Беккер, Л.И. Белякова, Г.А. Волкова, Н.А. Власова, Е. А. Дьякова, В. А. Калягин, Л. Я. Мизуловин, Е. В. Оганесян, В. И. Селиверстов, В. М. Шкловский, Г. Эндрюс, О. Бладштейн и др.). Симптомокомплекс заикания становится еще более сложным и стойким у подростков и взрослых, что во многих случаях обусловлено хронизацией процесса, наличием рецидивов, появлением и закреплением вторичных психических симптомов, деформация межличностных отношений заикающихся. В связи с этим проблема коррекции заикания у подростков и взрослых приобретает особое теоретическое и практическое значение. Проблема реабилитации заикающихся в настоящее время приобретает большую социальную значимость, в связи с тем, что число лиц, страдающих данной патологией, не имеет тенденции к уменьшению, а симптомы и патогенез заикания усложняются.

Нарушения темпа и ритма речи в структуре заикания занимают значительное место. Исследование JI.3. Андронова, Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова, В.А. Гиляровский, В.С. Кочергина, С.С. Ляпидевский, Л.Л. Миссуловина, Ю.Б. Некрасова, В.И. Селиверстова, Н.П. Тяпугина, Ю.А. Флоренская, М. Е. Хватцева, В. М. Шкловский установили, что нарушения темпа и ритма речи у заикающихся сопровождаются разнообразными сдвигами речевой деятельности, заключающимися в дискоординации дыхательной, артикуляционной и фонационной мускулатуры и изменениях эмоционально-волевой сферы.

Однако современная логопедия не располагает достаточными доказательными данными об условиях, обеспечивающих формирование и развитие темпо-ритмических параметров речи у заикающихся, не установлены механизмы их стабилизации. В логопедической практике ускорение или замедление речи и другие особенности временной организации обычно определяют с помощью субъективных критериев оценки, что не позволяет однозначно и объективно определить динамику этих нарушений в процессе терапии и, в значительной степени, затрудняет их определение. трудно спланировать корректирующие мероприятия.

Для получения объективных данных о темпо-ритмической организации заикающейся речи многие специалисты используют аппаратно-инструментальные методы (С. М. Гайдучик, М. П. Дешевицын, Ю. И. Кузьмин и др., И. Ф. Павалаки, И. И. Пружан, А. Пакман и др.) . Однако применяемые методы трудоемки, требуют экспертных оценок опытных специалистов, что делает процедуру многократного оперативного скрининга крайне сложной и не позволяет широко использовать эти методы в логопедической практике.

В то же время предлагаемые инструментальные методы не позволяют в полной мере определить индивидуальные особенности темпо-ритмических параметров речи заикающихся и их динамику, прогнозировать результаты коррекционной логопедической работы.

В связи с этим остается актуальной проблема изучения темпо-ритмических характеристик заикающейся речи на основе использования инструментальных методов, отвечающих современным требованиям теории и практики логопедии.

Коррекция заикания — сложный и многогранный процесс, однако существующие методы его устранения остаются недостаточно эффективными и адекватными, не во всех случаях обеспечивают значительное и длительное улучшение речи этих больных (Н. М. Асатиани,

Л.И. Белякова, М.И. Буянов, Г.А. Волкова, Б.З. Драпкин, О.Н. Ефимов, М.И. Лохов, Ю.В. А. Фесенко и др.).

Трудности устранения заикания объясняются многими причинами, в частности, недостаточной изученностью темпо-ритмических особенностей речи заикающихся и, как следствие, недостаточно эффективным их использованием в логопедической работе.

Современный интегративный подход к коррекции нарушений речевой функции при заикании требует комплексного лечебного и психолого-педагогического воздействия, которое реализуется в различных направлениях: восстановление согласованности и согласованности всех звеньев речевой функциональной системы, формирование правильной техники формирования речи, а также в коррекции поведения и личности заикающихся (И.Ю. Абелева, Г.А. Волкова, М.А. Виноградова, Ф.Н. Досужков, В.А. Калягин, А.А. Чевелева, А.Б. Ястребова и др.).

Системно-структурный подход, основанный на интеграции знаний психолингвистики, лингвистики, психологии, психофизиологии и других смежных дисциплин, изучающих речевую деятельность, открывает широкие перспективы для решения вопросов повышения эффективности коррекционного воздействия (Т.Н. Ахутина, Л.В. Бондарко, Л.С. Волкова). , Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, В.А. Кожевников, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия, Д. Слобин, Л.А. Чистович и др.).

Исходя из вышеизложенного, представляется актуальной и перспективной разработка дифференцированных комплексных программ изучения и нормализации темпо-ритмических параметров заикающейся речи, подбор и систематизация методов обследования, позволяющих объективно качественно и количественно оценить речевые нарушения и особенности личности в их проявлениях. динамика, что способствует оптимизации процесса коррекционной работы и повышению ее эффективности.

Задачей исследования является определение и обоснование оптимальных способов и условий коррекции заикания у подростков и взрослых с учетом особенностей темпо-ритмических характеристик речи.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Заикание – это нарушение темпо-ритмической организации речи. Это один из самых тяжелых речевых дефектов, заикание устранить трудно, и требует довольно долгого времени, терпения и желания. Заикание травмирует психику ребенка, не дает возможности полноценно развиваться и вступать в общение с окружающими, особенно в детском коллективе. Многие нормально говорящие дети испытывают трудности в общении с заикающимися детьми, поэтому заикающиеся дети могут впадать в депрессию, отказываться от учебы и проводить время в одиночестве. Включить заикающихся детей в игру с нормальными динамиками будет довольно сложно. Только совместная работа родителей, воспитателей, логопедов, психологов поможет таким детям расти и развиваться в полной мере. Известный психиатр Сикорский установил, что заикание обычно чаще всего возникает у детей в возрасте от 2 до 5 лет. Внешне заикание можно увидеть во время разговора, так как будут остановки, а также в вынужденном повторении отдельных звуков и слогов. Эти явления называются спазмами мышц некоторых органов при произношении (губ, языка, мягкого неба, гортани, грудных мышц, диафрагмы, мышц живота). Основным признаком (симптомом) заикания, которые возникают в момент речи судороги в дыхательном, голосовом или артикуляционном аппарате. Чем чаще и длительнее судороги, тем тяжелее форма заикания. По типу судорог, периодически возникающих в различных отделах периферического речевого аппарата. Различают три вида заикания: клоническое; тоническое; смешанное. На сегодняшний день учёные рассмотрели много теорий о возникновении заикания. Особого признания не получила не одна, но всё же удалось выделить два типа заикания: невротическое, неврозоподобное заикание. Невротическое заикание связано с дефектом нервной системы ребёнка, оно может быть следствием наследственной предрасположенности, тяжёлым протеканием беременности матери, родовой травмы, или болезни малыша в первые месяца – годы жизни (инфекционные заболевания). А второй тип неврозоподобного заикания. Может возникнуть спонтанно, в результате переутомления или стресса, нормально говорящие дети, могут начать резко заикаться. Разумеется, это касается не всех, тут будет играть большую роль психика ребёнка, его возбудимость на ситуацию, чем его состояние сла же тем дефект будет больше. Заикание так же может возникнуть из-за подражания ребёнка к взрослому. В семье где есть заикающийся человек, эффективность появления заикания возникает больше. Так же заикание может возникнуть из-за перенесённых болезней, гриппа коклюша, скарлатины. Иногда заикание возникает при переквалификации ребенка из «левши» в «правшу», это вызывает нервный срыв ребенка и следствием может стать заикание. Очень важно выявить заикание на ранних стадиях, и сразу же приступить к профилактическим мероприятиям, формировать правильно беглую речь, использовать различные приемы. Важнейшей составляющей профессионального мастерства современного педагога является использование различных методов устранения, профилактики, формирования плавной речи у заикающихся дошкольников. Нами было проведено обследование детей с целью выявления имеющихся симптомов заикания. Обследование проводилось по методике Л.И. Белякова и Е.А. Дьякова. Были обследованы дети 6-летнего возраста, страдающие заиканием, в количестве четырех человек. Обследование началось с подробного выяснения анамнеза: Для того чтобы адекватно спланировать программу логопедической и лечебной работы с заикающимися и определить ее эффективность, необходимо правильно обследовать заикающегося с учетом всех симптомов этого сложного нарушения речи. После проведения обследования мы выявили невротическое заикание у детей. Далее решили взять методику С.А. Мироновой и провести по ней работу в течение одного года. Мы также разработали собственную вариативную коррекционную программу, упражнения и теоретический материал для подробного описания нарушения и того, как правильно формировать плавную речь. Все упражнения были рассчитаны на нормальное восприятие ребенка, каждое упражнение подобрано с учетом возраста заикающихся детей.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ

1.1. Современные представления о сущности и природе заикания

Заикание — сложное нарушение речи, проявляющееся расстройством ее нормального ритма, непроизвольными остановками в момент произнесения или вынужденным повторением отдельных звуков и слогов. Заикание чаще всего функциональное при отсутствии органических поражений речевых механизмов центральной и периферической нервной системы (ЦПН).

Согласно МКБ-10, заикание — это расстройство речи, характеризующееся частым повторением или удлинением звуков, слогов или слов; или частые остановки или заминки в речи, нарушающие ее ритмическое течение. Диагноз ставится, когда эти симптомы являются значительными. В отечественной логопедической литературе установлено более простое, но лишь обобщающее предыдущее определение заикания как «нарушение темпо-ритмической организации речи вследствие судорожного состояния мышц речевого аппарата».

Заикание – дискоординационное судорожное расстройство речи, возникающее в процессе общения по механизму системного двигательного речевого невроза. Заболевание характеризуется, как правило, хроническим течением, проявляющимся в физических и психических отклонениях, приводящих к тяжелым страданиям, социальной дезадаптации личности, в ряде случаев к инвалидности (Клиническая психология. (Словарь Н.Д. Творога).

Заикание – это нарушение коммуникативной функции речи, проявляющееся в затруднении устного общения. Повторение услышанного или заученного текста, чтение вслух и другие формы репродуктивной выразительной речи, не требующие ее самостоятельного построения, мало страдают с 3 лет (Психологический словарь).

Заикание – это спазм артикуляции, возникающий периодически во время речевой функции. Обычно появляется в детстве, чаще бывает с 2 до 7 лет (чаще в 4 года). Распределение среди детей школьного возраста, по данным Капустина, составляет 0,8%.

Заикание может быть непостоянным. Иногда он может отсутствовать при чтении вслух, пении, разговоре с домашними животными или неодушевленными предметами. Диагноз ставится при длительности заболевания не менее 3 мес. (Власова Н.А., 1996).

Большинство авторов разделяет точку зрения, согласно которой заикание представляет собой полиморфное болезненное состояние, при котором судорожное нарушение речи является лишь одним из симптомов. Поэтому человека, страдающего заиканием, следует рассматривать как больного, и в большинстве случаев нуждающегося в комплексном лечебном воздействии (Асатиани Н. М., Белякова Л. И., Калачева И. О. и соавт., 1978).

В целом заикание характеризуется недостаточностью двигательной сферы, выраженной в той или иной степени. Речь предъявляет высокие требования к мелкодифференцированной двигательной деятельности, совершенство которой зависит от целостности и степени зрелости центральной нервной системы. В некоторых исследованиях заикания органические повреждения головного мозга не обнаружены. В то же время для них характерны такие черты поведения, как повышенная чувствительность, тревожность, низкий уровень адаптации к новым условиям, что свидетельствует об особом, более уязвимом состоянии центральной нервной системы, чем в норме (Мастюкова Е.М., 1997).

Впервые наиболее полная симптоматика заикания была представлена в работе И. А. Сикорского «Заикание» (1889).

В настоящее время условно выделяют две группы симптомов, которые тесно связаны между собой: биологические (физиологические) и социальные (психологические).

1. Биологические (физиологические) и социальные (психологические) симптомы.

К физиологическим симптомам относятся: речевые судороги, нарушения со стороны ЦНС и соматического здоровья, общей и речевой моторики.

К психологическим: речевые заикания и другие нарушения выразительной речи, явления фиксации на дефекте, логофобии, приемы и другие психологические особенности (Белякова Л.И., Дьякова Е.А., 1998).

Основным внешним физиологическим признаком заикания являются судороги во время речевого акта. Их продолжительность в средних случаях колеблется от 0,2 секунды до 12,6 секунды. В тяжелых случаях достигают 90 секунд.

До сих пор причины и механизмы развития заикания остаются предметом дискуссий специалистов разного профиля – логопедов, неврологов, психологов и др.

Заикание является результатом многих причин. Многие исследователи отмечают, что возникновение заикания у детей совпадает с периодом активного развития фразовой речи. Этот период характеризуется недостаточной стабильностью и значительной уязвимостью фило- и онтогенетически наиболее поздно развивающейся речевой функции. Поэтому, исходя из теории И. П. Павлова о высшей нервной деятельности, неврозах и учения об условных рефлексах, торможение, возникающее в результате действия сверхсильного раздражителя в речевых зонах головного мозга ребенка, может вызвать «срыв» речи — заикание. Возникшее отсутствие речи при неблагоприятном течении фиксируется по механизму условнорефлекторной связи. Укрепляясь с годами,

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы