Курсовая с практикой на тему Полномочия прокурора и их классификация
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПОЛНОМОЧИЙ ПРОКУРОРА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 5
1.1. Общая характеристика правового статуса прокурора в Российской Федерации 5
1.2. Понятие и содержание полномочий прокурора 11
2. КЛАССИФИКАЦИЯ И РЕАЛИЗАЦИЯ ПОЛНОМОЧИЙ ПРОКУРОРА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 16
1.2. Классификация полномочий прокурора 16
2.2. Актуальные проблемы реализации полномочий прокурора в Российской Федерации 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 29
Введение:
Прокуратура Российской Федерации — федеральная система органов, которая осуществляет надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, а также надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, к тому же выполняющая иные функции.
Данный орган власти занимает крайне важное место в судебной системе Российской Федерации, так как именно благодаря ему за нарушителями свобод и прав человека, а также за нарушителями законов ведется уголовное преследование, дабы те получили наказание.
Для того, чтобы обеспечить верховенство закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов разными федеральными, судебными, а также иными органами власти.
Изучение полномочий прокуроров Российской Федерации даст нам понять, как именно работает этот орган власти, какие актуальные проблемы существует в настоящее время для данного органа власти.
В целом при рассмотрении данной темы необходимо исходить из сущности надзорной деятельности прокуратуры (которая является не правом, а обязанностью работников прокуратуры), направленной на устранение нарушений закона, независимо от того, кем они были допущены. При этом, несмотря на ясность целей деятельности прокуратуры, выполнения правозащитной функции, не совсем ясен объем полномочий прокурора и степень его вовлеченности при разрешении различных вопросов. Всем, сказанным выше, обусловлена актуальность темы данной курсовой работы.
Объектом исследования общественные отношения, возникающие при реализации полномочий прокурора.
Предметом исследования являются полномочия прокурора и особенности их классификации.
Цель курсовой работы: рассмотрение понятия и классификации полномочий прокурора в Российской Федерации.
Задачами курсовой работы в связи с названной целью являются:
1. дать общую характеристику правового статуса прокурора в Российской Федерации.
2. изучить понятие и содержание полномочий прокурора.
3. рассмотреть классификацию полномочий прокурора.
4. проанализировать актуальные проблемы реализации полномочий прокурора в современной России.
5. на основании проделанной работы сформулировать соответствующие выводы.
Курсовая работа выполнена с применением общих и частно научных методов исследования: диалектического, исторического, системного, формально-логического, сравнительно-правового, анализа и синтеза.
Практическая значимость заключается в том, что материалы, изложенные в работе, могут использоваться в общеобразовательных целях, при подготовке к занятиям по дисциплинам «Правоохранительные и судебные органы», «Конституционное право», при подготовке к научно-исследовательским конференциям и иным научным мероприятиям.
Структура работы включает: введение, основную часть, состоящую из двух основных глав, а также подразделов, которые раскрывают затрагиваемую тему, заключение, список использованной литературы.
Заключение:
Под полномочиями прокурора, в соответствии с устоявшимися в науке прокурорского надзора подходам, понимают совокупность (объем) обязанностей и прав, которыми наделяется прокурор для осуществления им возложенных на органы прокуратуры функций. К рассматриваемому термину, с точки зрения правовых подходов, как правило, под полномочием понимается право конкретного лица совершать юридически значимые действия. Д.Н. Ушаков, например, под полномочием понимает «права, которые предоставлены учреждению или лицу органами власти». Если же рассматривать этимологию этого слова, то можно отметить, что «полно мочь» наиболее синонимично со словосочетанием «иметь право», нежели выражению «быть обязанным». И анализируя действующие законодательные акты, дает примеры для объяснения схожести терминов «права» и «полномочия».
О применении прокурором полномочий, вопрос следует рассматривать с точки зрения:
• закрепления определенного полномочия в законе или ином нормативном правовом акте, который регулирует данную деятельность;
• возможности каждого прокурора применять в своей практике то или иное полномочие, что определяется его должностной компетенцией (см. ниже упомянутое понятие «уполномоченный прокурор» применительно к сфере надзора за исполнением законов в ОРД);
• установленных законом оснований для применения полномочий в зависимости от сложившейся жизненной ситуации.
Стоит также учитывать, что прокурор является должностным лицом, который осуществляет государственную функцию (или же несколько функций). За это он получает из средств федерального бюджета материальное вознаграждение, точнее содержится налогоплательщиками, и в отличие от предпринимателя, который имеет возможность, исходя из прогнозируемых результатов своей деятельности, не совершать те или иные сделки, прокурор не имеет права задаваться вопросом о неприменении или применении своих полномочий в случаях, которые требуют от него надлежащего решения. Как федеральный государственный служащий, прокурор обязан беспристрастно и добросовестно исполнять свой служебный долг.
Так, классическое представление о надзорных полномочиях прокурора с незначительными возможными вариациями выглядит таким образом:
• проверочные полномочия (полномочия, которые направлены на выявление нарушений законодательных актов);
• полномочия по реагированию (направлены на устранение нарушений закона);
• профилактические полномочия (направлены на предупреждение нарушений нормативно-правовых актов). Некоторые источники объединяют вторую и третью группу, что является обоснованным, так как они задействуются после проведения проверочных мероприятий.
Существует мнение, что фактически все полномочия содержат в себе профилактическое ядро, так как, к примеру, добившись отмены незаконного правового акта путем принесения протеста, прокурор подобным образом предупреждает наступление негативных последствий от применения незаконного документа.
Полномочия прокурора, с учетом вышеизложенного, можно рассмотреть как совокупность закрепленных в законах и иных нормативных актах форм изъявления прокурора при осуществлении им надзорной и иной деятельности.
Фрагмент текста работы:
1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПОЛНОМОЧИЙ ПРОКУРОРА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1. Общая характеристика правового статуса прокурора в Российской Федерации
Обычно под прокуратурой понимают государственный орган, осуществляющий надзор, или управомоченное на это должностное лицо. При этом ссылаются на латинское слово «procure». В латинском языке слово procuratio (procure) означает «попечение, заведование, управление», а также «должность прокуратора, прокуратура», слово «procurator» («procuro») — «заведующий, управляющий, распорядитель; представитель, поверенный, уполномоченный; прокуратор, заведующий доходами императора в провинции» .
И наконец, слово «procuro» означает «заботиться, ухаживать, холить; обеспечивать, совершать; направлять, заведовать, вести». Аналогичное значение имеют и слова французского языка: «procurateur», «pro — curatie», «procuratio№», «procurer», «procureur».
Анализ значений приведенных терминов позволяет нам высказать суждение о двойственном значении термина «прокуратура»:
-в широком смысле слова — это государственный орган (или должностные лица), осуществляющий надзор как особый вид государственной деятельности;
-в узком смысле слова — это собственно система государственных органов, специально предназначенных для осуществления надзорной деятельности.
Прокуратура является государственным органом, специально предназначенным для осуществления правоохраны совместно с другими органами. При этом необходимо иметь в виду, что прокуратура осуществляет правоохрану путем надзора, уголовного преследования и иных видов (форм) правоохраны. По нашему мнению, прокуратура — самостоятельный государственный орган, не принадлежащий ни к одной из трех ветвей государственной власти. Только при этом условии прокуратура может эффективно осуществлять свою деятельность. Более того, прокуратура как орган государства не осуществляет властных функций. Власть исходит лишь от прокурора .
Прокуроры, согласно процессуальному законодательству Российской Федерации, принимают участие в рассмотрении дел судебными органами, опротестовывают приговоры, определения, постановления и решения судов, противоречащие закону, что прямо предусматривается ст. 1 ФЗ «О прокуратуре РФ». Главная функция прокуратуры в обозначенном направлении — содействие правосудию. Следует отметить, что прокуратурой не осуществляется надзор в судебном заседании и в целом, за судебными органами, поскольку суды не входят в перечень поднадзорных прокуратуре субъектов и являются независимыми. Прокуратура принимает участие во всех видах судопроизводств, закрепленных в ст. 118 Конституции РФ.
В соответствии с Законом «О прокуратуре», Генпрокурор принимает участие на заседаниях Верховного Суда РФ, он вправе обращаться в Конституционный Суд РФ по вопросам нарушения конституционных прав граждан нормативным актом, подлежащим применению или примененным в конкретном деле (п. 6 ст. 35). Больше того, в постановлении Конституционного Суда РФ от 18.07.2003 г. определено право Генпрокурора РФ на обращение в данный судебный орган с запросом о проверке соответствия уставов и конституций субъектов РФ, Конституции РФ. Из вышесказанного, возможно сделать вывод о тесном взаимодействии прокуратуры с судебными органами, однако в судебную ветвь власти она не входит, поскольку не осуществляет правосудие.
Не наделена прокуратура и законотворческими функциями, поскольку законодательная деятельность — прерогатива Федерального Собрания РФ . Однако, прокуратура как надзорный орган за исполнением законов должна находиться в системе органов законодательной власти. Прокуратура не исполняет законы, а надзирает за их исполнением, поэтому органы прокуратуры стоит отнести к контролирующим органам законодательной ветви власти .
Взаимодействие прокуратуры РФ и Федерального Собрания Российской Федерации, прежде всего проявляется в том, что Парламентом принимаются законы, соблюдение которых составляет предмет прокурорского надзора. Согласно ст. 12 ФЗ «О прокуратуре РФ», Генеральный прокурор РФ освобождается от должности и назначается на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ. Председатель Совета Федерации ФС РФ в установленном Советом Федерации порядке, приводит к присяге гражданина, назначенного на должность Генпрокурора России .
Говоря о взаимоотношениях прокуратуры с исполнительной властью, необходимо отметить, что первые осуществляют надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением действующих законов федеральными министерствами, государственными службами, комитетами и другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ. Указанный блок в надзорной деятельности органов прокуратуры — элемент сдерживания исполнительной ветви власти. В этой связи, подчинение прокуратуры РФ исполнительной либо судебной власти непременно приведет к разрушению сложившейся в стране системы сдержек и противовесов, увеличит вероятность нарушения законов.