Курсовая с практикой на тему Полномочия прокуратуры в сфере обеспечения оказания юридической помощи гражданам.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРАВОВОЙ СТАТУС ПРОКУРОРА 6
1.1.История развития функций прокурора в Российской империи 6
1.2.Понятие и функции прокурора 9
1.3. Полномочия прокурора 12
ГЛАВА 2. ЗАЩИТА ПРОКУРОРОМ ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ СУБЪЕКТОВ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЙ 22
2.1 Роль прокуратуры в защите субъективных гражданских прав 22
2.2 Форма и способы защиты, используемые прокурором для защиты субъективных гражданских прав 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30
Введение:
Согласно Федеральному закону Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации», одной из важных задач, выполняемых прокуратурой, является участие прокурора в судопроизводстве. Кроме того, прокуратура представляет собой единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за исполнением законов, действующих на ее территории [3].
Как известно, Конституция Российской Федерации закрепляет принцип верховенства федеральных законов на территории Российской Федерации, что обеспечивает единство и согласованность всей правовой системы. При этом учитывается тот факт, что органы прокуратуры, действующие под руководством Генерального прокурора, являются инструментом обеспечения такого порядка правовой системы.
Актуальность темы продиктована необходимостью четко определить роль прокурора в процессе, что вызвано ужесточением требований к качеству судебного доказывания и деятельности государственного обвинителя. В контексте рассматриваемой проблемы, необходимо определить систему взаимодействия в суде государственного обвинителя с другими участниками со стороны обвинения.
Сложность судебного разбирательства, несовершенство действующего законодательства, удорожание представительства, малочисленность общественных институтов, оказывающих квалифицированную юридическую помощь на бесплатной основе, вынуждают граждан самостоятельно отстаивать свои права и интересы доступными способами, что, в отсутствие независимого мнения прокурора, при условии судебной ошибки, предопределяет незаконный исход дела.
Ежегодно в органы прокуратуры поступает немалое количество обращений граждан о несогласии с принятыми судебными актами по гражданским делам, в рассмотрении которых участие прокурора не предусмотрено ГПК и другими федеральными законами.
Большому числу жалоб способствует и буквальное толкование ст. 36 Закона о прокуратуре, где до настоящего времени закреплено право прокурора истребовать из суда любое дело и, признав принятое решение незаконным и необоснованным, принести протест в порядке надзора, положения которой подлежат применению во взаимосвязи со ст. 45 ГПК.
В свою очередь, рассмотрение указанных обращений, по сути, сводится исключительно к разъяснению порядка обжалования, а также возможных правовых способов решения проблемы, в то время как законность некоторых судебных актов зачастую вызывает сомнение, что фактически противоречит правозащитной функции прокуратуры в целом, поскольку заявитель не получает объективного и окончательного разрешения поставленного вопроса от органа, предназначение которого подчинено решению задач обеспечения защиты и охраны прав и свобод человека, укрепления законности и правопорядка.
Прокуратура изначально создавалась как единственный орган надзора за исполнением законов, строгое соблюдение которых — признак правового государства, в связи с чем, сохранение и дальнейшее расширение пределов вмешательства прокурора в гражданское судопроизводство отвечает пути формирования в РФ его собственной модели, основанной на историческом опыте, традициях и культуре.
Прокурор не может вступить в процесс для дачи заключения по делу, где является истцом, в силу коренного различия правовой регламентации указанных процессуальных ролей, поскольку иное означало бы нарушение принципа осуществления судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон.
Вместе с тем, в какой бы форме прокурор ни участвовал в рассмотрении гражданского дела, он всегда занимает самостоятельное процессуальное положение представителя государства, от имени которого осуществляет надзор за соблюдением законности.
Помимо инициативной формы участия и вступления в дело для дачи заключения, полномочия прокурора в гражданском процессе реализуются путем возбуждения процедуры апелляционного, кассационного и надзорного пересмотра судебных актов, их отмены по вновь открывшимся обстоятельствам.
Правом на подачу представлений в вышестоящие суды обладает прокурор, являющийся лицом, участвующим в деле, и располагает им по долгу службы с точки зрения положений ст. ст. 34, 35, 45 ГПК, независимо от того, явился ли он в заседание суда первой инстанции.
Условия, порядок и основания обжалования судебных актов детально регламентированы гражданским процессуальным законодательством в отсутствие каких-либо исключений для прокурора, что эффективности указанной меры реагирования не умаляет.
Предмет и пределы пересмотра в суде кассационной и надзорной инстанций носят исключительный характер, ограниченный исправлением фундаментальных нарушений, не позволивших полно и объективно рассмотреть дело.
Отмена вступившего в законную силу судебного решения по вновь открывшимся обстоятельствам — это отступление от принципа правовой определенности, оправданное в целях устранения пробела в фактических обстоятельствах спора после его разрешения по существу.
Целевая направленность вступления прокурора в дело на стадии пересмотра законодательством не оговорена, в то время как прокурор совместно с судом вышестоящей инстанции проверяет принятый судебный акт на предмет соответствия нормам материального и процессуального права, выступая дополнительным гарантом его законности, в связи с чем его участие нуждается в регламентации.
В последнее время вопросы изучения полномочий прокуратуры в сфере обеспечения оказания юридической помощи гражданам рассматриваются все более интенсивно. Так можно выделить авторов, который внесли в изучение данного вопроса большой вклад. Так Андрианов И. и Шварев А. рассматривали вопросы необходимости дополнительного рычага воздействия на обвиняемого. Так же интересными, на наш взгляд являются работы А.П. Арьяшкиной «Прокуратура в гражданском процессе», Винокурова «О некоторых вопросах применения прокурорами предостережения о недопустимости нарушения закона», В.А. Никона «Участие прокурора в гражданском процессе» и др.
Объектом исследования являются общественные отношения, которые формируются в связи с участием органов прокуратуры в гражданском судопроизводстве.
Предметом исследования являются гражданское право в деятельности органов прокуратуры.
Заключение:
Прокурор является одним из основных участников судопроизводства, наделенный широким спектром полномочий во всех стадиях процесса.
Основной целью прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина является достижение ситуации, когда эти права и свободы фактически соблюдаются органами предварительного следствия, когда граждане уверены в том, что их права и интересы надежно защищены и что они в случае нарушения этих прав и свобод могут рассчитывать на помощь соответствующих государственных органов, в том числе органов прокуратуры.
Своевременное и правильное выполнение требований закона о приеме, регистрации и разрешении заявлений и сообщений о преступлениях не только обеспечивает быстрое и полное раскрытие преступлений, но и гарантирует разумное преследование лиц, совершивших преступления, и предупреждение дел в отношении невинных людей. Контроль за обеспечением этого исполнения возложен на органы прокуратуры.
Прокурорский надзор за соблюдением порядка предварительного расследования как в форме дознания и предварительного следствия, является одной из гарантий обеспечения прав и законных интересов участников судопроизводства (потерпевших, подозреваемых, обвиняемых, свидетелей и т. д.), неизбежность ответственности за преступление, защиту личности, общества, государства от преступных посягательств.
Проанализировав процессуальный статус прокурора, его функции, полномочия, а также деятельности в досудебных стадиях процесса России можно сделать следующие выводы.
Основной функцией прокурора наряду с функциями координации деятельности правоохранительных органов, процессуального руководства, является функция надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного расследования, а функция преследования на данном этапе является дополнительной. На стадии возбуждения дела центральное место в деятельности прокурора занимает функция надзора за соблюдением требований законов о действиях и решениях органов дознания и предварительного следствия, соблюдением прав и свобод человека и гражданина при получении, рассмотрении и разрешении сообщений о преступлениях.
Говоря о взаимосвязи прокурорского надзора и судебного контроля, нельзя полностью заменять первый судебным контролем, как сегодня, так и в обозримом будущем. Каждая из этих функций призвана дополнять друг друга. Закон предоставил прокурору достаточно широкий круг полномочий по надзору за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия, прокурор выступает в качестве контролирующего органа по исполнению законов. Внимание прокурора в первую очередь обращается на защиту прав и законных интересов жертв преступлений.
Участвуя в гражданском судопроизводстве в целях защиты прав граждан, интересов общества и государства, прокурор способствует реализации задач правосудия в деле укрепления законности и правопорядка.
Положения ст. 45 ГПК РФ во взаимосвязи со ст. ст. 27, 35 Закона о прокуратуре конкретизируют полномочия, предоставленные органам прокуратуры ст. 129 Конституции РФ, и являются процессуальной гарантией их реализации в порядке гражданского судопроизводства в строгом соответствии с Приказом Генерального прокурора РФ от 26 апреля 2012 г. N 181 «Об обеспечении участия прокуроров в гражданском процессе». Предусмотренная ч. 1 ст. 45 ГПК инициативная форма участия устанавливает право прокурора на обращение в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов Федерации, муниципальных образований.
Право вступления в процесс для дачи заключения закреплено в ч. 3 ст. 45 ГПК по делам о выселении, о восстановлении на работе, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, а также в иных случаях, предусмотренных этим Кодексом и другими федеральными законами, в целях осуществления возложенных на прокурора полномочий.
Анализ деятельности прокурора на всех стадиях процесса выявил ряд проблем связанных с несовершенством законодательства, в частности — отсутствует детальная регламентация порядка получения, регистрации и проверке сообщений о преступлениях и надзора за исполнением законов при ее осуществлении. В связи с этим представляется необходимым повысить уровень правового регулирования этих проблем путем принятия соответствующего законодательства по их устранению.
Таким образом, цель исследования достигнута.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ПРАВОВОЙ СТАТУС ПРОКУРОРА
1.1 История развития функций прокурора в Российской империи
Рассматривая вопросы полномочий прокуратуры в сфере обеспечения оказания юридической помощи гражданам, для полноты охвата вопроса следует изначально остановиться на истории вопроса.
В начале XVIII века произошли изменения в системе управления российского государства, которое в связи с назревшей необходимостью совершенствования деятельности органов государственной власти, искоренения бюрократизма, казнокрадства, очевидно, стяжательства государственных служащих. Настоящей бедой правительства была бюрократия. Эти негативные явления распространились на всю территорию России, на все уровни власти.
В этой связи большие надежды возлагались на прокуратуру, хотя в определенные периоды развития были сделаны попытки отменить ее. Тем не менее, следует отметить два периода развития Королевской прокуратуры:
1) до 1864 г., когда прокуроры выполняли общие надзорные функции, руководили расследованием, следили за судом;
2) после 1864 года, когда прокуроры стали выполнять в судах только обвинительную функцию [18, с. 111-115].
Петр I изменил все основные государственные структуры, обновил законодательство. В 1711 году был издан указ «о фискалах» — предшественниках прокуроров, которые выполняли по существу те же функции.
Фискальные органы являлись специальными должностными лицами, которые следили за соблюдением королевских указов, а также следили за ходом дел. Они также были обязаны раскрывать случаи противодействия эдиктам короля, прецеденты взяточничества, растраты и других правонарушений, в том числе, если на них не было жалоб.
Однако следует отметить, что прокуроры работали в основном по делам публично, а фискалы — втайне, и главной задачей последних считалось только преследование криминальных работников. Именно из-за секретного характера деятельности фискальной службы прокуратура заменила ее в качестве правоохранительного органа в стране. 27 апреля 1722 года Петр I издал указ «о должности генерального прокурора», в котором определил основные полномочия и обязанности этого должностного лица по надзору за Сенатом и управлению нижестоящими прокурорами. Одновременно возникла надзорная функция прокуратуры над судом, которая затем получила дальнейшее развитие в российском законодательстве [21, с. 201].
В будущем прокуроры получили ряд полномочий по надзору за осуществлением действующих и вновь принятых законов, что привело к повышению эффективности и действенности прокурорского надзора. Формирование прокуратуры как государственного органа произошло в период правления Екатерины II. На данном этапе прокуроры выполняли не только надзорные, но и частично управленческие и административные функции.
Функции прокуратуры в этот исторический период включались в надзор за законностью деятельности губернских и районных органов, в том числе судов, а также контроль за соблюдением законности их решений. Кроме того, прокуроры должны были защищать интересы несовершеннолетних, лиц с физическими недостатками и других лиц, не способных к самозащите своих интересов.
Екатерина II в «Институте управления провинциями» (7 ноября 1775 г.) пыталась отделить суд от администрации, но генеральные прокуроры все еще считали ее «суверенными депутатами». Прокуроры и солиситоры в губерниях обязаны были докладывать о неправильном исполнении законов, учреждений и постановлений в судебном месте, а также отчитываться не только перед генерал-губернатором, но и перед генеральным прокурором.
На этапе XVIII и XIX веков прокурорский надзор был ослаблен, но уже в первой половине XIX века надзор со стороны прокурора был возрожден, существенно преобразован и укреплен. Примером этого является ряд законодательных актов, принятых в течение заданного периода времени. Так, свод законов Российской Империи 1832, 1842 и 1857 годов. Он призвал прокуроров и адвокатов наказывать коллекторов и в то же время защитников невиновности, потребовал, чтобы они контролировали ход расследования» и приказал бдительно следить за правосудием [4, с. 3-7].
В 1862 году Государственный Совет Российской Империи принял основные положения о реорганизации судебной системы, которая предусматривает государственное назначение прокуратуры, как надзор за четким и единообразным исполнением законов в судебной системе Российской Империи, были сформулированы принципы организации и деятельности прокуратуры — единство и строгая централизация, выполнения прокурорами возложенных на них функций от имени всей системы органов прокуратуры, возглавляемой прокурором.
В результате судебной реформы 1864 года была подчеркнута функция поддержки прокурора в судебном преследовании. Основными признаками реформы, в частности, стали:
1) отделение судебной власти от исполнительной и законодательной ветвей власти;
2) снятие с прокурора надзорных функций;
3) возложение на прокуроров только обязанности преследования путем управления дознанием и сопровождения государственного обвинения в судах;
4) формирование прокуратуры при судах (окружных судах, судебных палатах и Сенате, который к этому времени стал только судебным органом);
5) формирование в одном лице функции генерального прокурора и министра юстиции, подтверждающий, что прокуратура относится к исполнительной власти;
6) прекращение функции прокурорского надзора за судами и судебными следователями [14].
Давая оценку значимости проведенных реформ, инициированных законодателем того времени, следует отметить, что работа прокурора заключалась не только в поддержке обвинений в судах. Прокурорам было поручено осуществлять надзор за предварительным расследованием. При осуществлении контроля прокурор связывал руководство действиями судебного следователя и контроль за законностью его действий и решений. Подчиненная позиция судебного следователя со стороны прокурора была не меньше, чем со стороны суда. Судебный следователь по процессуальным вопросам представлялся прокурору и должен был соблюдать его правовые требования. Все материалы предварительного следствия поступили в прокуратуру.
В то же время прокурор должен был проанализировать такие задачи: должно ли дело находиться в ведении прокуратуры, должен ли обвиняемый быть передан суду, должно ли дело быть прекращено или временно отложено, проводилось ли расследование с надлежащей полнотой. Прокурор должен был дать ход любого расследования, указанного в законе в течение недели. Если прокурор считает, что обвиняемый должен быть передан суду, то он высказывает свое мнение по этому поводу в форме обвинительного заключения [11, с. 23-24].