Подготовка дошкольников к школе Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Подготовка детей к школе в условиях семейного воспитания

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы подготовки детей к школе в семье 5

1.1 Подготовка к школе: определение и компоненты 5

1.2 Виды, методы, средства подготовки к школе 7

1.3 Семья как фактор подготовки детей к школе 15

Глава 2. Изучение опыта родителей по подготовке детей к школе 18

2.1 Анкеты, опросники по изучению опыта родителей, готовящих детей к школе 18

2.2 Опрос и анкетирование родителей для изучения их опыта подготовки детей к школе 20

2.3 Выводы и предложения 26

Заключение 28

Список литературы 30

  

Введение:

 

Актуальность курсовой работы заключается в следующем, в настоящее время разработка проблемы формирования школьной зрелости дошкольников, через взаимодействие с семьей продолжается, она не стоит на месте, так как очень актуальна сегодня. Понимание проблемы подготовки детей к школе постоянно уточняется и конкретизируется. Так, если сначала внимание ученых и педагогов было сосредоточено на том, какие именно знания и навыки необходимо давать дошкольникам, то сейчас на первое месть выдвинут вопрос о том, какие условия нужно создать для того, чтобы обеспечить эффективное поступательное развитие ребенка, его успешное обучение и воспитание.

Переход от дошкольного детства к школьной жизни – один из переломных моментов в психическом развитии человека. Отношение родителей к детям является культурно – историческим меняющимся явлением, зависящим от общественных, индивидуальных норм и ценностей. Образец внутрисемейных отношений оказывает влияние на отношение детей со сверстниками, взрослыми, на поведение, на его развитие, социализацию и адаптацию. Семья для ребёнка является самой первой и самой важной социальной, в которой создаются условия для перестройки опыта в ходе семейных отношений, взаимодействий, общения, длительности. В настоящее время проблема влияний семейного воспитания на формирование психологической готовности дошкольника к обучению в школе актуальна.

Объект исследования — готовность детей к обучению в школе.

Предмет исследования — взаимосвязь семейного воспитания с готовностью дошкольника в школе.

Цель исследования – изучить влияние семейного воспитания на готовность вхождения детей в школьную жизнь.

Гипотеза исследования включала предположение о том, что стили воспитания, особенности родительского отношения и содержание общения с ребенком могут оказать как позитивное, так и негативное влияние на его личностную, мотивационную и коммуникативную готовность к обучению в школе.

Для реализации цели исследования проверки выдвинутой гипотезы необходимо решить следующие задачи:

1. Рассмотреть понятие подготовка к школе: определение и компоненты;

2. Изучить виды, методы, средства подготовки к школе;

3. Ознакомиться с семьей как фактором подготовки детей к школе;

4. Изучить анкеты, опросники по изучению опыта родителей, готовящих детей к школе;

5. Провести опрос и анкетирование родителей для изучения их опыта подготовки детей к школе;

6. Сделать выводы и сформулировать предложения по проведенному анкетированию среди родителей.

Методы исследования:

— теоретический анализ психолого – педагогической литературы;

— анкетирование, тестирование.

Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования можно использовать в практической и профессиональной деятельности педагога-психолога, воспитателя, социального педагога, родителям, для познавательного развития старшего дошкольника при подготовке к школе.

Структура работы включает введение, две главы, заключение, список литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В заключение хочется сказать, что решающее значение в готовности к усвоению школьной программы имеют не знания и навыки сами по себе, а то, насколько развита у ребёнка познавательная деятельность, интерес к ней, проявляющийся в стремлении ребёнка приобретать знания, прилагая для этого достаточные усилия, настойчивость, целеустремлённость, дисциплинированность, т.е. умения подчиняться требованиям педагога, заниматься, выполняя точно и в срок предложенное задание, коллективистические навыки.

А активное освоение мира, вся сложность взаимоотношений с внешней средой осуществляется через взрослого. Поэтому ребёнка удовлетворяет всякое общение со взрослым: он ценит любое его внимание, охотно делится с ним своими впечатлениями, активно участвует в любых совместных занятиях.

Семья – первая инстанция на пути ребёнка в жизнь. Именно семья закладывает изначальные установки на восприятие мира, окружающей действительности, задаёт модель поведения, образцы человеческих отношений. В процессе семейного воспитания ребёнок приобщается к общественным, нравственным и эстетическим ценностям, к миру взрослых.

В нашем исследовании мы увидели, что большинство родителей стараются готовить ребёнка к школе посильными возможностями. Это говорит о том, что каждый хочет привить необходимые качества, развить важные психические процессы.

Готовить ребенка к школе в семье нужно с самых первых лет, роль родителей в подготовке детей к школе огромна, ее значение трудно переоценить. Взрослые члены семьи выполняют функции и родителей, и воспитателей, и учителей. Однако, не все родители в оторванности от дошкольного учреждения, детского сада, могут обеспечить полную, всестороннею подготовку своего ребенка к школьному обучению, усвоению школьной программы. Как правило, дети, не посещавшие детский сад, показывают уровень готовности к школе ниже, чем дети, которые ходили в детский сад, т. к. родители “домашних” детей не всегда имеют возможность посоветоваться со специалистом и строят учебно-воспитательный процесс по своему усмотрению, в отношении от родителей, чьи дети посещают дошкольные учреждения, готовятся к школе на занятиях в детском саду. Но если будет на практике осуществляться принцип единства воздействия на ребенка детского сада и семьи, то результат значительно улучшится.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы подготовки детей к школе в семье

1.1 Подготовка к школе: определение и компоненты

Важнейшая задача, стоящая перед системой дошкольного воспитания — всестороннее развитие личности ребенка и подготовка к обучению в школе. Однако, значительное количество детей, несмотря на «паспортный» возраст и имеющиеся у них «школьные» навыки и умения, испытывают большие трудности в учении. Основной причиной их неуспеха является то, что они еще малы «психологически», т.е. не готовы к школьному типу обучения [4].

Подготовка детей к обучению в школе — это ответственный процесс, лежащий во многом на плечах родителей дошкольника и его воспитателей, от того, насколько ребенок готов к школе морально и интеллектуально зависит, насколько быстро он вольется в новый коллектив и почувствует себя комфортно в процессе обучения.

Подготовка к школе — задача комплексная, многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка. При её решении принято выделять ряд аспектов. Во-первых, продолжающееся развитие личности ребёнка и его познавательных процессов, лежащих в основе успешной учебной деятельности в будущем, и, во-вторых, необходимость обучения начальным школьным умениям и навыкам, таким, как элементы письма, чтения, счёта.

Подготовка к школе — одна из важнейших задач обучения и воспитания детей дошкольного возраста. В понятие «готовность ребенка к школе» входят три составляющие [13]:

1) готовность физиологическая;

2) готовность психологическая;

3) готовность социальная или личностная.

При поступлении в школу ребенок сталкивается не только с получением новых знаний, но и с большим количеством незнакомых ситуаций. Если ребенка качественно подготовить к школе, то он будет хорошо справляться с новыми задачами и быстро схватывать материал

Готовность к школе — это комплекс качеств, образующих умение учиться [18].

Рассмотрим из каких компонентов состоит готовность к обучению.

Существует несколько таких компонентов. Отсутствие даже одного из них может сказаться на учебе, на отношениях с учителями, на общении со сверстниками.

Критериями готовности ребенка к школе являются: физическая, познавательная и психологическая готовность, которая делится на личностную, социальную и эмоционально-волевую.

Физическая готовность — это, в первую очередь, соответствие показателей физического развития ребенка общепринятым нормам. Также ребенок должен справляться со школьными нагрузками. Способность адаптироваться к новому режиму. Состояние здоровья, развитие моторики рук, координация движений [11].

Познавательная готовность — предполагает запас навыков и знаний, наличие образного и логического мышления, речевого развития, кругозора, воображения, внимания, знания об окружающем мире и о себе.

Эмоциональная готовность — подразумевает, что ребенок способен осознавать важность обучения, имеет интерес к получению новых знаний, усидчивость, умение внимательно слушать, не отвлекаясь на посторонние дела, способность ставить перед собой цели и достигать их;

Личностная готовность к школе — важная составляющая, которая может сказаться на психологическом состоянии ребенка и на последующем обучении [2]. Этот критерий охватывает следующие сферы: взаимоотношения с окружающими людьми (взрослыми и сверстниками), а также отношение к самому себе. В общении не должно проявляться агрессии, ребенок должен адекватно реагировать на сложившуюся ситуацию, иметь способность конструктивно решать конфликты и понимать, что есть хорошо, а что плохо. Не менее важным качеством является умение ребенка работать в команде.

Подготовка ребенка к школе — важная. И от того, как эта задача будет решена, будет зависеть легким или трудным будет вход ребенка в новую для него школьную жизнь. Каждый родитель должен проявить максимум терпения и заинтересованности в будущей успешной учебной деятельности своего ребенка [9].

Таким образом, старший дошкольный возраст — это период осознанных открытий и познавательной активности. На его протяжении постепенно углубляются и расширяются знания и представления детей, происходит их обобщение [20].

Подготовка к школе должна быть разносторонней и начинаться задолго до фактического поступления детей в школу.

1.2 Виды, методы, средства подготовки к школе

В старшем дошкольном возрасте закладывается интеллектуальная база для дальнейшего изучения сложных дисциплин в школе. И поэтому, без интуитивных навыков и развитой логики здесь не обойтись, поэтому основной акцент при подготовке к школе необходимо делать на развитие познавательной готовности к школьному обучению, а именно на развитие логики детей.

Следовательно, у детей должно быть приоритетным направлением обучения и воспитания развитие логического мышления. Именно этот критерий является определяющим при определении уровня подготовки ребёнка к школе.

Готовность ребенка к школе определяется следующими основными факторами [13]:

— Общее развитие: развитие памяти, внимания и интеллекта. Сюда входят развитие речи ребенка и его словарный запас, знания об окружающем мире и о себе самом (имя, возраст, адрес, имена родных), начала математики; умение классифицировать предметы по признакам.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы