Курсовая с практикой на тему Педагогическое общение как важнейшее средство воспитания школьников
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
1.1. Понятие
педагогического общение, его особенности, функции, виды
1.2. Структура и модели
педагогического общения
1.3. Стиль
педагогического общения
Глава 2.
Психолого-педагогические условия искусного взаимодействия в
2.1Методы и
методики исследования
2.3 Рекомендации по
усовершенствованию коммуникативной стороны общения в педагогическом процессе
Введение:
Актуальность темы. В
эпоху интеграции человечества в глобальное информационное пространство для
каждой из социально-гуманитарных наук, предметом исследования которых является
личность человека в различных аспектах его взаимоотношений с миром и социумом,
который его окружает, актуальной становится проблема общения как существенного
фактора процесса социализации человека. Благодаря общению проявляется
оригинальность каждой личности, неповторимый стиль деятельности человека. В
наше время проблема общения как основа психолого-педагогического взаимодействия
приобретает особую актуальность, потому что она непосредственно связана с
гуманистическими тенденциями современного учебно-воспитательного процесса.
Бесспорным является и тот факт, что между продуктивностью педагогической деятельности
и эффективностью педагогического общения, что проявляется во взаимодействии
учащихся с учителем, существует тесная взаимосвязь. Проблема общения в области
педагогики и психологии исследуется специалистами в различных направлениях и
аспектах.
В одних исследованиях
общения педагога с учащимися рассматривается как условие организации учебного
процесса, когда в центр внимания ставятся социально-психологические
«координаты» общения, его функционально-познавательные цели и
эмоционально-психологические характеристики. В других исследованиях
акцентируется именно педагогический аспект, то есть формовочный смысл общения
учителя с учащимися. В этом случае оно рассматривается как условие и средство
становления целостной личности. В трудах О. Леонтьева рассматривается целый ряд
социально-психологических характеристик общения педагога с учащимися
(благоприятный психологический климат, оптимизация отношений и тому подобное),
которые влияют на эмоционально-нравственное самочувствие участников
образовательного процесса [7]. К тому же направлению можно отнести исследования
В. Кан-Калика, который рассматривает роль общения в становлении и развитии
коммуникативных связей учителя и учащихся в управлении образовательным
процессом [3]. Более целостный подход к пониманию общения в образовательном
процессе наблюдается в исследованиях психолога В. Ляудис, которую как
преподавателя и ученого не удовлетворяет, что смысл этого общения сводят к
коммуникативным аспектам обучения. Исследовательница считает, что сущность
общения составляет сотрудничество и взаимовлияние личностных позиций его
участников [4 ].
Методологическую основу
исследования составили философские и психолого-педагогические труды по описанию
структуры общения, в том числе педагогического можно найти в трудах ведущих психологов
и педагогов: Г.М. Андреевой, А.А. Бодалева, А.Б. Добровича, В.А. Кан-Калика,
Я.Л. Коломинского, и др. Формирование профессиональных качеств педагога
исследовали А.А. Баранов, JI.A. Коростылева, Н.Н. Королева;
Объект исследования
– учебный процесс.
Предмет исследования –
Педагогическое общение как важнейшее средство воспитания школьников.
Целью курсовой работы
является изучение специфики педагогического общения в образовательном процессе.
Для достижения этой цели
необходимо решение следующих задач:
— анализ
психолого-педагогической литературы по теме исследования;
— изучение общения как
основной формы педагогической деятельности;
— выявить модели
педагогического общения и качества педагога необходимые для его эффективного
осуществления.
Методология исследования определяются целью работы,
характером исследуемых проблем и особенностями ее источниковой базы. Для
решения исследовательских задач, использованы такие методы исследования: анализ
и синтез, классификация, обобщение.
Теоретическая значимость заключается в том, что
систематизированный материал может быть использован: В повседневной
деятельности педагога; Психолого-педагогических конференциях.
Структура и содержание
исследования обусловлены целью и задачами, которые мы поставили перед собой, по
состоянию изучения психологии одаренных детей и проблем их обучения. Работа
состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии.
Заключение:
Глава 1.
Методологические основы теории педагогического общения как важнейшее средство воспитания школьников
1.1. Понятие
педагогического общение, его особенности, функции, виды
Педагогическое общение –
это непосредственная форма проявления коммуникации в учебно-воспитательном
процессе между педагогом и воспитанниками, которая направлена на формирование и
развитие личности воспитанника, совместное решение разнообразных педагогических
задач, создание условий для реализации творческих способностей и содействие
самоактуализации. В связи с такой дефиницией педагогического общения уместны
слова Ш.А. Амонашвили: «общение является основой и сущностью, и интегральным
методом воспитания». В.А. Сухомлинский мудрость педагога видел в сохранении
доверия ребенка к нему, в ее желании общаться с педагогом как с другом и
наставником. По его мнению, слово педагога должно быть направлено не к слуху
ребенка, а до ее сердца[5].
«Совместимость в процессе
общения педагога с учениками строится на принципах доброжелательности,
принципиальности и ответственности. В процессе общения педагог должен
обязательно обогащать учащихся интеллектуально, нравственно, эстетично,
деятельностно. Общение обязательно предполагает формирование у педагога и
учащихся образов друг друга и понятий о личностных свойствах каждого участника
общения…».
Итак, какое общение, такое и воспитание,
соответственно, это общение должно быть жизнерадостным, гуманным, человечным,
эмоциональным и оптимистичным. Общение происходит преимущественно с помощью
слова. Русский философ А. Ф. Лосев сказал так: «Слово – могучий деятель мысли и
жизни, слово поднимает умы и сердца… Слово двигает народными массами… слово
пробуждает сознание, волю, глубину чувств, делает слабого человека героем,
нищенское существование – титаническим устремлениям… Именем и словами создан
и стоит мир» [40].
Педагогическое общение
выполняет следующие функции:
– взаимопознания
воспитателя и воспитанника;
– обмен мыслями, чувствами
и информацией; – организация и осуществление разнообразных и многогранных
учебно-воспитательных мероприятий;
– самовыражения,
самоопределения и самоутверждения участников этого процесса.
Нужен разносторонний
анализ педагогического общения, ведь это явление многогранное. Рассмотрим
ситуацию. Мать с возмущением жалуется на учителя математики, который «все время
ставит сыну " двойки», что заставляет ее «принимать меры, вплоть до
посещения ГОРОНО». Как действует классный руководитель при этих обстоятельствах?
Прежде всего он понимает,
что мать не верит в справедливость школы, возмущена бездушностью учителей по
переживаниям ее сына. Педагог решает сначала успокоить женщину. Если
рассмотреть эту ситуацию общения с перцептивного стороны (как воспринимают и
понимают партнеры друг друга), то мы увидим, что на негативную реакцию учитель
реагирует обдуманно, нейтрализуя ее.
Следовательно,
производительность взаимодействия обеспечена адекватность восприятия и
понимание партнера. [2, с.113]
Полноценное педагогическое
общение является не только многогранным, но и полифункциональным. Оно
обеспечивает обмен информацией и сопереживания, познание личности и
самоутверждения, продуктивную организацию взаимодействия. Обмен информацией и
мнениями реализует коммуникативную сторону общения, познания личности и
самоутверждения — перцептивный, а организация взаимодействия — интерактивный.
Ориентация на поли
функциональность общения дает учителю организовать взаимодействие на уроке и
вне его как целостный процесс: не ограничиваться планированием только
информационной функции, а создавать условия для обмена мнениями, переживаниями;
помогать каждому школьнику достойно самоутвердиться в коллективе, обеспечивая
сотрудничество и сотворчество в классе.
Фрагмент текста работы:
Глава 1.
Методологические основы теории педагогического общения как важнейшее средство воспитания школьников
1.1. Понятие
педагогического общение, его особенности, функции, виды
Педагогическое общение –
это непосредственная форма проявления коммуникации в учебно-воспитательном
процессе между педагогом и воспитанниками, которая направлена на формирование и
развитие личности воспитанника, совместное решение разнообразных педагогических
задач, создание условий для реализации творческих способностей и содействие
самоактуализации. В связи с такой дефиницией педагогического общения уместны
слова Ш.А. Амонашвили: «общение является основой и сущностью, и интегральным
методом воспитания». В.А. Сухомлинский мудрость педагога видел в сохранении
доверия ребенка к нему, в ее желании общаться с педагогом как с другом и
наставником. По его мнению, слово педагога должно быть направлено не к слуху
ребенка, а до ее сердца[5].
«Совместимость в процессе
общения педагога с учениками строится на принципах доброжелательности,
принципиальности и ответственности. В процессе общения педагог должен
обязательно обогащать учащихся интеллектуально, нравственно, эстетично,
деятельностно. Общение обязательно предполагает формирование у педагога и
учащихся образов друг друга и понятий о личностных свойствах каждого участника
общения…».
Итак, какое общение, такое и воспитание,
соответственно, это общение должно быть жизнерадостным, гуманным, человечным,
эмоциональным и оптимистичным. Общение происходит преимущественно с помощью
слова. Русский философ А. Ф. Лосев сказал так: «Слово – могучий деятель мысли и
жизни, слово поднимает умы и сердца… Слово двигает народными массами… слово
пробуждает сознание, волю, глубину чувств, делает слабого человека героем,
нищенское существование – титаническим устремлениям… Именем и словами создан
и стоит мир» [40].
Педагогическое общение
выполняет следующие функции:
– взаимопознания
воспитателя и воспитанника;
– обмен мыслями, чувствами
и информацией; – организация и осуществление разнообразных и многогранных
учебно-воспитательных мероприятий;
– самовыражения,
самоопределения и самоутверждения участников этого процесса.
Нужен разносторонний
анализ педагогического общения, ведь это явление многогранное. Рассмотрим
ситуацию. Мать с возмущением жалуется на учителя математики, который «все время
ставит сыну " двойки», что заставляет ее «принимать меры, вплоть до
посещения ГОРОНО». Как действует классный руководитель при этих обстоятельствах?
Прежде всего он понимает,
что мать не верит в справедливость школы, возмущена бездушностью учителей по
переживаниям ее сына. Педагог решает сначала успокоить женщину. Если
рассмотреть эту ситуацию общения с перцептивного стороны (как воспринимают и
понимают партнеры друг друга), то мы увидим, что на негативную реакцию учитель
реагирует обдуманно, нейтрализуя ее.
Следовательно,
производительность взаимодействия обеспечена адекватность восприятия и
понимание партнера. [2, с.113]
Полноценное педагогическое
общение является не только многогранным, но и полифункциональным. Оно
обеспечивает обмен информацией и сопереживания, познание личности и
самоутверждения, продуктивную организацию взаимодействия. Обмен информацией и
мнениями реализует коммуникативную сторону общения, познания личности и
самоутверждения — перцептивный, а организация взаимодействия — интерактивный.
Ориентация на поли
функциональность общения дает учителю организовать взаимодействие на уроке и
вне его как целостный процесс: не ограничиваться планированием только
информационной функции, а создавать условия для обмена мнениями, переживаниями;
помогать каждому школьнику достойно самоутвердиться в коллективе, обеспечивая
сотрудничество и сотворчество в классе.