Курсовая с практикой на тему Педагогические условия формирования ценностных ориентаций младших подростков
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ 5
1.1 Возрастные особенности детей младшего подросткового возраста 5
1.2 Сущность ценностных ориентации младших подростков 10
1.3 Особенности формирования ценностных ориентаций младших подростков 13
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВНЕДРЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ 18
2.1 Диагностика ценностных ориентаций младших подростков 18
2.2 Внедрение педагогических условий формирования ценностных ориентаций младших подростков 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 32
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 36
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 39
Введение:
Подростковый возраст характеризуется выработкой ценностных ориентаций: направленности на определенные ценности – эталоны жизни. Ценностные ориентации расширяют границы социальной ситуации развития, выводят ребенка на более высокий уровень отношений с миром.
Одними из важнейших результатов учебно-воспитательного процесса в соответствии с новыми целями и задачами развития образования являются: умение подростка объективно оценивать себя в развивающемся мире, использовать навыки самообразования и саморегуляции, готовность к активному конструктивному взаимодействию с людьми и принятие ответственных, жизненно важных решений.
Каждый человек определяет свои жизненные ценности, одни из которых для него являются решающими, а другие – производными. Для одних это труд, карьера и все, что связано с ними, для других – семья и т.д. Система ценностных ориентаций для человека – это траектория жизненного пути, задающая направление жизни. И все же ценностные ориентации человека не определены раз и на всегда, они перестраиваются в течение жизни, к тому же в некоторых случаях на первый план могут выходить ценности, которые вовсе не являются основными регуляторами жизни.
Четкая система ценностных ориентаций позволяет человеку прожить жизнь более продуктивно. Когда приоритеты установлены, жизненный выбор происходит гораздо проще. Осознанно эти приоритеты человек впервые выбирает в подростковом возрасте. У ребенка формируется готовность к профессиональному и жизненному самоопределению. Ведущей же чертой сознания ребенка становится устремленность в будущее.
Вопрос поиска путей формирования ценностных ориентаций представлен в работах А.В. Бабаяна, А.К. Быкасова, А.Я. Данилюк К.Д. Ушинского и др.
Особенности подросткового возраста и, в частности, вопрос ценностных ориентаций в подростковом возрасте отражен в работах таких ученых, как И.С. Артюхова, А.В. Кирьянова, И.С. Кон, И.Я. Лернер, И.И. Макарова, А.В. Мудрик, Ю.С. Репринцева, М.Ю. Стеблева и др.
Однако несмотря на это вопрос педагогических условий формирования ценностных ориентаций младших подростков остается не полностью раскрытым. Этим и обусловливается актуальность темы данной курсовой работы.
Объект исследования ‒ формирование ценностных ориентации младших подростков.
Предмет исследования ‒ педагогические условия формирования ценностных ориентаций младших подростков в школе.
Цель исследования ‒ обосновать педагогические условия формирования ценностных ориентаций младших подростков в школе.
Задачи исследования:
1. Описать возрастные особенности детей младшего подросткового возраста.
2. Рассмотреть сущность понятия ценностных ориентаций и ценностные ориентации младших подростков.
3. Описать особенности формирования ценностных ориентаций младших подростков.
4. Провести исследование ценностных ориентаций младших подростков.
5. Выделить условия формирования ценностных ориентаций младших подростков.
Методы исследования: анализ литературы по теме исследования; синтез и обобщение; опрос.
Структура курсовой работы обусловлена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения
Заключение:
В результате написания данной работы была достигнута цель данного исследования: обоснованы педагогические условия формирования ценностных ориентаций младших подростков в школе.
Достижению данной цели способствовало решение ряда задач исследования:
1. Описаны возрастные особенности детей младшего подросткового возраста. Мы пришли к выводу, что в процессе воспитания младших подростков, в частности, формирования у них ценностных ориентаций, необходимо учитывать специфику их эмоционально-волевой и ценностной сфер.
2. Рассмотрена сущность понятия ценностных ориентаций и ценностные ориентации младших подростков. Анализ литературы показал, что ценностные ориентации формируют целостную структуру личностных качеств. Ценностные ориентации личности ‒ это своеобразная «ось сознания», а все остальные составляющие этой структуры находятся в зависимости от нее.
3. Описаны особенности формирования ценностных ориентаций младших подростков. Подростковый возраст ‒ это благоприятная почва для формирования ценностных ориентаций личности. Ценностные ориентации младших подростков формируются в процессе усвоения ими определенного социального опыта и проявляются в их убеждениях, интересах.
4. Проведено исследование ценностных ориентаций младших подростков, которое показало, что не у всех детей сформированы ценностные ориентации, поэтому с ними необходимо проводить воспитательную работу в данном направлении.
5. Выделены условия формирования ценностных ориентаций младших подростков. Внедрение педагогических условий формирования ценностных ориентаций младших подростков показало положительную динамику в уровнях сформированности ценностных ориентаций подростков. Что свидетельствует об эффективности выделенных условий.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ
1.1 Возрастные особенности детей младшего подросткового возраста
Интенсивное развитие личности младшего подростка и его включение в систему социальных связей и отношений в качестве полноправного участника требуют развития механизмов регуляции поведения, а также формирования ценностных ориентаций. Основой для такого развития выступает эмоционально-волевая сфера личности младшего подростка. При этом необходимо учитывать и то обстоятельство, что подростковый возраст является переходным от детства к взрослости, поэтому, несмотря на желание подростка контролировать свое поведение, это ему в полной мере пока не удается. Недостаточное развитие эмоционально-волевой сферы в младшем подростковом возрасте может привести к нарушению процесса их социализации, несформированности ценностных ориентаций, что в перспективе может приводить к серьезным внутриличностным и межличностным конфликтам, чреватым социальной дезадаптацией [10].
В процессе формирования ценностных ориентаций младших подростков важно учитывать особенности из эмоционально-волевой сферы.
Ю.Б. Гиппенрейтер [5] выделил ряд характеристик (довольно противоречивых) эмоционально-волевой сферы, присущих этому возрасту, которые, по нашему мнению, необходимо учитывать в процессе формирования у них ценностных ориентаций. Данными противоречивыми характеристиками, согласно мнению ученого, являются следующие: подросткам свойственна чрезмерная активность, что может стать причиной изнурения; некоторым подросткам свойственна безумная веселость, которая может сменяться унынием; довольно часто уверенность в себе, свойственная младшим подросткам, может сменяться застенчивостью и трусостью; свойственный младшим подросткам эгоизм сменяется альтруизмом; высокие нравственные стремления, ценностные ориентации уступают место низким побуждениям; на смену стремлению