Курсовая с практикой на тему Педагогическая организация процесса адаптации студентов-первокурсников к новым условиям жизни в вузе.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ К УСЛОВИЯМ ВУЗА 5
1.1. Сущность понятия адаптации 5
1.2. Особенности процесса адаптации студентов-первокурсников 12
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ К НОВЫМ УСЛОВИЯМ ЖИЗНИ В ВУЗЕ 20
2.1. Организация и методики исследования 20
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 23
2.3. Разработка рекомендаций по педагогической организации процесса адаптации студентов-первокурсников к новым условиям жизни в вузе 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33
Введение:
Поступив в ВУЗ, студенты сразу становятся участниками динамического учебно-воспитательного процесса, который требует от них высокой активности в самостоятельной учебно-познавательной деятельности, развитых навыков самоконтроля и саморегуляции, рационального распределения времени, внимания, терпения и коммуникации. Новые социальные условия, новая среда непременно провоцируют потребность в приспособлении и формировании такого поведения, которое позволит эффективно функционировать для достижения поставленных задач и удовлетворения собственных потребностей.
В последние годы система высшего образования находится в ситуации динамичных изменений, что вносит свои коррективы в подходах к организации работы со студентами. На фоне длительного снижения числа выпускников школ в вузах, увеличилось количество студентов, чей выбор сместился с выбора профессии на выбор «места обучения», и, как следствие, возросло количество немотивированных, случайных студентов [12].
Вопросу адаптации студентов в высших учебных заведениях за последнее десятилетие посвящено немало научных трудов. Например, в исследованиях Т.П. Браун, В.Г. Васяновича, С.А. Гуры, С.С. Избаша , Е.Н. Овчаренко, Ю.М. Пасовца и др. проанализированы и обобщены основные теоретические подходы к проблеме адаптации в современной психолого-педагогической науке, определена сущность понятия «адаптация» и сформулированы дефиниции адаптации к обучению в ВУЗе экономического, педагогического и военного профиля.
Адаптация и способность к ней – залог активной и творческой деятельности личности; необходимое условие успеха человека в жизни, который находит равновесие во внешнем и внутреннем равновесии личностных ожиданий и возможностей, равновесие гармоничной личности с профессиональной и социальной средой.
Актуальность темы исследования. Адаптация является одной из важнейших научных проблем. Это подтверждает то, что еще в 1865 году впервые появился в научном мире вопрос адаптации. Тогда Г. Ауберт ввел термин «адаптация», который начал использоваться в литературе [Цит. по: Хаустова 2016]. Указанное свидетельствует о том, что в результате почти 150-летней истории исследования, указанный вопрос получил широкое и основательное изучение.
Итак, актуальность темы курсовой работы обусловлена необходимостью разработки рекомендаций по педагогической организации процесса адаптации студентов-первокурсников к новым условиям жизни в вузе.
Цель работы состоит в выявлении особенностей адаптации студентов первокурсников к новым условиям жизни в вузе и разработке рекомендаций по педагогической организации процесса адаптации студентов-первокурсников к новым условиям жизни в вузе.
Задачи курсовой работы:
1. Раскрыть сущность понятия адаптации.
2. Описать особенности процесса адаптации студентов-первокурсников.
3. Провести исследования особенностей адаптации студентов к условиям вуза.
4. Разработать рекомендации по педагогической организации процесса адаптации студентов-первокурсников к новым условиям жизни в вузе.
Теоретическая основа курсовой работы представлены трудами таких ученых, как
Методы исследования: анализ синтез и обобщение; анкетирование, тестирование.
Структура курсовой работа представлена введение, двумя главами, заключением, списком использованной литературы.
Новизна работы состоит в том, что нами обобщены подходы к рассмотрению понятия адаптации, и особенностей адаптации студентов к условиям вуза.
Заключение:
В «Заключении» в сжатой форме делаются выводы по итогам всего проведенного исследования, указывается его практическая значимость, определяется возможность внедрения полученных результатов в практику, намечаются направления дальнейших исследований в данной области. Цитаты в заключительной части, как правило, не используются. Объём заключения – 2-3 страницы. При написании этой части надо помнить о том, что вопросы, поставленные во введении, должны найти отражение в заключении. При подведении итогов работы рекомендуется придерживаться следующего плана:
1. Какая проблема была рассмотрена?
2. Какое место она занимает в ряду других проблем, связанных с темой КР?
3. Что показало изучение литературы по исследуемой проблеме?
4. О чем свидетельствуют проведенные наблюдения?
5. Какие выводы сделаны в результате проведенного исследования?
6. Каковы пути практического применения результатов исследования в области рассматриваемой темы?
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ К УСЛОВИЯМ ВУЗА
1.1. Сущность понятия адаптации
Большинство исследователей адаптации соглашаются с тем, что адаптация – это довольно сложный феномен. Так, адаптацию в широком смысле трактуют: как процесс приспособления индивидуальных и личностных качеств в жизни и деятельности человека в изменяющихся условиях [Зеленая 2016]; как активное взаимодействие личности и среды в зависимости от степени ее активности [Демьяненко 2016]; как преобразование среды в соответствии с потребностями, ценностями и идеалами личности, или как преимущества зависимости личности от среды [Игнатова 2017]; как изменения, сопровождающие на уровне психической регуляции, становления (и восстановления), сохранения динамического равновесия в системе «субъект труда – профессиональная среда» [Кузнецова 2015: 878].
А.Н. Галус опирается на видение А.Г. Мороза и указывает, что адаптация происходит на двух уровнях: 1) первый (низший) – в сфере отношений «организм – природная среда» (характеризуется биологическими закономерностями, однако находится под влиянием социальных условий, не регулируют отношений между человеческим организмом и природной средой, но модифицируют существенные закономерности этого взаимодействия): 2) второй (высший) – в сфере отношений «личность – социальная среда» (характеризуется взаимоотношениями личности и социума и отличается от биологической адаптации) [Галус 2009: 38].
По результатам теоретического исследования можно установить такие подходы к изучению адаптации: 1) системный подход нарушил немало вопросов, решение которых невозможно с позиций элементоцентризма, приводящий к упрощенным трактовкам. На основе ряда исследований и определений считается, что главное свойство биологических саморегулирующихся систем проявляется в их способности к гибкому поведению в среде. Для таких систем характерны неопределенность (неполный детерминизм) и избыточность [Мишин 2016]; 2) концепция системности трудовой деятельности человека рассматривает процессы адаптации не только на индивидуальном уровне, но и на высших уровнях, включая антропобиоценоз, биосферу, ноосферу [Кузнецова 2011]; 3) деятельностный подход выражает диалектическое взаимодействие адаптанта со средой адаптации, что выступает как причина появления адаптивной потребности. Здесь адаптация рассматривается как приспособление к изменяющимся факторам внешней среды, реже к себе, что объясняется трудностями изучения адаптации во внутриличностном пространстве человека [Короткова 2015].
С позиции философии, социологии, политологии, психологии и педагогики сущность адаптации не отстраняет биологические и физиологические формы приспособления, а видоизменяет и опосредует их от естественного приспособления «индивид – природная среда» к социальному приспособлению «личность – социальная среда». Изменения, которые сопровождают процесс адаптации, пронизывают все уровни организма от молекулярной до психологической регуляции. Социальные факторы влияют на поведение человека через «внутренние условия», то есть через индивидуальные особенности, которые создаются с участием внешних условий. По мнению И.Р. Сорокиной, для человека нет такой среды, влияние которой опосредовалось бы социальными факторами [Сорокина 2015]. Поэтому в широком смысле процесс адаптации приравнивают к процессу социализации, рассматривая его, в частности, как: единый процесс взаимодействия личности и общества; часть процесса социализации, что возникает на разных ее этапах; один из основных социально-психологических механизмов социализации личности.
Рассматривая способность и готовность молодежи к продуктивному взаимодействию с обществом, некоторые исследователи различают понятия «адаптация», «социализация» и «интеграция», под которыми понимают: социальная адаптация – первый уровень взаимодействия, который характеризуется приспособлением человека к новым условиям переменного социума [Пасовец 2013]; социализация – второй, более высокий уровень взаимодействия, который характеризуется эффективным освоением социальных ролей и культурных норм и успешным функционированием молодежи в обществе [Милославский 2015]; интеграция (в социум) – третий, самый высокий уровень взаимодействия, который характеризуется успешностью и творческой активностью молодежи по преобразованию общества в соответствии с общечеловеческими ценностями [Столяренко 2014].
Если социализация является исторически детерминированным направлением развития личности, то ее можно понимать, как одну из форм проявления адаптации. Социализация – это форма развития личности, которая через общественно-исторический характер более всего обусловлена процессом адаптации. Многие ученые считают, что социализация представляет тот же процесс адаптации, только в таком случае происходит определенное отклонение от психофизиологических и биологических свойств личности, концентрируется внимание на социальных свойствах, которые она приобретает под влиянием социума. Расхождения в позициях обеих групп вызваны сравнением объемов этих понятий. Но характер взаимоотношений между адаптацией и социализацией сложнее [4; 14; 47].
Д.Ю. Игнатова и М.В. Семичева акцентируют, что социализация – это длительный, непрерывный процесс вхождения личности в общество в целом, через обретение социального опыта человечества, тогда как адаптация связана с изменениями среды и продолжается до момента достижения свободного функционирования в среде; процесс вхождения личности в конкретную социальную общность через усвоение социального опыта этого сообщества и использования накопленного социального опыта [Игнатова 2017]. Указанное понимание взаимосвязей и взаимопереходов процессов адаптации и социализации является основой адаптивно-развивающей концепции социализации, что опирается на взаимодействие биологического, психологического и социального механизмов адаптации.