Педагогика Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Ознакомление с художественной литературой как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты развития речи детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы 6
1.1.Развитие речи детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема 6
1.2. Особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста 9
1.3. Художественная литература как средство развития речи детей 12
Глава II. Экспериментальное исследование развития речи детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы 16
2.1. Организация эксперимента и обоснование выбора методик уровня развития речи детей старшего дошкольного возраста 16
2.2. Программа по развитию речи детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы 19
2.3. Анализ результатов работы по использованию художественных произведений в развитии речи детей старшего дошкольного возраста 25
Заключение 28
Список использованных источников 30

  

Введение:

 

Дошкольная образовательная организация – первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно предрасположено к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании как общая основа воспитания и обучения детей.
В настоящее время ребенок больше времени проводит за компьютером, чем в живом окружении, это приводит к ухудшению поведения и потери интереса к чтению, произведения народного творчества (колыбельные песни, пестушки, потешки) практически не используются даже в младшем возрасте, не говоря уже о детях пяти-шести лет. В практике дошкольного образования можно пронаблюдать такую картину: при ознакомлении старших дошкольников с художественной литературой нередко выдвигается содержательный аспект, не обращается внимание на жанровые и языковые особенности. Их использование зачастую сводится лишь к заучиванию пословиц, потешек, загадок. Педагоги редко используют их в образовательной деятельности по развитию речи детей для обогащения словаря. Процесс знакомства с художественными произведениями должен происходить не только на специально организованных занятиях, но и в повседневной жизни дошкольной образовательной организации.
Общетеоретические вопросы развития речи детей старшего дошкольного возраста раскрыты в трудах Д.Б. Эльконина [56], А.Н. Гвоздев [8], Л.С. Выготского [7] и др.
Некоторыми аспектами речевого развития дошкольников средствами художественной литературы занимались Л. П. Федоренко [50], Ф.А. Сохин [40], О.С. Ушакова [46], Т. С. Комарова [37], Д. Б. Эльконин [56].
В настоящее время появилось достаточно большое количество различных парциальных программ использования традиционной культуры в воспитательно-образовательном процессе. Среди них хочется выделить программы «Наследие» под редакцией М. Ю. Новицкой [39], «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О. Л. Князевой [18] и много других.
В то же время целый ряд проблем, связанных с развитием речи дошкольников еще не нашли своего полного разрешения. К ним можно отнести, в частности, использование большего количества художественной литературы в системе речевого развития дошкольников.
Исходя из вышеизложенного, проблему исследования мы определили следующим образом: каковы содержание, формы, методы и условия развития речи детей дошкольного возраста средствами художественной литературы.
Это послужило выбором темы исследования: «Ознакомление с художественной литературой как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста».
Объект исследования: процесс речевого развития детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования: развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность использования художественной литературы в развитии речи детей старшего дошкольного возраста.
В основу исследования была положена следующая гипотеза: развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы будет осуществляться более успешно, если:
– учтены возрастные особенности развития личности ребенка и специфики его индивидуальных особенностей;
– изучены возможности использования художественной литературы в развитии речи детей старшего дошкольного возраста;
– организована планомерная, целенаправленная работа по развитию речи детей старшего дошкольного возраста, где достаточное место занимает систематическое применение художественной литературы.
Для реализации поставленной цели и подтверждения гипотезы были выделены следующие задачи:
1) осуществить теоретический анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования;
2) определить уровень развития речи детей старшего дошкольного возраста;
3) выявить эффективные методы и приемы развития речи детей дошкольного возраста.
Структура курсовой работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Работа иллюстрирована таблицами и диаграммами.

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребенка. В ходе своего развития речь детей тесно связана с характером их деятельности и общения. Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления.
Проблемам развития речи детей старшего дошкольного возраста посвящены исследования Д.Б. Эльконина [56], В.И. Яшиной, М.М. Алексеевой [3], А.А. Гуськовой [12] и др.
Освоение речи ребенком начинает происходить в дошкольном периоде, поэтому речь в этом возрасте должна являться предметом особого внимания со стороны взрослых. Речь – это один из важнейших процессов развития человека, на основе формирования речи происходит становление его как личности. Влияние речи на формирование сознания, взглядов, убеждений, интеллектуальных, моральных, эстетических чувств очень велико, на этой основе формируется воля и характер. С помощью речи все психические процессы становятся управляемыми.
Под влиянием развития речи происходит формирование умственных качеств личности, решаются важные задачи всестороннего развития ребенка. Развитие речи идет по нескольким направлениям: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления.
На сегодняшний день многие дети все больше времени проводят за компьютером, чем в живом общении, что приводит к ухудшению поведения, рассеянности и потери интереса к чтению, произведения фольклора и художественная литература (колыбельные песни, пестушки, потешки и т.д.) не интересуют современных детей. При планировании работы с детьми дошкольного возраста, взрослые мало используют произведения художественной литературы.
Важнейшим источником формирования выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе и малые фольклорные формы (пословицы, поговорки, загадки, считалки, дразнилки, заклички, приговорки, кричалки и т.д.). Применяя художественную литературы в работе с детьми взрослый легко устанавливает эмоциональный контакт с ребенком, обогащает речь и расширяет его словарь, формирует доброжелательное отношение к окружающему миру, то есть они играют немаловажную роль во всестороннем развитии детей. Деление фольклора на жанры позволяет в определённом возрасте ребёнка обогащать его духовный мир, развивать чувство патриотизма, уважение к прошлому своего народа и старшему поколению, изучение его традиций, усвоение морально-нравственных норм поведения в обществе.
Художественная литература развивает устную речь ребёнка, влияет на его духовное развитие, на этой основе происходит развитие воображения и фантазии. Используя в своей речи малые формы фольклора, дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику. С помощью них можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития старших дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.
По итогам работы можно сделать вывод: использование художественной литературы положительно влияет на речевое развитие детей дошкольного возраста, если будет проводиться планомерная, методически грамотная работа со стороны педагога в тесной взаимосвязи с родителями.

  

 

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава I. Теоретические аспекты развития речи детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы
1.1. Развитие речи детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема
Ребенок с появлением на свет нуждается в непременном общении с окружающими его взрослыми, эта та потребность, которая постоянно находится в стадии развития, сначала появляется потребность в эмоциональном контакте, затем это потребность выражается в личностном общении и сотрудничестве. Овладение речью является одним из самых важных достижений ребенка на этапе дошкольного детства. Процесс развития речи рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.
Ребенок не рождается со сложившейся речью. Постепенно, раз за разом, он учится правильно и четко произносить звуки, связывать слова между собой, строить предложения, ясно и последовательно излагать свои мысли.
Проблемам развития речи детей старшего дошкольного возраста посвящены исследования Д.Б. Эльконина [1], В. И. Яшиной, М. М. Алексеевой, А. А. Гуськовой [4] и др.
Освоение речи ребенком начинает происходить в дошкольном периоде, поэтому речь в этом возрасте должна являться предметом особого внимания со стороны взрослых. Речь – это один из важнейших процессов развития человека, на основе формирования речи происходит становление его как личности. Влияние речи на формирование сознания, взглядов, убеждений, интеллектуальных, моральных, эстетических чувств очень велико, на этой основе формируется воля и характер. С помощью речи все психические процессы становятся управляемыми.
Под влиянием развития речи происходит формирование умственных качеств личности, решаются важные задачи всестороннего развития ребенка. Развитие речи идет по нескольким направления: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления.
На сегодняшний день многие дети все больше времени проводит за компьютером, чем в живом общении, что приводит к ухудшению поведения, рассеянности и проблеме развития речи.
Речевое развитие ребенка является одним из основных факторов становления личности в дошкольном возрасте. Степень развития этой сферы определяет уровень сформированной познавательной и социальной мотивов ребенка, потребностей и интересов, знаний, умений и навыков, которые являются базисом личностной культуры. Овладение родного языка, родного слова начинается с раннего детства в семье, среди родителей и родных ребенку людей, а совершенствование ее продолжается в дошкольных учреждениях, школе и на протяжении всей жизни. Родной язык является общей основой обучения и воспитания детей в дошкольном учреждении. Овладение как средством познания и способом общения является наиболее весомым достижением дошкольного детства. Ведь психофизиологическими исследованиями доказано, что именно дошкольный возраст является наиболее благоприятным для овладения родным языком. До 5 – лет ребенок усваивает звуковую систему родного языка и осознает звуковой состав слова (Д. Эльконин), до 4,5 года усваивает падежные окончания и основные грамматические формы (О. Гвоздев), а с 5-ти лет овладевает монологической речью (С. Рубинштейн). Если ребенок по каким-то причинам будет изолирована от полноценного речевого общения в дошкольные годы, это негативно скажется на его дальнейшем речевом и умственном развития [1; 156].
Нарушение речи в определенной степени негативно влияет на весь психическое развитие ребенка, отражается на ее деятельности, поведении. Нарушение речи, ограниченность речевого общения могут влиять на формирование личности ребенка, вызвать специфические особенности эмоционально-волевой сферы, способствовать развитию отрицательных качеств характера (застенчивость, неуверенность, замкнутость, чувство неполноценности). Все это негативно всплывает на овладение грамоты, успешность в целом. Нередко случаются такие ситуации, когда об уровне развития ребенка, о ее готовности к школьному обучению судят по тому, в какой мере она в дошкольном возрасте овладела элементы грамоты: какие или сколько букв знает, умеет читать слоги, слова, умеет узнавать и воспроизводить в словах звуки и тому подобное. Другие виды речевых умений остаются без внимания тех, кто готовит его к школе.
Речевое развитие ребенка – это понятие значительно шире, чем его отдельные составляющие. Поэтому в работе с дошкольниками в области речевого развития необходимо уделить внимание в первую очередь этим его самым существенным составляющим. Именно от них будут в значительной степени будут зависеть успехи школьного обучения, в основе которых лежат такие виды речевых действий, как слушание и понимание, говорение, чтение и письмо. Уровень развития речи ребенка зависит прежде всего от общего психофизиологического развития (состояния нервных процессов, развития внимания, мышления), состояния фонематического слуха и речевого двигательного аппарата, общение со взрослыми и сверстниками, от целенаправленной работы взрослого с ребенком. Культура речи зависит не только от объема словаря ребенка, но и от того, как произносятся слова, с которой интонацией, громкостью, в каком темпе. Особенно внимательными нужно быть взрослым, всегда помнить – дети подражают им во всем, особенно в языке [4; 245].

 

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы