Фонетика Курсовая с практикой Гуманитарные науки

Курсовая с практикой на тему Особенности стилистического использования интонации

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ ИНТОНАЦИИ И ЕЁ ФУНКЦИЙ В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ 5
1.1. Понятие интонации, её основные функции 5
1.2. Интонация как составляющий компонент коммуникации 10
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ КОММУНИКАТИВНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ИНТОНАЦИИ И ЕЁ ФУНКЦИЙ В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ 13
2.1. Интонационная выразительность – важный элемент речи 13
2.2. Интонационные средства актуализации в процессе эмоционального высказывания 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 26

 

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Несмотря на широкое применение в лингвистике термина «интонация» и значительный опыт в области изучения особенностей интонации, вопрос о ее специфике в русском языке требует детального изучения и исследования.
Во всех ситуациях в говорящих в ведущей роли отмечена более сильная степень изменений интонационных показателей: повышение громкости, максимального диапазона голоса, ускорение темпа при переходе неофициальной темы.
Оценивая степень влияния заданных в эксперименте ситуативных факторов на интонацию, можно установить следующую иерархию: социальная роль> ситуация> тема. Это значит, что важнейшим фактором является характер социальных отношений между участниками беседы. Вместе с тем речь каждого говорящего, в том числе его интонация, является результатом взаимодействия этих перекрестных факторов, наслаиваются в процессе межличностного общения.
Важным фактом является то, что первыми источниками, в которых отмечался вопрос о вещании, могут считаться труды философов и риторов античности – основоположников теории стиля.
Повышение и снижение уровня голосового тона и громкости, ускорение и замедление темпа, также как и использование невербальных средств коммуникации, то есть мимики, кинесики, проксемики, как и смеха, плача, шепота – все должно подчиняться требованиям уместности для определенной конкретной ситуации, в общении с конкретными людьми, при обсуждении определенной темы.
Так, например, использование интонационных форм, присущих официальном речи, в неофициальном общении может быть воспринято либо как шутку, или как стремление подчеркнуть социальную дистанцию, выражение недовольства. С другой стороны, несоблюдение норм интонации в официальном речи, например, в лекции может расцениваться как неуважение к аудитории или некомпетентность лектора. И в том, и в противном случае усложняется процесс коммуникации.
Цель исследования – особенности стилистического использования интонации в современном русском языке.
Объект исследования – теоретический аспект изучения интонации и её функций в современном русском языке.
Предмет исследования – анализ коммуникативных особенностей интонации и её функций в современном русском языке.
Задачи исследования:
— изучить и описать понятие интонации, её основные функции ;
— изучить и описать интонацию как составляющий компонент коммуникации;
— охарактеризовать интонационную выразительность – важный элемент речи;
— проанализировать интонационные средства актуализации в процессе эмоционального высказывания.
Методы исследования – изучение научной литературы по теме, анализ, синтез.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Резюмируя проанализированный материал, мы пришли к следующим выводам:
— определение понятия интонации исследователями разных интонологичных школ имеют определенные различия, сходясь в принципиальных позициях по интонации как средства коммуникативно-прагматической актуализации высказывания;
— обусловленность потенциала актуализации эмоциональности высказывания интонационными компонентами основными функциями интонации;
— интонация как супрасегментный лингвистический фактор может изменить смысл высказывания за счет сложного взаимодействия частотных, динамических и темпоральных характеристик;
— в зависимости от ситуации общения, потребностей коммуникации и интенции говорящего те или иные компоненты интонации могут приобретать ведущую роль в выражении смысла эмоционального высказывания.
Перспективы дальнейшего исследования проблемы интонационного оформления эмоциональных высказываний усматриваются в анализе эмоциональной речи и соотнесения интонационных способов его актуализации с коммуникативно-прагматическими типами дискурсивных высказываний.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ ИНТОНАЦИИ И ЕЁ ФУНКЦИЙ В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ

1.1. Понятие интонации, её основные функции

Понятие интонации как лингвистического феномена было предметом исследования известных ученых разных эпох и стран (Г. П. Торсуева, А. И. Багмут, И. К. Белодед, М. С. Трубецкой и др.).
Их работы способствовали осознанию понятия «интонация» как главного языкового компонента устной речи.
Исторические этапы исследования интонационной стороны речи свидетельствуют о том, что первые попытки объяснений природы интонации сделанные в риторике, которая в XVII-XVIII вв. была составной частью грамматики. Языковеды того времени были заинтересованы вопросами звуковой речи, тесно связывали язык с речью, видели начало речи в речи.
Для известного российского ученого М. В. Ломоносова интонация была в полной мере составляющей языка и слова. Выдающийся ученый описал типичные виды интонации, а в голосе различал тесную связь с высотой, силой, продолжительностью и тембровой окраской. При этом ученый подчеркивал, что просодическими особенностями речи являются ее ритм и темп [1].
Фонетические традиции М. В. Ломоносова продолжал А. К. Востоков, который интонацию считал такой стороной речи, которая доводила речь (периоды и образующие их предложения) к полной логической завершенности.
В.А. Богородицкий – представитель экспериментальной методики. По его мнению, ударение выполняет важную семантическую функцию интонации.
Г. Торсуев, который экспериментально исследовал и сравнивал английскую и русскую интонации, пришел к выводу, что в отличие от английского, в русском языке есть два разных типа нисходящего тона и два типа восходящего тона интонации [11].
Интонация тесно связана с эмоциональной речью, в которой своеобразным интонационным оформлением передаются различные эмоциональные оттенки. Однако, кроме эмоционально насыщенной речи, она присуща и эмоционально нейтральной речи, в которой степень эмоциональности есть незначительной. Интонация эмоционально нейтральной речи и дает возможность установить определенные критерии интонационного строя речи вообще, определить функции речевой интонации.
Многие спорные вопросы в области интонации находят свое решение, когда интонация рассматривается не как изолированный феномен и не как дополнительный раздел к фонетике или синтаксису, а как равноправное языковое средство, которое участвует в передачи содержательной стороны высказывания как основной единицы речевого общения.
Известный современный лингвист британской школы интологии Д. Кристал выделяет следующие функции интонации:
— эмоциональная – для выражения широкого спектра эмоциональных и модальных отношений говорящего – удивления, сдержанности, волнения и т.д.;
— грамматическая – для маркировки грамматических контрастов (вопрос – утверждение);
— информативного структурирования для маркировки новой и известной информации в высказывании (тема-рема);
— текстуальная – для создания больших фрагментов дискурса (просодическая связность дискурса);
— психологическая – для организации вещания, лучше воспринимаются и запоминаются [14].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы