Курсовая с практикой на тему Особенности развития познавательного интереса младших школьников на уроках окружающего мира
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА 8
1.1. Сущность понятия «познавательный интерес» 8
1.2. Особенности развития познавательного интереса у младших школьников на уроках окружающего мира 17
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 25
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА 26
2.1. Диагностические методики, направленные на выявление уровня познавательного интереса у младших школьников 26
2.2. Уроки окружающего мира, направленные на развитие познавательного интереса у младших школьников 29
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 40
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 44
Введение:
В психолого-педагогической науке установлено, что познавательный интерес выступает ведущей и ключевой составляющей мотивации учения. По мнению ряда авторов (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, Ю. Н. Кулюткин, А. Б. Орлов, А. К. Маркова, С. Л. Рубинштейн), познавательный интерес — это мотив, лежащий в основе учебной деятельности, придающий ей творческий, устремленный характер [14, 18, 31]. В Федеральном государственном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) определены основные цели, одной из которых является развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, развитие умения учиться [35].
Проблема познавательного интереса в обучении не нова. В самых разнообразных трактовках проблемы её функцию все видели в том, чтобы приблизить учащегося к учению, приохотить так, чтобы учение для ученика стало желанным, потребностью, без удовлетворения которой немыслимо эффективное обучение.
Цель учителя заключается в том, чтобы обеспечить не общую активность в познавательной деятельности, а активность, нацеленную на овладение ведущими знаниями и способами деятельности. Активизация учения есть, прежде всего, организация действий учащихся, направленных на понимание и разрешение конкретных учебных проблем. Проблема – это всегда знание о незнании, т.е. осознание недостаточности знаний для удовлетворения образовавшейся познавательной потребности. А это значит, что учитель должен не только сообщать знания (преподавание), но и управлять процессом их усвоения, воспитывать и способствовать развитию ученика, формировать у него необходимые личностные качества. Цель ученика в данном аспекте – приобретать знания и, путем самовоспитания, стремиться к самосовершенствованию, развивая у себя ценные черты характера и личности.
Развитие познавательного интереса – сложная задача, от решения которой зависит эффективность учебной деятельности младших школьников. В педагогике и психологии разработаны общие подходы к развитию познавательного интереса у обучающихся. Установлено, что интерес проявляется как к содержанию учебного материала, так и к организации познавательной деятельности. По утверждению психологов, активизация познавательной деятельности способствует развитию познавательного интереса.
Однако познавательный интерес не всегда побуждает личность к активной учебной деятельности. Эти интересы только в том случае превращаются в необходимую жажду познания, поднимаются на уровень духовной потребности, когда они включены в общую систему мотивов, определяющих жизненные позиции личности, её направленность.
Противоречие определяется необходимостью развития познавательной активности младших школьников и недостаточным применением возможности совершенствования данного феномена.
Вопросы активизации учения, учащихся относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности в обучении имеет определенное значение, т.к. обучение и развитие носят деятельностный характер, и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания учащихся. При выборе тех или иных методов обучения необходимо, прежде всего, стремится к продуктивному результату. При этом от учащегося требуется не только понять, запомнить и воспроизвести полученные знания, но и уметь ими оперировать, применять их в практической деятельности, развивать, ведь степень продуктивности обучения во многом зависит от уровня активности учебно-познавательной деятельности учащегося.
Целую концепцию преподавания и обучения, базирующуюся в возбуждении познавательной заинтересованности младших школьников, в организацию их коллективной заинтересованной деятельности с учителем, разрабатывал Ш.А. Амонашвили. По мнению советского психолога Л.С. Выготского, познавательный интерес — это «естественный двигатель детского поведения», он является «верным выражением инстинктивного стремления; указанием на то, что деятельность ребенка совпадает с его органическими потребностями» [14, c. 72].
Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Использование занимательного материала на уроках окружающего мира помогает активизировать учебный процесс, развивает познавательную активность, наблюдательность детей, их внимание и память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому. Занимательный материал развивает у детей творческое воображение, образное мышление, снимает утомление.
Объект исследования: учебный процесс направленные на развитие познавательного интереса у младших школьников.
Предмет исследования: условия развития познавательного интереса младших школьников на уроках окружающего мира.
Цель исследования: подобрать задания, направленные на развитие познавательного интереса у младших школьников на уроках окружающего мира.
В соответствии с целью сформированы следующие задачи исследования:
1. изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования;
2. выделить способы формирования познавательного интереса младших школьников на уроках окружающего мира;
3. подобрать диагностические методики, направленные на выявление уровня познавательного интереса у младших школьников;
4. разработать уроки окружающего мира, направленные на развитие познавательного интереса у младших школьников.
Методы исследования:
1) теоретический анализ методической литературы;
2) наблюдение за учебно-воспитательным процессом начальной школы;
3) моделирование в процессе отбора методов, средств обучения, которые способствуют развитию познавательного интереса к учебному предмету математике, и использование их во внеурочной работе;
4) экспериментальный (констатирующий и формирующий эксперимент);
5) математический в процессе анализа экспериментальных данных.
Практическая значимость исследования: состоит в том, что разработанные уроки по окружающему миру, направленные на развитие познавательного интереса у младших школьников, могут быть использованы учителями начальной школы.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка используемой литературы.
Заключение:
Развитие познавательного интереса младших школьников к изучению фенологического материала можно осуществить в рамках изучения окружающему миру. В обязательном минимуме содержания начального образования рекомендуется проводить регулярные наблюдения за погодой и сезонными изменениями в природе. При помощи наблюдений учащиеся выявляют причинно-следственные связи, устанавливают закономерности явлений, проникают в их сущность. Фенологические наблюдения содержат много ценных педагогических элементов, дают простор исследовательской работе. Их проведение помогает развитию внимания, наблюдательности, памяти, логического мышления детей – качеств, необходимых при изучении курса «Окружающий мир».
Учебный предмет «Окружающий мир» выполняет интегрирующую функцию и помогает формировать у детей целостную научную картину природного, социального и культурного мира, раскрывает суть отношений человека с природой, обществом, помогает в осознании своего места и роли в окружающей нас среде. В УМК А.А. Плешакова представлены задания по развитию познавательного интереса младших школьников к изучению фенологического материала Однако они могут быть дополнены в рамках реализации следующих педагогических условий: включение младших школьников в проведение фенологических наблюдений, анализ и обобщение их результатов; моделирование схем причинно-следственных связей по сезонам года; сочинение фенологических сказок; организация защиты продуктов фенологических проектов на уроках и пр.
Во второй главе курсовой работы были рассмотрены диагностические методики, направленные на выявления уровня познавательного интереса младших школьников. В частности, был представлен тест, предложенный Л.И. Божович, состоящий из 3-х частей: 1 — позволяет выявить умение выводить следствия, 2 — умение находить проблему, 3 — умение представлять последствия событий. И «Методика с конвертами» Г.И. Щукиной, направленная на выявления уровня познавательного интереса младших школьников через учебную деятельность.
Также нами была разработана серия уроков по развитию познавательного интереса младших школьников на уроках окружающего мира с соблюдением педагогических условий. Серия уроков включала следующие виды деятельности младших школьников: сочинение фенологической сказки о весне, составление и ведение фенологического календаря, выполнение творческих заданий по проекту, выявление причинно-следственных связей, выполнение поисковых заданий на экскурсии в парк, осуществление наблюдения за опытом на уроке.
Таким образом, поставленные цели и задачи исследования выполнены. Можно сделать вывод о том, что реализованная серия уроков по окружающему миру является эффективной в процессе развития познавательного интереса младших школьников.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
1.1. Сущность понятия «познавательный интерес»
Одним из основных показателей становления личности школьника является познавательный интерес, уровень развития которого в значительной мере определяет продуктивность процесса обучения. Важность развития познавательного интереса у учащихся в современных условиях обучения не вызывает никаких сомнений. Однако вопрос о том, каким образом достигнуть наибольшего эффекта в его развитии, до сих пор остается открытым. Решение этой проблемы невозможно без теоретического обоснования сущности понятия «познавательный интерес».
Рассматривая данный вопрос, мы будем опираться на теоретические положения психологии и педагогики, раскрывающие сущность и основные характеристики интереса, его значение в развитии личности.
Интерес в буквальном переводе с латинского (interest) означает — «важно, имеет значение».
В педагогической энциклопедии интерес трактуется как реальная причина действий человека, стремление к познанию человека или явления, к овладению той или иной деятельностью. Понятие «интерес» многозначно. Его содержание связывают как с характеристикой социальных групп разной общности (общественные интересы), так и с характеристиками личности (личностные интересы) [14, с. 316].
Познавательный интерес – рассматривается как избирательная направленность личности на те или иные предметы окружающей действительности. Эта направленность характеризуется стремлением к познанию чего-то нового, не известного ранее, к получению новых, более полных и глубоких знаний. Укреплять и развивать познавательный интерес становится приоритетным направлением в работе педагога, тем самым он способствует развитию у учащегося положительного отношения к учению. Поисковый интерес носит поисковый характер. Благодаря его влиянию у учащихся постоянно возникает потребность в нахождении ответов на интересующие их вопросы, как при помощи педагога, так и самостоятельно. При этом поисковая деятельность имеет активный характер, совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от достигнутых успехов. Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов — мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность [8, с. 231].
Познавательный интерес – один из важнейших мотивов учения школьников. Его действие очень сильно. Под влиянием познавательного интереса учебная работа со слабых учеников протекает более продуктивно.
Познавательный интерес при правильном участии со стороны педагогов может и должен стать устойчивой чертой личности ребенка и оказывать сильное влияние на его развитие.
Познавательный интерес выступает перед нами и как сильное средство обучения. Классическая педагогика прошлого утверждала – ” Смертельный грех учителя – быть скучным”. Когда ребенок занимается из-под палки, он доставляет учителю массу хлопот и огорчений, когда же дети занимаются с охотой, то дело идет совсем по-другому. Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически и невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества.
Познавательный процесс направлен не только на сам процесс познания, но и на его результат, что всегда связано со стремлением достичь цели, с преодолением трудностей, с волевым напряжением и усилиями. Познавательный интерес – не враг волевого усилия, а верный его союзник. В интерес включены, следовательно, и волевые процессы, способствующие организации, протеканию и завершению деятельности.
Следовательно, в познавательном интересе взаимодействуют все важнейшие проявления личности.
Цель современной начальной школы — не просто давать знания, а формировать личность, которая умеет и хочет учиться, занимает позицию активного субъекта деятельности. Учитель должен выступать в роли помощника, организатора педагогического взаимодействия с учеником, направленного на развитие активности, самостоятельности, познавательных, творческих способностей, формирования познавательного интереса, который характеризуется инициативностью поисков, самостоятельностью учащихся в получении знаний. Развитие познавательных способностей и навыков предполагает изменение не только общей направленности активной личности, но и ее эмоциональной сферы: производится позитивное отношение к критике и желание делиться идеями с другими, зарождается склонность к самоанализу, воспитывается уверенность и настойчивость, формируется умение применять идеи на практике и тому подобное.
Изучение педагогических источников показало, что познавательный интерес рассматривают во взаимосвязи с познавательной активностью, познавательной самостоятельностью, познавательной деятельностью учащихся [4, с. 3-7].
Как известно, познавательный интерес стимулирует познавательную активность учащихся и тем самым направляет развитие умственной, психической и социальной сферы личности, создает условия для формирования творческой учебной деятельности ученика. Поэтому в отечественной психолого-педагогической литературе очень много внимания уделяется исследованию проблем развития познавательного интереса (Н.М. Бибик, М.Ф., Беляев, Л. И. Божович, Д.И. Водзинский, Л.Д. Гордон, В.П. Корнеев, А.Г. Ковалев, В.А. Крутецкий, В.И. Лозовая, Н. Морозова, В.А. Онищук, В.Ф. Паламарчук, Я. Савченко, Т.И. Шалева, Г.И. Щукина и др.)
Однако в литературе еще нет единства в трактовке понятия «познавательный интерес». Так, например, психолог С.Л. Рубинштейн под познавательным интересом понимает любую форму направленности личности. Г.И. Щукина — выборочную направленность человека, по области познания. Л.И. Божович — потребность человека, Л.М. Кузнецова — выбор из окружающей жизни того, что ценно для человека [9, с. 72], [31, с. 448].
Такое многообразие взглядов объясняется тем, что интерес как свойство направленности личности — сложное явление. Таким образом, авторы по-разному подходят к освещению сущности интереса, его психологической природы. Общим в большинстве научных исследований является взгляд на познавательный интерес как субъективное стремление личности к познанию предметов и явлений окружающей действительности. Он связан с особыми эмоциональными проявлениями и различными аспектами личного развития.
Психическая природа познавательного интереса очень сложная. С.Л. Рубинштейн определял интерес как специфическую направленность личности, которая лишь опосредованно обусловлена осознанием ею общественных интересов. Каким бы высоким ни был уровень осознания человеком объективной значимости соответствующих задач для общества, это не исключает эмоциональной привлекательности того, что вызывает интерес. Однако интерес в психологическом его значении не тождественен ни общественному интересу в целом, ни субъективной его составляющей [31, с. 448].