Курсовая с практикой на тему Особенности развития мышления детей старшего дошкольного возраста в процессе конструирования из бумаги.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 2
Глава 1. Теоретическое изучение особенностей развития мышления старших дошкольников с помощью конструирования из бумаги 5
1.1 Развитие мышления детей дошкольного возраста 5
1.2. Возможности конструирования из бумаги для развития мышления дошкольников 11
Глава 2. Экспериментальное изучение уровня мышления дошкольников 20
2.1. Организация и методики исследования уровня мышления детей старшего дошкольного возраста 20
2.2.Анализ полученных результатов исследования мышления старших дошкольников 23
Заключение 31
Список литературы 33
Введение:
Актуальность исследования. Период дошкольного детства является особым временем для интенсивного психического развития детей. В это время происходит закладка основ всех психических свойств и качеств личности, познавательные процессы и виды деятельности. При этом данный период характеризуется активным познанием окружающей действительности, дети знакомятся с предметами, узнает их свойства и качества, овладевает речью и различными видами деятельности, а так же у них формируется наглядно-речевые и наглядно-образные элементы словесно-логического мышления.
Развитие мышления является необходимым для выполнения различных функций в разных сферах деятельности человека. Способность мыслить в образах и оперировать ими, важна каждому человеку для осуществления его деятельности. Следует заметить, что психологические особенности развития образного мышления в старшем дошкольном возрасте имеют специфические черты. Считается, что мышление ребенка в этот возрастной период наглядно и конкретно, поэтому говоря об образном мышлении, важно учитывать наглядность.
Степень изученности темы. В отечественной психологии и исследованиях, связанных с изучением интегрального влияния процесса обучения на развитие мышления детей, накоплен большой опыт диагностики таких компонентов теоретического мышления, как анализ, рефлексия, планирование (Я.А. Пономарев, В.Н. Пушкин, А.З. Зак, В.Х. Магкаев, А.М. Медведев, П.Г. Нежнов и др.), системность (В.В. Рубцов, Н.И. Поливанова, И.В. Ривина), предметность, системность и обобщенность (Г.Г. Микулина, О.В. Савельева). Особенности формирования и развития мышления детей старшего дошкольного возраста рассматриваются в трудах множества исследователей, среди которых Л.С. Выготский, И.В. Дубровина, А.Р. Лурия, Ж. Пиаже, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и др.
Осмысление наработок отечественной психологии по вопросам развития мышления у детей обозначило проблему настоящего исследования: теоретическое обоснование и практическая реализация развития мышления у детей старшего дошкольного возраста с помощью конструирования из бумаги.
Объектом исследования является мышление детей старшего дошкольного возраста.
Предметом выступают особенности развития мышления в старшем дошкольном возрасте с помощью конструирования из бумаги.
Целью исследования является определение особенностей развития мышления в период старшего дошкольного возраста с помощью конструирования из бумаги.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
1. Изучить возрастные особенности и факторы развития мышления в старшем дошкольном возрасте.
2. Определить специфику использования конструирования из бумаги для развития мышления детей старшего дошкольного возраста.
3. Организовать и провести экспериментальное исследование особенностей мышления детей.
4. Проанализировать полученные результаты исследования мышления старших дошкольников и составить методические рекомендации по использованию конструирования из бумаги для развития мышления детей.
Методы исследования:
1) теоретические (анализ, синтез, обобщение данных по теме исследования);
2) эмпирические (анкетирование, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент);
3) методы количественной и качественной обработки данных.
Диагностический инструментарий представлен рядом методик: методика «Нелепицы» Р.С. Немова, методика «Что здесь лишнее?» Р.С. Немова и тест «Цветные Прогрессивные Матрицы» Дж. Равена.
Структурно работа состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения, списка литературы и приложений.
Заключение:
Итак, процесс мышления человека представляет собой психический процесс, который помогает субъекту находить и получать новые знания, искать решения различных задач. Процесс мышления человека обладает специфическими характеристиками, такими как опосредованность, протекание которой происходит исключительно благодаря опоре на знания. Мыслительные процессы отталкиваются от созерцания предмета или явления, но к ним не сводятся, в них происходит отображение взаимодействий объектов и событий в словесной форме, наличествует связь с практической деятельностью субъектов.
Мышление – это психический процесс, с помощью которого человек решает поставленную задачу. Результатом мышления является мысль, которая выражена в словах. Поэтому, мышление и речь тесно связаны между собой. С помощью мышления мы получаем знания, поэтому очень важно его развивать уже с детства.
Мышление развивается в три этапа:
• Наглядно-действенное (когда ребёнок мыслит через действие с помощью манипулирования предметом) – это основной вид мышления ребёнка раннего возраста.
• Наглядно-образное (когда ребёнок мыслит при помощи образов с помощью представлений явлений, предметов) – является основным видом мышления ребёнка дошкольного возраста.
• Словесно-логическое (когда ребёнок мыслит в уме с помощью понятий, рассуждений, слов) – этот вид мышления начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте.
У детей старшего дошкольного возраста основными являются первые два вида мышления. Если у ребёнка хорошо развиты все виды мышления, то ему легче решать любые задачи, и он тем самым добивается большего успеха в жизни.
В ходе проведенного исследования было определено, что большинство детей старшего дошкольного возраста, которые принимали участие в экспериментальном исследовании, имеют средний и низкий уровень сформированности мышления, при этом очень высоких показателей по всем выбранным методикам диагностики практически не встречается.
Это позволяет сделать вывод о необходимости организации целенаправленного процесса по развитию мышления старших дошкольников с целью их умственного развития в целом, для успешности которого можно применять методику конструирования из бумаги.
Конструирование из бумаги – увлекательное занятие для дошкольников всех возрастов. Такая деятельность имеет огромное значение в формировании эстетического вкуса, творческой фантазии, конструктивного мышления детей. Особую радость ребенку доставляет тот момент, что он видит ощутимый результат своего труда – игрушку, с которой можно поиграть или украсить свою комнату. Полученный результат труда поднимает самооценку, воспитывает самостоятельность, желание развиваться дальше. Если в младшем дошкольном возрасте бумажные изделия дошкольников достаточно просты, то старшие дошкольники часто создают настоящие шедевры.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретическое изучение особенностей развития мышления старших дошкольников с помощью конструирования из бумаги
1.1 Развитие мышления детей дошкольного возраста
Каждый возрастной этап жизненного пути человека характеризуется своими особенностями процесса мыслительной деятельности. Рассматривая процесс мышления в дошкольном возрасте, большинство исследователей говорят о том, что исходя из специфичности и значимости данного возрастного этапа в жизни каждого человека, мышление нужно рассматривать во взаимосвязи с умственным развитием дошкольника [20].
Логика – очень важный навык для человека, поэтому важно развивать в детях логическое мышления с раннего детства. Развитие логики способствует развитию мышления, анализу действий и учат детей решать проблемы.
Логическое мышление – это способность и умение производить простые логические действия самостоятельно. Развитие логического мышления у дошкольников не может происходить само собой. Важно осуществлять целенаправленную работу совокупно родителями, воспитателями и так далее. [7].
В современной психологии формы мышления — наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое рассматриваются как последовательные стадии онтогенетического развития мышления ребёнка. Как указывает Н.Н. Поддьяков [35], можно ускорить и интенсифицировать прохождение тех или иных этапов развития мышления, но нельзя миновать ни один из них без ущерба для психического склада личности в целом.
В самом раннем периоде свой жизни, в возрасте полутора – двух лет, малыш «размышляет» руками – разбирает, исследует, иногда ломает, таким образом, пытаясь в доступной форме исследовать и сформировать своё представление о том, что его окружает.
Поэтому можно говорить о наглядно-действенном образе мышления. То есть, мышление ребёнка полностью обусловлено его активными действиями, направленными на исследования и изменения окружающих его предметов [18].
На следующем этапе, с трёх-четырёх лет и до первого класса, у ребёнка активно формируется наглядно-образный тип мышления. Это не означает что, предыдущий, наглядно-действенный, вытесняется. Просто помимо уже имеющихся навыков освоения окружающих предметов путём активного восприятия их «руками», кроха начинает мыслить, оперируя системой образов.
В возрасте 5-7 лет у дошкольников начинает активно развиваться следующий тип мышления – словесно-логический. Умение не просто сообщать факты, но и подвергать их развёрнутому анализу в словесной форме говорит о хорошо развитом словесно-логическом мышлении [4].
Универсальными мыслительными операциями, присущими мышлению человека, являются анализ, синтез, сравнение, обобщение и классификация. Именно способностью пользоваться этими операциями и определяется развитие мышления у детей дошкольного возраста [28].
Процесс формирования логических приемов мышления у дошкольников может осуществляться при помощи дидактических игр и упражнений. Он проходит поэтапно и для каждого этапа подбираются упражнения и игры, которые соответствуют возрастному развитию дошкольников [5].
Таким образом, формирование у детей качественно нового мышления связано с развитием мыслительных операций. В период дошкольного возраста они интенсивно развиваются и начинают выступать как способ умственной деятельности. Заметим, что основой всех мыслительных операций выступают анализ и синтез. Так же следует заметить, что дошкольники могут сравнивать объекты по многочисленным признакам, в конце младшего дошкольного возраста они замечают даже незначительное сходство между внешними признаками предметов и могут выражать такие различия в слове.
Далее дети постепенно переходят от оперирования внешними признаками к раскрытию объективно более существенных для предмета признаков. Более высокий уровень обобщения позволяет ребенку освоить операцию классификации, которая предполагает отнесение объекта к группе на основе видо-родовых признаков. Развитие умения классифицировать предметы связано с освоением обобщающих слов, расширением представлений и знаний об окружающем и умением выделять в предмете существенные признаки. Причем, чем ближе предметы к личному опыту дошкольника, тем более точное обобщение он делает. Ребенок, прежде всего, выделяет группы предметов, с которыми он активно взаимодействует: игрушки, мебель, посуду, одежду [32].
По мнению таких авторов как Н.Н. Поддъяков [35], Е.Л. Яковлева [48] и В.В. Давыдов [14], дошкольный возраст является этапом интенсивного психического развития. Они так же отмечают, что главная особенность данного периода заключается в том, что прогрессивные изменения можно увидеть во всех сферах, начиная от совершенствования психофизиологических функций и заканчивая формированием сложных личностных новообразований.
По материалам исследования Московского института мозга, ученые говорят о том, что самые сложные лобные области окончательно формируются к 6-7-летнему возрасту. В данных отделах мозга развиваются ассоциативные зоны, которые способствуют формированию мозговых процессов, определяющих проявления сложных интеллектуальных действий, которые связаны с логическим мышлением. При этом исследователи говорят, что значительная морфологическая перестройка мозговых структур к старшему дошкольному возрасту сопровождается различными существенными изменениями в активности головного мозга, отражаясь на психических функциях индивида [45].
Ж. Пиаже указывает, что необходимо различать две простые функции мысли, а именно функцию объяснения и функцию включения, составляющие по большей части единство деятельности мысли, чем две замкнутые области [32].
Следует отметить, что тенденция детской мысли заключается не только в том, чтобы во всем ставить на первый план намерение объяснить происходящие явления, но также в том, чтобы найти основание всему. Именно отсюда исходит функция включения [47].
При этом, направление функции объяснения центробежное. Другими словами, мысль выделяет из намерений материальный результат, а какое-либо действие или событие являются вытекающими оттуда. Что касается функции включения, то она центростремительна, потому что от намерения мысль переходит к мотиву, который им руководит, к идее. Таким образом, функция объяснения стремиться к предметам, а функция включения – к идеям или суждениям. Однако изначально мысль ребенка является удаленной как от идеи, так и от предметов, занимая промежуточную позицию.
Развитие ранней формы мыслительной деятельности постепенно приводит к появлению у ребенка образного мышления, интенсивное развитие которого приходится на дошкольный период. Его простейшие проявления наличествуют в раннем детстве, однако задачи, которые решает ребенок в области представлений и образов, в основном являются примитивными. Со временем перед ребенком становятся задачи, которые требуют установление зависимостей между несколькими явлениями или свойствами [6].
Один из исследователей, В.В. Зеньковский, указывает, что решение таких задач ребенок начинает искать в основном в плане представлений. Но ко времени старшего дошкольного возраста образное мышление начинает характеризоваться конкретностью образов [17].
Говоря о понимании, то основной его чертой в период дошкольного возраста является несформированность приемов логического мышления. Так, Г.Д. Чистякова указывает, что у ребенка в младшем дошкольном возрасте не существует поиска связей в материале, а основное преобразование информации заключается в переводе отдельных смысловых элементов материала на язык своего опыта. Поэтому чем богаче такой опыт, тем больше количество связей необходимо перерабатывать и увеличиваются возможности перехода на ступень высших мыслительных операций [36].