Курсовая с практикой на тему Особенности развития художественных способностей детей 5-6 лет в изобразительной деятельности
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ 7
1.1. Сущность и структура художественных способностей детей 7
1.2. Физиологические особенности дошкольников и их психология в изобразительной деятельности детей 10
1.3. Анализ методик развития художественных способностей детей 5-6 лет в изобразительной деятельности 13
Выводы по первой главе 16
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 18
2.1. Анализ группы детей, участвующих в эксперименте 18
2.2. Описание методик исследования 18
2.3. Результаты исследования 21
Выводы по второй главе 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29
ПРИЛОЖЕНИЯ 32
Введение:
Изменения в общественно-экономической жизни России указывают на необходимость воспитания творческой личности, которая была бы способна быстро адаптироваться к новым условиям, быстро усваивать необходимые знания и умения. Необходимо не только давать знания детям, но и воспитывать самостоятельную личность с развитым творческим потенциалом, которая могла бы ориентироваться в новой ситуации и решать нестандартные задачи. Вопросы развития творческого потенциала, творческой инициативности приобретают в наши дни особое значение.
Несмотря на наличие ряда работ по развитию художественных способностей детей в различных видах деятельности, вопрос, рассматривающий развитие художественных способностей в условиях изобразительной деятельности является недостаточно изученным.
Актуальность исследования определяется:
социальным заказом на воспитание творческой личности, способной понимать и анализировать происходящие процессы, усваивать знания;
потребностью в разработке педагогических технологий развития художественных способностей дошкольников средствами изобразительного искусства (краткосрочный рисунок);
необходимостью обновления существующей практики работы с дошкольниками по развитию их художественных способностей в процессе изобразительной деятельности.
Меняются детские поколения, а также точки зрения на художественные и психолого-педагогические условия развития художественных способностей детей. Следовательно, должна изменяться и обогащаться практика работы с дошкольниками.
Степень изученности. Концептуальные основы исследования проблем творчества заключаются в трудах философов (М.М. Бахтин, Н.А. Бердяев, И. Кант), педагогов и психологов (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, А.Н. Лук, А.М. Матюшкин, Я.А. Пономарев, Б.М. Теплов).
Проблемы развития детского изобразительного творчества были в центре внимания таких ученых, как: А.В. Бакушинский, Д.Б. Богоявленская, Л.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, Г.Г. Григорьева, Н.А. Дудина и др.
Дидактическое и практическое значение данной проблемы, необходимость ее разрешения определили выбор темы научного исследования: «Развитие художественных способностей детей (5-6 лет) на занятиях краткосрочным рисунком в детской художественной школе».
Цель исследования: анализ особенностей развития художественных способностей детей 5-6 лет в изобразительной деятельности.
Объект исследования: воспитательно-образовательный процесс.
Предмет исследования: развитие художественных способностей дошкольников.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом, целью исследования определены следующие задачи исследования:
1) исследовать сущность и структуру художественных способностей детей 5-6 лет;
2) изучить возрастные физиологические и психологические особенности дошкольников и их проявления в изобразительной деятельности детей;
3) рассмотреть современные подходы к развитию художественных способностей дошкольников в процессе изобразительной деятельности;
4) описать содержание, проанализировать результаты обучающего эксперимента;
Структура представлена введением, двумя главами, заключением, списком литературы и приложениями.
Заключение:
В результате проведённого исследования сделаны следующие выводы.
Художественные способности – это совокупность индивидуально-психологических особенностей человека, отличающая его от других людей, действующая на основе художественных задатков и определяющая успешность осуществления любой деятельности, вносящая в нее творческое начало.
Детская личность целостна и уникальна. Развиваясь как личность, ребенок формирует и раскрывает свою собственную природу, присваивает и создает предметы культуры, обретает круг значимых лиц, проявляет себя.
Изобразительная деятельность является деятельностью, наиболее отвечающей психофизиологическим особенностям, а также этапам и механизмам развития художественных способностей детей 5-6 лет. В дошкольном возрасте происходит переход между «наивным творчеством» и периодом первичной нормативности. Это период преобладания активности, творчества и эмоциональности [19].
Детский рисунок – это, прежде всего, личностный смысл, выраженный на листе бумаге. Основные виды рисунка – долгосрочный и краткосрочный (набросок). Краткосрочный рисунок обладает особыми возможностями в развитии художественных способностей детей, так как на этом рисунке: передается общее впечатление, самое главное в изображаемом; отражается первое впечатление, то, что поразило и заинтересовало; есть значительная доля условности.
Констатирующий этап выявил недостаточный уровень развития художественных особенностей детей (средний и низкий). Наименее развитые компоненты – сложность, разработанность и самостоятельность.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ
1.1. Сущность и структура художественных способностей детей
В начале XXI века не останавливается поиск эффективных методов и технологий воспитания и обучения. В наши дни происходят изменения в содержании дошкольного образования, в общем стиле и характере педагогического процесса. Это выражается в том, что педагоги все чаще отказываться от авторитарного стиля, жестко регламентированного обучения, принимают идеи гуманной психологии и гуманистической педагогики. Целями педагогической системы наших дней должны быть: активизация личностного потенциала, развитие воображения и фантазии детей, привитие творческого отношения к действительности и своей деятельности. Это то, что поможет привести подрастающего человека в соответствие и резонанс с усложняющимся миром [14].
Ключевой ценностью современного педагогического процесса является высвобождение художественных способностей детей. Здесь следует помнить, что раннее усвоение готовых форм отучает детей творчески мыслить, закрепощает личность. Главное в педагогике творчества – помочь ребенку осознать собственные возможности, почувствовать позитивность активного, преобразующего творческого начала. В то же время, это и воспитание потребности занять собственную индивидуальную позицию, принимать самостоятельные решения, не бояться выйти за установленный круг известного. Важным является и умение творческого человека видеть и принимать множественность точек зрения, видеть широкую картину возможностей и взаимосвязей [7].
Развитие художественных способностей личности тем эффективнее, чем раньше оно начинается. В связи с этим важным является поиск условий и средств развития художественных способностей дошкольников. Дошкольное детство