Курсовая с практикой на тему Особенности поведения старших дошкольников 7 лет с ЗПР.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Оглавление Введение. 3
Глава 1. Теоретические основы изучения поведения детей
старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. 5
1.1. Понятие задержки психического развития: причины,
виды.. 5
1.2. Поведение детей с нормальным развитием в системе
межличностных отношений 10
1.3. Поведение детей с задержкой психического развития в
системе межличностных отношений. 20
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей поведения
детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. 25
2.1. Организация и методики исследования особенностей
поведения детей старшего дошкольного возраст с задержкой психического развития. 25
Заключение. 29
Список использованной литературы.. 30
Введение:
Актуальность
исследования. В исследованиях ученых, проведенных в
последние годы, намечена тенденция роста числа детей, развивающихся с
отклонениями в психическом развитии. Дети с задержкой психического развития
(ЗПР) составляют значительную часть среди таких детей. Понятие это
употребляется по отношению к детям, которые имеют слабо выраженную органическую
недостаточностью ЦНС. Детям данной категории свойственны специфические
нарушения опорно-двигательного аппарата, слуха, зрения, тяжелые речевые нарушения,
при этом они не являются умственно отсталыми детьми, что негативно сказывается
на их межличностных отношениях с окружающими (сверстниками и взрослыми).
Сущность задержки
психического развития в общем виде заключается в том, что у таких детей
замедленно происходит развитие памяти, мышления, восприятия, внимания, речи,
эмоционально-волевой сферы, отмечается отставание от норм. Ограниченность
психических и познавательных возможностей не дают возможности таким детям
успешно справляться с задачами и требованиями, предъявляемыми им обществом.
Проблема поведения,
общения и взаимодействия с окружающими детей с ЗПР не теряет своей актуальности
на протяжении многих лет. На современном этапе развития общества ее
актуальность возрастает при изучении проблемы межличностных отношений.
Социально приемлемое поведение и положительные отношения между детьми с ЗПР,
благоприятный социально-психологический климат – одно из условий их успешного
развития и коррекционной работы детей данной категории.
Проблема поведения в
межличностных отношениях изучалась таким исследователями, как
Г.М. Андреева, А.А. Бодалев, А.Д. Глоточкин, А.И. Донцова,
И.В. Дубровина, А.Л. Журавлева, Ю.М. Забродин,
Я.А. Коломинский, Е.С. Кузьмин, А.К. Маркова и др.
Цель
исследования состоит в выявлении и описании специфики
поведения детей с задержкой психического развития в межличностных отношениях
детей с задержкой психического развития.
Объектом
исследования является поведение детей старшего
дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Предметом
исследования являются особенности поведения старших
дошкольников 7 лет с задержкой психического развития.
Достижению поставленной
цели способствует решение ряда задач
исследования:
1. Раскрыть сущность
понятия задержки психического развития, описать его причины и виды.
2. Рассмотреть поведения
детей с нормальным развитием в системе межличностных отношений.
3. Рассмотреть поведения
детей с задержкой психического развития в системе межличностных отношений.
4. Подобрать
диагностический материал для исследования особенностей поведения старших
дошкольников.
Практическая
значимость исследования состоит в том, что собранный нами
материал можно использовать в дальнейших разработках данного вопроса, а также в
качестве лекционного материала для студентов в направлении
коррекционно-педагогической работы с детьми дошкольного возраста с ЗПР.
Структура работы обусловлена
целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав,
заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
Социальное становление
личности происходит через ее деятельность, взаимодействие и общение с другими
людьми, в процессе чего не только приобретается социальный опыт, но и создается
собственная система ценных для личности межличностных и общественных
взаимосвязей с окружающим миром.
На протяжении дошкольного
возраста общение со взрослыми и сверстниками выполняет ряд специфических
функций, значение которых меняется в зависимости от содержания деятельности
дошкольников и, соответственно, к превращению форм взаимодействия.
Опыт взаимодействия со
взрослыми является главным источником оценочных действий, под влиянием которых
у ребенка возникает отношение к реальному миру, самому себе и другим людям, и
выступает средством организации индивидуального опыта детей, выполняя при этом
три основные функции: ставит перед ребенком цель осознания, а иногда и
вербализации своего личного опыта; подсказывает в некоторых случаях способы решения
различных задач в индивидуальном опыте; способствует систематизации и обобщению
этого опыта. Опыт взаимодействия со взрослыми служит для детей средством
сравнение себя со взрослым человеком, на которого надо равняться.
Опыт взаимодействия со
сверстниками, с помощью которого дети приобретают основные навыки коллективной
жизни, в процессе формирования у ребенка представлений о своих возможностях
служит, в первую очередь, для сравнения себя с другими детьми, являясь
одновременно средством взаимного обмена оценочными действиями опыта, благодаря
которым ребенок развивается как личность. Именно взаимодействие детей старшего
дошкольного возраста с окружением развивает личность и межличностные отношения
в обществе и формирует социальную позицию.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические
основы изучения поведения детей старшего дошкольного возраста с задержкой
психического развития
1.1. Понятие задержки психического развития:
причины, виды Сегодня в геометрической
прогрессии растет количество детей, страдающих от различных нарушений в
развитии. Примерно 4,5% от всех детей, живущих в России, на сегодняшний день
являются лицами с ограниченными возможностями здоровья. Причинами этого
является ряд факторов, к которым относятся следующие: дестабилизация социума и
некоторых семей, наличие ненормальных условий для будущих матерей и их будущих
детей. Только у двух младенцев из десяти соответствуют норме показатели
психического и физического здоровья [Проценко 2016].
По причине различных
врожденных либо приобретенных поражений органов речи, зрения, слуха, опорно-двигательного
аппарата, либо вследствие недостаточного развития у детей с нарушениями
центральной нервной системы их развитие отклоняется от нормы. Выделяют
следующие категории детей с такими нарушениями в развитии (Рисунок 1): Рисунок 1. Категории детей с
нарушениями в развитии У детей нарушения в
психическом развитии обусловливают две группы факторов – биологические и
социальные. К биологическим факторам относятся разные патологии, возникающие в
ходе беременности и в процессе родов, черепно-мозговые травмы, различные
инфекционные заболевания, нейрохирургические заболевания, расстройства обмена
веществ, интоксикации организма ребенка в течении первых лет жизни. Социальными
факторами являются недостаточное общение с ребенком, различные психологические
травмы, агрессия по отношению к нему. Любые отклонения, особенно если это дети
с комплексными нарушениями в развитии, необходимо поддавать коррекции,
проводить своевременную профилактику, поскольку именно от этого будет зависеть
дальнейший процесс социальной адаптации такого ребенка [Рахманова 2016].
До настоящего времени
остается актуальным подход к изучению психической жизни ребенка во всем
многообразии ее проявлений.
Детям с нарушениями в
развитии нужна в специально организованная психологическая помощь, в процессе
которой требуется решить следующие задачи: