Курсовая с практикой на тему Особенности овладения грамматическим строем речь детьми с алалией
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ.. 3
ГЛАВА
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ АЛАЛИИ КАК ВИДА ТЯЖЕЛОГО РЕЧЕВОГО НАРУШЕНИЯ.. 5
1.1.
Психолого-педагогические исследования особенностей развития речи у детей в
онтогенезе. 5
1.2.
Алалии как системное речевое нарушение. 7
1.3.
Дифференциальная диагностика алалии от других форм нарушений речи 10
ГЛАВА
2. КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА С АЛАЛИКАМИ 16
2.1.
Методики формирования грамматических навыков у алаликов. 16
2.2.
Значение логопедической ритмики в комплексной коррекционной работе с
детьми дошкольного возраста с алалией. 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 26
СПИСОК
ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 28
Введение:
Реформирование системы
специального образования в нашей стране требует разработки новых эффективных
методов коррекционно-предупредительного и развивающего обучения детей с особыми
образовательными потребностями, которые соответствуют современным научным
знаниям о нормальном и дизонтогенетическом развитии.
Одной из самых
распространенных патологий психофизического развития среди детей дошкольного
возраста является общее недоразвитие речи (ЗПР), специфика которого заключается
в системном нарушении всех сторон и форм речи. При этом существенные недостатки
проявляются в ходе усвоения и использования детьми этой категории лексики и
грамматики родного языка (Р. Лалаева, Р. Левина, Е. Соботович, Т. Ушакова, Т.
Филичева, А. Шахнарович и др.).
Учитывая социальную и
педагогическую значимость родного языка для становления и развития каждой
личности, коррекции общего недоразвития речи в системе дошкольного обучения и
воспитания отведена ведущая роль. Ведь приобретенные уже в дошкольном возрасте
качества, в том числе связанные с речью, не только обеспечивают основу
школьного обучения ребенка, но и во многом обусловливают практическую,
общественную и профессиональную деятельность каждого взрослого человека. В
связи с этим своевременное выявление и исправление недостатков речевого
развития у детей является важной задачей современной логопедии.
На современном этапе
развития дошкольной логопедии особую значимость приобретают вопросы
использования новых подходов к коррекции и предупреждения общего недоразвития
речи с учетом новейших научных данных о психолингвистической структуре речевой
деятельности, ее психологических механизмах, нормативных показателях речевого развития
ребенка дошкольного возраста (Р. Лалаева, А. Мастюковой, Н. Серебрякова, Е.
Соботович, Т. Ушакова, Т. Филичева, Г. Чиркин, А. Шахнарович и др.).
При общем недоразвитии
речи наблюдается недостаточность различных психологических механизмов и
структурных компонентов речевой деятельности, а потому его коррекция должна
проводиться с учетом дифференцированного характера речевого дефекта и
базироваться на принципах личностно ориентированного обучения.
Традиционно
словообразование относится к разделу грамматики. Исследования многих ученых (А.
Богуш, Л. Бартенева, А. Леонтьев, Е. Соботович, А. Шахнарович, Т. Ушакова и
др.) свидетельствуют про огромную роль словообразования в овладении ребенком
лексическим запасом родного языка.
Объект исследования: грамматический
строй речи у дошкольников с алалией.
Предмет исследования:
особенности овладения грамматическим строем речи у дошкольников с алалией.
Цель работы – изучить
особенности овладения грамматическим строем речи у дошкольников с алалией.
Задачи исследования:
1. Изучить нормативные
показатели речевого развития дошкольников.
2. Определить общее
понятие алалии.
3. Изучить особенности
овладения грамматическим строем речи у дошкольников с алалией.
Гипотеза исследования: применение коррекционных методик
окажет положительное влияние на оптимизацию процесса овладения грамматическим
строем речи и дошкольников с алалией.
Практическая значимость исследования состоит в
возможности использования его материалов в дальнейших работах, посвященных
заявленной проблематике.
Структура исследования обусловлена его целями и задачами. Работа состоит
из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
На современном этапе при
обогащении знаний о самом процессе познания на разных возрастных ступенях
речевая деятельность дошкольников должна оцениваться с точки зрения современных
позиций. Речь идет не о снижении роли взрослого, а о подталкивании ребенка на
каждом этапе его развития к обогащению способов познания, а именно мотивации.
В таком случае принятые в
дошкольном воспитании способы обучения должны существенно измениться. Особое
значение придается индивидуальной и коллективной, в составе небольших групп,
речевой деятельности детей. Взрослый только проявляет заинтересованность
процессом, во время которого и передаются те или иные средства познания. Именно
здесь очень важно не упустить мотивационные аспекты, формировать готовность к
познанию, а не только вооружить средствами. Реализация этих принципов
умственного воспитания дошкольников связана с формированием «общего творческого
отношения к действительности».
Развитие речевых
интересов детей зависит от умения воспитателя создать дидактические и организационные
условия в процессе обучения дошкольников. Для этого следует обеспечить
продуктивное содержание развивающей окружающей среды, системный подход к
организации активной речевой деятельности детей на основе использования
эффективных форм, средств и методов нестандартного типа для развития и
стимулирования речевых интересов, учета индивидуальности каждого воспитанника и
предоставления ему права реализации собственной инициативы.
Целенаправленное
комплексное воздействие в условиях дошкольного учреждения и семьи должно быть
направлено на обогащение эмоциональных и личностных контактов детей со
взрослыми и сверстниками, на удовлетворение потребности детей в широком
чувственном познании и исследовании предметного мира вокруг себя через ведущий
для дошкольного возраста вид деятельности – творческую игру. Именно благодаря
общению и игровой деятельности ребенок усваивает опыт, обогащается знаниями,
формируются практические умения и навыки, производятся взгляды и убеждения,
формируются духовные потребности, эстетические чувства и закладывается
характер.
Развитие речи тесно
связано с деятельностью. В процессе определенной деятельности люди всегда
общаются. Сочетание деятельности одного человека с деятельностью других людей
образует совместную деятельность. Сущность коммуникации заключается во
взаимодействии субъектов деятельности. В общении происходит обогащение
деятельности, развиваются и образуются новые связи и отношения между людьми.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ АЛАЛИИ КАК
ВИДА ТЯЖЕЛОГО РЕЧЕВОГО НАРУШЕНИЯ 1.1. Психолого-педагогические
исследования особенностей развития речи у детей в онтогенезе
На современном этапе
развития логопедической науки выделено и описано четыре уровня речевого
развития ребенка с нормальным онтогенезом (от 10 месяцев до 7 лет) в рамках
психологической периодизации этого развития (в лексическом, грамматическом и
фонетико-фонематическом звеньях), что является условным эталоном для его оценки
(Е. Соботович). Такой онтогенетический подход дает возможность определить не
только уровень речевого развития ребенка, но и выявить его отставание от
возрастной нормы.
На пятом году жизни
ребенок начинает усваивать логические связи между предметами и явлениями
окружающей среды, начинает осваивать разные типы лексических явлений
(синонимия, антонимия, некоторые переносные, производные слова). В это время
начинает формироваться понимание многозначных слов. На этой основе появляется
возможность усвоения контекстуально обусловленного значения слова. В словаре
детей также появляются слова, обозначающие сборные и абстрактные понятия
(добро, дружба, злость).
По данным А. Гвоздева, В.
Ядешко и др., в речи трехлетнего ребенка, как правило, уже есть все характерные
устной речи части речи, основные грамматические категории. В этот период в речи
ребенка появляются слова в различных грамматических формах, отражающих не
только изолированные предметы, действия, качества, но и сложные отношения между
ними, которые выражаются с помощью специальных средств — системы флексий,
отдельных служебных слов и тому подобное.
После 4 лет у детей
уровень усвоения морфологической системы речи является достаточно высоким, что
свидетельствует о завершении процесса формирования грамматической стороны речи.
Такое развитие в 4 года обеспечивает ребенку практически полное понимание речи
взрослых, а также возможность словесно оформить и выразить свои мысли. В это
время ребенок может пересказать сказку, рассказ, составить небольшой рассказ по
рисунку и плану. Постепенно происходит овладение всеми атипичными
грамматическими формами слов, хотя до 7 лет могут иметь место возрастные ошибки
в использовании некоторых грамматических форм слов.
У детей от 4 до 5 лет
синтаксические конструкции, которые они используют для построения предложений,
постоянно усложняются за счет увеличения количества членов предложения,
использование разнообразных взаимоотношений между ними. В этот период резко
возрастает количество сложноподчиненных предложений с правильно оформленной
связью. Однако еще встречается много случаев их неправильного выражения.
Например, характерными ошибками в построении предложений являются пропуски
предлогов, союзов, имеющих синтаксическое значение, неправильное согласование
существительных с прилагательными и местоимениями в роде, неправильный выбор
падежной формы существительного, который руководствуется глаголом (А. Гвоздев,
Е. Соботович и др.).
В 4-5 лет дети постепенно
овладевают правильным звукопроизношением и, по нормативным показателям, умеют
правильно произносить все звуки родного языка и умеют сказать самостоятельно
или повторить слова со сложной слоговой структурой. В 5 лет у ребенка полностью
сформировано звукопроизношение.
Критерии оценки речевого
развития детей от 4 до 5 лет. В лексическом звене.
1. Усвоение семантики.
Наличие в словаре ребенка различных типов лексических значений
(категориального, контекстуально обусловленного, перенос значения слова,
усвоенного на практическом уровне, отдельные случаи антонимии, синонимии,
многозначности некоторых простых переносных).
2. Усвоение системы
морфологического словообразования (овладение продуктивными способами
словообразования за исключением атипичных и малораспространенных форм).
3. Сформированность
различных типов смысловых связей между словами (ситуативных, синтагматических,
парадигматических).
В грамматическом звене.
1. На синтаксическом
уровне:
— присутствие в речи
сложных, нераспространенных и распространенных предложений с сочинительной и
подчинительной связью, правильное понимание и порождение синтаксических
конструкций (пассивных, инвертированных, сравнительных с прямым порядком слов).
2. На морфологическом
уровне:
— усвоение числовых форм
существительных, глаголов, прилагательных; падежных окончаний существительных;
родовых форм глаголов, прилагательных; видовых и временных категорий глаголов
за исключением единичных атипичных грамматических ошибок.
В фонетико-фонематическом
звене.
1. Правильное
звукопроизношение.
2. Сформированность
фонематических представлений, соответствующих собственному произношению (до 4
лет.), языковым нормам (с 4 лет).
3. Начало формирования
фонематического анализа звукового состава слова (выделение согласного
(громкого) звука на фоне слова, определение количества и последовательности
звуков в слове во внешнем и внутреннем планах (с 4 лет).