Методика обучения и воспитания детей в области дошкольного образования Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Особенности организации проектной деятельности детей и взрослых в детском саду

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение……………………………………………………………………3
1. Анализ проблемы развития познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе………………………………………………………………………… 6
2. Особенности развития познавательно-исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста……………….………………….. 17
3. Возможности использования метода проектов в развитии познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста …………………………………………………………………………………………………… 23
4. Диагностика познавательного развития у детей старшего дошкольного возраста …..……………………………………………..…………. 33
Заключение……..………………………………………………………….. 37
Библиографический список …………………………..…………………. 40
Приложения …..…………………………………………………………… 43

 

 

 

  

Введение:

 

Актуальность исследования: Федеральный государственный образовательный стандарт сегодня ориентирован на полноценное развитие каждого ребенка, традиционное образование сменяется продуктивным, главной целью которого является развитие и формирование творческой, коммуникативной, инициативной личности. Задачами педагогической деятельности является воспитание личности, способной встраиваться в социум, позитивно вести себя в нём, самостоятельно мыслить, добывать и применять свои знания, тщательно обдумывать принимаемые решения, чётко планировать свои действия.
Использование инновационных педагогических технологий даёт новые возможности воспитания и обучения дошкольников. Одной из наиболее эффективных является технология проектного обучения. Стержнем этой технологии является самостоятельная деятельность детей — исследовательская, познавательная, продуктивная, через которую ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.
В последнее время теоретические основы проектирования отдельных образовательных систем и технологий активно разрабатываются в научно-педагогической литературе (В.С. Безруков, В. П. Беспалько, В. И. Загвязинский, В. В. Краевский, М. М. Поташник, И. С. Якиманская и др.). Как вариант интегрированного метода обучения дошкольников рассматривают проектную деятельность ряд авторов, таких как Т. А. Данилина, М. Б. Зуйкова, Л. С. Киселева, Т. С. Лагода и др.
Использование метода проекта в дошкольном образовании, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, воображение, формирует у детей стремление самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. Делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.
Однако в практике дошкольного образования педагог не всегда использует потенциал метода проектов в развитии познавательных интересов ребёнка, а применение метода проектов носит ситуативный и формальный характер. Таким образом, складывается противоречие между требованиями ФГОС к дошкольному образованию, где акцентируется внимание на развитие познавательных способностей ребенка и недостаточной компетентностью воспитателей в организации проектной деятельности в ДОО.
Разрешение этого противоречия нацеливает нас на проблему данного исследования: какие педагогические условия необходимо создать для развития познавательно-исследовательской деятельности в процессе использования метода проектов с детьми старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: возможности использования метода проектов в развитии познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: теоретически обосновать возможности использования метода проектов в развитии познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.
Согласно объекту, предмета и цели были поставлены следующие исследовательские задачи:
1. Провести теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста.
2. Выявить особенности формирования познавательно-исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста.
3. Обосновать возможности использования метода проектов в развитии познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.
4. Провести диагностику познавательного развития у детей старшего дошкольного возраста
Методологической основой исследования являются:
• теоретические положения о познавательном развитии детей дошкольного возраста; (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, П.Я. Гальперин, Н.Г. Морозова, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн, Г.И. Щукина и др.);
• исследования (Н.Е. Веракса, Л.Д.Морозова, Л.И.Киселёва, Т.А.Данилина, Т.С.Ладога, М.В.Зуйкова) о применении метода проектов в образовательной работе со старшими дошкольниками.
Для решения поставленных задач и достижения цели был использованы следующие методы:
Теоретические методы исследования: изучение и анализ научной и методической литературы по проблеме исследования; методы познания (анализ, синтез, абстрагирование, обобщение) для обоснования теоретических основ проблемы исследования.
Эмпирические методы исследования: методика «Маленький исследователь» С.В.Коваленко; методика выявления уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью А.В.Ивановой; анкета для родителей «Изучение познавательных интересов» В.С.Юркевич.
Интерпретационно-описательные методы: количественный и качественный анализ результатов исследования.
Практическое значение работы состоит в возможности использования ее результатов воспитателями при организации проектной деятельности старших дошкольников по познавательному развитию.
База исследования: МБДОУ ЦРР детский сад «Солнышко» г. Сорск
Структура курсовой работы: введение, 4 параграфа, заключение, библиографический список.

 

 

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

По результатам проведённого исследования можно сделать следующие выводы.
Исследование литературы помогло установить теоретические аспекты организации познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста. Данные аспекты заключаются в нижесказанном.
В старшем дошкольном возрасте познавательно-исследовательская деятельность выделяется в специальную деятельность детей со своими познавательными мотивами. Такими как, осмысленное намерение понять, как устроены вещи, упорядочить свои представления о какой-либо сфере жизни, узнать новое о мире. Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста обладает логической последовательностью: любознательностью, любопытством, и собственно исследовательской деятельностью.
Организация познавательно-исследовательской деятельности ребёнка старшего дошкольного возраста имеет практико-ориентированный характер с учётом потребностей и интересов личности ребёнка. Организация познавательно-исследовательской деятельности дошкольников содействует развитию познавательного интереса и познавательной активности, творческих умений, вдобавок формируются навыки самостоятельного поиска, исследовательские умения, совершаются открытия и освоение нового.
Развитие познавательного интереса дошкольника является центральным вопросом его воспитания в рамках ДОУ. Вместе с этим детям старшего дошкольного возраста свойственны активное проявление любознательности, склонность к экспериментированию, длительному концентрированию внимания на каком-либо объекте, выдвижению собственных предположений. Для того, чтобы помочь детям старшего дошкольного возраста сформировать и развить в достаточной степени познавательный интерес современными ДОУ активно применяется метод проектов.
Методика применения метода проектов с целью развития познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста в ДОУ подразумевает включение не только детей, но и педагогов и родителей. Она подразумевает реализацию ряда действий по основным этапам. Они предполагают постановку цели проекта, поиск формы его реализации, разработку содержания учебно-воспитательного процесса, организацию предметной среды, определение направления поисковой деятельности, организацию совместной деятельности (творческой, поисковой, практической), осуществление работы над частями проекта и демонстрацию полученных результатов. Таким образом, работа над проектом имеет большое значение для развития познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества. Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе.
В ходе констатирующего этапа исследования, было установлено, что у детей преобладает низкий и средний уровни развития познавательного интереса. У этих детей отсутствуют знания о свойствах стекла, глины, воздуха, и других предметов и явлений, они частично знают об их назначении. Дети делают ошибки при группировке предметов, плохо вычленяют существенные особенности предметов.
Также мы обнаружили, что дети не проявляют интерес к проектированию, предпочитая другие виды деятельности; дети мало проявляли интерес к поисковой деятельности, отсутствует ряд навыков и необходимых компонентов для проектирования (умение ставить цель, выбирать необходимый материал, планировать свои действия с материалом с направленностью на результат), познавательный интерес выражен недостаточно. Данные диагностики свидетельствуют о необходимости целенаправленной систематической работы по развитию познавательно – исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста.

 

 

 

 

Фрагмент текста работы:

 

Анализ проблемы развития познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе
В современном мире возникает потребность модернизации системы образования. Важное место в системе образования занимает дошкольное образование, что является первой ступенью в развитии ребенка. Выпускник современного дошкольного учреждения должен быть готовым самостоятельно и творчески решать познавательные задачи, анализировать причины возникновения проблемы и прогнозировать возможные способы ее решения. Достижению этой цели способствует формированию исследовательских способностей у дошкольников. Как отмечается в современной психолого-педагогической литературе, «новый человек» должен быстро решать качественно сложные задачи, уметь видеть и решать проблемы, предлагая творческие варианты их решения. Эти и другие задачи может решить человек, обладающий исследовательскими способностями. Поэтому проблема формирования и развития исследовательских способностей детей старшего дошкольного возраста актуальна в современной системе образования. Эту проблему активно разрабатывали в научных исследованиях такие классики, как: Д.Б. Богоявленская, Л.С. Выготский, Г.С.Костюк, О.И.Кульчицкая, Н.С.Лейтес, В.О.Моляко, С.Л. Рубинштейн, Б.М.Теплов, К.К.Платонов, В.Д.Шадриков, а также современные исследователи Н.В.Анищенко, Т.В.Дуткевич, В.У.Кузьменко, О.М.Матюшкин, А.Н.Поддьяков, В.В.Рибалка, А.И.Савенков, Н.Б.Шумакова, О.И.Шебланова и др.
Исследовательские способности, согласно теоретическим положениям психологов и педагогов (С.Л. Рубинштейн, Л.Ф. Тихомирова, А.И. Савенков, Н.Н. Поддьяков, А.Н. Поддьяков, С.П.Арсенова), обеспечивают для детей оптимальные условия для достижения познавательно-практического опыта и развития их творческого потенциала, а также личности в целом. Следовательно, необходимо отметить, что исследовательские способности — это индивидуально-психологические особенности личности, сопровождающиеся исследовательской активностью и познавательным интересом, обеспечивают своеобразный процесс поиска, получения информации и успешное использование приобретенных знаний (Поддъяков А.Н., Савенков А.И.) [21], [28].

 

 

 

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы