Теория и методика физической культуры и спорта Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Особенности организации и методики проведения занятий по плаванию учащихся старшего школьного возраста.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ПЛАВАНИЮ
СТАРШЕКЛАССНИКОВ В РАМКАХ ПОСЛЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ   7

1.1 ОБЗОР МЕТОДИК ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ПЛАВАНИЮ ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.. 7

ВЫВОДЫ ГЛАВЫ 1. 13

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
ЭКСПЕРИМЕНТА.. 14

2.1 ОРГАНИЗАЦИЯ, МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.. 14

2.1.1 ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ.. 14

2.1.2 МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.. 14

2.2 РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ПЛАВАНИЮ
СТАРШЕКЛАССНИКОВ.. 17

2.3 ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗРАБОТАННОЙ
МЕТОДИКИ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ПЛАВАНИЮ СТАРШЕКЛАССНИКОВ.. 24

ВЫВОДЫ ГЛАВЫ 2. 32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 34

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 37

ПРИЛОЖЕНИЕ. 41

  

Введение:

 

Актуальность работы. Национальная доктрина развития и
совершенствования образования свидетельствует о необходимости использования
различных форм двигательной активности и других средств физического воспитания
подрастающего поколения — выпускников общеобразовательных учебных заведений, которые
являются крупнейшей общественной ценностью. Подготовка здоровой, физически
развитой, готовой к труду и обороне страны молодежи — это первоочередная задача
школьного физического воспитания. С позиций сегодняшнего дня, значительно
увеличился объем деятельности, которая требует проявлять изобретательность, сконцентрированность,
скорости реакции, точность в движениях динамического характера, причем как
пространственную, так и временную, ее рациональность с биохимической точки
зрения, ну конечно же навыков, позволяющих быстро переключать внимание [8].

Именно
благородя данным чертам появилась возможность качественно развивать уровень
физического воспитания учащихся основной школы, поскольку это является
сложной многокомпонентной системой, один из аспектов которой — развитие и
совершенствование жизненно необходимых двигательных умений и навыков, особенно
у школьников.

Для
исполнения этой задачи много внимания направлено на разработку эффективных
методик обучения технике физических упражнений по различным видам спорта, в том
числе и плавания.

Овладение
навыками плавания — это раздел программы по физической культуре в
общеобразовательных учебных заведениях как жизненно важный метод, который
реализует функцию сохранности здоровья: во-первых, это основное
профилактическое средство предотвращения несчастных случаев на воде; во-вторых
— один из видов физических нагрузок, влияющих на двигательное, умственное и
психическое развитие личности, способствующее повышению уровня адаптации к
здоровой жизнедеятельности, оценки социального статуса личностного «Я»;
в-третьих — один из эффективных оздоровительных безмедикаментозных способов
реабилитации. Проблема обучения плаванию большинства учащихся еще с начальных классов
часто отягощалась отсутствием бассейнов не только в школе, но и в целом по
месту жительства, что приводит к высокому процентному уровню наличия
подростков, которые не только не умеют плавать, но также держаться на воде.

При этом, мнения
относительно направленности методики обучения плаванию различаются, но
большинство исследователей отмечают необходимость внедрения современных
педагогических технологий, создание комплекса научно-методического обеспечения,
условий для организации безопасности жизнедеятельности в процессе обучения
плаванию, сознательного повышения мотивации к занятиям по овладению его
начальными навыками, особенно для подростков, учащихся 9-11 классов.

Различаются
общеметодические взгляды специалистов по выбору способа обучения плаванию. По
мнению ученых, выбор методики и, соответственно, способа плавания на этапе начального
обучения играет решающую роль в качестве усвоения учебных плавательных умений и
навыков. Специалистами И. В. Бондарь, В. Л. Ермаков отмечено, что использование
идентичных, одинаковых средств физического воспитания при использовании
различных методик их обучения способствует достижению различных воздействий на
системы организма, в частности на сердечно-сосудистую и дыхательную систему.

Выбор
методики, а, следовательно, способа плавания, особенно на начальном этапе
обучения подростков, по мнению исследователей, имеет достаточно проблемный
характер, поскольку овладение этими учениками навыками плавания довольно часто
сопровождается их неверием в собственные физические способности, неумением
своевременно выполнять команды тренера, насмешками товарищей по группе и др.
Это обстоятельство свидетельствует, что процесс начального обучения плаванию,
особенно школьников подросткового возраста обусловливает необходимость более
четкого обоснования оптимизации и частичного изменения внешней структуры
особенностей внедрения методики обучения плаванию для подростковой категории
молодежи в соответствии с ее мотивационными приоритетами.

Объект исследования. Обучение плаванию учеников-подростков 9-11
классов, в системе внеурочной работы.

Предмет исследования. Формы, средства, методы и принципы обучения
плаванию подростков во внеурочное время.

Цель работы: Разработать и обосновать методику обучения
плаванию для подростков в условиях внеурочной работы и экспериментально
проверить ее эффективность.

Задачи работы:

1)
провести обзор современных методик и принципов, применяемых в процессе
начального обучения плаванию детей;

2)
разработать и внедрить методику обучения подростков плаванию;

3)
оценить влияние применения методики на функциональное и физическое состояние
организма занимающихся.

Гипотеза работы: предполагается, что разработка и внедрения
новой методики обучения плаванию детей старшего школьного возраста, построенной
с учетом функциональных возможностей организма, мотивационного стремления
научиться плавать и индивидуальной плавательно-координационной склонности
позволит повысить эффективность педагогического процесса, сформировать
устойчивый, высокий уровень технической и физической подготовленности,
характерной для начального этапа обучения.

Теоретические основы работы. Вопросы обучения плаванию раскрывают
многочисленные работы ученых А. А. Пилипко, В. К. Бальсевич, В. А. Быков, И. Л.
Гончар; Ю. М. Вихляев; А. Ю. Никольский; С. И. Филатова, которые были положены
в основу данного исследования.

Методы исследования. Для выполнения указанных выше задач проведено
комплексное исследование с использованием:

1)
теоретических методов: анализ психолого-педагогической, медико-биологической и
нормативно-методической литературы, сравнение, систематизация данных научной
литературы — для обоснования исходных положений исследования, обобщение
имеющихся данных, разработка программы исследования;

2)
эмпирических методов: анкетирование, педагогическое тестирование,
педагогический эксперимент разделенный на формирующий и констатирующий этапы,
который применялся в целях определения степени физического развития
занимающихся плаванием подростков, а также оценки их физической подготовленности,
функциональных возможностей и эффективности разработанной методики;

3)
статистические методы — для математической обработки полученных данных,
определения статистической значимости различий между выборками подростков.

Новизна работы: впервые обоснована методика обучения плаванию
подростков в условиях внеурочной работы на основе учета функциональных
возможностей их организма, мотивационного стремления научиться плавать и
индивидуальной плавательно-координационной склонности как критериев
дифференциации разделения на группы в ходе начального этапа обучения.

Практическая значимость работы заключается в том, что, материалы исследования
могут быть использованы при подготовке специалистов по физическому воспитанию и
спорту в процессе преподавания таких учебных дисциплин, как «Плавание и
методика его преподавания», «Теория и методика физического воспитания», «Теория
и методика оздоровительной работы», а также для разработки учебных программ и
методических рекомендаций.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В
научной литературе практически отсутствуют разработки методик обучения плаванию
спортивно-оздоровительной направленности для подростков в условиях внеурочной
работы.

Опытно-экспериментальная
работа осуществлена
нами
на базе общеобразовательных учебных заведений, г. Москва, коммунального
учреждения «Специализированная детско-юношеская школа олимпийского резерва
плавания Московского городского совета».

Предпосылками
разработки методики обучения плаванию подростков является физическое развитие,
состояние физической подготовленности, функциональные возможности
сердечно-сосудистой и дыхательной систем и мотивационные стремления.

У
подростков диагностированы различные расстройства деятельности
сердечно-сосудистой системы. Объемные и скоростные показатели состояния
внешнего дыхания подростков подготовительной группы физического воспитания были
в большинстве снижены. Между тем, они имели высокий уровень мотивированности к
овладению навыками плавания во внеурочное время.

Особенности
методики обучения плаванию подростков основывались на адекватном подборе
методов, а именно: метод целостного обучения и по частям; метод развития и
совершенствования двигательных способностей (интервальный, непрерывный);
самостоятельные методы (игровой, соревновательно-игровой, соревновательный).
Кроме того, разработаны и внедрены специальные, специально направленные методы,
а именно: метод «под давлением»; метод группового усвоения; метод
индивидуального усвоения подростками элементов техники определенного стиля
плавания; метод группового освоения техники выполнения определенных движений и
техники плавания под команду преподавателя; метод специальных упражнений;
методы наглядного воздействия (специальное плавательное оборудование,
тренажеры, учебные устройства).

Реализация
методики обучения плаванию подростков осуществлена путем организации
соответствующих психолого-педагогических условий: системно-целостного подхода к
ученикам с учетом их мотивационного стремления к овладению техникой плавания,
плавательно-координационной склонности к овладению соответствующими навыками.

Особенностями
предложенной методики обучения плаванию на начальном этапе занятий были ее
построение и учет мотивационного стремления. В педагогическом эксперименте
принимали участие 124 подростка (76 юношей и 48 девушек). Для оптимизации обучения
плаванию школьников использован дифференцированный подход, предусматривающий
рациональное распределение на группы в соответствии с исходными плавательными
навыками, координационно-двигательными плавательными способностями, физическом
состоянии организма, а также результатов тестирования специальной двигательной
подготовленности.

Экспериментальная
проверка разработанной методики обучения плаванию подростков 9-11 классов,
доказала ее эффективность, что подтверждено: сложившимся плавательным навыком.
Все подростки экспериментальной группы научились плавать и продолжили занятия
плаванием, 42% — оздоровительным плаванием, 31% — в группе начальной подготовки
третьего года обучения, 28% — в учебно-тренировочной группе;


увеличением мотивационного интереса к занятиям плаванием. По завершению
педагогического эксперимента у 33-45% подростков экспериментальной группы он
соответствовал высокому уровню, у 32-42% — выше среднего;


повышением уровня физической подготовленности. Показатели физической
подготовленности подростков экспериментальной группы выше, по сравнению с
контрольной. Большинство средних результатов тестов физической подготовленности
подростков экспериментальной группы после проведения исследования отвечали
оценке «хорошо», а в контрольной — «удовлетворительно»;


повышением функциональных возможностей организма. Анализ сердечного ритма после
проведения педагогического эксперимента показал нормализацию ЧСС подростков
экспериментальной группы. По завершению педагогического эксперимента улучшились
объемные показатели внешнего дыхания, в экспериментальной группе они были выше,
в сравнении с результатами группы контроля.

В
курсовой работе обоснована методика обучения плаванию подростков в условиях
внеурочной работы на основе учета функциональных возможностей организма,
мотивационного стремления научиться плавать и индивидуальной
плавательно-координационной склонности, как критериев дифференциации разделения
на группы в ходе начального этапа обучения.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ОБУЧЕНИЯ ПЛАВАНИЮ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В РАМКАХ ПОСЛЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1 ОБЗОР МЕТОДИК ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ
ПЛАВАНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Никольский
А.Ю. указывает, что процесс научного поиска с характерными оптимизаторскими
тенденциями нашел отражение и в вопросах дифференциации в обучении плаванию.

Дифференцированный
подход к процессу обучения раскрыт в научных наработках Котлярова А. Д., Жукова
Г. С., Мельникова Ю.А., Мухина Е.А., Новикова А. О., Лобановой Ю., Мельниковой
Е.А. Абсолютное большинство научных работ в этом направлении касается или
младшего школьного возраста, или студенческой молодежи [15].

Ученые
отмечают, что в последнее время возросло количество методологических подходов,
основанных на применении современных методов диагностики способностей и с
последующим дифференцированием учеников на группы для повышения эффективности
процесса овладения плавательными умениями и навыками [16]. Они отражают
общеотраслевой поиск путей оптимизации процесса обучения плаванию.

Критериями
дифференциации могут служить как общепринятые для теории методики обучения
факторы — пол и возраст, так и другие факторы: тип строения тела, различные
морфофункциональные показатели и фенотипические признаки, индивидуальные
способности, по поводу использования которых в качестве критериев
дифференциации нет однозначного мнения среди ученых [15].

Анализ
научно-методической литературы показал, что несмотря на многочисленные
исследования, остаются недостаточно разработанными вопросы методического
обеспечения обучения плаванию различных групп и категорий населения, в том
числе и подростков, поскольку именно этот период является определяющим в
формировании здоровой личности.

При
обучении плаванию учащиеся не только усваивают навык плавания, но и развивают
функциональные возможности, совершенствуют деятельность всех систем организма,
приобретают гигиенических навыков, укрепляют здоровье и повышают уровень
развития двигательных качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и
ловкости). Однако главным, доминирующим фактором в этом процессе является
овладение навыком плавания. Кроме этого, занимающиеся получают хорошее
физическое и волевое закаливание, приобретают необходимые общие и специальные
знания и умения.

Для
обучения плаванию применяется широкий спектр средств, которые в целом, можно
разделить на специальные и общеразвивающие упражнения.

К
специфическим средствам относят упражнения, направленные на изучение
плавательной техники, игры, а также прочие развлечения на воде, предназначенные
для освоения водной среды, и конечно же, самые простые прыжки в воду.

Основная
часть упражнений применяется в течении всего периода обучения плаванию, к
примеру, ОРУ, техника плавания различными стилями, и практически все специальные.
Особая группа упражнений, которые предназначены для обеспечения освоения водной
среды, используется только в течении нескольких первых занятий [2, 3, 12, 19].

Учебные
прыжки в воду развивают у учеников-подростков решительность, ловкость и
смелость. Выполняются вниз ногами и вниз головой, с бортика и со стартовой
тумбочки. Глубина воды в месте вхождения в воду, должна быть достаточной для
обеспечения безопасности.

На
занятиях по плаванию обязательно изучаются простейшие прыжки в воду, ведь
длительные погружения в воду с головой после его выполнения помогают быстрее
освоиться с водой. Умение прыгать в воду имеет прикладное значение и может
пригодиться при оказании помощи на воде.

Изучение
прыжков в воду происходит с постепенным увеличением высоты и сложности прыжка с
соблюдением правил техники безопасности.

Особое
внимание необходимо уделить играм и развлечениям в водной среде (бассейне), так
как они дают возможность оценить характер занимающихся детей, привить им
самостоятельность, инициативность, взаимопомощь, чувство товарищества.

Помимо
этого, при помощи игр реализуется повторный метод обучения, совершенствовать
различные элементы плавательной техники. В процессе обучения плаванию, тренеры
и педагоги, зачастую используют простейшие, командные и игры, обладающие
сюжетом.

Самые
простые разновидности игр содержат соревновательные элементы и не требуют
предварительных объяснений для учеников. Они стимулируют подростков
показать лучший результат, делает занятия эмоционально насыщенными, повышает
интерес к плаванию. Сюжетные игры при обучении плаванию подростков имеют более
сложный характер, чем у младших школьников.  

Игровые
приемы, рассчитанные на командный способ применения – это ключевой метод
обучения плаванию детей среднего и старшего школьного возраста.

При
этом, включая в образовательный процесс соревновательную составляющую, педагог
должен внимательно следить за соблюдением правил игры, дисциплинированностью
участников соревнующихся команд. Учитывая особенности психологии подростков,
следует немедленно прекращать грубость, нарушение правил, не товарищеское поведение.

В конце
основной части каждого занятия и течении всей заключительной, рационально
проводить игры и развлечения в водной среде, общая продолжительность которых,
традиционно составляет 10-15 мин.

Выбор
типа игр основывается на таких факторах как: глубина и температура воды в
бассейне, задач, решаемых в ходе конкретного занятия, количества и подготовленности
учащихся-подростков. Вариациями игр, применяемых в процессе обучения плаванию
могут быть:

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы