Курсовая с практикой на тему Особенности общения со взрослыми старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Научные основы проблемы: развитие общения у детей с общим недоразвитием речи 7
1.1 Теоретические подходы и основные концепции в исследовании общения в отечественной и зарубежной психологии 7
1.2. Развитие общения в онтогенезе 12
1.3. Проблема трудностей межличностного общения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитие речи в современных исследованиях 15
Глава 2. Экспериментальное исследование общения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 22
2.1. Цель, этапы и методы экспериментального исследования общения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 22
2.2. Анализ полученных результатов констатирующего эксперимента, выводы 26
Заключение 32
Список литературы 34
Введение:
Проблема коммуникации у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) и использование полученных ими речевых и языковых умений и навыков в повседневном общении не является новой в логопедической практике.
Одной из задач, на решение которых направлен Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (2013), является «обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья)». Одним из целевых ориентиров дошкольного образования является следующая характеристика ребенка: ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, другим людям и самому себе; активно взаимодействует со сверстниками, участвует в совместных играх, способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, старается разрешить конфликт.
Актуальность исследования на научно-теоретическом уровне. В настоящее время проблема формирования навыков межличностного общения является междисциплинарной: она находится на стыке таких наук, как общая и социальная психология, социология, этика. Формирование умений межличностного общения у дошкольников стало актуальной проблемой также и в отечественной педагогике. Ученые изучили специфику формирования культуры общения у старших дошкольников (А.М. Изиев, С.В. Петерина, Е.Ю. Яницкая), проблему путей формирования межличностных умений у детей школьного возраста (Т.А. Ладыженская, А.В. Мудрик), проблему формирования коммуникативных умений в процессе педагогического общения (А.А. Леонтьева, Н.А. Морева, А.П. Панфилова), проблему трудностей межличностного общения, в том числе и в онтогенезе (А.А. Бодалева, Е.В. Залюбовская, В.А. Лабунская, А.Г. Самохвалова, Б.Д. Парыгин, В.М. Целуйко, и др.).
Исследований в области формирования у детей с ОНР навыков межличностного общения и факторов, влияющих на него, явно недостаточно, Большая часть исследований посвящена проблемам коммуникации и речевой деятельности, но слабо отражают специфику детей с общим недоразвитием речи.
Дефект речевого развития детей в значительной мере определяет формирование и становление деятельности общения и речевой деятельности в целом. С точки зрения С.А. Мироновой, дети с общим недоразвитием речи помимо основных (вербальных) трудностей имеют низкий уровень вербальной коммуникативной активности в процессе общения. У детей с тяжелой речевой патологией нередко возникают затруднения в понимании обращенной речи. О наличии серьезных трудностей в организации речевого общения, имеющих речевую патологию, говорит в своих работах О.Е. Грибова.
Логопедия содержит довольно много сведений о том, что среди препятствий для общения – не сам дефект, а реакция ребенка на него, его оценка. Ю. Гаркуша и В. Коржавина в своих исследованиях отмечают, что у детей дошкольного возраста в ОНР наблюдают нарушения общения, которые проявляются в незрелости мотивационно-потребностной сферы. Как убедительно свидетельствует изучение особенностей развития дошкольников с общим недоразвитием речи, у них присутствуют выраженные трудности при построении процессов коммуникативного взаимодействия, вызванных как недостаточностью языковых средств, так и собственно несформированностью коммуникативных умений (работы И.Т. Власенко, В.К. Воробьевой, О.Е. Грибовой, Л.Г. Соловьевой, Е.Г. Федосеевой).
На научно-методическом уровне актуальность исследования определяется обоснованием педагогического инструментария, обеспечивающего коррекцию и профилактику трудностей межличностного общения у детей с ОНР.
В современной науке и практике представления о сущности трудностей в межличностном общении до сих пор остаются весьма размытыми, нечеткими, неконкретными. Анализ современной ситуации развития личности показывает, что внимание исследователей сосредоточено на изучении речевого развития дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) – на развитии и коррекции произносительной и лексикограмматической сторон речи и недостаточно разработана проблема трудностей межличностного общения этой категории детей.
Наряду с приоритетной значимостью рассмотрения теоретических аспектов данной проблемы имеется практическая необходимость в определении содержания коррекционного обучения, направленного на развитие коммуникативных умений и навыков у детей дошкольного возраста с недоразвитием речи. В связи с эти очевидна актуальность исследования особенностей общения детей с ОНР.
Цель исследования: изучение особенностей общения со взрослыми у детей старшего дошкольного возраста с ОНР ІІІ уровня.
Объект исследования: общение детей старшего дошкольного возраста с ОНР ІІІ уровня.
Предмет исследования: особенности общения со взрослыми у детей старшего дошкольного возраста с ОНР ІІІ уровня.
Гипотеза: мы предполагаем, что у детей старшего дошкольного возраста с ОНР ІІІ уровня общение имеет недоразвитие.
Задачи:
1. Осветить психолого-педагогические особенности детей с ОНР и различные теоретические подходы к определению понятия ОНР.
2. Систематизировать знания по проблеме развития общения у детей с нормальным развитием речи и с ОНР ІІІ уровня.
3. По научным источникам проанализировать методики развития общения у детей дошкольного возраста с ОНР ІІІ уровня.
4. Провести экспериментальное исследование особенностей развития общения у старших дошкольников с ОНР ІІІ уровня.
Методы исследования:
— изучение и анализ психологической, лингвистической, психолингвистической и педагогической литературы;
— изучение и анализ медицинских карт испытуемых;
— анализ опыта работы педагогов ДОУ по развитию речи и общения дошкольников;
— наблюдение за организацией и содержанием общения воспитателя с детьми и детей друг с другом;
— педагогический эксперимент;
— количественный и качественный сравнительный анализ навыков общения дошкольников;
— анализ и обобщение экспериментальных данных.
Методологическую основу исследования составляют положения психологии и педагогики о ведущей роли общения в развитии личности ребенка (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин), о значении различных видов детской деятельности в процессе становления коммуникативных умений и навыков (Е.О.Смирнова, М.И.Лисина), о комплексном характере формирования общения детей со взрослыми (А.Г.Рузская, С.Л.Рубинштейн).
База исследования
Экспериментальная работа осуществлялась в МБДОУ № 80 г. Заполярный. Всего исследованием было охвачено на констатирующем и контрольном этапах эксперимента – 18 детей, из них 9 детей с речевой нормой и 9 детей с ОНР ІІІ уровня.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Заключение:
Темой данной работы является одна из актуальных и малоразработанных проблем современной педагогической и психологической науки – проблема развития общения детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Выбор данной темы обусловлен исключительной актуальностью этой проблемы, как с теоретической, так и с практической точек зрения.
Значительный вклад в разработку теоретических аспектов данной проблемы внесли Б.М. Гриншпун, Г.В. Гуровец, РЕ.Левина, Л.ф. Спирова, Л.Б. Халилова, Г.В. Чиркина, СН. Шаховская В.В. Абраменкова, З.М. Богуславская, Л.С. Выготский, А.Б. Добрович, А.В. Запорожец, Я.Л. Коломинский, В.К. Котырло, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, С.Л. Рубинштейн, А.Г. Рузская, Е.О. Смирнова и др.
Новизна исследуемой нами проблемы заключается в том, что в рамках данного исследования были исследованы особенности и закономерности эффективного развития навыков общения у детей дошкольного возраста с ОНР. В ходе исследования нами успешно был решен ряд теоретических и эмпирических задач. Был проведен теоретический анализ проблемы развития общения у детей с ОНР, рассмотрены понятие ОНР, основные факторы, способствующие его появлению.
В работе представлена краткая характеристика основных психолого-педагогических особенностей детей с ОНР, рассмотрены особенности развития общения у детей с нормальным речевым развитием и с недоразвитием речи. Кроме этого, особое внимание было уделено описанию работы по развитию общения у детей с общим недоразвитием речи, проанализированы различные методы данной работы.
Целью исследования явилось изучение особенностей развития общения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Для проверки выдвинутой гипотезы было проведено экспериментальное исследование на выборке, составившей 18 детей.
Проводилось исследование представлений дошкольников об отношении к ним педагога, статусное положение детей в группе сверстников, мотивы выбора партнера для общения, уровень развития контактности в общении со сверстниками, использование средств общения и позиции, занимаемой ребенком в общении со сверстником у детей с речевой нормой и в группе детей с ОНР. Данный этап исследования позволил выявить более низкий уровень развития общения у детей с ОНР, чем у детей с речевой нормой.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Научные основы проблемы: развитие общения у детей с общим недоразвитием речи
1.1 Теоретические подходы и основные концепции в исследовании общения в отечественной и зарубежной психологии
Общение играет важную роль в жизни и деятельности каждого человека. Благодаря общению образуются общества людей, у которых налаживается взаимодействие и производятся социальные нормы поведения.
Знание сущности общения, его закономерностей, функций, взаимного обмена и проблем является основой для реализации и улучшение отношений с другими людьми и удовлетворения высших потребностей личности. Без общения личность не может полноценно развиваться.
В течение жизни каждый из нас постоянно контактирует, общается с разными людьми. Потребность человека в общении обусловлена необходимостью взаимодействовать в процессе обучения, совместной деятельности, решении любых повседневных вопросов. Вся история человечества историей взаимодействия людей [10].
Понятие «общение» употребляется в психологической литературе в разных значениях [7]:
— как обмен мыслями, чувствами, переживаниями (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн);
— как одна из разновидностей человеческой деятельности (Б. Г. Ананьев, М. С. Коган, И. С. Кон, А. Леонтьев);
— как специфическая социальная форма информационной связи (А. Д. Урсун, Л. А. Резников);
— как взаимодействие, отношения между субъектами, которые имеют диалогический характер (Г. М. Андреева, В. С. Соковин, К. К. Платонов).
Общение — это процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и содержит обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.
В процессе общения можно выделить следующие аспекты: содержание, цель и средства [5].
Содержание общения — информация, которая в межличностных контактах передается от одного человека к другому. Это могут быть сведения о внутреннем (эмоциональном) состояние собеседника, о среде, научные и бытовые знания, навыки и умения, о самом человеке (его внешний вид, особенности характера, манера поведения и т.д.).
Содержание общения реализуется с помощью вербального и невербального общения [1].
Цель общения — это обмен мнениями, информацией и индивидуальным опытом.