Курсовая с практикой на тему Особенности нарушений связной монологической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОСОБЕННОСТЕЙ НАРУШЕНИЯ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У
СТАРШИХ ДОШКОЛЬНОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.. 6
1.1. Понятие
связной монологической речи. 6
1.2.
Особенности развития связной монологической речи детей старшего дошкольного
возраста в онтогенезе. 8
1.3. Причины
и особенности нарушения связной монологической речи у старших дошкольников с
общим недоразвитием речи. 11
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ
ИССЛЕДОВАНИЕ НАРУШЕНИЙ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С
ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.. 14
2.1. Организация
экспериментального исследования уровня развития связной монологической речи у
детей с общим недоразвитием речи. 14
Нами было проведено исследование с целью изучения
состояния монологической речи у детей старшего дошкольного возраста. 14
2.2. Анализ
полученных результатов. 17
2.3.Направления
работы по развитию связной монологической речи детей старшего дошкольного
возраста с общим недоразвитием речи. 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 29
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ
СПИСОК.. 30
ПРИЛОЖЕНИЯ.. 32
Введение:
Актуальность
исследования. На сегодняшний день проблема речевого развития
дошкольников занимает множество исследований психологов и педагогов. В них
отмечается, что постоянное совершенствование речевых навыков и овладение детьми
литературным языком считается одним из важных и необходимых компонентов
образованности и интеллигентности в будущем. Такое положение приводит к
необходимости формирования связности речи, развитию умений содержательно и
логично строить высказывание, что является важной задачей речевого воспитания
дошкольников.
В первую очередь важность
речевого воспитания обуславливается социальной значимостью и ролью речи в
формировании личности. Так, именно в процессе развития речи происходит
реализация основной, коммуникативной, функции языка. В рамках социализации
приоритетным направлением выступает познавательное и речевое развитие
дошкольников, которое является важным условием для вхождения ребенка в социум. Изучение и
формирование связной речи привлекает внимание специалистов различных областей
знания: психологов, лингвистов, методистов, дефектологов, логопедов. Это
определяется тем, что связная монологическая речь является высшей формой
речемыслительной деятельности и, следовательно, определяет уровень не только
речевого, но и умственного развития ребенка. Нарушения связного речевого
высказывания многоаспектно изучены и описаны у различных категорий аномальных
детей.
Применительно к детям с речевой
патологией дошкольного возраста данный аспект коррекционно-педагогической
работы нуждается в оптимизации. Общее недоразвитие речи – это форма речевой патологии, в которой происходит нарушение формирования
каждого компонента речевой системы (словарный запас, грамматический строй,
звукопроизношение) при нормальном слухе и относительно сохранном интеллекте.
Проблемой развития речи,
причиной и формой ее нарушения, а также способами коррекции занимались, и
занимаются многие известные ученые, например, Ефименкова Л.Н., Жукова Н.С.,
Мастюкова Е.М., Флерина Т.Б., Чиркина Г.В., Ястребова А.В. и мн. др. Вопросы формирования
связной речи изучались Бородич А.М., Выготским Л.С., Леонтьевым А.А., Сохиным
Ф.А., Тихеевой Е.И. и др. Проблема
развития связной речи у детей с ОНР нашла свое отражение в работах Глухова
В.П., Ефименковой Л.Н., Жуковой Н.С., Ткаченко Т.А., Филичевой Т.Б., и др.
Цель исследования – выявление
особенностей нарушений связной монологической речи у старших дошкольников с
общим недоразвитием речи.
Объектом исследования
выступает связная монологическая речь.
Предмет исследования –
особенности нарушений связной монологической речи у старших дошкольников с
общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования:
предполагается, что у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием
речи будут наблюдаться следующие особенности, которые проявляются в:
невозможности составить законченную фразу, передать логически правильно
содержание литературного текста или зрительно воспринимаемой сюжетной ситуации,
составить связный рассказ
Поставленная цель и
выдвинутая гипотеза предполагают необходимость решить следующие задачи
исследования:
1. Изучить понятие
связной монологической речи.
2. Выделить особенности
развития связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста в
онтогенезе.
3. Охарактеризовать
причины и особенности нарушения связной монологической речи у старших
дошкольников с общим недоразвитием речи.
4. Организовать
исследование по изучению уровня развития связной монологической речи у детей с
общим недоразвитием речи.
5. Проанализировать
полученные результаты.
6. Описать направления
работы по развитию связной монологической речи у старших дошкольников с общим
недоразвитием речи. Теоретико-методологическую
основу исследования составили следующие положения: о языке как важнейшем
средстве общения и познания (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, А.Н. Соколов);
нейрофизиологические и нейропсихологические положения о системе организации
высших психических функций (П.К. Анохин, Л.С. Выготский, А.Р. Лурия); принципы
общей и специальной психологии и педагогики о единстве речевого и психического
развития, комплексном подходе к его изучению (Б.Г. Ананьев, П.П. Блонский, Л.С.
Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубенштейн).
В
процессе исследования использованы следующие методы исследования:
¾ теоретические: анализ, синтез, сравнения,
обобщение научной литературы;
¾ методы количественной и качественной обработки
данных;
¾ эмпирические: процессе изучения уровня
сформированности навыков развития связной речи у детей (методика В. Глухова).
База
исследования: Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №189» города Кирова.
Выборка
исследования: в исследовании приняли участие дошкольники старшего возраста с
общим недоразвитием речи в количестве 12 детей.
Структура работы состоит
из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения и
библиографическим списком.
Заключение:
Изучая современные представления об ОНР, было определено,
что современные психологические и психолингвистические исследования говорят о
том, что предпосылками развития речи выступают два процесса, среди которых
неречевая предметная деятельность самого ребенка, которая заключается в
расширении связей с окружающим миром посредством чувственного его
восприятия. Вторым процессом является
речевая деятельность взрослых и их общение с ребенком, которое выступает как
важная функция обогащения словаря. Отметим, что изначально общение взрослого и
ребенка происходит в одностороннем порядке и носит эмоциональный характер,
вызывая желание ребенка вступить в контакт и выразить свои потребности. После
общение взрослых переходит на приобщение ребенка к знаковой системе языка при
помощи звуковой символики. При этом ребенок подключается к речевой деятельности
сознательно, приобщаясь к общению посредством языка.
Рассмотрение уровней развития ОНР позволило выявить, что в классической
литературе выделено четыре уровня, характеризующих речевой статус детей с общим недоразвитием речи: от
отсутствия общеупотребительной речи до развернутой фразовой речи с элементами
лексико-грамматического и фонетического недоразвития.
Выявление особенностей
связной речи у дошкольников с ОНР показало, что уровень развития связной речи у
детей с общим недоразвитием речи
характеризуется разными проявлениями на различных уровнях речевого недоразвития
и определяется общей психолого-педагогической характеристикой дошкольников.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОСОБЕННОСТЕЙ
НАРУШЕНИЯ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНОВ С ОБЩИМ
НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
1.1. Понятие связной монологической речи
Ведущую роль в процессе речевого развития у детей
играет развитие связной речи, поскольку предложение является единицей речи.
Связная речь – содержательное, развернутое высказывание (ряд логически
построенных предложений).
Существует два типа связной речи: диалогическая и
монологическая. Диалог – это разговор двух или нескольких человек. Монолог –
это разговор одного человека, направленный к слушателям. Монологическая речь в
психологическом и лингвистическом отношении – более сложная форма устной речи.
Монолог нуждается в тщательной предварительной подготовке, значительном волевом
усилии, композиционных и логических умениях. Монологическая речь как речь одного
человека нуждается в развернутости, полноте, четкости и взаимосвязи отдельных
частей повествования, умении говорящего сосредоточить свое мнение на главном. В
работе по развитию монологической речи у детей важно создавать такие ситуации,
в которых они ощущали, отдавали себе отчет в своих рассказах, преданиях [1].
Обучение детей связной речи имеет большое значение
для их всестороннего развития и воспитания. Умение свободно владеть своим
устным языком К.Д. Ушинский выдвигает как одну из важных задач развития речи
детей. Деятельность ребенка этого возраста осуществляется в основном за счет
взрослых. Важными приемами стимулирования
монолога у детей являются записи их рассказов, придуманных сказок, изготовление
«книжек» рассказов и предложение рассказать что-то свое родителям; детям
младшей группы, обсуждение и оценка детских рассказов, определение лучших из
них и т.п. [20].
Типы
монолога: повествование, описание, рассуждения. Развивая устную речь, формируется
у детей навыки как диалогической, так и монологической речи. Установлено, что
ранний и младший дошкольный возраст – это возраст