Курсовая с практикой на тему Особенности нарушений шипящих звуков у дошкольников с дислалией
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 Теоретические аспекты изучения особенностей нарушений шипящих звуков у дошкольников с дизартрией 5
1.1. Понятие звукопроизношения и его онтогенез 5
1.2. Дислалия: понятие, этиология, классификация 8
1.3. Клинико-психолого-педагогическая характеристика дошкольников с дислалией. Специфика нарушений шипящих звуков 15
ГЛАВА 2 Экспериментальное изучение особенностей нарушений шипящих звуков у дошкольников с дислалией 20
2.1 Организация констатирующего эксперимента по изучению особенностей нарушений шипящих звуков у детей старшего дошкольного возраста с дислалией 20
2.2. Этапы и содержание коррекционной работы при дислалии 21
2.2. Количественно-качественный анализ результатов констатирующего эксперимента 28
2.3. Логопедические рекомендации по преодолению нарушений шипящих звуков у детей дошкольного возраста с дислалией 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 46
ПРИЛОЖЕНИЯ 48
Введение:
Актуальность темы исследования. Полноценное развитие личности ребенка невозможно без воспитания у него правильной речи. Однако выполнение этой задачи связано с определенными трудностями, являющимися следствием чрезвычайной сложности самого явления речи. В последнее время резко возросло количество детей с речевыми проблемами.
Дошкольный возраст – лучший для преодоления недостатков речи. Этому способствуют особенности дошкольника: высокая пластичность мозга, способность детей всё превращать в игру, что способствует более быстрым достижениям в коррекционной работе, стремление к овладению звуками речи и непрочность ошибочных речевых навыков. Если в это время не уделить должного внимания устранению нарушений звукопроизношения, то они превратятся в стойкий дефект.
У большинства детей звуковое произношение достигает языковой нормы к школьному возрасту. Однако в силу индивидуальных, социальных и патологических особенностей развития у некоторых детей возрастные недостатки произношения звуков не исчезают, а принимают характер стойкого дефекта, называемого дислалией.
В терминологии речевой терапии и фонетической терминологии нарушения речи именуются «дислалией». Описание дислалии как «дефекта речи» также присутствует в европейской литературе.
Анализ литературы показывает, что проблеме особенностей у детей с дислалией посвящено большое количество исследований (М.Ф. Фомичева, Л.С. Волкова, О.В. Правдина, Л.В. Лопатина).
Актуальность и теоретическая значимость проблемы позволяет определить объект, предмет, цель и задачи исследования.
Цель исследования: выявление особенностей нарушений шипящих звуков у дошкольников с дислалией.
Объект исследования: звукопроизношение дошкольников с дислалией.
Предмет исследования: особенности нарушений шипящих звуков у дошкольников с дислалией.
Гипотеза: нарушения шипящих звуков у детей дошкольного возраста с дислалией имеют свои специфические особенности, которые проявляются у дошкольников шипящих звуков с дислалией будет более эффективной:
Научно-исследовательские цели и задачи:
1) Рассмотреть термин «Дислалия».
2) Исследовать развитие звонких звуков в норме.
3) Проанализировать особенности исправления дефектов озвучивания.
4) Провести экспериментальное исследование по этой теме.
5) Обобщить материал по проблеме исследования.
6) Сформулировать методические рекомендации для учителей и родителей по исправлению дефектов шипящих звуков у детей с дислалией.
Для решения поставленных задач используются следующие методы исследования:
1. Теоретический анализ специальной литературы по вопросам исследования.
2. Психология и педагогический эксперимент.
3. Провести количественный и качественный анализ результатов экспериментальных исследований.
Практическая значимость нашего исследования заключается в предлагаемой задаче, которая направлена на правильное произношение у детей дошкольного возраста с дизентерией. Логопеды могут использовать этот практический наглядный материал.
Структура курсовой работы: введение, две главы, заключение, список литературы, приложения.
Заключение:
Дислалия — это дефект речи, который препятствует произношению определенных звуков. Всего четыре типа:
Просто: неспособность произнести один конкретный звук.
Множественные: неспособность произнести два или более определенных звука.
Готтентотизм: слова человека становятся совершенно неразборчивыми из-за заикания.
Связанный: неспособность произносить все звуки, требующие одинаковой артикуляции.
Одна из важнейших задач логопедии — устранение нарушения произношения у дошкольников со сложными нарушениями ягодичных мышц. От их решения зависит рост детей с дисфонией. Всестороннее развитие детей должно не только устранять психологические барьеры, но и устранять факторы языковой терапии для детей с дисфонией.
Анализ научно-методической литературы по проблеме исследования позволяет сделать следующие выводы.
Термин «этиология» по-гречески означает учение о причине (эфиопский язык, логология, доктрина).
Этиология языковых расстройств следует тому же историческому пути развития, что и общая теория болезненных состояний.
Поэтому в исследованиях древних ученых наметились два направления понимания причин нарушения речи. Первый из них пришел от Гиппократа, сыгравшего ведущую роль в речевых расстройствах, вызвавших заболевания мозга. Второе возникло у Аристотеля: окружающие речевые устройства стали неуравновешенными. На последующих этапах изучения причин языковых барьеров эти две точки зрения сохраняются.
При оценке речевых нарушений у детей важно учитывать так называемый критический период, когда определенные части речевой системы имеют наиболее интенсивное развитие. В связи с этим нервные механизмы речевой активности более уязвимы даже при воздействии легких При экзогенных опасностях также возрастает риск нарушения их речевой деятельности. В этих случаях критический период речевого развития является предпосылкой возникновения речевых нарушений.
Дислалия — это языковое расстройство, дети не могут произносить одни звуки, заменять их другими звуками или смешивать их вместе.
В зависимости от локализации заболевания и причины дефекта звукового произношения различают две основные формы нарушения слуха: функциональную и механическую.
Если органическое заболевание не обнаружено, оно называется функциональной дизентерией.
Когда окружающие голосовые устройства (зубы, челюсть, язык, верхняя челюсть) отклоняются, они говорят о механической дизентерии.
Из-за дисплазии происходит нарушение восприятия фонем, что впоследствии приводит к общему недоразвитию речи, что в дальнейшем приведет к нарушениям письма и чтения.
В онтологическом развитии необходимо учитывать развитие звука, чтобы наладить логопедическую работу, преодолевающую трудности.
Для успешной коррекции нарушений произношения у дошкольников необходимо применять дифференцированный подход, который включает:
-Учитывайте возрастные и личные особенности ребенка.
-Этиология, механизм и структура дефектов речи.
-Выбор методики обучения зависит от этапа логопедической работы.
Коррекционная работа по устранению нарушений произношения включает в себя несколько этапов.
Анализатор речевого слуха и анализатор голосового движения подготовлены для правильного распознавания и воспроизведения звуков.
Второй этап — производство звука. Цель этого этапа — выработать правильное звуковоспроизведение изолированного звука.
На третьем этапе проводится работа по формированию правильного звукового произношения во фразовой речи.
Четвертый этап включает в себя умение различать смешанные звуки и их использование в собственном голосе.
Для подтверждения теоретических выводов мы провели экспериментальное исследование, включающее три этапа: определение, формирование и контроль.
В завершающей фазе эксперимента диагностическое исследование позволяет определить исходный уровень речевого развития детей и наличие дефектов.
Результаты этого этапа показывают, что четверо детей имеют более высокий уровень развития моторики, а шесть детей имеют более высокую способность к восприятию голоса. Средний уровень совместной моторики троих детей и способность восприятия голоса четверых детей. Состояние голосового произношения пяти детей было зафиксировано в среднем, а уровень развития пяти детей был низким.
Для устранения нарушений, обнаруженных на определенной стадии, мы учли механизм и структуру дефекта, сформулировали и реализовали корректирующие мероприятия по устранению неправильного произношения у детей дошкольного возраста с осложненной дисплазией.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1 Теоретические аспекты изучения особенностей нарушений шипящих звуков у дошкольников с дизартрией
1.1. Понятие звукопроизношения и его онтогенез
Теоретические исследования процесса акустико-фонетического анализа, в принципе, являются частью одной и той же общей области исследования. Обе дисциплины связаны с аспектами процесса, посредством которого ребенок-слушатель отображает звук на смысл. Отсюда следует, что между ними существует тесная зависимость. Однако в прошлом между двумя дисциплинами было мало прямых контактов. Исследования в области фонетики, как правило, не уделяют много внимания более широкому функциональному контексту, в котором предположительно работает процесс акустико-фонетического анализа. И наоборот, психолингвисты — даже те, кто работает над распознаванием устных слов — склонны пренебрегать сложностями акустико-фонетического ввода в изучаемые ими процессы. Мы можем считать само собой разумеющимся, что психолингвисты должны уделять больше внимания акустико-фонетическим вопросам.
Утверждение, что фонетики должны уделять больше внимания психолингвистическим вопросам, менее прямолинейно. Однако это то, что мы попытаемся установить здесь. Мы сделаем это с особым упором на взаимосвязь между акустико-фонетическим анализом речевого сигнала и восприятием, и идентификацией произносимых слов.
Общеизвестно, что ребенок реагирует на звуки речи задолго до того, как начинает их издавать. Но похоже, что изменение восприятия речи ребенком происходит примерно в то же время, когда он начинает производить речь (подробности см. В Shv a ch kin, 1973, 69). Тот факт, что одновременно происходят изменения как в восприятии, так и в производстве, предполагает, что примерно в возрасте 12 месяцев ребенок обнаруживает что-то в области