Курсовая с практикой на тему Особенности межличностных отношений со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ СО СВЕРСТНИКАМИ 5
1.1. Психологическая структура межличностных отношений 5
1.2. Особенности межличностных отношений со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста 10
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ СО СВЕРСТНИКАМИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 22
2.1.Методики диагностики межличностных отношений со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста 22
2.2. Анализ проведенного исследования 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 33
Введение:
В современном информационном обществе возрастают потребности человека в общении и взаимодействии с другими людьми. Общение позволя-ет адаптироваться в социуме, решить определенные задачи, а также без него невозможно разностороннее формирование личности.
В дошкольном возрасте в жизнь ребенка прочно и уже навсегда входят другие дети — сверстники. Между дошкольниками разворачивается сложная и порой драматичная картина отношений. Они дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу, а иногда делают мелкие «пако-сти». Все эти отношения остро переживаются и несут массу разнообразных эмоций. Между тем опыт первых отношений со сверстниками является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребенка. Этот первый опыт во многом определяет характер отношения человека к се-бе, к другим, к миру в целом. Вовремя определить проблемные формы от-ношения ребенка к сверстникам и помочь преодолеть их — важнейшая задача родителей. Для этого необходимо знать возрастные особенности общения детей, нормальный ход развития общения со сверстниками.
В условиях детского сада ребенок с первых лет жизни находится в кру-гу сверстников. Дети вместе играют, занимаются, трудятся. У них ярко вы-ражено стремление к общению. В процессе целенаправленного воздействия педагог формирует навыки и привычки поведения детей, личностные каче-ства. Они определяют характер взаимоотношений ребенка со сверстниками. Очень важно придать отношениям детей дух доброжелательности, развивать умение и стремление помогать друг другу. Повседневная жизнь ребенка неразрывно связана с детским садом и регулируется воспитателем, завязы-ваются и укрепляются дружеские взаимоотношения между детьми.
Отношения со сверстниками является одной из наиболее популярных и интенсивно исследуемых тем. Межличностные отношения, среди которых выделяют общение, выступают в качестве одного из важнейших факторов эффективности человеческой деятельности.
Межличностные отношения детей дошкольного возраста изучались та-кими учеными как: А.Н. Леонтьев, Б.С. Волков, Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина Л.М. Шипицына, О.В. Защиринская и др.
Цель исследования – исследование особенностей межличностных от-ношений со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования – межличностные отношения.
Предмет исследования – межличностные отношения со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что теоретическое изучение особенностей межличностных отношений детей старшего дошкольного воз-раста поможет нам эмпирически проверить особенности взаимоотношений детей.
Задачи:
1. Определить психологическую структуру межличностных отношений;
2. Выявить особенности межличностных отношений со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста;
3. Обозначить методики диагностики межличностных отношений со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста;
4. Проанализировать результаты экспериментального исследования.
Методы исследования: анализ литературных источников по теме иссле-дования; наблюдение; педагогическая диагностика; тестирование.
Эмпирическая база исследования: Муниципальное бюджетное до-школьное образовательное учреждение «Детский сад №46 «Россияночка» го-рода Чебоксары Чувашской Республики.
Практическая значимость исследования: данные исследования могут быть полезны студентам педагогических направленностей и практикующим воспитателям в организации работы с детьми по развитию межличностных отношений.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключе-ния, списка литературы.
Заключение:
В условиях детского сада ребенок с первых лет жизни находится в кру-гу сверстников. Дети вместе играют, занимаются, трудятся. У них ярко вы-ражено стремление к общению. В процессе целенаправленного воздействия педагог формирует навыки и привычки поведения детей, личностные каче-ства. Они определяют характер взаимоотношений ребенка со сверстниками. Очень важно придать отношениям детей дух доброжелательности, развивать умение и стремление помогать друг другу. Повседневная жизнь ребенка неразрывно связана с детским садом и регулируется воспитателем, завязы-ваются и укрепляются дружеские взаимоотношения между детьми.
Опыт первых межличностных отношений со сверстниками является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребенка. Этот первый опыт во многом определяет характер отношения человека к се-бе, к другим, к миру в целом.
В ходе исследовательской работы мы решали поставленные нами зада-чи. Так мы определили психологическую структуру общения. Межличност-ные отношения зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детском возрасте. С самого рождения ребёнок живёт среди людей и неизбежно всту-пает во взаимодействие с ними. Поэтому опыт первых отношений как со взрослыми, так и со сверстниками является фундаментом для дальнейшего развития личности ребёнка. Первое общение с людьми также во многом определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру, его поведение и самочувствие среди людей.
К структуре общения можно подойти по-разному, в данном случае бу-дет охарактеризована структура путем выделения в общении трех взаимо-связанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной.
Выявили особенности общения детей дошкольного возраста со сверст-никами в группе детского сада. Общение со сверстниками воздействует на развитие личности дошкольника: он учится согласовывать свои действия с действиями других детей. Общаясь с товарищами, в играх и в реальной жиз-ни, дети воспроизводят отношения взрослых, учатся оценивать себя и своих товарищей, применять на практике нормы поведения.
В общении со сверстниками дошкольник использует и проверяет дей-ственность присвоенных им в общении с взрослыми способов деятельности и норм человеческих взаимоотношений. Считая сверстников равными себе, ре-бенок замечает их отношение к себе, но практически не умеет выделять их устойчивые личностные качества.
Обозначить методики диагностики общения детей дошкольного воз-раста со сверстниками в группе детского сада. Использовались следующие методики:
1) оценка базового критерия общения (умение вступать в общение, наличие положительной установки на собеседника): методика «День рожде-ния», методика «Нарисуй себя»;
2) оценка содержательного критерия общения (готовность программи-ровать процесс общения в зависимости от ситуации): методика «Беседа», ме-тодика «Проблемная ситуация», методика Т.В. Сенько для изучения лич-ностного поведения ребенка;
3) оценка операционального критерия общения (адекватное использо-вание вербальных и невербальных средств общения): методика А.Г. Само-хваловой для выявления вербальных коммуникативных трудностей;
4) оценка рефлексивного критерия общения (способность к регуляции своей деятельности и поведения в ситуации общения): наблюдение за детьми в естественных условиях, индивидуальная беседа.
Проанализировали результаты экспериментального исследования Ко-личественные и качественные результаты оценки уровня и особенностей раз-вития общения у детей старшего дошкольного возраста позволили нам вы-явить общий уровень развития общения у старших дошкольников. В резуль-тате проведенных методик мы выявили, что у детей старшего дошкольного возраста имеют место низкий (45,7%) и средний (40%) уровень развития об-щения.
Фрагмент текста работы:
Психологическая структура межличностных отношений
Для обозначения отношений между людьми нередко используется по-нятие «взаимоотношения». Взаимоотношения — это обязательно прямые межличностные отношения. Они могут быть непосредственными — «лицом к лицу» или опосредованными какими-то средствами коммуникации; могут быть одновременными или отсроченными, но в них всегда должна сохра-няться действительная возможность взаимности.
Следовательно, взаимоотношения — это специфический вид отношения человека к человеку, в котором имеется возможность непосредственного (или опосредованного техническими средствами) одновременного или отсрочен-ного ответного личностного отношения [30].
Для определения понятия «межличностные отношения» следует обра-титься к различным источникам.
В «Психологическом словаре» под редакцией А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского под межличностными отношениями понимаются субъек-тивно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющие-ся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения [31].
Межличностные отношения — это система установок, ориентаций, ожи-даний, стереотипов и других диспозиций, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга [29].
Я.Л. Коломинский говорит о том, что «отношения и взаимоотношения — это явления внутреннего мира, внутреннее состояние людей» [8].
«Взаимосвязь социальных групп и национальных общностей проявля-ется в их взаимодействии по поводу удовлетворения их потребностей и реа-лизации их интересов в соответствующих условиях труда, потребления ма-териальных благ, улучшении быта, образования, доступа к духовным ценно-стям» [30].
Б.Ф. Ломов утверждал, что межличностные отношения существуют внутри каждого вида общественных отношений: «схематически это можно представить как сечение особой плоскостью системы общественных отноше-ний: то, что обнаруживается в этом «сечении» экономических, социальных, политических и иных разновидностей общественных отношений, и есть меж-личностные отношения» [22].