Курсовая с практикой на тему Особенности диагностики диалогической речи детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проблемы диагностики диалогической речи детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи 6
1.1 Междисциплинарный подход к изучению проблемы диагностики диалогической речи детей младшего школьного возраста 6
1.2 Становление диалогической речи в онтогенезе 12
1.3 Развитие диалогической речи в дизонтогенезе 16
1.4 Выводы по 1 главе 24
Глава 2. Практическая работа по разработке диагностики диалогической речи детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи 25
2.1 Методы исследования диалогической речи у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи 25
2.2 Цель, задачи и методика диагностики диалогической речи у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи 27
2.3 Выводы по 2 главе 34
Заключение 35
Список литературы 37
Введение:
Актуальность исследования обусловлена тем, что в настоящее время система дошкольного образования претерпевает ряд изменений, связанных с введением Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Одной из целей и задач ФГОС является обеспечение государством равенства возможностей в получении качественного дошкольного образования, а также полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства, в том числе это касается и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Одним из важнейших условий формирования личности и успешной социализации ребенка является его нормальное речевое развитие и полноценное речевое взаимодействие с окружающими. На этапе завершения дошкольного образования коммуникативные умения дошкольника должны быть сформированы. Это позволит ребенку не только перейти на следующую ступень образования, но и стать полноценным активным участником социума.
Диалогическая речь является наиболее ярким проявлением коммуникативной функции языка. Ученые называют диалог первичной естественной формой языкового общения.
Проблема развития диалогической речи у детей остается одним из актуальных вопросов в теории и практике логопедии, так как речь, являясь средством общения и орудием мышления, возникает и развивается в процессе общения. Согласно взглядам отечественных психологов, общение выступает в качестве одного из основных условий развития ребенка, важного формирования его личности, наконец, ведущего вида человеческой деятельности, направленного на познание и оценку самого себя. Ограниченность речевого общения отрицательно влияет на формирование личности ребенка, вызывает психические наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы, приводит к развитию нежелательных качеств характера: застенчивости, нерешительности, замкнутости, негативизма. Все это в дальнейшем сказывается на школьной адаптации.
Исследование диалогической речи как первичной естественные формы речевого общения осуществляли в своих работах А.П. Коваль, С.А. Леонова, М.Р. Львова. В исследованиях Л.И. Арюпиной, А.С. Зимульдиновой, И.А. Ляшкевич, М.И. Пентилюк, Н.Ф. Скрипченко были разработаны разнообразные системы заданий, которые позволяли развивать у детей различные виды и формы диалогической речи, а также критерии, с помощью которых возможно оценить умения и навыки диалогической речи учащихся младшей школы.
В тоже время в специальной педагогике и психологии еще недостаточно разработаны и научно обоснованы психолого-педагогические условия и содержание работы по коррекции диалогической речи у младших школьников с ТНР, не выработаны критерии оценки уровня развития этой формы речи у детей младшего школьного возраста. Это оказывает негативное влияние на реализацию современных требований ФГОС НОО о том, что необходимо приобщать детей к социокультурным нормам, и что дети должны овладевать речью как средством общения и культуры, так как лингвистические нормы подразумевают овладение всеми разнообразными репликами диалога, а социокультурные нормы требуют, чтобы соблюдались правила ведения диалога. Данные обстоятельства ведут к возникновению противоречия между необходимостью диагностики диалогической речи у детей седьмого года жизни с ТНР и недостаточной разработанностью методов по осуществлению этого процесса.
Выявленное противоречие позволяет выдвинуть актуальную проблему исследования: каковы методы диагностики диалогической речи у детей 6-7 лет с ТНР?
Объект исследования: диалогическая речь детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: особенности диагностики диалогической речи у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи.
Цель: теоретическое обоснование проблемы исследования и разработка методики диагностики диалогической речи детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи.
Задачи:
1. Изучить понятие «диалогическая речь» с междисциплинарной точки зрения
2. Рассмотреть становление диалогической речи в онтогенезе
3. Описать особенности развития диалогической речи у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи
4. Определить особенности диагностики диалога у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
5. Изучить методы исследования диагностик диалогической речи у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи.
6. Разработать диагностическое обследование диалогической речи для детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи.
В работе применяются такие методы научного исследования как анализ лингвистической, психолингвистической, педагогической литературы по проблеме исследования; разработка логопедической технологии cинтезированных данных теоретического изучения вопроса.
Теоретико-методологическая база исследования:
1. Исследования развития речи в онтогенезе: Т.В. Базжина, М.И. Лисина, Н.И. Лепская, О.С. Павлова, Ж. Пиаже, Н.Л. Фигурин и др.; исследования общего недоразвития речи, дизартрии: Л.А Брюховских, Л.Н. Ефименкова, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Н. И. Кузьмина, В.И. Рождественская, С.Н. Сазонова, Р.И. Лалаева.
2. Исследование методик по Р.Е Левиной, М.И. Лисиной.
3. Подбор дифференцированных методических рекомендаций: Л.Н. Ефименковой, Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Р.И. Лалаевой.
Практическая значимость исследования: Возможность применения методов диагностики диалогической речи детей младшего школьного возраста с ТНР.
Заключение:
Под диалогической речью понимается такой тип речи, который состоит из регулярного обмена высказываниями (репликами), на языковой состав которых влияет непосредственное восприятие речевой деятельности говорящего собеседником. При обучении детей диалогической речи необходимо учитывать то, что диалог является особой структурой, состоящей из последовательности реплик, которые объединяются одной темой. Кроме того, развитие диалога реализуется через реплики-стимулы и реплики-реакции, взаимосвязью которых и достигается единство речевого потока, движение разговора.
Исследователями был выявлен ряд трудностей, возникающих у младших школьников с ТНР в процессе овладения коммуникативными умениями, а именно: при постановке проблемы, которая возбуждает интерес школьника и порождает различные точки зрения, обнаруживается неумение учащихся культурно обсудить сложный вопрос, что приводит к ссоре. Диалогическая речь современных младших школьников носит бытовой, ситуативный характер, она неоправданно насыщена междометиями и несвязными репликами. В ситуации групповой самостоятельной работы младшие школьники нередко вовсе уходят от сотрудничества. Учащиеся редко вступают в инициативные отношения с учителем и друг с другом по поводу решения учебных задач. Они практически не взаимодействуют непосредственно между собой, а общаются через учителя. Дети не всегда слышат весь вопрос, часто ухватывают одно – два слова и выстраивают свой ответ именно на опоре этих слов. Кроме того, у большинства младших школьников недостаточно сформированы такие механизмы диалогической речи, как способность планировать логическое развертывание диалога, быстрота реакции на высказывание собеседника, способность к эмпатии, понимание собеседниками интенций в диалоге. Невысока культура слушания и использования в речи формул речевого этикета.
Необходимо отметить, что на сегодняшний день перед учителем особо остро стоит и другая задача – диагностика диалогических умений у младших школьников. В свете компетентностного подхода диалогические умения являются важнейшей составляющей такой базисной характеристики детей, как коммуникативная компетентность. Диалогические умения школьников являются важной предпосылкой их благополучия в социальном и интеллектуальном развитии. Неслучайно авторы Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) (2003 г.) подчеркивают, что в дошкольном и младшем школьном возрасте специальное внимание следует уделять диагностике и развитию диалогической речи.
Правильное и эффективное планирование и проведение работы по развитию диалогической речи детей младшего школьного возраста с ТНР возможно только тогда, когда педагог:
хорошо знает возрастные особенности развития речи детей 6-7 лет с ТНР;
умеет соотнести индивидуальные особенности развития речи каждого ребенка группы с возрастными особенностями.
Индивидуальные особенности развития диалоговой речи выявляются при детальном обследовании состояния речи детей группы в начале учебного года.
В результате исследования были проанализированы методики исследования диалогической речи
Существует ряд методик для диагностики диалогической речи у детей младшего школьного возраста с ТНР. Самой развернутой является «Методика диагностики развития речи детей 6-7 лет» автора А.Г. Аршиновой. В исследовании представлены задания на выявление особенностей развития диалогической речи. Однако, нет методики, содержащей комплекс заданий для диагностики диалогической речи у детей младшего школьного возраста с ТНР. В соответствии с актуальностью данной работы нами была разработана методика, направленная на выявление особенностей развития диалогической речи у младших школьников с ТНР. Основными критериями диагностики диалогической речи детей 6-7 лет с ТНР является умение вступать в общение (начать разговор с разными людьми в различных обстоятельствах, наличие инициативы в диалоговом общении); умение поддерживать и завершать общение (активное стремление поддержать и продолжить общение; умение слушать и слышать собеседника, переспрашивать, задавать вопросы и отвечать на них, учитывать условия и ситуацию общения); умение соблюдать правила культуры диалога (вежливо обращаться к собеседнику, не перебивать, использовать различные формы обращение, приветствия, прощания, благодарности и т. д.).
На основе выделенных критерий нами были подобраны и разработаны задания с целью изучения всех критериев развития диалогической речи детей 6-7 лет с ТНР.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ДИАГНОСТИКИ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
1.1 Междисциплинарный подход к изучению проблемы диагностики диалогической речи детей младшего школьного возраста
Речи принадлежит ряд многообразных функций в жизни ребенка. В качестве основной и первоначальной следует выделить коммуникативную функцию, так как речь предназначена выступать средством общения. Каждая из двух форм устной речи – диалогическая и монологическая имеет свои лингвистические особенности, поэтому к обучению каждой из них необходим дифференцированный подход. Подробнее рассмотрим устную речь, a именно, один из её видов – диалогическую речь.
В лингвистическом энциклопедическом словаре диалог или диалогическая речь определяется как форма (тип) речи, при которой собеседники производят обмен высказываниями-репликами, а их языковой состав определяется непосредственным восприятием активизирующей ролью адресата в речевой деятельности адресанта. Диалогическую речь характеризует наличие содержательной (вопрос/ответ, согласие/возражение) и конструктивной связи реплик [10]. В данном определении отмечается не только адресат и адресант, наличие формального и содержательного единства реплик, но и присутствие конститутивного момента в виде состава высказывания адресанта, на формирование которого оказывает влияние адресата.
Диалогическая речь, по мнению выдающегося отечественного психолога Л.С. Выготского, «это первичная форма человеческого общения, детерминанта психического развития личности». Посредством диалога происходит освоение окружающей действительности, развитие дара слова, познание внутреннего мира другой личности и самого себя. Ситуации диалогического общения, в которых коммуникация осуществляется «лицом к лицу», создаются предпосылки для самораскрытия каждой вступающей в контакт языковой личности [3]. Для диалогической речи типичны содержательная (вопрос – ответ, добавление – пояснение, распространение, согласие – возражение, формулы речевого этикета и пр.) и конструктивная связь реплик. Устная диалогическая речь протекает в конкретной ситуации и сопровождается жестами, мимикой, интонацией. Существует несколько видов диалогической речи – это бытовой разговор, деловая беседа и переговоры. Строевой единицей диалогической речи принято считать диалогическое единство, которое представляет собой сочетание двух или более взаимосвязанных реплик. Данные единства строятся по определенным схемам: вопрос – ответ; вопрос – ответ – вопрос; сообщение – вопрос; сообщение – сообщение; побуждение – сообщение и т.д.
При психолого-педагогическом подходе изучение диалогической речи рассматривается в контексте общения. В исследованиях М.И. Лисиной, А.А. Леонтьева, Т.В. Драгуновой и др. дается анализ общения как особой деятельности. В основе этого подхода лежит теория деятельности, которую разработали в своих трудах П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец. Согласно этому подходу предмет общения состоит во взаимодействии или взаимоотношении общающихся лиц, которых может быть два и более. В диалогической речи ярко проявляется коммуникативная функция языка. Учёные подходят к ней, как к первичной, естественной форме языкового общения, состоящей из обмена высказываниями [31]. У связной диалогической речи есть ряд важнейших социальных функций: она оказывает ребёнку помощь в установлении связи с окружающими людьми, помогает ему определять и регулировать нормы поведения в обществе, а это решающее условие, позволяющие развиваться его личности. Именно посредством диалогической формы общения происходит развитие социальных отношений у детей; используя диалог, ребёнок старается привлечь внимание сверстника к совместной игре, вовлечь его в совместное занятие, установить контакт с ним. Речевой организацией диалога выступает ряд меняющихся реплик, границей которых служит конец речи одного собеседника и начало речи другого.
М.К. Тлехурай в своей статье «Диалогическая и монологическая речь, их роль в развитии навыков связной речи учащихся» отмечает, что реплика представляет собой ответ, возражение, замечание на слова собеседника. Это одно из тех языковых средств, которые как раз и отражают специфику диалога. В реплике раскрывается сущность диалогического общения, а именно развивающийся, перемежающийся обмен высказываниями. Как особая языковая единица, она имеет относительную формально-грамматическую законченность. Также реплика определяет синтаксические особенности диалогической речи: краткость, лаконизм синтаксических конструкций, особенности их сочетаемости друг с другом. Развитие диалога, его внешнее и внутреннее движение реализуются в репликах-стимулах и репликах-реакциях, взаимосвязью которых и достигается единство речевого потока, движение разговора [15].