Курсовая с практикой на тему Особенности бюджетного финансирования и предоставления государственных гарантий в проектах государственно-частного партнерства
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Система государственно-частного партнерства 6
1.1 Финансирование проектов государственно-частного партнерства 6
1.2 Бюджетное финансирование инвестиционных проектов 12
1.3 Предоставление государственных гарантий 20
Глава 2. Анализ конкретных проектов 28
2.1 Бюджетное финансирование 28
2.2 Государственные гарантии 30
2.3 Проблемные направления развития государственно-частного партнерства 32
2.4 Приоритетные направления развития государственно-частного партнерства 35
Заключение 42
Список литературы 44
Введение:
Государственно-частное партнерство (далее – ГЧП) как механизм, суть которого заключается в сочетании частных и государственных инициатив и объединении их ресурсов для оказания общественно значимых услуг, прежде всего, в инфраструктурных отраслях, получил широкое признание во всем мире. Дефицит бюджета, необходимость повышения эффективности его использования наряду с низким качеством общественно значимых услуг стали главными предпосылками для использования ГЧП.
По мнению некоторых исследователей, взгляды на роль ГЧП претерпели за последние годы существенные изменения, произошедшие в связи с переходом от традиционной поддержки единичных проектов к их тиражированию и продвижению широкого портфеля проектов с участием частных инвесторов.
Так, 16 марта 2012 года Президент Российской Федерации В.В. Путин, выступая на расширенном заседании Министерства здравоохранения и социального развития российской Федерации, заявил: «Прошу самым внимательным образом изучить лучший отечественный и зарубежный опыт государственно-частного партнерства в социальной сфере. Нам необходимо сделать этот институт одним из важнейших механизмов реализации социальной политики» .
Актуальность темы исследования.
В условиях внешних ограничений, действующих с 2014 года в отношении российской экономики, значительно возросла роль ГЧП как инструмента развития инфраструктуры, модернизация которой ставится сегодня руководством страны во главу угла. Поэтому особую актуальность приобретает вопрос развития в России рынка качественных проектов ГЧП, в т.ч. их продвижения.
Наряду с привлечением внебюджетного финансирования ГЧП позволяет значительно повысить эффективность государственного управления и расходования бюджетных средств, что не менее актуально для нашей страны.
Вместе с тем формирование рынка, который характеризовался бы значительной долей проектов ГЧП в сравнении с долей проектов, реализующихся в рамках государственного заказа, в настоящее время сдерживается рядом барьеров, важнейшим из которых является отсутствие сформулированной государственной политики в сфере ГЧП, российской программы развития ГЧП, разрозненность усилий органов государственной власти, недостатки нормативно-правовой базы, отсутствие стандартизированной документации, достаточного количества квалифицированных специалистов в области ГЧП. Данный уровень развития рынка приводит к менее активному участию частного сектора экономики в ГЧП. Но, несмотря на существующие ограничения, в стране наблюдается ежегодный рост проектов с участием частных инвесторов в разных секторах экономики.
Объектом исследования является механизм определения частного партнера для реализации проекта государственно-частного партнерства.
Предметом исследования является государственная политика по формированию условий для активного использования механизмов ГЧП.
Цель исследования заключается в анализе российской практики в области применения механизмов ГЧП.
Для достижения цели исследования представляется необходимым решить следующие задачи: рассмотреть теоретические аспекты ГЧП; рассмотреть правовое регулирование государственно-частного партнерства; рассмотреть формы государственно-частного партнерства; оценить состояние российского рынка проектов государственно-частного партнерства и систему государственного управления данной сферой;
Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
В результате проведенных исследований установлено, что государственно-частное партнёрство на современном этапе развития рыночных отношений рассматривается учёными и экономистами с позиции институционального альянса между государством и частным сектором в решении наиболее проблемных аспектов в социально значимых отраслях национальной экономики. Это реализуется не только на федеральном экономическом уровне, но и на уровне субъектов Российской Федерации, где в полной мере могут быть реализованы проекты взаимодействия государственных структур и предпринимательства.
Реализация механизма по взаимодействию публичных органов власти и субъектов частного сектора осуществляется путём использования традиционных и инновационных форм и моделей в зависимости от состояния национальной экономики и её отраслей, изменений внешней и внутренней среды конкретных территориальных хозяйственных комплектов с целью повышения уровня жизни населения, в том числе в многочисленных субъектах Российской Федерации.
Эффективность реализации проектов в рамках государственно-частного партнёрства как на федеральном уровне, так и уровне субъектов Российской Федерации предполагает ресурсное обеспечение. В условиях ограниченности бюджетных средств государство для привлечения и создания благоприятного инвестиционного климата частному партнёру использует финансовый механизм поддержки, предусматривающий инструменты в виде различного рода государственных гарантий, бюджетного финансирования, софинансирования за счёт средств инвестиционных фондов и других финансовых институтов.
С введением в действие федерального закона Российской Федерации о государственно-частном и муниципально-частном партнёрстве, закрепившем цели и задачи механизмов взаимодействия публичных органов властных структур с субъектами частного сектора, расширяются инфраструктурные сферы применения принципов партнёрства и инструментов по поддержке различных видов предпринимательства.
Несомненно, в современных условиях ведения рыночного хозяйствования, в целом в Российской Федерации, в абсолютном большинстве ее субъектов, имеются проблемы и организационного и финансового характера ввиду критического износа объектов инженерно-коммунальной инфраструктуры, здравоохранения, образования, физической культуры и спорта, объектов культурно-массового досуга, а также значительных памятников культурно-исторического наследия в совокупности с усилением бюджетных ограничений.
Поэтому механизмы государственно-частного партнёрства рассматриваются региональными органами власти субъектов РФ, в качестве базовой конструкции привлечения внебюджетных средств частного сектора в развитие приоритетных видов инфраструктурной сферы.
Сложившаяся ситуация в требует повышения эффективности управления процессами, направленными на привлечение частных инвесторов в реализацию принципов и проектов государственно-частного партнёрства в социальной сфере, создания структуры социально ориентированного бизнеса. Такой подход позволит обеспечить решение проблем многочисленных субъектов Российской Федерации по инновационному развитию объектов жилищно-коммунального комплекса, здравоохранения, образования, спорта, туризма и физической культуры, памятников культурно-исторического наследия и других, что соответствует основополагающим нормам Конституции Российской Федерации.
Фрагмент текста работы:
Система государственно-частного партнерства
1.1 Финансирование проектов государственно-частного партнерства
На современном этапе развития мирового рыночного хозяйствования, обостряемом на фоне глобальных перемен в политической, социальной и экономической сферах, абсолютное большинство государств обращают самое пристальное внимание на необходимость использования потенциала предпринимательских структур в решении значимых для национальной экономики масштабных задач на основе механизма равноправного и долгосрочного партнёрства государства и бизнеса.
Определяя высокую роль частного сектора в повышении темпов экономического роста, инвестиционной и инновационной активности, уровня жизни населения, в том числе и в современной Российской Федерации, обеспечении социально-политической стабильности, государства используют многообразные механизмы взаимодействия с бизнесом с целью привлечения инвестиций в социально значимые отрасли.
Следует отметить, что характер взаимодействия государства и бизнеса может существенно отличаться в зависимости от уровня развития и особенностей национальных рыночных отношений. Однако согласно теории государства и права «…государство никогда не свободно от выполнения своих социальных функций», связанных с общенациональными интересами, а частный бизнес, в свою очередь, «…всегда остаётся источником развития и увеличения общественного богатства» .
Именно по этой причине сложившееся соотношение функциональных особенностей субъектов публичного права и частного сектора предопределяет комплекс особых долгосрочных взаимосвязей и взаимоотношений между властью и частным сектором .
Как в зарубежной, отечественной экономической литературе, так и в практике понятие государственно-частное партнерство применяется для обозначения любых форм разнообразного сотрудничества государственной власти и частных структур, а также возникающих отношений по привлечению дополнительного капитала посредством реализации общественно значимых проектов и программ в масштабах федерального, регионального и муниципального уровней.
Как правило, ресурсное обеспечение совместных проектов осуществляется как из государственных источников, так и за счёт частных инвестиций, однако, как подчёркивает ученый-экономист Г.А. Борщевский, исходя из основной идеи государственно-частного партнерства, привлечение частных структур к финансированию строительства, эксплуатации, реконструкции и управления осуществляется к объектам, находящимся в сфере интересов и контроля государства .
Более того, поскольку субъектом взаимодействия является имущество, принадлежащее на правах собственности непосредственно государству (муниципалитету), то организационно государственно-частное партнерство, согласно утверждению отечественных ученых-экономистов Г.А. Борщевского, В.Г. Варнавского, Н.А. Игнатюка и других исследователей, имеет институциональный характер, выстраиваемый на основе долгосрочных договорных отношений .
То есть предметом возникающих отношений в рамках государственно-частного партнёрства является процесс организационно-правового взаимодействия представителей органов государственной власти и частного сектора в вопросах реализации проектов по строительству, реконструкции, модернизации, эксплуатации и управления объектами государственной собственности, основными характерными чертами которого являются:
— представление сторон партнёрства как государственным, так и частным сектором экономики;
— обязательный и равный принцип взаимоотношений;
— фиксирование взаимоотношений сторон партнёрства в официальных решениях, проектах, целевых программах и др.;
— наличие общих и чётко определённых целей сторон партнёрства;
— распределение расходов и рисков между сторонами партнёрства в зависимости от полученных результатов взаимодействия .
Таким образом, анализ и обобщение научной литературы позволяют утверждать, что государственно-частное партнёрство является институционально-организационным альянсом между государством и бизнесом с юридическим оформлением на определённый срок и основанное на объединении ресурсов, распределении рисков, осуществляемое на основании соглашения в целях привлечения частных инвестиций.
Важно отметить, что государственно-частное партнерство образуется в целях реализации проектов и программ в широком спектре отраслей национальной экономики, и применяется в тех случаях, когда государство было особенно заинтересовано в привлечении дополнительных частных инвестиций при сохранении собственности на объекты, обеспечивая при этом благоприятный инвестиционный климат для развития различных видов предпринимательства.
В настоящее время государственно-частное партнерство применяется в различных странах мира, и в силу обязательств государства, сохраняя контроль либо над определённым имуществом, как собственник, либо над определённым видом деятельности, не имея достаточных средств, не может полностью отказаться от своего присутствия, поэтому вынуждено привлекать частный бизнес к решению социально-экономических проблем.
Как отмечает М.С. Айрапетян, необходимость в альянсе возникает в тех сферах, за которые государство традиционно несёт ответственность – объекты общественного пользования энергетической, транспортной и социальной инфраструктуры, объекты культурного наследия, ремонт, реконструкция . Утверждение учёного подтверждается данными, приведёнными аудиторской компанией KPMG в отношении привлекательности секторов экономики для государственно-частного партнерства (рис. 1) .