Курсовая с практикой Педагогика/Психология Психология учебной деятельности

Курсовая с практикой на тему Основные возрастные особенности формирования учебной деятельности

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

1.
Теоретические аспекты формирования учебной деятельности. 5

1.1
Периодизация жизни, и основные характерные особенности каждого этапа
становления личности. 5

1.2
Учебная деятельность, как одна из составляющих в личностном становлении и
формировании. 9

2.
Возрастные особенности формирования учебной деятельности. 15

2.1
Влияние возрастных особенностей на формирование учебной деятельности  15

2.2
Мотивационная основа учебной деятельности. Диагностика мотивации к обучению.. 22

Заключение. 26

Список
использованной литературы.. 28

Приложения. 31

  

Введение:

 

Психическое развитие человека на
всех возрастных ступенях осуществляется в процессе различных видов
деятельности. Именно в деятельности он овладевает общественным и историческим
опытом, накопленным человечеством — усваивает знания, умения и навыки и
приобретает свойственные человеку психические качества и способности. Однако не
все виды деятельности имеют одинаковое значение для психического развития. Как
говорит А.Н. Леонтьев, деятельность в целом не складывается механически из
отдельных видов деятельности. Одни виды деятельности на данном этапе играют
главную роль в развитии, другие являются подчиненными и играют второстепенную
роль. Ведущая деятельность, по определению А.Н. Леонтьева, не просто
деятельность, наиболее часто встречающаяся на данном этапе развития, это
деятельность, которой человек отдает больше всего времени [1]. Она
характеризуется тремя главными признаками.

1. Внутри ведущей деятельности
появляются и развиваются другие, новые виды деятельности, которые сами могут
приобрести ведущее значение в дальнейшем, на следующей возрастной ступени. Так,
учение первоначально появляется в форме игры: ребенок начинает учиться, играя.

2. В ведущей деятельности
формируются и развиваются отдельные психические процессы. В частности, в игре
складываются образное мышление, активное воображение, а в учении — отвлеченное
логическое мышление.

3. От ведущей деятельности
зависит формирование личности ребенка, ее основные изменения в данный период.
Например, именно в игре дошкольник, с одной стороны, осваивает общественные
функции и соответствующие нормы поведения взрослых людей («каким бывает
рабочий, учитель и т.п.»), а, с другой стороны, учится устанавливать
взаимоотношения со сверстниками, согласовывать с ними свои действия.

В начале своего формирования
учебная деятельность возможна только на основе постановки учебных задач
обучающим, которые осуществляют также функции контроля и оценки. Развитые формы
УД предполагают переход контроля и оценки в самоконтроль и самооценку,
самостоятельную конкретизацию поставленных извне целей.

Цель работы: Изучить основные
возрастные особенности формирования учебной деятельности.

Для достижения поставленной цели
необходимо решить ряд задач:

1. Изучить теоретические аспекты
формирования учебной деятельности

2. Рассмотреть возрастные
особенности формирования учебной деятельности.

Объект исследования: Формирование
учебной деятельности

Предмет исследования: Влияние
возрастных особенностей на формирование учебной деятельности.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

 

Фрагмент текста работы:

 

1. Теоретические аспекты
формирования учебной деятельности

1.1 Периодизация жизни, и
основные характерные особенности каждого этапа становления личности Фрейдистские стадии или
Психоаналитическая теория:

Психоаналитическая теория
личности Зигмунда Фрейда была основана главным образом на его концепции
бессознательной природы личности. Она основана на представлении о том, что
человеком движут скорее невидимые силы, чем сознательные и рациональные мысли.
Фрейд отметил, что поведение его пациента не всегда можно было сознательно
объяснить. Это было клиническое открытие, которое привело его к выводу, что
главной силой, которая мотивирует человека, является его бессознательная
структура. Эта структура включает в себя три противоречивые психоаналитические
концепции: Ид, эго и супер-эго.

Психоаналитический подход к
анализу структуры личности оказал некоторое влияние на организационное
поведение. Например, с помощью психоаналитического анализа можно выявить
некоторое поведение сотрудников, которое носит бессознательный характер. Такое
поведение может включать мечтательность, алкоголизм, прогулы, забывчивость и
т.д. Для развития организации некоторые методы совершенствования навыков
межличностного общения могут быть разработаны с помощью психоаналитического
анализа.

Самым большим недостатком этой
теории является то, что она основана на теоретической концепции. Это не дает
полной картины поведения, которое возникает у личности. Поэтому эта теория не
очень актуальна с точки зрения поведенческой науки.

Психоаналитическая концепция
Карла Юнга:

Психоаналитическая теория была продвинута Карлом
Юнгом на шаг дальше. В то время как Фрейд подчеркивал идею о том, что человеческая
жизнь управляется личными бессознательными мотиваторами.

 

Содержание:

 

Введение…………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ВОЗРАСНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
1.1 Структурно-компонентный анализ возрастных особенностей формирования учебной деятельности……………….……6
1.2 Психолого-педагогические особенности формирования учебной деятельности младших школьников ….……..………………11
Выводы по главе 1……………………………………………………..17
Глава 2. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1. Методы исследования готовности младших школьников к учебной деятельности …..…………………………………………..18
2.2. Методические рекомендации к циклу интеллектуально-познавательных мероприятий «Мой край, моя Отчизна»……..20
Выводы по главе 2………………………………………………………24
Заключение………………………………………………………………26
Список использованной литературы…………………………………28

 

  

Введение:

 

Актуальность. Одной из задач современной образовательной системы России является разработка инновационных психолого-педагогических технологий, способных обеспечить максимальную реализацию интеллектуального потенциала личности, начиная с раннего детства, и направленных на личностно-ориентированный подход к формированию учебной деятельности каждого ребенка. Сложность и многогранность поставленных перед психолого-педагогической практикой требует специальных исследований и реализации в них новых парадигм, направленных на переосмысление авторитарно-догматического подхода к формированию учебной деятельности ребенка с учетом всех возрастных особенностей становления личности.
К проблеме изучения основных возрастных особенностей формирования учебной деятельности обращались многие исследователи в области психологии и педагогики (Б. Ананьев, Л. Выготский, Т. Гордеева, Л. Столяренко и др.), выделяя данное явление, как с точки зрения сходства, так и различия динамики становления устойчивости рефлексии к обучению на каждом возрастном этапе. Так, многие психологи и педагоги отмечали, что формирование учебной деятельности на каждом возрастном этапе имеет определенные показатели, которые присущи всем детям, но, в зависимости от индивидуальных способностей эти показатели могут значительно отличаться. В связи с этим, необходимо использовать индивидуальный подход к каждому ребенку при определении степени сформированности способностей к учебной деятельности.
Б. Ананьев, рассматривая стадиальность развития индивидуального сознания личности и методологию его изучения, утверждает об экспериментальном характере психологии, как специальной дисциплины [1]. Экспериментальность психологии, как науки, по мнению Б. Ананьева, требует фундаментальности знаний о научном аппарате, его неиспользованных возможностей и оптимальности соотношения методов в структуре психологической методологии.
Л. Выготский утверждает, что обучение должно соответствовать каждому возрастному периоду, так как «для обучения существует всегда наилучший возрастной срок, но не минимальный и не максимальный» [5, стр. 368]
Т. Гордеева, рассматривая психологические аспекты мотивации достижений, указывает на «недостаточность использования традиционных тестов интеллекта для определения будущей успешности в учебной деятельности», что предусматривает поиски инновационных подходов к определению готовности ребенка к школе, при отборе в специальные классы.
Немаловажное значение научных исследований (В. Гуружалов, В. Дружинин, Н. Зоткин, А. Маклаков, Р. Солсо, Д. Эльконин и др.) проблемы возрастных особенностей формирования учебой деятельности заключается в исследованиях и практических наработках совершенствования методов педагогического влияния и психологических диагностик качественных показателей указанного феномена, которые послужили основой для настоящего исследования.
Актуальность исследования проблемы возрастных особенностей, целесообразность научного поиска эффективных путей психолого-педагогических подходов к формированию учебной деятельности обусловили выбор темы исследования «Основные возрастные особенности формирования учебной деятельности»
Объект исследования – учебная деятельность.
Предмет исследования – возрастные особенности формирования учебной деятельности.
Цель исследования – проанализировать и экспериментально проверить специфику формирования учебной деятельности на разных возрастных этапах развития ребенка.

Задачи исследования:
— проанализировать сущность понятия формирование учебной деятельности;
— последовательно и по возможности полно выявить типологические возрастные особенности формирования учебной деятельности в безличных конструкциях сопоставляемых языков;
— разработать коррекционно-развивающую программу развития познавательных процессов.
Методы исследования:
изучение и анализ психолого-педагогической, учебно-методической литературы с проблемы исследования; обобщение результатов исследования основных возрастных особенностей формирования учебной деятельности; сравнительно-содержательный анализ основных возрастных особенностей ребенка; определение базовых понятий исследования; сравнительный анализ методов диагностики возрастных способностей и специфику их использования на практике; разработка коррекционно-развивающей программы развития познавательных интересов младших школьников.
Структура работы состоит из «Введения», двух глав, заключений и списка литературы. Текст расположен на 25 стр.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

1. Структурно-компонентный анализ возрастных особенностей формирования учебной деятельности младших школьников показал, что основные задачи начального образования – формирование личности учащегося, развитие индивидуальных способностей школьника: положительной мотивации и умений в учебной деятельности, овладение навыками учебной деятельности, самоконтроля, элементами теоретического мышления и пр.
2. Уточнено понятия «возрастные особенности», которые мы определяем как отличительные свойства, характерные качества, присущие личности на определенном временном отрезке жизни и отображающие степень развития индивида и «учебная деятельность», как процесс приобретения новых знаний, умений и навыков или усовершенствование, изменение уже приобретенных, деятельность, направленная на овладение обобщенными способами учебного действия и саморазвития учащегося в процессе нахождения решения поставленных задач.
3. Психолого-педагогические особенности формирования учебной деятельности младших школьников предполагают организацию учебно-воспитательного процесса, как создание психолого-педагогических условий на основе интереса детей к учебной деятельности с учетом их возрастных особенностей: степень развития произвольного внимания и запоминания, уровень работоспособности и пр. Важным условием эффективности учебной деятельности является развитие у школьников мотивационной сферы, познавательных интересов и желания обучаться.
4. Продуктивность учебной деятельности зависит от алгоритма действий педагога который включает основные структурные компоненты: ориентировочный, исполнительский и контрольно-систематизирующий этапы.
5. Основными методами формирования готовности младших школьников к учебной деятельности в практической психологии и педагогике являются традиционные методы педагогического воздействия, диагностические задания и тесты, тематические беседы, игры, праздничные мероприятия. Каждый вид деятельности имеет свои цели, задачи и формы проведения, направленные на развитие личностных способностей, качеств младших школьников в процессе познавательной, учебной деятельности.
6. Разработанные методические рекомендации программы цикла детских интеллектуально-познавательных мероприятий «Мой край, моя Отчизна», является специальной учебно-игровой деятельностью как основы формирования учебной деятельности младших школьников.
7. Содержание программы цикла детских интеллектуально-познавательных мероприятий «Мой край, моя Отчизна» акцентировано на создание наиболее оптимальных педагогических условий для развития у младших школьников познавательного интереса, мотивации к получению новых знаний, восприятия, чувств, сознания как основных показателей обучаемости в соответствии с возрастными способностями.

  

Задачи исследования:
— проанализировать сущность понятия формирование учебной деятельности;
— последовательно и по возможности полно выявить типологические возрастные особенности формирования учебной деятельности в безличных конструкциях сопоставляемых языков;
— разработать коррекционно-развивающую программу развития познавательных процессов.
Методы исследования:
изучение и анализ психолого-педагогической, учебно-методической литературы с проблемы исследования; обобщение результатов исследования основных возрастных особенностей формирования учебной деятельности; сравнительно-содержательный анализ основных возрастных особенностей ребенка; определение базовых понятий исследования; сравнительный анализ методов диагностики возрастных способностей и специфику их использования на практике; разработка коррекционно-развивающей программы развития познавательных интересов младших школьников.
Структура работы состоит из «Введения», двух глав, заключений и списка литературы. Текст расположен на 25 стр.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ВОЗРАСНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
1.1. Структурно-компонентный анализ возрастных особенностей формирования учебной деятельности младших школьников.
Определяя цели и задачи анализа возрастных особенностей формирования учебной деятельности младших школьников, мы опирались, прежде всего, на концептуальные положения ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года с изменениями 2018 года, государственной программы РФ «Развитие образования» от 26 декабря 2017 г., ФГОС начального образования от 17 декабря 2010 года. Одной из приоритетных целей Программы является создание «условий, соответствующих основным современным требованиям (в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), обучающимся в государственных и муниципальных общеобразовательных организациях» [6, стр. 5]. Согласно ст. 66, п. 1 основные задачи начального общего образования – это формирование личности учащегося, развитие индивидуальных способностей школьника, «положительной мотивации и умений в учебной деятельности», такими, как овладение навыками учебной деятельности, самоконтроля, элементами теоретического мышления и др. [10].
Исходя из задач нашего исследования, нам необходимо определить и проанализировать структурные компоненты возрастных особенностей младших школьников, которые непосредственно влияют на формирование учебной деятельности детей. В психологических исследованиях возрастные границы развития ребенка определяются с небольшими расхождениями. Так, Н. Палагина определяет границы развития ребенка без конкретизации возраста, с возможностью коррекции для каждого индивида: преддошкольный (ранний) возраст (от 0 до 3 лет), дошкольный возраст (от 3 до 6-7 лет), младший школьный возраст (6-7 – 10-11 лет), подростковый возраст (11-15 лет), старший школьный возраст, ранняя юность (16-18 лет), зрелый возраст, который в свою очередь исследователем делится на студенческий возраст (18-23/25 лет), ранняя взрослость (23/25-35 лет), зрелая личность/акме (35-55/60 лет) [20]. Важным для нашего исследования является утверждение Н. Палагиной о том, что ведущей деятельностью для младшего школьника является учебная деятельность, что обусловлено социальной атмосферой его жизнедеятельности.
И. Кулагина и В. Колюцкий определяются возрастные особенности ребенка как стадии развития личности: раннее детство (от рождения до 3-х лет), дошкольный возраст (3-6 лет), начальное школьное образование (6-12 лет), обучение в средней школе (12-16 лет), стадия высшего/университетского образования [15]. Авторы отмечают, что на стадии начального школьного обучения дети приобретают основные интеллектуальные навыки, которые в последующих периодах развития личности усовершенствуются, углубляются и расширяются.
И. Зимняя, основываясь на исследованиях отечественных и зарубежных психологов, выделяет общепринятые возрастные рамки развития личности ребенка: преддошкольный (3-5 лет), дошкольный (5-7 лет), младший школьный возраст (7-11 лет), подростковый/средний школьный возраст (11-15 лет), ранняя юность (старший школьный возраст – 15-18 лет) и студенческий возраст, поздняя юность, ранняя зрелость (17-18 – 22-23 года (по Б.Г. Ананьеву) [11].
Таким образом, в нашем исследовании под понятием «младший школьный возраст» мы определяем детей с 6 до 11 лет, что дает возможность конкретизировать особенности формирования учебной деятельности на данном этапе развития личности. Для более глубокого исследования феномена нашего исследования, нам необходимо уточнить такие понятия, как «возрастные особенности», «учебная деятельность».
В толковом словаре русского языка термин «особенность» обозначается как характерное, отличительное свойство, качество, признак кого-, чего-либо [3, стр. 731], понятие «возраст» в психологическом словаре трактуется как «объективная, культурно-исторически изменчивая, хронологически и символически фиксированная характеристика и стадия развития индивида в онтогенезе» [17]. В интерактивном энциклопедическом словаре возрастные особенности определяются как «качественно специфические свойства личности индивида, его психики, закономерно изменяющиеся в процессе смены возрастных стадий развития человека» и характеризуются выявлениями содержательного компонента психического развития познавательных способностей и формирования индивидуальности ребенка. Таким образом, можно сделать вывод, что возрастные особенности – это отличительные свойства, характерные качества, присущие личности на определенном временном отрезке жизни и отображающие степень развития индивида.
В процессе анализа психолого-педагогических исследований отечественных и зарубежных ученых (Ш. Амонашвили, Б. Ананьев, В. Беспалько, Л. Выготский, Л. Макарова, П. Пидкасистый и др.), нами было выяснено, что, несмотря на индивидуальность возрастных особенностей ребенка, каждому возрасту характерна совокупность развития определенных психофизиологических свойств: восприятие, мышление, интеллект, память, внимание, эмоциональная сфера, самосознание, самооценка, познавательная сфера, физическое развитие и т.д.
Понятие «учебная деятельность» Г. Коджаспирова и А. Коджаспиров определяют как процесс приобретения новых знаний, умений и навыков или усовершенствование, изменение уже приобретенных, деятельность обучаемого, которая направлена на овладение им обобщенными способами учебного действия и саморазвития в процессе нахождения решения поставленных задач [12]. Проблемные задачи, вопросы, которые необходимо решить ребенку в процессе обучения ставит перед ним педагог, выполняя внешний контроль и оценивание, которые в последующем переходят в самоконтроль и самооценку школьника.
Исходя из сказанного выше, нам необходимо проанализировать сущность единства возрастных особенностей и учебной деятельности в развитии младших школьников. Социальные предпосылки изменения статуса ребенка с дошкольника на школьника стимулируют развитие у него новых и необычных способностей, которые начинают стремительно проявляться. Несмотря на то, что дети могут прогрессировать с разной динамикой и иметь разные интересы, Л. Паккард выделяет некоторые основные этапы, которые дети достигают в младшем школьном возрасте [29]:
6-7 лет: ребенок способен наслаждаться многими видами деятельности, заниматься и быть усидчивым; любит писать и рисовать; становится любознательным во всех областях познавательной деятельности; способен к критическому восприятию окружающей действительности. У детей младшего школьного возраста проявляется интерес ко всему новому, необычному на уровне взрослого восприятия, но с еще недостаточной оценкой происходящих явлений и событий из-за недостаточности фундаментальных знаний. Данный период носит побудительный характер к развитию навыков самосовершенствования, что спровоцировано осознанной самооценкой, которая в силу социальных условий изменяется в сторону устойчивого формирования.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы