Курсовая с практикой Педагогика/Психология Методика преподавания математики

Курсовая с практикой на тему Формирование у младших школьников универсального учебного действия «сравнение» в ходе изучения темы «величины».

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНОГО УЧЕБНОГО ДЕЙСТВИЯ «СРАВНЕНИЕ» У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ХОДЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ «ВЕЛИЧИНЫ» 5
1.1. Понятие и сущность универсального учебного действия «сравнение» 5
1.2 Возрастные особенности формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников 12
1.3 Методика обучения основным величинам 16
Выводы по первой главе 22
Глава 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ УНИВЕРСАЛЬНОГО УЧЕБНОГО ДЕЙСТВИЯ «СРАВНЕНИЕ» В ХОДЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ «ВЕЛИЧИНЫ 22
2.1. Способы диагностирования уровня развития универсального учебного действия «сравнение» у младших школьников 23
2.2. Анализ педагогического опыта по формированию действия «сравнение» на уроках математики в начальной школе при изучении темы «Величины» 26
2.3 Комплекс упражнений, направленных на формирование универсального логического учебного действия «сравнение» при изучении темы «Величины» 27
Выводы по второй главе 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
Список использованных источников 34
ПРИЛОЖЕНИЯ 37

  

Введение:

 

ВВЕДЕНИЕ
Первоначальное знакомство с величинами происходит в начальных классах. Там величина наряду с числом является ведущим понятием. Величины — это особые свойства реальных объектов или явлений.
Изучение величин является важной частью курса математики для младших школьников. Вместе с тем оно вызывает у них определенные трудности, особенно при выполнении заданий на перевод величин из одних единиц в другие, на установление соотношений между различными единицами, например: «Сравни 4 га и 4 км2 ».
Обычно изучаются основные величины: длина, стоимость, площадь, объём, масса, скорость, время. Занятия по данной теме способствуют формированию обобщений, совершенствованию, целенаправленности и точности выполнения действий, воспитанию умения доводить любую работу до конца, формированию навыков самоконтроля.
Умение ребенка научиться выделять величину, давать ей соответствующие названия необходимо не только для познания каждого предмета в отдельности, но и для понимания отношений между ними. Это влияет на появление у детей полных знаний об окружающей действительности. Этой проблеме уделяли внимание З.А. Михайлова, Л.А. Венгер, А.А. Столяр, А.М. Леушина и Л.С. Метлина. Рукописные материалы Леушиной А.М. были использованы при написании учебных пособий в дальнейшем такими специалистами, как Р.Л. Березина, З.А. Михайлова, Р.Л. Непомнящая, Т.Д. Рихтерман, А.А. Столяр.
По мнению Столяра А.А., при обучении в дошкольной образовательной организации (ДОО) измерительная деятельность характеризуется примитивным видом, который подготавливает дошкольников к последующему усложнению и глубокому уточнению материала, т.е. ребёнок меряет объект каким-то другим предметом, являющимся условной меркой, и именно благодаря этому ребёнок овладевает действием по измерению.
Казакова А.В., Киричек К. А. считают, что сравнительные приемы экспериментирования пробуждают интерес, познавательную активность и любопытство детей к изучению программного материала, развивает мыслительные операции, умение анализировать, классифицировать и обобщать [12]. Используя экспериментирование, ребенок сам будет стремиться узнать новое, создать условия, заинтересовать ребенка и дать возможность самому ответить на свои вопросы.
В ходе формирования практических умений и навыков развиваются внимание, память, наблюдательность, совершенствуется моторика, тактильные и зрительные восприятия и ощущения. Все это служит решению задач коррекции как познавательной деятельности, так личностных качеств детей.
Изучение величин имеет большое значение, так как понятие величины является важнейшим понятием математики. Каждая изучаемая величина — это некоторое количество реальных объектов окружающего мира. Упражнения в измерениях развивают пространственные представления, вооружают учащихся важными практическими навыками, которые широко применяются в жизни. Следовательно, изучение величин — это одно из средств связи обучения математики с жизнью.
Цель нашей работы исследовать особенности формирования у младших школьников универсального учебного действия «сравнение» в ходе изучения темы «величины». Данная цель предполагает решение следующих задач:
Дать определение понятия учебного действия «сравнение»;
Определить возрастные особенности формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников;
Рассмотреть методику обучения основным величинам;
Объектом данного исследования является – особенности формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников.
Предметом – методы формирования навыков сравнения у детей младшего школьного возраста.
Методами исследования являются изучение оригинальной литературы, а так же ресурсов сети Интернет и их анализ.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Во введении обосновывается актуальность рассматриваемой темы, определяется цель и задачи исследования, выделяются предмет и объект изучения.
В первой главе дается определение понятию «сравнения» как метода формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников, рассматривается его сущность.
Вторая глава посвящена проблемам исследования сформированности учебного действия «сравнение» при ознакомлении с величинами в математике детей младшего школьного возраста.
В заключении приводятся некоторые выводы исследования.

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В начальном курсе математики учащиеся знакомятся с величинами: длиной, площадью, массой, емкостью и др. Последовательность изучения их следующая:
1.Сравнение предметов, их изображений, геометрических фигур по величине на глаз, способом наложения одного предмета на другой.
3. Сравнение геометрических фигур по величине на основе введения произвольной мерки, появления в результате измерения целых натуральных чисел и сравнения этих чисел как мер величин. Изменение результатов измерения в виде чисел в зависимости от величины мерки.
4.Введение стандартных единиц измерения величин, метрической системы мер с такой же основой, как в десятичной системе счета. . 5.Знакомство с измерительными приборами и правилами измерения: линейкой, весами, часами и др.
6.Введение чисел параллельно с абстрактными в соответствии с концентрическим принципом их изучения.
7.Преобразование (раздробление и укрупнение мер) чисел по аналогии с выделением классов и разрядов в абстрактных числах, с чтением и записью многозначных чисел на основе выделенных классов и разрядов.
Обычно все величины в школе моделируют с помощью отрезков, которые удобно затем сравнивать с помощью циркуля и линейки. Однако выполнить это трудно. Поэтому выделяют маленький отрезок – мерку, которую последовательно откладывают на модели — отрезке.
Иногда мерка не укладывается полностью на отрезке. Тогда ее уменьшают в несколько, обычно в 10 раз, привязывая к десятичной системы счета, продолжают процесс измерения, по необходимости уменьшая величину мерки. При этом получаются уже другие числа, которые также можно сравнить между собой.
В первом классе учащиеся знакомятся с понятиями величины, сравнивая геометрические фигуры по величине их наложением. Однако это не всегда можно сделать. Дети выполняют упражнения по разбивке фигур-изображений на одинаковые равные фигуры, количество которых можно подсчитать и сравнить с количеством их в различных фигурах.
Можно считать, что продуктивность учебного процесса находится в прямой зависимости от адекватности (соответствия) сложности учебных задач, уровня подготовленности учащихся, объема их знаний и опыта.
Оценивая размер, ребенок не только познает каждый предмет отдельно, но и устанавливает соотношение предметов. Это влияет на формирование у детей обобщенных знаний об окружающей среде. Любое измерение размера достает числовое выражение. Поэтому развитие представления о размерах предметов позволяет углубить понятие числа. Осознание размера старшими дошкольниками Существенно влияет на развитие умственных способностей в целом, поскольку требует выполнения действий различения, сравнения, обобщения.
У детей возникают значительные трудности в употреблении конкретных математических терминов, обозначающих размеры предметов разной длины. Чаще всего они используют слова «большой» и «малый». При характеристике предметов разной длины, высоты, ширины, толщины детям трудно дифференцировать соответствующие термины. Более того, научные исследования показывают, что и само слово «размер» (величина) не имеет для многих детей сигнального значения, поскольку они не понимают его сути. Это обстоятельство следует учитывать учителям первых классов, когда они учат детей выделять в плоских предметах подавляющее или наиболее значимую протяженность и понимать трехмерность пространственных отношений.
Детям трудно объяснить выбор арифметического действия, обобщать и классифицировать; математический словарь их беден, самооценка завышена или занижена.
Дети испытывают значительные трудности при выполнении умственных операций сравнения, обобщения, классификации.
Ознакомления учащихся с величинами и единицами их измерения и формирования соответствующих умений и навыков проходит в тесной связи с формированием понятия натурального числа, с формированием понятия геометрической фигуры. Изучение величин и единиц их измерения надо организовать так, чтобы дети приобрели некоторые практические навыки измерения величин, конкретно представляли единицы их измерения и соотношения между ними.
Сравнивая величины напрямую, можно узнать равные они или нет. Чтобы получить более точный результат сравнения величины следует измерить. Измерение заключается в том, чтобы сравнить данную величину с некоторой величиной, принятой за единицу измерения. В связи с этим ими усваиваются понятия «длиннее», «короче», «одинаков по длине», «выше ниже», «одинаков по высоте», «шире», «уже», «одинаков по ширине», «толще», «тоньше», «одинаков по толщине» и др.

  

 

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНОГО УЧЕБНОГО ДЕЙСТВИЯ «СРАВНЕНИЕ» У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ХОДЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ «ВЕЛИЧИНЫ»
1.1. Понятие и сущность универсального учебного действия «сравнение»

Значение математики как науки и учебного предмета подчеркивали гении человечества. «Никакие человеческие исследования нельзя назвать настоящей наукой, если они не прошли через математические доказательства», утверждал Леонардо да Винчи (1452-1519). Годы не стерли из памяти это высказывание. Сейчас он стал еще актуальнее.
Формирование основных понятий арифметического содержания начинается с первых уроков. Ознакомление со счетом, числом, количественными отношениями и арифметическими действиями осуществляется на наглядно-практическом материале, путем выполнения практических действий с множествами предметов (объектов).
Предлагаемые темы раздела позволяют формировать, развивать аналитическое мышление, создают предпосылки для формирования обобщений понятия натурального ряда, образование натурального числа, сравнение натуральных чисел, алгоритмов выполнения арифметических действий, их законов и свойств, нахождение результатов и тому подобное.
Ознакомления с геометрическими фигурами, названием, их элементами, свойствами, геометрическими телами, со сравнением, измерением геометрических величин и вычислением их значений формирует и развивает пространственные представления, восприятия, умения анализировать, классифицировать, обобщать [15].
Говоря об основных задачах математики в начальной школе, называют прежде всего решение задач творческого характера. Воплощение этих задач требует от учителя не только методического мастерства, но и глубокого понимания сути математических понятий и фактов.
Напомним, что именно в начальной школе формируются основы таких понятий, как число, величина, функция, происходит ознакомление с элементами буквенной символики, рассматриваются простейшие геометрические фигуры, формируются первичные логические умения. При этом много математических понятий вводится без строгих определений. Творческие задачи, в том числе в 1-м классе, могут способствовать наиболее глубокому изучению учебного материала по математике, а именно:
— умению выполнять операции над числами, используя законы арифметических действий (простой закон сложения); в том числе разложение числа на слагаемые;
— умению использовать связь между компонентами и результатами арифметических действий;
— умению конструировать геометрические фигуры, узнавать их;
— умению использовать более простые логические термины и отличать их друг от друга (есть такое число, для всех чисел, для любого числа и прочие);
— умению решать сложные задачи, их «рисовать», преобразовывать по определенным требованиям, составлять задачи самостоятельно, и тому подобное [17].
Сравнение в обучении — это умственная операция, с помощью которой устанавливаются черты сходства и различия между определенными предметами и явлениями.
Познание любого предмета и явления начинается с того, что мы отличаем его от других предметов и устанавливаем его сходство с родственными предметами. В этом проявляются две основные формы, в которых осуществляется сравнение: сопоставление и противопоставление.
Противопоставление — форма сравнения, направленная на уяснение отличительного в предметах и явлениях с целью выделения существенных признаков и свойств.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы