Курсовая с практикой на тему Основные проблемы демографической политики в России
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СФЕРА КАК ЧАСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ 6
1.1. Демографическая безопасность в системе экономической безопасности страны 6
1.2. Методы демографической политики государства 11
ГЛАВА 2. ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В МИРЕ И В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 13
2.1. Общая характеристика демографической ситуации в мире 13
2.2. Анализ демографической ситуации в Российской Федерации 24
2.3. Оценка влияния угроз в демографической сфере на экономическую безопасность Российской Федерации 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 41
ПРИЛОЖЕНИЯ 46
Введение:
Актуальность темы исследования определяется значимостью современной демографической политики, которая является необходимым и важным элементом общей политики, проводимой государством. От уровня развития ее показателей зависит весь внешний облик страны. Поэтому так важно проводить продуманную и направленную на развитие государства демографическую политику.
Теоретически обосновано и практически подтверждено, что процесс воспроизводства населения в глобальном масштабе проходит четыре этапа. Первый этап демографического развития характеризуется одинаково высокими показателями рождаемости и смертности и, как следствие, небольшим приростом населения и очень низкой средней продолжительностью жизни. Второй этап характеризуется снижением уровня смертности при сохранении высокого уровня рождаемости. Феномен быстро увеличивающегося прироста населения был образно назван «демографическим взрывом». На третьем этапе уровень смертности стабилизируется на низком уровне, но рождаемость несколько уменьшается: рост населения замедляется (например, в США и Франции). На четвертом этапе как смертность, так и рождаемость снижаются и стабилизируются, а средняя продолжительность жизни людей заметно увеличивается.
Внутри одной страны демографические изменения традиционно связаны с социально-экономическими условиями жизни населения, на основе изучения которых даются рекомендации по проведению определенной демографической политики государства. Развитые страны характеризуются снижением рождаемости, снижением смертности, увеличением продолжительности жизни и увеличением стареющего населения. Неспособность обеспечить надлежащее воспроизводство населения обуславливает необходимость замены его экономически активной части и в ближайшем будущем повлияет на показатели социально-экономического развития.
В то же время продолжается рост и омоложение населения в других частях мира (в Сомали средний возраст составляет около 16 лет, в Нигерии — 17 лет, в Сирии — 20 лет), что вряд ли можно объяснить эффективным состоянием экономики и социальной сферы. политика и улучшение качества жизни людей.
Различная демографическая ситуация в развитых и развивающихся странах, как считалось ранее, не имеет детерминистского линейного характера и не может быть объяснена исключительно простыми причинно-следственными связями.
Динамика роста населения все в большей степени оправдывается изменением ценностных ориентиров, появлением новых и более сложных представлений о потребностях. Стремление к высокому уровню жизни не всегда возможно реализовать, и разрыв между требованиями и возможностями расширяется, что особенно характерно для современной молодежи, независимо от того, где она живет.
Гипотеза: проводимая в последнее время демографическая политика государства не является достаточно эффективной для решения демографических проблем, снижения численности населения в современной России.
Объектом исследования является демографическая политика РФ.
Предметом исследования являются социально-экономические отношения, возникающие в процессе реализации демографической политики.
Целью работы является изучение демографической политики РФ и оценка угроз в демографической сфере.
Для достижения оставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть теоретические основы государственной демографической политики;
2) провести анализ демографических процессов в РФ;
3) дать оценку эффективности реализации государственной демографической политики;
4) разработать рекомендации по совершенствованию демографической политики в регионе;
5) дать прогноз эффективности разработанных рекомендаций.
Методы: сбор и анализ информации, анкетирование и обработка собранных материалов, теоретические — анализ литературы о проблеме исследования.
Теоретической и методологической основой исследования служат результаты исследований отечественных и зарубежных ученых в области теории и практики построения методик оценки демографической политики регионов, систем мониторинга, управления сбором и обработкой информации.
Теоретическая база исследования включает публикации в периодических изданиях, монографии ведущих специалистов в указанных предметных областях.
Исследование было проведено на основе обзора демографических процессов в России и ряде других стран, что позволило проверить, соответствует ли наша страна в целом изменениям, происходящим в развитых экономиках. Однако существуют некоторые отклонения по ряду показателей, что указывает на демографический кризис, который не был преодолен и, вероятно, будет усугублен.
Структура работы. Цели и задачи исследования определили структуру работы. Работа содержит введение, две главы, заключение, библиографический список.
Заключение:
На социально-экономическое развитие отдельных территорий и страны в целом влияют различные внутренние и внешние факторы. Одним из наиболее важных внутренних факторов является текущая демографическая ситуация в регионе. Под демографической ситуацией обычно понимают демографическую ситуацию, состояние демографических процессов, состав и распределение населения в определенное время в стране или конкретном регионе. Экономическое развитие страны при переходе к инновационной модели экономики во многом зависит от демографической ситуации, которая оказывает существенное влияние на формирование и состав рабочей силы. Под влиянием демографических процессов трудовые ресурсы возобновляются по различным количественным и качественным характеристикам, что является одним из необходимых условий расширенного воспроизводства. Эти процессы напрямую влияют на результаты хозяйственной деятельности компании, на социальные аспекты развития государства.
Снижение рождаемости означает сокращение рабочей силы, что в конечном итоге приводит к увеличению демографической нагрузки на трудоспособное население. В то же время уменьшение численности активной трудоспособной части населения приведет к невозможности не только количественного, но и качественного воспроизводства высококвалифицированных профессиональных кадров. Следует отметить, что система критериев экономической безопасности не может быть сведена только к исключительно экономическим показателям, характеризующим финансовую систему, производство и потребление продукции, экспортно-импортные обмены. На наш взгляд, большой ошибкой является отказ рассматривать демографические вопросы в рамках экономической безопасности общества и государства. Важнейшей целью и одновременно средством обеспечения экономической безопасности страны является ее население. Добиться благосостояния страны невозможно без достаточного количества трудоспособного населения и высококвалифицированных кадров. В то же время рост населения, его качество и продолжительность жизни во многом зависят от стабильного экономического роста. Население страны является той основой, без которой политические, военные, экономические, социальные и другие расширенные формы национальной безопасности, включая их более мелкие единицы, не имеют практического значения. Это подразумевает вывод о том, что такие понятия, как экономическая и демографическая безопасность государства, являются взаимозависимыми и взаимозависимыми, и эти концепции необходимо изучать во взаимосвязи. Более того, по нашему мнению, демографическая безопасность может быть выделена как одна из важнейших составляющих национальной безопасности Российской Федерации.
Полученные данные позволяют сделать вывод, что решение проблемы ускорения роста миграции как средства компенсации естественного сокращения населения должно основываться не только и не столько на увеличении объемов приема мигрантов, сколько на уменьшении их оттока. , увеличивая их выживаемость на новом месте жительства.
Между тем, концептуальные подходы к миграционной политике, определенные основными документами стратегического планирования Российской Федерации (Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 г.) обеспечивают в основном стимулы для территориальной мобильности населения и привлечения мигрантов, а не их выживания в местах интродукции. В связи с этим представляется целесообразным скорректировать соответствующие положения миграционной политики, повысить внимание к вопросам стимулирования выживания мигрантов в местах расселения.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СФЕРА КАК ЧАСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ
1.1. Демографическая безопасность в системе экономической безопасности страны
Успех государства во всех сферах деятельности во многом зависит от состояния его населения. Эта истина подтверждалась в разное время в трудах многих выдающихся мыслителей, таких как А. Смит, Ж.Ж. Руссо, Ш. Монтескье, М.В. Ломоносов, Д.И. Менделеев и т.д.
Анализируя литературу, посвященную этому вопросу, можно выделить два основных подхода.
В первом случае под демографической политикой понимается реализация мер, которые могут оказать непосредственное влияние на рождаемость, и создание оптимального режима воспроизводства населения. . Итак, в поле зрения демографической политики входят все стадии репродуктивного цикла, кроме смертности. Что касается смертности, то единственной социально приемлемой политикой является ее снижение. Поэтому это больше похоже на медицинскую проблему, сливающуюся с социальной политикой. В. Г. Глушкова определяет демографическую политику как систему мер, принимаемых государством для воздействия на естественное движение населения и достижения определенных демографических результатов, и В.В. Елизаров говорит, что демографическая политика — это комплекс мер, предпринимаемых государством для воздействия на режим демографического воспроизводства в данном направлении.
Сторонники второго подхода понимают демографическую политику в более широком смысле. Он включает, помимо реальных демографических целей, меры по регулированию социальных и, отчасти, экономических условий, которые могут иметь демографические последствия, то есть прямо или косвенно влиять на процесс воспроизводства населения.
Таким образом, демографическая политика определяется как система мер, направленных на формирование демографического поведения ее членов, которое является желательным для общества, а также «охватывает все сферы народного хозяйства», решая стратегические задачи по поддержанию целостности государства.
В русской научной литературе существует более 20 интерпретаций понятия «экономическая безопасность». Чаще всего дается определение академика Л.И. Абалкина, в котором основное внимание уделяется «совокупности условий и факторов, обеспечивающих независимость национальной экономики, ее стабильность и устойчивость, способность постоянно обновлять и совершенствовать себя, реализацию национальных интересов и оппозицию». внутренним и внешним угрозам ». .
Академик В.К. Сенчагов отметил, что экономическая безопасность «- это не только защита национальных интересов, но и готовность и способность государственных учреждений создавать механизмы для реализации и защиты национальных интересов, развития отечественной экономики и поддержания социально-политической жизни», стабильность общества «.
В недавней публикации С.Ю. Глазьев выразил мнение, что условием выживания России является создание современной системы управления, без которой безопасность национальной экономики не может быть гарантирована. .
Западным исследованиям также не хватает единого подхода к определению экономической безопасности. Разброс мнений варьируется от отрицания законности существования этой концепции до сложности ее определения из-за разных подходов к анализу явлений и значительного влияния рыночных факторов. .
Чтобы подтвердить разнообразие оценок концепции экономической безопасности, желательно обобщить толкования этой концепции, которые наиболее часто используются. Исследователи, отмечая различные и важные аспекты функционирования национальной экономики, сводят их к сути определения экономической безопасности. Суверенитет государства выделяется как оправдание экономической безопасности; обеспечение национальных интересов; защита от внутренних и внешних угроз; экономическая независимость; стабильность народного хозяйства и его социально-экономическое развитие; институциональные аспекты, понимаемые как способность государственных институтов защищать экономику; фактор конкурентоспособности национальной экономики; взаимосвязь и взаимозависимость микро-, мезо- и макроуровней экономики с учетом их характеристик с точки зрения восприятия экономической безопасности субъектами хозяйствования.
Таким образом, экономическая безопасность рассматривается на многосторонней основе, и внимание ученых сосредоточено на изучении концепций, которые находятся в другой плоскости анализа и не всегда взаимозависимы, что служит «доказательством сложности и динамичности изучаемого явления в пространственно-временные, структурно-уровневые и функциональные аспекты.»